Зодческие работы

К вопросам об истории и символике масонского табеля. Часть 3

табель третьего градуса масонства ч/б 2
миниатюра возвышения в степень мастера масона - "поднятие Хирама"

Продолжение. Начало смотрите в:   Часть 1  |  Часть 2

 

СОВРЕМЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАБЕЛЯ

Наконец, я прикладываю, вероятно, самые известные из табелей, сделанные Харрисом (Harris) для Ложи Усовершенствования Эмулейшн, датированные 1845 годом. Эти, а также другие, сделанные им, которые впоследствии копировались и дополнялись, и которые теперь мы используем как наши табели. (см. рис. 19, 20, 21).

Первый градус. Ритуал Эмулейшн. A. Льюис
рис. 19 — Первый градус. Ритуал Эмулейшн. A. Льюис
Второй градус. Ритуал Эмулейшн. A. Льюис
рис. 20 — Второй градус. Ритуал Эмулейшн. A. Льюис
Третий градус. Ритуал Эмулейшн. A. Льюис
рис. 21 — Третий градус. Ритуал Эмулейшн. A. Льюис

Есть еще художник, Тиссльтон (Thissleton), репродукции которого я не привожу ввиду их неудачного качества и относительно произведений которого нечего интересного рассказывать. Есть и другие неупомянутые художники, которых я также не могу привести. Я стараюсь по возможности не касаться настенных ковров и прочих схем, нарисованных на стене, а также табелей Роял Арк и иже с ними. Это темы второстепенные, да к тому же ещё и достаточно сложные.

Также я оставил без внимания ссылки на другие сходные табели (кисти Харриса), потому что, говоря откровенно, они не упоминались ни Хаунчем, ни Дрингом. Они оба решили не приводить их по специфическим причинам, которые, верю, имеет смысл с ними разделять. Цитирую, сначала Дринга, затем Хаунча:

«Я старался осветить перед вами насколько возможно кратко эволюцию и развитие табеля ложи, и я намеренно воздержался от упоминания более поздних изменений, сделанных Харрисом и художниками викторианской эры. Они образуют отдельную главу, которая могла бы стать небольшой зодческой для любого брата, но должен признаться, что её предмет меня не интересует. Ложные идеи, ошибочные концепции, мелочные детали – фактически, все плохие качества викторианского века проникают в них и, по моему разумению, мы скорее возвратимся к полностью реалистичным картинам Боуринга или некоторых его лучших современников».

«Своим основным замыслом табели Харриса обязаны аналогичным своих предшественников, особенно Боуринга, хотя заметны и недостаток чистоты стиля, и сбалансированность работы последнего. Более поздние примеры отмечены изобилием красного цвета, излюбленного викторианским стилем, особенно табель второго градуса, архитектура на котором – дикое смешение египетского, ассирийского, мавританского и других стилей».

Я не хочу затрачивать много времени на «иконографию» табелей, потому что их использование 200 лет назад – совершенно отдельная тема, в особенности потому что некоторые из символов не использовались в английском масонстве со времен Ложи Примирения, хотя всё ещё используются в других частях света. Однако я не могу оставить не обсужденным один интересный пример на каждом из трёх табелей. Относительно табеля первого градуса – отсылаю вас к Брауну, Джейкобу и Харрису, потому что они оба, по праву Мастера, могут чертить на табеле что считают нужным, и оба они изобразили здесь 47-ю проблему (теорему) Эвклида.

В отношении табеля второго градуса – вы заметите, если будете смотреть внимательней, что часть винтовых лестниц выгнуты вправо, а часть – влево. Такое обстоятельство вызвало полемику, цель которой – найти единственно верное описание лестницы – я даже не упоминаю ссылки на это, ибо это не тема, стоящая каких-либо исследований. Есть, правда, проблема, как считает каждая ложа: какова правильная форма лестницы, и если посмотреть на табели второго градуса, кроме первой иллюстрации Коула, ни одного намёка на части света на них нет; это позволило бы ложе уложить табель так, чтобы лестница на нем шла наиболее приемлемым для ложи образом.

Шифровые надписи на табелях третьего градуса стиля Харриса
рис. 22 — Шифровые надписи на табелях третьего градуса устава Эмулейшн стиля Харриса

Что до табеля третьего градуса, первое что бросается в глаза – это гроб. Хирам Аббиф был бы похоронен в саване, не в гробу, однако изображение гроба встречается на табеле более или менее постоянно. Была другая путаница, на которой хочется сейчас остановиться, это – надпись на самом табеле третьего градуса. На некоторых из табелей есть надписи на иврите, но на большинстве табелей, использующихся в этой юрисдикции, надпись на гробу или вокруг него вообще не является ивритом, а шифром, обычно включающим масонский год. Если вас интересует вопрос масонского года, то лучше статьи вам не найти: «Датирование масонских документов» Алана Бернхейма, в 99 номере 4К от 1986 года («The Dating of the Masonic Records,» by Alan Bernheim, AQC Vol.99 (1986)). Что касается шифра, я прилагаю копию части статьи Хаунча, в которой он объясняет, как прочитать шифр. (см. рис. 22).

