Великая ложа Франции
(фр. Grande Loge de France, GLdF) — название, которое поочередно носили два масонских послушания Франции, первое с 1738 по 1773 годы, затем второе с 1894 по сегодняшний день. Современное послушание непосредственно происходит из первого (наряду с Великим востоком Франции) при посредничестве Шотландского устава XIX века, несмотря на два слияния.
История ВЛФ с 1737 по 1799 годы
Хотя название Великая ложа Франции появляется в первый раз только 14 мая 1737, начиная с 1728 года французские франкмасоны уже принимают решение признать “Великим мастером франкмасонов во Франции” Филиппа, герцога Уортона (фр. Philippe, Duc de Wharton, 1698—1731), проживающего в Париже и Лионе с 1728 по 1729 год, и который уже был в 1723 году Великим мастером Великой ложи Лондона. Герцог Уортон (фр. Duc de Wharton), “Великий мастер франкмасонов во Франции” в 1728 году
После него и до возникновения французского послушания, во Франции уже существовали по меньшей мере два Великих мастера: якобит Джеймс Гектор Маклин (James Hector MacLean, 1703—1750), а затем якобит Чарльз Рэдклифф, граф Дервэнтуотер (фр. Charles Radcliffe, Comte de Derwentwater, 1693—1746), избранный 27 декабря 1736 года “Великим мастером ордена франкмасонов в Королевстве Франции”.
В своей редакции 1738 года, Конституция Андерсона упоминает о существовании Великих мастеров и лож во Франции, наровне с ложами Йорка, Ирландии, Шотландии и Италии, но это краткое упоминание не позволяет установить истинное существование национального послушания во Франции, в то время как такие же национальные послушания в Ирландии и Шотландии, независимые от Лондона с момента их основания, были подробно описаны в эту эпоху:
“Все эти иностранные ложи находятся под защитой нашего Великого мастера Англии. Тем не менее, старейшая ложа в городе Йорке и ложи Шотландии, Ирландии, Франции и Италии, стремящиeся к своей независимости, имеют своих собственных Великих мастеров.”
В 1737 году, Шевалье Рамзай произносит речь, развивая идею o рыцарском происхождении франкмасонства. Позже, в период между 1740-1770 годом, его взгляды несомненно повлияют на создание во Франции многочисленных высших масонских степеней.
Несколько лет спустя, француз Луи де Пардайан Гондрэн (фр. Louis de Pardaillan de Gondrin, 1707—1743), первый герцог де Антин, избран “Всеобщим и постоянным Великим мастером масонов в Королевстве Франции”. Точная дата выборов является для историков спорным вопросом: одни датируют их 1738 годом, другие 1740. Различные авторы считают, что это событие и является датой зарождения Великой ложи Франции, хотя точноe использование этого названия (Великая ложа Франции), кратко промелькнувшего в 1737 году, больше не засвидетельствовано вплоть до 1756 годa.
11 декабря 1743 года, после смерти герцога де Антин, Луи де Бурбон-Кондэ (фр. Louis de Bourbon-Conde, 1709—1771), граф Клермон, принц крови и будущий член Французской Академии, избирается Ассамблеей шестнадцати мастеров “Великим мастером всех регулярных лож Франции”. В тот же день были приняты “Общие ордонансы” (или указы) состоящие из 20 статей, где, в последней из них, впервые упоминается о существование во Франции некоего масонского градуса, превышающего первые три, и где это осуждается в следующих выражениях:
«Так как нам стало известно, что в последнее время некоторые братья представляются в качестве шотландских мастеров, и, в некоторых ложах, предоставляют претензии и требуют преимуществ, которые нет существуют и следа в древних архивах и обычаях лож существующих на всей земле; Великая ложа, ибо сохранить единство и гармонию, которые должны царить между франкмасонами, постановила, что в том случаи, если эти шотландские мастера не являются офицерами Великой ложи или же какой-либо ложи, то они будут признаны братьями на равных с другими учениками и подмастерьями, и должны носить одеяния, без каких-либо знаков отличия.»
