Зодческие работы

К вопросам об истории и символике масонского табеля. Часть 5

табель третьего градуса масонства ч/б
миниатюра возвышения в степень мастера масона - "Хирам во гробе"

Продолжение. Начало (перевод первого документа) смотрите в:   Часть 1  |  Часть 2  Часть 3 | Часть 4

Марк масонство и Королевская Арка

Начатое во второй степени, обучение мастера продолжено в степени марк мастера (мастера метки), где работа тесно связана с возведением храма Царя Соломона в Иерусалиме, перед безвременной кончиной Мастера строителя. Табель этой степени также имеет вертикальное положение рисунка, стороны соотносятся согласно числу «фи». На нем показан храм снаружи в направлении с запада. Можно заметить падающий на кровлю храма солнечный луч – знак начала новой жизни. Хотя на самом деле река Иордан течет восточнее Храма, на табеле она показана справа от него – на Севере. Всё это мы видим через арочный свод из обтесанных и украшенных символами камней, как бы обрамляющих всю композицию.

По центру краеугольного камня, венчающего Арку, расположен вписанный в круг равносторонний треугольник. С древних времён он был символом Бога, как одна из большинства совершенных фигур. Считающийся также совершенной фигурой, круг является символом всеобъемлющих аспектов божественного проявления и эмблемой вечности. Внутри него вырезаны восемь еврейских цифр: Хет Бет Алеф Алеф Цади Шин Мем Син. Это начальные буквы двух совершенно разных еврейских изречений. В одном говорится о начальнике над строителями во время подготовки к возведению Храма. Другое ссылается на Хирама – царя Тирского, когда Храм уже был возведен и царь Израиля Соломон устраивал его освящение. Когда эти два изречения были переведены на английский, образовалась английская аббревиатура из начальных букв слов — HTWSSTKS. Прямо над Аркой, в углах табеля, надпись на иврите из 117-го Псалма, стиха 22: «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла». Эта мысль повторена и развита Апостолом Петром в своем первом послании христианам пяти областей Рима:

3 ибо вы вкусили, что благ Господь.
4 Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному,
5 и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом.
6 Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится.
7 Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна,
8 о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены.
(1-е Петра, гл. 2 : 3-8)

По разные стороны от краеугольного камня, каждый на своем камне, находятся раскрытый том Священного Писания и Всевидящее Око. Священное Писание направляет нашу веру, а Всевидящее Око напоминает нам, что Вездесущий всегда с нами в наших праведных трудах. Большинство других изображенных на арочном своде символов изображают известные рабочие инструменты оперативного каменщика. Помимо них – канат с якорем, лестница и песочные часы.  Канат и якорь символизируют нашу духовную связь с Богом и являются символом твёрдо основанной надежды от истинного и верного служения Господу. Лестница напоминает нам Лестницу Якова и символизирует веру в обретаемую после смерти награду за праведную жизнь. Песочные часы скорой текучестью своего песка напоминают нам о преходящести человеческой жизни, и, значит, нам нужно спешить выполнить свой долг днем, пока наступающая ночь не обездвижет нас.  Символическое назначение песочных часов – подчеркнуть фундаментальные жизненно важные знания, переданные кандидату при посвящении в мастерскую степень.

Изображенные на воротах арки рабочие инструменты – это молоток, резец, отвес, мастерок, 24-дюймовая линейка, наугольник и циркуль, уровень, скоба и секира. Молоток – инструмент оперативного вольного каменщика, подобный (но не идентичный) обычному молоточку символического спекулятивного масонства. Он используется для передачи силы, импульса, главным образом резцу. Нравственно он учит нас сглаживать неровности, обуздывать амбиции, приглушать зависть, смягчать гнев. Резец, являющийся инструментом оперативного каменщика и используемый для резьбы и отесывания камня, таким образом символически олицетворяет обучение и дисциплину, необходимые в развитии скрытых добродетелей (достоинств) разума и развития знаний человечества. Отвес использовался оперативными каменщиками для пробы и в случае необходимости подгонки вертикальных деталей постройки во время их непосредственной кладки. Он символизирует справедливость и непорочность жизни и поступков, которым должен следовать каждый вольный каменщик. Мастерок – инструмент, используемый оперативными каменщиками для распределения строительного раствора, связующего камни между собой, при завершении работ по возведению здания. Мастерок символически учит нас использовать раствор благости и человеколюбия, связующий всех членов нашего братства и даёт нам импульс в упражнении в таких добродетелях, как братская любовь, взаимопомощь и истина.

