Зодческие работы

К вопросам об истории и символике масонского табеля. Часть 4

табель третьего градуса масонства
миниатюра возвышения в степень мастера масона - "убийство Хирама"

Продолжение. Начало (перевод первого документа) смотрите в:   Часть 1 Часть 2 Часть 3

В этой публикации мы продолжаем тему символики масонского табеля переводом работы масона из Австралии, Дона Фолконера. Эта работа частично дублирует, частично расширяет, но в целом очень хорошо дополняет предыдущий перевод

 

В:.Д:.Б:. Дон Фолконер, 7°,

Второй Великий мастер Братства Оперативных каменщиков, ложа Эндевор №429, Объединенная Великая Ложа Нового Южного Уэльса, Австралия.

«НАУГОЛЬНИК И ЦИРКУЛЬ — Масонство в ближайшем рассмотрении»

 «Табели»

Глава из книги

Табели позволяют вольному каменщику представить свои самые глубокие мысли в видимой форме

Оперативные истоки

Табель – это эмблема спекулятивного масонства, произошедшая от чертёжных досок, используемых в разработке (проекта здания), и грифельных досок, используемых в каменоломне или на строительной площадке оперативными вольными каменщиками. В оперативные времена чертёжные и грифельные доски часто называли trestle boards – досками на треноге (trestle – подставка, тренога, козлы), потому что они были обычными большими плоскими досками, установленными на треногах так, чтобы при первой необходимости их можно было переносить с места на место. Мастер использовал черновой, или грифельный, табель (планшет) – аналог современной чертежной доски, для подготовки общей планировки и полного расчета для конкретного здания. Грифельные доски также были незаменимым инструментом еще и потому, что на них разрабатывались чертежи конструктивных элементов и соединений, требуемых для изготовления и дальнейшей кладки. Эти чертежи с грифельной доски затем переносились на рабочий (чистовой) план. В своем первоначальном значении глагол «to trace» не подразумевал «копировать», как это распространено в современных проектных мастерских. Он означал «делать набросок (абрис)» или же «чертить», и происходит от латинского «tractus», от которого через итальянский, испанский и французский языки пришёл в английский. Эволюционируя, слово сменило несколько разных (но сходных) значений, к примеру, в ровне с «планировать» – «делать эскиз (набросок)», «составлять схему», «задумывать (разрабатывать)». Самое раннее упоминание об использовании грифельной доски содержится в «Списке (каталоге) зданий» Йоркского кафедрального собора. Об их использовании мы узнаем из инвентарного списка за 1399 год.

Оперативные каменщики в зависимости от преследуемых в черчении целей использовали разные по форме грифельные и чертёжные доски. К примеру, полноразмерные чертежи соединений и специальных креплений часто разрабатывались на участке здания, используя его пол в качестве грифельной доски. Чертежи были нужны в процессе возведения здания и поэтому, всегда нужные под рукой, намечались на переносной чертёжной доске. В ходе проведённых в нескольких местах археологических раскопок были найдены такие доски, содержащие расчетные чертежи, предварительно набросанные на каменном полу или отдельных обработанных камнях, затем положенных в кладку здания. Окончательная планировка и детализированные схемы (планы) обычно вычерчивались в масштабе на пергаменте или на шкуре, которые, будучи специально подготовленными, пока ещё не высохли, растягивались на чертежной доске. В 1377 году для подготовки чертежей для продолжения начатых в 1270 году работ по перестройке построенной в период с 1112 по 1206 годы Норманнской церкви был закуплен пергамент, о чем свидетельствуют древние документы Эксетерского кафедрального собора. В них же содержатся свидетельства закупки шкур в 1389 году для разрабатываемых при завершении западного окна рабочих чертежей.

 

Спекулятивное развитие

Первые спекулятивные ложи собирались в съемных помещениях, и потому, чтобы в конце работ легче было стереть с пола наброски символики, их обычно наносили на пол мелом или углём. Храм и другие символы обычно рисовались окруженными волнистой веревкой с повторяющимися узлами и кистями на концах. Эти шнуры с кистями (англ. tassel или tarsel) были изображены волнистой или зубчатой линией, что переносит нас к древним катехизисам, но это никак, как некоторые иногда полагают, не зубчатый или мозаичный ободок, упомянутый в современных. Узловатое (кафинский узел) и увенчанное кистями вервие символизирует всемирные узы дружбы, единящие каждого вольного каменщика с его братьями. Четыре кисти в углах мозаичного пола имеют то же значение, что и зубчатые, но те что изображены по углам современного табеля 1-го градуса, олицетворяют кисти, висящие по углам ложи и означают четыре добродетели. Кисти – символы древние, произошедшие от еврейского «цицит», или Цади Йод Цади Хе, означавшего как кисти, так и бахрому. Из ветхозаветной Книги Чисел, гл. 15:37-40 мы знаем, что кисть используется как напоминание:

» 37 И сказал Господь Моисею, говоря:
38 объяви сынам Израилевым и скажи им, чтоб они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти;
39 и будут они в кистях у вас для того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали все заповеди Господни, и исполняли их, и не ходили вслед сердца вашего и очей ваших, которые влекут вас к блудодейству,
40 чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы пред Богом вашим«