Термин “Великая ложа” в этом тексте, скорее всего, относится к Ассамблее, на которой были приняты “Общиe Ордонансы” (или указы), чем к реальному масонскому послушанию. Что касается четвёртого градуса, в этом Великая ложа ошибалась, так как историки уже доказали, что этот градус пришёл не из Шотландии, а из Англии, так же как и третий градус, появившийся незадолго до негo. В Шотландии этот градус не знали, в Англии же, он был известен примерно с 1733 года под названием “Шотландский масон”, “Шотландский мастер масон” или “Шотландский мастер”.
В течение последующих лет, в основном во Франции, создаётся множество других, так называемых «шотландских» высших градусов. Они встречают большой успех, особенно в Бордо, Лионе и Марселе. Великая ложа Франции не способствовала их внедрению, но в конечном счёте была вынуждена их признать, как свидетельствует её Регламент от 4 июля 1755 года, где обладателям звания “Шотландского мастера” предоставляются различные привилегии.
В 1756 году, в конституции лионской ложи “Совершенная Дружба” (фр. La Parfaite Amitie) вновь появляется термин “Великая ложа Франции”:
«[…] настоящая Конституция утверждена всеми мастерами регулярных лож Парижа, именуемых В. Л. Франции […]»
Структура, носящая это название, являлась ещё не совсем истинным масонским национальным послушанием, но скорее всего “Великой ложей регулярных мастеров Парижа, (или) Франции «или же ложей» Великого мастера всех лож Франции”, решения которой распространялись на, примерно, двадцать лож, существующих в Париже, и, более или менее, хорошо соблюдались ложами провинций. Великая ложа состояла из Ассамблеи мастеров Парижских лож, к которым присоединилось, в зависимости от их переездов, некоторое число мастеров из провинциальных лож. В те времена, Досточтимые мастера лож не избирались: они получали учредительный патент на свои полномочия и чаще всего являлись основоположниками ложи, которой они руководили. В случае, если они являлись аристократами или же состоятельными людьми, они предоставляли также помещение и несли ответственность за управление. Все это объясняет, почему влияние Великой ложи Франции не распространялoсь так бесспорно по всему королевству, подобно современным масонским послушаниям. Так создавалась, например, по инициативе Жана-Батиста Виллермоза (фр. Jean-Baptiste Willermoz) в 1760 году, “Великая ложа регулярных мастеров Лиона” и, в 1762 году, “Совершенная ложа Шотландии”, основанная Этьеном Морэном (фр. Etienne Morin), в 1745 году в Бордо, и названная Парижской ложей — “Великой шотландской ложей Бордо”.
Начиная c 1760 года, Великая ложа столкнётся с рядом расколов, которые кратковременно приостановятся с 1763 по 1766 годы, прежде чем опять возобновятся, а затем приведут, в 1773 году, через два года после смерти Великого мастера — графа Клермона, к разрыву между двумя основными образованиями: Национальное послушание, мажоритарное, аристократическое, в высшей степени централизованное, которое примет название Великий восток Франции и доверит титул Великого мастера Луи-Филиппу Орлеанскому (фр. Louis Philippe d’Orleans, 1747—1793). Подталкиваемое герцогом Люксембургским, заместителем Великого мастера, оно (послушание) примет различные реформы, в том числе: выборы Досточтимых мастеров в ложах, отстранение « подневольных людей „ и запретит собирать ложи в трактирах или в помещениях светского характера. «Великая ложа Клермон» (названная в честь Великого мастера скончавшегося в 1771), менее аристократической направленности и объединяющая большинство мастеров парижских лож и около полусотни лож провинций, оставшихся ей (ВЛ) преданными. Она сохранит старые обычаи, в частности, гарантии несменяемости Досточтимых мастеров, но окажется не способна противостоять могуществу Великого востока, что позволит ВВФ присоединить к себе до января 1777 года первоначально непокорные ложи.