Табель третьего градуса устава Эмулейшн. Дж. Харрис, 1850 г.
рис. 23 — Табель третьего градуса устава Эмулейшн. Табель высокого качества, Дж. Харрис, 1850 г.

Закончив с той темой, теперь я предлагаю вашему вниманию табель третьего градуса Харриса, не соответствующий большинству мною ранее сказанного. Прежде всего, на нем показанная могила с телом внутри, а не гроб, далее, на надгробной плите – довольно много надписей на иврите (другая необычайная особенность). По сути, единственной шифр на табеле – это шесть строк под 47 теоремой Пифагора слева от надгробного камня. Три буквы иврита, помещенные рядом с Востоком, Югом и Западом, одинаковы и имеют одно и то же числовое значение – 5. Применительно к Хирамической Легенде, три пятёрки видеть на табеле привычно. (см. рис. 23).

Надеюсь, мы осветили большую часть известной нам истории табелей, и теперь подошли к заключительным вопросам, таким как «Почему в Канадской системе работают с табелями» и «Как их используют».

До некоторого момента это можно отследить по работе, проделанной Специальной комиссией по ритуалам в период с 1950 по 1954 годы. Цитирую из «Протоколов Великой Ложи» от 1950 года (страница 131):

В 1949 году Великая Ложа приняла следующее решение по рекомендациям «Комиссии по обучению и исследованиям»:

«Великий Мастер потребовал назначить Специальную Комиссию, чтобы исследовать содержание ритуала и виды работ, ведущихся в настоящее время в этой Великой Юрисдикции и вслед за тем представить доклад в Великую Ложу».

Мы решили сначала установить три обстоятельства:

  1. Каковы были ведущие факты в отношении ритуалов, которые практикуются в Ложах Юрисдикции;
  2. Как другая Юрисдикция, в особенности в Канаде, справляется с ситуацией;
  3. Что Великая Ложа сделала в отношении Ритуалов, соблюдаемыми Ложами».

И из «Протоколов Великой Ложи» 1951 года (страница 142):

«И исследование окончательно выявило замешательство, вызванное в Британской Колумбии духом новаторства. Некоторыми ложами работы никогда не открываются и не закрываются в соответствии с ритуалом 2-го градуса. Некоторые никогда не слышали о Всевидящем Оке. Возникли неразрешимые сложности».

Далее цитата со страницы 147 «Протоколов» 1951 года:

«Канадская система возникла в 1859 году; имеет много сходного с Английской, но испытывает предрасположенность к американским, шотландским и ирландским работам. Существенные различия позволяют рассматривать её как отдельную систему».

В 1952 году Комиссия доложила о различиях работ в Провинции касаемо толкования Наставлений по табелям. В 1953 году Комиссия доложила о Протоколах Великой Ложи Канады 1859 года. В 1954 году Комиссия на стр. 150 Доклада Великой Ложе от того года представила исправленный проект Канадской системы и представила его Великой Ложе на следующих условиях:

«Предлагается, в соответствии с нашим Докладом от 1953 года, распространить копию этого ритуала между всеми ложами в Британской Колумбии и Юконе, теперь работающими в Канадской системе, для последующих замечаний. Мы не настаиваем, чтобы Великая Ложа после данного доклада вынесла какое-либо решение в пользу этого ритуала. В наступающем году выявятся вопросы, над которыми придётся работать. Наш замысел состоит в том, что данный ритуал после одобрения Великой Ложей необходимо рассматривать как образец и руководство для Канадской Системы. Полагаем, что ложи не обязаны во всём его придерживаться, но должны его принять, полностью или частично, так и тогда, как и когда им целесообразнее. Но из-за перспектив такого принятия, которое, возможно, займёт несколько лет, целесообразно предоставить каждой заинтересованной ложе возможность ознакомиться с ритуалом в его текущем виде. В план Онтарио не было внесено сколь-нибудь значимых изменений, лишь незначительные изменения формулировок».

 Это согласуется со всеми предшествующими Докладами, в которых Комиссия выразила неодобрение иметь один централизованный ритуал. Работа Комиссии виделась её членам в устранении путаницы, придании проекту доступности, и позволило ложам согласиться на письменный вариант ритуала, сочтя это целесообразным.

Этими действиями полный порядок не был достигнут: решением, представленным в Протоколах Великой Ложи 1955 года постановлялось, что любая из лож, инсталлированная до 1 июня 1954 года в Канадской Системе, вправе сама решить, принимать ли ей добровольно ритуал; инсталлированные же после 1 июня 1954 года в Канадской Системе, однозначно работают по ритуалу.

