Зодческие работы

Запон

старый масон надевает запон масону-ученику

Зодческая работа Брата И.А.

 

В этой работе речь пойдет о первом ритуальном атрибуте, «символ труда»[2] сказано в Катехизисе, более прозаично написано в книге ученика Освальда Вирта «пробковый пояс, для плавания в области чувств, что бы выполнить свою урочную работу»[3]. Такой подарок не может не вызвать восхищения, но и не полная ясность этого облачения немного волнует. Собственно по этому я и выбрал эту тему.

Уже на этапе изучения формы, цвета, материала появляются мысли о символизме. Масонский фартук, он же запон, передник, сделан из кожи овцы, и представляет собой прямоугольник белого цвета, длина граней которого 22 сантиметра в высоту и приблизительно 33 сантиметра в ширину (32.5, если быть точнее). В запоне сверху имеется козырек, он же клапан, форма его — равнобедренный треугольник, верхний угол которого равен 90 градусам.

Материал. Овца символизирует животное неагрессивное, покорное, наивное и неосведомленное. И как воины одевали на себя шкуры хищников веря что получают их качества, так и ученик надевая свой запон должен осознанно принимать те качества, которые символизирует овца, где пастырем является любой старший Брат, в особенности офицеры и Досточтимый Мастер. Покорность должна руководить каждым, кто ищет истину[2].

Основа запона — прямоугольник сопоставляется с формой ложи, а белый цвет означает целомудрие — нравственную чистоту, которой должен придерживаться его владелец. Количество углов в основании 4.

Суммируя основу и козырёк мы получаем два варианта подсчета углов: не учитывая верхней грани прямоугольника число 5, а треугольник и прямоугольник дают число 7.

Но как удерживать фартук каменщика чистым? Для ответа обратимся к оперативному применению запона. Фартук каменщика, как и другого ремесленника, длинной ниже колен, имеет наружный кармашек для рабочих инструментов. Ученик каменщик держит в руках молот и резец, в кармане линейку, которую он иногда достает для определения размера выточенного камня, пока еще не ровного, неполноценного строительного блока. И этот оперативный масон не то что бы грязный, он буквально может дышать каменной пылью, не редко стоять на коленях вытесывая неудобные неровности. В спекулятивном же понимании удерживать чистоту запона — «вытачивать»—очищать свое сознание от скверны, тем самым делая внутренний Свет чище и ярче, а это не может запачкать запон.

Рассматривая в различных ресурсах старинные масонские фартуки предположил возможность передачи его по наследству. Даже при условии различия телесных габаритов наследника и наследодателя запон всегда одинаковый и равен в пропорциях, независимо от размеров тела Брата.

На теле положение передника находится на уровне двух чакр: муладхара и свадхистана чакры. Муладхара связана с землей, началом, выживанием, корнями, безопасностью[10]. Брату впервые одевши запон следует помнить: он пришел в Орден не за материальными успехами; он должен укорениться в Братстве, отбросить несовершенную конкуренцию за выживание с другими членами Ордена, как это бывает в профанском мире, но стремиться к совершенной конкуренции: без скрытого неприятия, плетения интриг и как сейчас модно говорить — не быть токсичным.

Водяная свадхистана[10] отражает перемены, противоположности, эмоции. Масон должен меняться, в первую очередь способствуя своему возвышению. Кроме того он должен помогать возвышаться другим Братьям — подавать руку при подъеме, при этом не принимая формы навязывания, внушения, манипулирования. При падениях и ошибках Брата уметь использовать методы конструктивной критики, подбирать слова способствующие усилению его мотивации к росту. Учиться принимать Брата его таким какой он есть: с его светлыми и не очень сторонами.

Суммарно простой символизм чакр говорит об необходимости убить в себе все профанское, учиться развивать добродетельность внутри Братства. Откинуть предрассудки прошлых псевдобратских отношений, с целью осознанно примкнуть к полноценному Братству для Великого Делания.

Поскольку передник закрывает чресла, это наталкивает на мысль что фартук может выступать как и набедренная повязка — хранительницы добродетели, древнейшее из одежд, создание которой подтолкнула людей эволюция нравственности, быта, и этических соображений[4]. Египтяне называли ее схенти[5], шумеры — шубату[6], ацтеки — маштлатль[7] , а индийцы — дхоти[8]. Отечественный шумеролог Владимир Емельянов в книге «Древний Шумер. Очерки культуры» пишет следующее: «в очень жаркую погоду мужчина мог появляться на людях нередко без повязки»[9]. Это был удел только простого люда или жрецы, ремесленники, воины, чиновники тоже могли себе позволить ходить без одежд в жару? Но в то же время шумеры одна из великих цивилизаций древности, а вовсе не носят одежд животные и племенные культуры не особо далеко ушедшие от каменного века. Не говоря уже о строительном потенциале: животные и первобытные люди города не строят. Чисто гипотетически запон может выступать в качестве набедренной повязки, однако повязка рабочей одеждой в мастерской категорически — нет; но ее ношение в общественной жизни является обязательным этапом для получения запона.