Французская революция принудит “Великую ложу Клермон” приостановить свои работы в ноябре 1792 года. А когда, 17 октября 1796 года, после Террора, работы возобновляются, её состав будет включать в себя не более чем из 10 лож в Париже и 8 в провинциях. Великий Восток, в свою очередь собравшись 24 февраля 1797 года, не превосходит её в численности, несмотря на то, что накануне революции он состоял из болeе чем 600 лож. Это ситуация приводёт оба послушания к объединению, после подписания, 22 июня 1799 года, соглашение об окончательной отмене несменяемости должностей (Досточтимых мастеров), при условии о возможности для Досточтимых, ещё от этого не отказавшихся, сохранить ещё на девять лет руководство их ложей.
Великая ложа Франции с 1894 по сегодняшний день
Верховный совет Франции и “Великая символическая шотландская ложа Франции”, которые только что расстались, в 1880 году, соединились вновь, в 1884 году, на заключительном банкете Конвента Великого востока Франции и, в 1888 году, их официальные отношения были восстановлены.
В то время, количество Капитулов Верховного совета Франции достигло 23 (4 ?18 градус), а число символических лож было 90 (1-3 градус), которые были объединены во внутреннюю структуру, называемую “Великой центральной ложей Верховного совета Франции”.
В 1894 году ложа “Верность” города Лилля собирает ложи севера Франции, и предлагает рассмотреть вопрос о возможности объединения голубых лож “Великой центральной ложи” для создания нового независимого послушания, которое бы объединилось в свою очередь с “Великой символической шотландской ложей Франции”. Собрания других провинциальных лож одобрили это предложение и Верховный совет Франции соглашается на проведение учредительного Конвента 7 ноября 1894 года. 50-ю голосами против 8-и и 2-х воздержавшихся, Конвент голосует за автономию, которая и была предоставлена, что привело к созданию нового послушания, взявшее вновь оригинальное название, не использовавшееся с 1773 года — Великая ложа Франции. Гюстав Мезюрёр, трёхкратный Великий мастер Великой ложи Франции
Первые конституции новой Великой ложи Франции определяют масонство как “универсальный союз, основанный на солидарности” и предназначенный содействовать “успеху любой освободительной эволюции“. ВЛФ запрещала в тот период “требовать от своих адептов определенного вероисповедания” и основывала свою работу на принципах декларации Лозаннского Конвента. Каждая из её лож была свободна работать или нет “во славу Великого Архитектора Вселенной”, и этот термин не фигурировал на заголовке её официальной переписки. Все эти принципы являлись основным условием, требуемым “Великой символической шотландской ложей Франции” для их будущего слияния. Это объединение (ВЛФ и ВСШЛФ) осуществилось в 1896 году и её автономия стала полностью независимой в 1904 году, когда Верховный совет Франции был вынужден отказаться от выдачи учредительных патентов новым ложам.
В начале ХХ века, численный состав Великой ложи Франции растет с темпом сопоставимом лишь с темпом Великого востока:
она увеличивается с 3000 до 4300 членов в 1903 году и до 8400 членов в 1912 году (Великий восток растет с 17000 членов в 1882 году до 30832 в 1910 году). Количество лож Великой ложи Франции в 1914 году достигает 149.
На протяжении большей части ХIХ века, члены лож Шотландского устава писали труды и эссе (в достаточно литературной манере) скорее всего на общие темы, оживляя их духом доброй воли, но не к чему при этом не обязывающей. Во времена Третьей Республики, сюжеты становятся более специализированными, они затрагивали, например, теории Чарльза Дарвина, роли женщины в обществе, влияние Церкви на цивилизацию, обязанности перед Отечеством или о жизни Бенджамина Франклина. С обретением независимости, и хотя Великая ложа Франции была связана с радикальной партией меньше, чем Великий Восток, их интересы сближаются в некоторых исследованиях и становятся более политическими. Все чаше встречаются вопросы, связанные с образованием или с отделением церкви от государства. Только после скандального “Дела о регистрационных карточках” в 1904 году, наблюдается возвращение к интересам более философским, и даже метафизическим, в то время, как влияние “позитивизма” ослабевает во всем французском обществе. Некоторые ложи специализируются на изучении символики и ритуала, например “Англо-саксонская лoжа”, или ложа “Тэба” в которую кратковременно входил Рене Генон. Титульный лист диплома мастера Великой ложи Франции.