При увеличении размеров лож «напольная живопись» уступила место прочному парусиновому ковру, который после работ можно было скатать. Позднее его стали закреплять на доске на треноге – треножнике (trasel), иногда ошибочно называемому tarsel. Еще позднее чтобы спасти от изнашивания, его вешали на стену, сейчас же они заменены более рентабельными распечатанными табелями. Табель называют драгоценностью ложи, и в этом смысле он по праву важный символ, поскольку символизирует невидимый духовный табель, содержащий в себе само Священное Писание, утвердившее моральные планы и Высший Закон, управляющие нашими действиями и нашей жизнью. В каждом символическом градусе – свой неповторимый табель со своим разнообразием символов, которые, будучи уникальными сами по себе, в совокупности раскрывают важные истины градуса. Каждый из символов табеля объясняется в соответствующей главе книги (имеется в виду «THE SQUARE AND COMPASSES — In search of Freemasonry» by Rt W Bro DON FALCONER, VII° Second Grand Master Mason The Operatives – прим К.С.). В современном масонстве табели главным образом используются в спекулятивных ложах, хотя в давние времена они широко использовались в большинстве орденов масонства, уже упомянутых (там же – К.С.). Много табелей старого образца в современной репродукции подготовлено братом Джошуа Боурингом (Brother Josiah Bowring) в 1811 году в ложе Чичистера (Chichester Lodge). Известный лондонский портретист, он был посвящен в масоны в 1795 году. Большинство используемых сейчас в символических ложах табелей прямо или опосредованно повторяют набор табелей, подготовленных и опубликованных в 1821 году братом Джоном Харрисом (John Harris). Брат Харрис занимался миниатюрной живописью, был чертёжником-архитектором, табели которого вторили аналогичным работам брата Боуринга.

Табели в символическом масонстве обычно имеют форму прямоугольника с соотношением сторон равным числу φ (фи), называемым еще Золотым сечением. Это, во-первых, изящно с математической и эстетической точки зрения, и, во-вторых, улучшает восприятие прямоугольного табеля. Число «фи» равно половине суммы единицы и квадратного корня из пяти, и приблизительно равно 1.618.

формула для расчёта числа "фи" [1]

 Также это отношение суммы длины и ширины прямоугольника к просто длине.

формула для расчёта числа "фи" [2]схема для пояснения расчёта числа "фи"

Число «фи» обладает рядом замечательных свойств; к примеру, площадь «фи» равна «фи» + 1, а обратная величина ( 1 / φ ) равна «фи» — 1. Это связано с рядом Фибоначчи, в котором каждый последующий член – сумма двух предыдущих: 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13 и так до бесконечности. При устремлении ряда к бесконечности соотношение каждого члена ряда к предыдущему члену стремится к числу φ. Ряд Фибоначчи часто встречается в природе, к примеру — в отношениях между орбитами планет, В Периодической таблице Менделеева. На основе числа «фи» составлены пропорции дворца Парфенон в Афинах, а также и других классических сооружений. В архитектурных и отделочных работах, где используются обычные материалы вроде плитки, для удобства используется приведённое соотношение сторон прямоугольника «восемь к пяти» ( 8 / 5 ), или 1,6. Символически число «фи» означает душу человека, а многократное повторение (применение) числа «фи» знаменует собой активное совершенствование души по восходящей спирали. Из чего можно прийти к выводу, что те, кто составлял табели символических градусов, не ограничивались только физической (чисто геометрической) формой и внешней символикой, но также уделяли особое внимание эстетике и внутренней духовной символике.

Физическая форма, интеллектуальное совершенствование и моральное продвижение представлены несколькими различными прямоугольниками. Совершенный квадрат символически представляет физический уровень, внешний и самый низкий в материальной природе вселенной, так же как более низкую умственный уровень и элементарные знания. Прямоугольник имеет отношение два к одному и символизирует восходящее умственное и моральное развитие человечества в его поиске божественного. В ранних символических ложах это было представлено тесанным камнем, квадратным в поперечнике и прямоугольным в высоту. Прямоугольной была Алтарная часть (давир) и в ветхозаветной Скинии, и в Храме Иерусалимском. В символических ложах олицетворяет мозаичный пол, который должен быть, да обычно и представляет собой прямоугольник со сторонами, соотносящимися как «два к одному». Храмовая площадь имеет соотношение «три к одному» и является числом «пи», приблизительно равным 3,142, с помощью которого можно вычислить длину окружности, равную двум «пи». Число π напоминает нам о том важном древнем символе, точке в круге, символизирующем творческую силу и бесконечную Божью премудрость. Символически число «пи» представляет человека, ищущего божественное, духовность и вечность. И Скиния, и последовавший за ней Иерусалимский Храм имели в основании прямоугольник с соотношением сторон «три к одному», называемый «Храмовая площадь». Иерусалимский храм имел размеры: 60 локтей в длину с востока на запад и 20 локтей в ширину, что вдвое больше размеров Скинии. Эти же пропорции всегда применялись в ложах оперативных каменщиков. В скинии и Иерусалимском храме были Алтарная часть (давир) и Святая Святых. Соотношение давира было в «два к одному», он был прямоугольником, по сути — «двойным квадратом». У давира есть важная копия в виде «двойного куба» алтаря каждения, который стоял перед входом в Святую Святых. Алтарь каждения был двух локтей в высоту, в поперечнике имел квадрат со стороной в один локоть; изготовлен из акации (дерево ситтим – К.С.) и облицован чистым золотом. Святая Святых имела в основании квадрат, была кубической в пространстве, со сторонами 10 локтей в скинии и 20 локтей в храме.