Как туземец не знавший одежды впервые одев передник (дресс-код) и отдав свои драгоценности (плату) за свой первый вход в город, изучает его быт, традиции, порядки дабы там остаться и быть полезным, так и новый Брат впервые одев запон должен целостно трудиться для осознания символов, традиций, принципов Братства. И если какой либо символ будет не понят до конца, упущен, то на каком фундаменте будет возведен внутренний Храм? Из этого вопроса становиться понятным молчание ученика — как он может говорить на работах, что он скажет если комплексно не осознал символизм, ритуал?

Но ремонт фундамента осуществим, Брат крепнет в Свете трудясь. И слово труд то есть синоним слова работа[11]. Без труда не выточить камень до ума, и работа, бумажный лист — последний символ раскрывающий запон. Написание работы есть то самое показательное внутренние перерождение. Результат работы — это каменный блок, который участвует в строительстве Храма, он может принять участие в облицовке, фундаменте или ограждении, но обязательно будет в Едином храмовом комплексе. Требуется еще немаловажное усилие или помощь Братьев для осознания в правильном ли ты движешься направлении: строишь Храм добродетели или на эгоцентричных идеях пытаешься отстроить вавилонский зиккурат.

Удивительно, но раньше, Братья писали работы руками, это накладывало дополнительное усердие и более длительное время написания. Та аккуратность прошлого не сравнима с текущими возможностями правок текста на компьютере. А в древности? Представим оперативного каменщика начала эпохи античности (или даже неолита), чья работа могла быть закончена через недели или месяцы: пока он и его бригада вырубят камень из скалы, выровняют его в правильную форму, мастер поставит печать (знак качества) бригады на каменном блоке, для какого объекта блок предназначен, далее его транспортируют, подровняют по необходимости и только после установят. А если таких камней надо сотни, тысячи и стройка будет вестись не пару лет, а даже несколько десятилетий? Я думаю мы все знаем примеры таких проектов. Какое терпение и готовность к труду надо иметь на проекты подобных масштабов? Какая… Какая братская дружба и связь должна быть дабы настолько аккуратно и выдержано вытесывать камни, делая одну и ту же работу день за днем зная, что не обязательно можно дожить до конца стройки? Однако, в наше время смотря на такие проекты прошлого люди иногда восклицают — такое построить невозможно! Возможно. Если на качественном фундаменте, ставить прочные и ровные блоки, аккуратно, систематично, днем за днем, год за годом — Храм будет стоять веками, правда это стоит колоссального труда.

Все вышесказанные отсылки: покорность овцы, символизм белизны как Света и чистоты, сопоставление козырька размещением Ложи, количество углов в запоне, его нахождение возле «чакральных» сфер, бумажный лист и работа — всё это рекурсивно отображается в запоне, делая его лейтмотивом масонского пути.

Я сказал.

Список используемой литературы:

  • 1. Ритуал первого символического градуса. Объединённая Великая Ложа России 1921. 2020 год.
  • 2. Катехизис ученика. Древний и Принятый Шотландский Устав.
  • 3. Книга ученика, Освальд Вирт. Париж 1937. Стр 38. (электронная версия).
  • 4. Буровик К.А. Родословная вещей. Знание, 1985 — 224с.
  • 5. «Костюм разных времен и народов» Том 1. М.Н. МерцаловаАО «Академия моды» Москва 1993, 9 cтр.
  • 6. «Люди и города Ура», Москва 1990, Главная редавкция восточной литературы. 36 стр.
  • 7. «Повседневная жизнь ацтеков накануне завоевания», Жак Сустель, перевод с францезского Е.В. Колодочкиной, Издательство АО «Молодая Гвардия» 2007. 167 стр.
  • 8. «История костюма, текстильного и ювелирного искусства», Плеханова Е.О., Учебно-методическое пособие для студ. ИИиД, Ижевск, 2009. Стр 23.
  • 9. В.В. Емельянов. Древний Шумер. Очерки культуры. — СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2001 .Стр 40.
  • 10. Чакры: полная энциклопедия. Анодея Джудит. Москва: Эксмо, 2020.
  • 11. Карпачев С.П. Масоны. Словарь. Великое искусство каменщиков. «Агентство «КРПА» «Олимп», 2008. Стр.420.