Эта проблема необходимых ритуалов крайне сложна для подобного доклада; очевидно, что людям скорее хотелось упорядоченности, чем неопределённости. Но следствие этого таково, что всё возвращается на круги своя: к примеру, в моей ложе собираются использовать подсвечники вместо электрической подсветки. На это есть общее согласие, решили даже придумать целый кусок динамической части ритуала[1], в котором свечи зажигаются в определённом порядке, но есть вопросы в каком он будет стиле (как это будет звучать), потому что в ритуале 1954 года этой части нет.

Поскольку я заговорил о ритуале, не помешает описать то, как обычно в Канадской системе проводятся наставления по табелям. Как правило, кандидат уже прошел ритуал (посвящения), он введен в ложу (как новопосвященный) и усажен перед табелем. В первом градусе он обычно располагается между Вторым Стражем и Вторым Экспертом. Второй Страж проводит Наставление, показывая на символы табеля. Остальные члены ложи наблюдают с колонн. Происходящее главным образом статично: никаких других действий не производится, никто более в этом не принимает участия. Я знаю, что Вторые Стражи не станут так его описывать, потому что все это просто трудно запомнить. Есть два способа решения этой проблемы. Первый состоит в том, чтобы просто расстелить табель на полу, и все братья при этом во время наставления стоят вокруг кандидата. В ряде английских лож так и сделано, но по ряду причин это неудобно реализовывать у нас. Во многих канадских ложах, включая ту, в которой я состою, делают иначе: новопосвященного проводят по помещению ложи, ведь все символы табеля непосредственно присутствуют в ложе. Вот так, используя символизированную (показанную символикой) ложу табеля, мы показываем, что в помещении, в котором мы находимся в тот момент, воплощено большинство изображенных на табеле символов.

Точно так же в наставлении второго градуса: кандидат уже поднялся по лестнице, и любой элемент, о котором говорится в Наставлении, находится в помещении ложи. Если обратить внимание кандидата на колонны, обычно располагающиеся на Западе ложи, а также на все элементы их декора, это будет лучше, чем показывать их на табеле, потому что, с одной стороны, так лучше привлекается внимание кандидата, а с другой стороны, он таким образом не только усваивает основную идею наставления второго градуса, но и осознает, как она вплетена в убранство ложи.

Если говорить о третьем градусе, то наставление о его табеле вообще укладывается в три строчки, но это и понятно, потому что кандидату и так пришлось столько пережить во время посвящения, что ему нужно время для усвоения пройденного материала. Также, говоря о Наставлении третьего градуса, я рекомендую проводить дополнительное Древнее Наставление во время ночи обучения, ввиду содержания в ней большинства стоящей информации, и по возможности переделать под него (под древнее наставление) табель ложи или треножник.

Ну и наконец, коснемся вопроса, закрывать ли табели тех степеней, в которых в настоящий момент не ведется работа. В ритуале это никак не оговаривается. Обычно в защиту закрытия этих табелей приводится довод, что нигде не написано, что они открыты, а не какие-то оправдания того, почему они не должны быть открыты. Например, иногда говорят, что открыт должен быть только табель градуса, в котором в настоящий момент идут работы, потому что, если кто-то из братьев опоздал на собрание, он, войдя в Храм, должен сразу понять, в каком градусе ведутся работы. Аргумент неплохой, правда, по той же логике ни один пришедший в древнюю ложу (где табели ещё не использовались) не догадается, что там происходит. Вообще это работа Привратника ложи – оповещать братьев, и в определённых английских ложах на воротах храма прикрепили циркуль с наугольником (с возможностью смены их взаимного расположения), а в задачу Привратника входит освобождение ножек циркуля в зависимости от градуса проводимых в ложе работ, что, согласитесь, очень здравое решение.

Другой аргумент состоит в том, что, выставляя напоказ табели второго и третьего градуса перед братом, не достигшим этих градусов, мы, таким образом, открываем ему тайны этих градусов. Думаю, мы сильно зацикливаемся на тайнах. Рабочие инструменты у нас на виду все, вне зависимости от градуса работ, и оба столпа постоянно в ложе, и кисти при переводе работ во второй градус не снимаются. При посещении ложи № 10 в Камлупсе несколькими неделями ранее, я обратил внимание, что табели всех трёх градусов у них прикреплены к стене, так что, когда входишь в ложу, это первое, что бросается в глаза. Полагаю, если это устраивает как минимум одного Бывшего Великого Мастера и действующего Помощника Великого Мастера, устроит это и меня. На этом можно поставить точку. Надеюсь, сие выступление было достойно вашего внимания и интереса.

[1] В русском языке нет эквивалента английскому «floor work»; если в двух словах, это та часть ритуала, когда происходит ритуальное перемещение офицеров в ложе (эквивалентно действиям офицеров, конкретно — Эксперта и Обрядоначальника, — в ритуале ДПШУ, по которому работают в ОВЛР 1921 — прим. К.С.).

 

Конец перевода первого документа.
Продолжение — начало (1я часть) перевода главы «Табели»
книги «НАУГОЛЬНИК И ЦИРКУЛЬ — Масонство в ближайшем рассмотрении»
Дона Фолконера — в следующей части