 

Символическое масонство

Табели трёх символических градусов значительно отличаются и по виду, и по назначению. У всех у них стороны соотносятся по числу φ, положение полотна табеля – портретное (вертикальное). Вот их отличительные особенности.

Табель первого градуса окружает зубчатая кайма из чёрных и белых треугольников: чёрные снаружи, белые внутри. В каждом углу обычно изображается по одной кисти. Символическая ориентация табеля такова, что зритель обращен к востоку, расположенному вверху табеля, западная часть находится ближе к зрителю.

Табель первого градуса
Табель первого градуса устава Эмулейшн, гравюра работы Ф. Кёртиса
Первый градус. Ритуал Эмулейшн. A. Льюис
Первый градус. Ритуал Эмулейшн. A. Льюис

Внутри зубчатой каймы изображена в перспективе символическая ложа в виде мозаичного черно-белого пола. На табеле у ложи нет стен, она открыта небесам, что наводит на мысль об универсальности науки. На мозаичном полу расположены три колонны, каждая своего архитектурного стиля: Ионического  – на Западе, Дорического – на Востоке, и Коринфского – на Юге. На мозаичном полу расположены различные орудия масонства, в центре пола стоит алтарь с раскрытой Книгой Священного Закона, на ней лежат Циркуль и Наугольник. На КСЗ опирается лестница (Иакова), ведущая к Пламенеющей Звезде на небесах, где также показаны Солнце, Луна и семь звёзд.  Ступеньки лестницы поддерживают несколько букв, представляющих моральные силы. Отдельная глава этой книги посвящена подробному рассмотрению символического учения первого градуса, в ней излагаются основоположные заповеди масонства, центральная из которых – вера в Бога.

На табеле второго градуса изображен интерьер первого Храма Иерусалимского в направлении Святая Святых на Западе. Такое изображение Храма имеет абсолютно предположительный характер, потому что разительно отличается от описанного в Священном Писании.

элемент табеля 2 градуса Устава Эмулейшн
элемент табеля 2 градуса Устава Эмулейшн

К примеру, вход в давир, ограниченный с двух сторон колоннами, показан слева, тогда как должен бы быть в юго-восточном углу. Хотя колоннами – Яхин и Боаз – обрамлялся только вход в Храм, в действительности находившийся в восточной оконечности храмового сооружения. От входа на юго-востоке до Святая Святых ведёт винтовая лестница. На самом деле в давире не было никакой винтовой лестницы, зато две были в окружавших южные, западные и северные стены храма боковых комнатах: одна на юго-востоке, другая – на северо-западе. Хоть река Иордан была на самом деле восточнее Храма, согласно табеля она на юго-западе, видимая через юго-восточный вход Храма. Также можно заметить початок кукурузы (шибболет – К.С.) по соседству с небольшим водопадом, что напоминает нам поражение ефремлянской армии Иеффая. Подробнее описание двух великих колонн и строительство

Третий градус. Ритуал Эмулейшн. A. Льюис
Третий градус. Ритуал Эмулейшн. A. Льюис

Храма Соломонова рассмотрены в главе «Две великих колонны Храма Соломона».

У табеля третьей степени обычно изображается сплошная черная рамка как символ траура и также как символ открытой могилы. В противоположность ориентации табеля первой степени, этот табель сориентирован так, что наблюдатель обращен лицом к востоку, таким образом подчеркивая разницу между тем, откуда мы приходим в этот мир смертных и куда уходим, что символически и представлено первой и третьей степенью. Гроб в могиле традиционно ориентирован «ногами усопшего к востоку», дабы усопший был лицом к восходящему солнцу. Ветвь акации как древняя эмблема бессмертия расположена во главе гроба с западной стороны могилы. На свитке, лежащем поверх середины гроба, изображен интерьер Храма в направлении на Святая Святых. Символы бренности, смерти вместе с рабочими инструментами мастера показаны у головной части гроба, в то время как инструменты ремесла – у подножия гроба. Также у главы гроба табличка с надписями подобными тем, что на эпитафиях надгробных плит. На поверхности гроба просматриваются и другие надписи. В главе «Табель третьей степени» обсуждаются обстоятельства, сопровождающие несвоевременную смерть главного архитектора и последующее обретение его тела. Подчеркнуто значение верности (преданности), нам напоминается о верной и прилежной работе в соответствии с Божьими заповедями на благо человечества, если мы надеемся на воздаяние в конце своей жизни.

 

Продолжение — в следующей части