В 1911 году, Великая ложа Франции приобретает здание бывшего францисканского монастыря на улице Пюто (фр. Puteaux), в Париже.
Во время Второй мировой войны, в не оккупированной зоне, работы ложи продолжаются, но в замедленном темпе. В январе 1917 года, международная конференция собирает на улице Пюто послушания Франции, Бельгии, Италии и Сербии. Там принимается решение о создание Лиги Наций. 30 и 31 января 1926 года проходит заседание чрезвычайного Конвента, на котором рассматривается вопрос о “способах борьбы с фашизмом”.
В июне 1940 года, архивы Великой ложи отправляются в Орлеан, где они сжигаются. Немецкие власти оккупируют здание на улице Пюто. Шотландское масонство пытается выжить в подполье по установленным правилам Великого мастера Дюмениля де Грамон (фр. Dumesnil de Gramont) в конце 1940 года.
В момент освобождения, после “чистки” под которую попали 172 брата и из-за множества погибших, умерших или ушедших в отставку, Великая ложа Франции возобновляет свои работы в количестве всего лишь 3600 братьев. В 1950-х годах, Великая ложа Франции и, в частности, её Великий мастер, доктор Пьер Симон (фр. Pierre Simon) будет играть важную роль в развитии французского законодательства о контрацепции. В то же время, течение идей ориентированное на инициатические темы развивается все больше и больше. Один из девизов ВЛФ — Свобода, Равенство, Братство
Вследствие общих трудностей, испытанных во время войны, некоторые члены ВЛФ ставят вопрос о слияние с Великим востоком Франции. Но эта идея была быстро отвергнута, в частности Великим мастером Дюменилем де Грамоном, который надеется сблизиться к англо-американскими послушаниями, с которыми неформальные отношения были уже установлены, в частности с помощью американских солдат, дислоцированных во Франции. В 1954 году, Великая ложа Франции восстанавливает обязанность проводить работы лож при открытой Библии, условие требуемое для признания, и в 1956 году начинает переговоры о слиянии с «Великой национальной ложей Франции». Но переговоры не приносят никаких плодов, так как это слияние подразумевает полный разрыв с Великим востоком Франции.
В 1964 году раскол становится неизбежным. Эта ситуация была вызвана подписанием административного соглашения с Великим Востоком об обмене информацией во избежании аффилиации исключенных недобросовестных членов в другое послушание. Около 400—500 членов (из 8220) выходят из Великой ложи вместе с Великим командором “Верховного совета Франции”, чтобы присоединиться к “Великой национальной ложе Франции”, куда они внедряют ДПШУ при поддержке Верховного совета южной юрисдикции США.
Во время последней трети ХХ века, как и в других масонских послушаниях Франции, численность Великой ложи Франции продолжает расти:
от 17500 членов и 438 лож в 1989 году до 25000 членов и 640 лож в 1998 году, и 27992 членов и 779 лож на 31 мая 2008 года (данные Конвента 2008 года).
“Декларация принципов” ВЛФ, утвержденная в 1953 году ставит её в “промежуточное положение” между Великим востоком Франции и Великой национальной ложей Франции. ВЛФ поддерживает хорошие отношения с католической церковью, сановников которой она иногда приглашает на свои конференции и семинары, наряду с представителями и других религий.
На сегодняшний день, Великим мастером Великой ложи Франции является Ален-Ноэль Дюбар (фр. Alain-Noel Dubart).
Он заменил Алена Грезеля (фр. Alain Graesel), который был Великим мастером с июня 2006 по июнь 2009 года и который затем был избран в июне 2010 года президентом Конфедерации объединенных великих лож Европы — (фр. GLUD). Эта конфедерация объединяет, на 31 июля 2011 года, 18 послушаний провозглашающих себя Традиционным масонством, работающих в Древнем и принятом шотландском уставе.