В спекулятивном масонстве 24-дюймовая линейка – современный инструмент, пришедший на смену обычной прямой пластине, 12-дюймовой линейке и 3-футовой линейке, использовавшихся оперативными каменщиками в средневековой Великобритании. 24-дюймовая линейка была выбрана специально, ведь её деления могли символически представлять 24 часа дня. В оперативном масонстве у учеников не было градуированной линейки, для резки камня они использовали прямую пластину как прикладываемый шаблон для резца. Опытные каменщики размечали градуированной линейкой камни под обработку, а уже отесанные и полированные камни – в совокупности с прямой пластиной поверяли их линейкой, принимая работу. Символически 24-дюймовая линейка напоминает нам о правильном распределении времени на труд, отдых и сон, не забывая про свой долг перед Создателем и братьями, но и оставляя время для себя и своих семей. Символика ступеней лестницы тесно связана с промежутками времени и перекликается с символизмом 24-дюймовой линейки. Мы должны свободно делиться полученным. Наши труды не должны быть корысти ради, а на пользу всего человечества, отражая силу веры, надежды и милосердия, которые символизирует высота подъема лестницы.

Символизм наугольника столь известен, что остановимся на нем вскользь. Наугольник учит нас соизмерять нашу жизнь и действия согласно принципам, заключенным в использовании оперативными каменщиками линии и линейки. Циркуль учит нас надлежащим образом обуздывать свои страсти в каждый момент своей жизни, дабы по заслугам нашим воскреснуть нам, прожив достойно и умерев покаянно. Уровень – идеальное дополнение к циркулю и наугольнику – использовался оперативными каменщиками для выравнивания горизонтали, проверки горизонтальной плоскости. Он символизирует равенство и напоминает нам о равенстве всех перед Богом, так что общественное положение и благосостояние не дадут нам привилегий на том Свете, лишь только добродетель и слежение Богу и ближнему. Скоба – это использовавшееся оперативными каменщиками приспособление для подъема тяжелых камней и других трудноподъемных материалов с целью перемещения их на новое место. Символически она представляет то тесное и крепкое единение, связывающее всех членов нашего братства и помогающее перенести любые трудности, с грузом которых можно столкнуться. Секирой оперативные каменщики пользовались для раскалывания камней. Будучи с незапамятных времён орудием возмездия, секира символически напоминает нам о ждущей нас расплате за наши нарушения Божьих Заповедей и за преступления перед Богом и ближними нашими.

На переднем плане табеля можно заметить получающего заработную плату ремесленника каменщика перед стоящей слева колонной, поддерживающей арку. Прямо напротив него, у стоящей справа колонны, находятся Совершенный Камень Досточтимого Мастера, Краеугольный Камень Старшего Надзирателя (в ложах ОВЛР 1921, работающих по ДПШУ — 1-го Стража — прим. пер) и тесанный анкерный камень[1] Младшего Надзирателя (2-го Стража — прим. пер.). Совершенный куб отмечен наугольником Мастера, а анкерный камень – отвесом Младшего Надзирателя (2-го Стража — прим. пер.). К Краеугольному камню посредством скоб приспособлено кольцо для подъемного крюка; на самом же камне нанесены те же символы, что и на рассмотренном выше краеугольном камне, венчающем Арку. Три этих камня составляют ведущую композицию на табеле, дабы запечатлеть в нашей памяти важные знания, передаваемые масону в ритуале посвящения в градус Мастера Метки. Наконец, что касается масонского шифра, в прежние времена имевшего существенное значение для каменщика, явно на табеле не показанного. Это символическое напоминание о том, что мы должны держать в секрете все хранимые меж братьями тайны, как надёжно мы скрываем и свои личные дела.