Принципы и организация
Великая ложа Франции является федерацией лож, работающих в одном уставе: за очень небольшим исключением, оправданным определенными историческими обстоятельствами, все её ложи работают исключительно в Древнем и принятом шотландском уставе в первых трех градусах.
ВЛФ соблюдает “Древние требования”. Что касается Базовых принципов, установленных ОВЛА, надо уточнить, что ВЛФ соблюдает их только частично в их редакции от 1929 года, и полностью в их редакции от 1989 года, за исключением однако третьего пункта, поскольку она работает “Во Cлаву Великого Архитектора Вселенной” — являющегося для неё Творящим Принципом, и предоставляет своим членам право свободы выбора его выражения (толкования) в зависимости от их убеждений или восприятия. Поэтому среди её членов есть теисты и деисты, в связи с соблюдением этих принципов ВЛФ считает себя регулярным послушанием.
Деятельность
Как и во всех масонских послушаниях, деятельность Великой ложи Франции заключается в основном в оказании помощи, консультации и поддержки лож, которых она объединяет, в частности в области финансового управления и согласования ритуальной практики. Но ВЛФ ведет и другую федеральную деятельность.
Деятельность внутри лож
Великая ложа Франции издает ежемесячный журнал, предназначенный для её членов. Как и другие крупные французские масонские послушания, она предоставляет своим ложам свободу выбора сюжетов их работ, но каждый год со времён своего возникновения, ВЛФ предлагает общую тему исследований, под названием “Сюжет для исследований в ложах”, меняющийся каждый год, синтез которого она затем издает. Вот несколько из этих сюжетов последних лет: “Защита прав человека, гуманизма и духовности” (1995); “Можно ли управлять развитием науки, заботясь, чтобы духовная и нравственная эволюция человека сопровождала его интеллектуальный и материальный прогресс” (1996) или “Инициатический подход и человеческое достоинство” (1999).
ВЛФ располагает различными программами поддержки: “Братская взаимопомощь” (финансовая помощь нуждающимся членам или их семьям), “Рукопожатие” (консультации и помощь членам в чрезвычайных ситуациях), “Солидарность молодым” (ранее “Масонский детский дом”) и поддерживает сообщество масонских послушаний “Мафусаил” (помощь нуждающимся пожилым братьям и сестрам).
Общественная деятельность
Ежемесячно (каждое третье воскресенье) Великая ложа Франции транслирует свою радиопередачу в разделе “Различные аспекты современной мысли” по каналу Франция-Культура. Так же ВЛФ издает журнал, выходящий один раз в три месяца, основанный в 1965 году под названием “Инициатические точки зрения”. Каждый выпуск ставит в центр внимания конкретную тему, иногда типично масонскую (например, “Тайны Святого Иоанна”, № 134 или “Работа в ложе”, № 144), а иногда темы для широкой общественности (например, “Двухсотлетие Древнего и принятого шотландского устава”, № 132 или “Этика и посвящение”, № 147). ВЛФ организует конференции (например, “Диалог между религиями и духовности” в январе 2008 года, или “Этическое управление научно-техническим прогрессом” в апреле 2008 года), а также её члены или приглашенные деятели читают публичные лекции (например, конференции её Великих мастеров или конференция господина Люка Ферри (фр. Luc Ferry) 7 июня 2008 года). О каждом событие ВЛФ сообщает на своем сайте. Так же некоторые из её внутренних комиссий публикуют результаты своих работ, в том числе и на своём сайте. Это относится, в частности к её комиссии по правам человека и гражданина и к её группе этических размышлений. Она также публикует на своем сайте резюме некоторых из её “Сюжетов для исследований в ложах”.
ВЛФ располагает своим, открытым для публики музеем, состоящим из около 2000 экспонатов XVIII, XIX и XX веков, и организует ротативные выставки. Её архивы, доступны (вплоть до начала ХХ века) для исследователей по ходатайству.