табель марк мастера
табель масона марк мастера (мастера метки)

Степень Королевской Арки (Царственного Свода) связана с восстановлением израильтянами Храма Иерусалимского после их возвращения из вавилонского плена. У табеля вертикальное расположение, стороны соотносятся согласно уже известному нам числу «фи». На нем изображены руины Храма, на которые как бы наложено изображение интерьера Храма, расположенного над подземным сводчатым склепом, показанным как бы в разрезе, являющимся потайной сводчатой гробницей, в которой сокрыто Священное слово. Внутреннее убранство Храма сугубо символическое, оно представлено стоящими по кругу семнадцатью хоругвями, или знаменами. Знак Царственного Свода – Тройное Тау в круге – изображен по центру основных четырёх знамён, под которыми израильтяне прошли через пустыню и разбив лагерь вокруг Скинии, приспособив их под потолком в виде свода. Другие двенадцать знамен – знамена колен Израилевых, расположенные в два ряда по шесть замен в каждом, каждый ряд в своей стороне от центральных знамен. В центре мозаичного пола шесть подсвечников образуют большой и малый равносторонний треугольники. Больший треугольник получается вписанным в круг. Круг представляет собой Священное Слово, а больший треугольник – созидательную, оберегательную и разрушительную силу Бога. Каждая свеча малого треугольника делит пополам сторону большого. Эти свечи символизируют Свет Закона, явленный в древних пророческих Заповедях Моисеевых. На мозаичном полу, занимающем все пространство Храма, лежат Скрижали и раскрытое Священное Писание. На полу гробницы, внутри круга с двенадцатью знаками зодиака стоит мраморный пьедестал. Двенадцать считается совершенным числом и символизирует все, что можно узнать и постигнуть. Зодиак – древний символ круга жизни, через который свой цикл развития проходит душа. На вершине пьедестала золотая пластина с нанесенными на нее кругом, равносторонним треугольником и различными еврейскими буквами. В этих надписях содержится Священное Слово и некоторые свойства Бога. Всё это ярко освещено лучом солнца, бьющего через щель, проделанную рабочими, во время разбора завалов старого Храма, и этот свет напоминает нам, что Создатель – источник всей жизни и Света, причина и источник добродетели.

 

Древний и Принятый Устав

У ДПШУ французские корни. И хотя во многих степенях Устава есть табели с соотношением «фи», некоторые из них квадратные, или прямоугольные, или в форме храмовой площади, в зависимости от символики (легенды) градуса. Табель 9-го градуса имеет вертикальное расположение, 10-го – горизонтальное. 9-й и 10-й градусы связаны с поиском трех разбойников после несвоевременной смерти мастера Хирама и преданием их суду. Стороны обоих табелей соотносятся согласно числу «фи», намекая на возвращение души мастера строителя обратно к Всевышнему, от которого была ниспослана. На табелях изображены сцены поисков и возвращения разбойников. Эти табели отличаются от табеля 11-го градуса, поскольку он квадратный по форме, потому что на нем рассмотрена мирская история выборов и назначения двенадцати родоначальников, управляющих каждый уделом своего одного из двенадцати колен Израилевых. На табеле 11-го градуса показаны архитектурные подробности Храма, отсылая нас обратно к табелям второго символического градуса, а также к табелю мастера метки. Но чтобы подчеркнуть значение Бога во всех делах, табель сверху венчает треугольник с тетраграмматоном. Также квадратный табель в 16-м градусе, где рассматриваются другие мирские ситуации, например, беды от самаритян перед возведением второго Храма Иерусалимского, заставившие Зоровавеля отправиться в Вавилон. В то время Зоровавель старался получить указ Артаксерксеса, отмененный Дарием и получить от Дария письменное подтверждение соблюдения им декрета Кира Великого, разрешавшего сынам Израилевым беспрепятственно вернуться в Иерусалим и приступить к восстановлению Храма. В квадрате семиугольник с раскрытым в его центре Священным Писанием и лежащим поверх книги лучащимся светом мечом. На каждом из семи углов многоугольника – символы бренности.

7-й и 8-й градусы рассматривают историю назначения группы наиболее подготовленных мастеровых после смерти главного архитектора Храма чтобы увериться что подготовка рабочих чертежей продолжается согласно наброскам, одобренным тремя Великими Мастерами, и проводимые по этим наброскам работы будут доведены до конца. Поскольку эти действия символизируют восходящее мысленное и моральное продвижение человечества его поиске Всевышнего, табели этих двух степеней – прямоугольные с соотношением сторон два к одному. В центре табеля 7 градуса пьедестал в форме тесанного анкерного камня, на котором покоится открытая книга Священного Писания с положенными на нее наугольником и циркулем. На табеле 8-го градуса они заменены эмблемой из незамкнутого пятиугольника, внутри которого равносторонний треугольник с вписанной в него окружностью, в которую уже вписана девятилучевая звезда, а в ней три концентрических равносторонних треугольника с тремя буквами «йод» по центру. Как эта эмблема показывает разные свойства Бога, рассказывается в других главах («Geometry and the sacred symbol», «The number five in symbolism», «The symbolism of seven and other mystical numbers»). Также оба табеля содержат символы, символизирующие бренность человека, а вверху – светящийся треугольник с вписанными в него различными знаками еврейского алфавита.

Стороны табелей 4-го, 5-го и 6-го градусов соотносятся как «три к одному», как форма Храмовой площади, являя число «пи» и символизируя человеческий поиск божественного, духовного и вечного. В скинии, и – позднее – в Храме эти чаяния олицетворял Ковчег Завета. Эти градусы относятся к времени сразу после смерти великого Мастера Архитектора, лично отвечавшего за Святая Святых. Работы по возведению храма близились к завершению, но для Святая Святых требовались работы специального характера, выходящие за пределы знаний одного отдельно взятого каменщика. Соответственно работы были вверены группе из семи опытных каменщиков под предводительством Адонирама, были предприняты действия относительно тайн, утерянных со смертью Великого Мастера. Царем Соломоном также были переданы Хираму, царю тирскому, обещанные ему в случае помощи в возведении Храма двадцать городов. Табель 4-го градуса подразделен на «двойной квадрат», показывая давир в его восточной части, и на квадрат – западная часть Святая Святых. В центре давира открытое Писание с наугольником и циркулем на открытых страницах. Вокруг – различные предметы убранства Храма. В Святой Святых изображены символы, представляющие Божественный Дух. На табеле 5-го градуса ориентация в храме диаметрально противоположная предыдущему, изображен свободный от храмового убранства мозаичный пол и другая символика. Оба табеля содержат изображения двух Великих Колонн, правильно сориентированных в восточной оконечности табеля. В 6-ом градусе табель чисто символический. В самом низу этого табеля – напоминания о земной жизни, вверху – буква «йод» по центру вертикально расположенного прямоугольника – представление Бога на Небесах. Расположенные по центру равностороннего треугольника еврейские буквы Бет, Нун и Шин означают Завет, обетование и мир, как напоминание об особом отношении Бога к человеку.

[1] Нечто среднее между совершенным и грубым, камень, кладущийся в саму кладку через равные интервалы для выверения ее верности. Главная символика в том, что он в стене лежит насквозь, т.е. обязательно должен быть длиной во всю ширину стены: он одним торцом смотрит во внешний мир, другим — во внутренний, тем самым воплощая соединение того и другого.