Зодческие работы

К вопросам об истории и символике масонского табеля. Часть 2

табель первого градуса масонства ч/б
на изображении показан ритуал приёма в Ученики Вольные Каменщики в момент принесения новопосвящённым обязательства на Трёх Светочах Масонства, на полу разостлан табель первого градуса

Продолжение. Начало смотрите в Часть 1

 

РАЗОБЛАЧЕНИЯ (EXPOSURES)

После появления в начале 1730-х годов масонства во Франции, было множество книг, изданных для общего освещения работы ложи. Эти книги были переизданы, некоторые из них были переведены и изданы на английском языке (понятно, что спрос на информацию не был обеспечен не столько людьми, заинтересованными тем, чем занимаются масоны, а скорее самими масонами), чтобы узнать, как ритуалят другие Масоны. Большая часть имеющейся у нас ранней информации – из таких вот французских и английских «разоблачений» (exposures). В течении долгого времени ученые относились к ним несерьёзно, считая неточными, но начиная, по крайней мере, с исследования Дринга (Dring) по табелям, с того момента к ним отношение изменилось, и теперь они рассматриваются как единственно точные источники информации о том, каков в их времена был ритуал.

Первое иллюстрированное представление табелей-ковров было найдено во французских разоблачениях, относящихся к периоду 1742 года. В библиотеке нашей Великой Ложи они имеются в оригинале, к сожалению, нужные схемы еще не готовы и, увы, когда готовились схемы для этой лекции, книга Гарри Карра (Harry Carr) по ранним французским разоблачениям была недоступна. В любом случае, нам известно, что табели-ковры в 1742 году уже использовались, в особенности в третьем градусе.

Табели-ковры и всё что с ними связано

 Табели-ковры и настилы, по сути, отдельная тема, но я должен её коснуться чтобы уточнить некоторые детали. Во многих наших ложах – например, 8th & Granville, Marpole, и Kamloops, на табеле нет никаких деталей убранства Ложи первого градуса – ни мозаичного пола, ни обрамляющей его зубчатой каймы. Это можно подтвердить в Наставлении первому градусу канадской системы (First Degree lecture of the Canadian work) на стр. 42, и то же – на 47 странице Наставления первому градусу Первого Стража Древней Системы (Senior Warden’s First Degree lecture of the Ancient Work). Отчего на табелях указанных лож нет мозаичного пола и зубчатой каймы – не мне судить. Знаю только, что в зале моей ложи в Ричмонде они есть, и в зале Лэндфорд на острове Ванкувер – настоящий мозаичный пол, и в недавно отреставрированной ложе Керрисдэйл – замечательный ковёр с изображенным мозаичным полом, а также четырьмя кистями по углам. Я поднимаю этот вопрос потому, что вопросы символизма и использования масонских символов восходят к одному с табелями историческому источнику. Если мы считаем сами табели единственным источником масонской символики, мы рискуем не только слишком многое принять на веру, но также и приуменьшить масонский опыт, доступный нашим братьям. Могу пояснить это, сказав о ложах, чьи собрания проводились в непостоянных местах встреч. Как правило, это залы церквей или что-то другое, что масоны использовали для своих собраний и должны были каждое такое место превратить в ложу. Обычно в ложе бывает часть убранства, присутствующего на табеле-ковре. Отсылаю вас к иллюстрациям ЧК, издания № 107 за 1954 год, стр. 201 и 205, где изображены временные кисти по четырём углам табеля и временный мозаичный ковер Ламонтской ложи № 94 Великой Ложи Альберты, а также к иллюстрации на стр. 154 выпуска ЧК № 110 за 1997 год.

Я связывался с некоторыми ложами нашей юрисдикции, не имеющими постоянного храма для проведения работ, и могу сообщить, что в канадской ложе № 169, что в Китимате, имеется ковер размером приблизительно шесть на десять футов с мозаичным полом и кистями на одной стороне (лицевой) и с гробом для работ третьего градуса – на обратной. В ложе МакКензи (McKenzie) № 168, работающей по ДПШУ, есть ковер с черно-белой мозаикой размером шесть на шесть футов с кистями; а в ложе «Королева Шарлотта» (Queen Charlotte) № 189, также ДПШУ, имеется ковёр второго градуса размером около два с половиной фута на семь. В ложе «Свет скалистых гор» (Light of the Rockies) № 190, работающей в Эмулейшн, есть полотнище размером три на шесть футов с изображенным мозаичным полом с кистями. Этот список не претендует на полноту. Не хочу, чтобы сложилось впечатление, что ковры используются исключительно в ложах, не имеющих собственного храма. К примеру, в ложе «Принц Уэльский» (Prince of Wales) № 190, (собирающаяся в Керрисдэйл Холл (Kerrisdale Hall) постоянно используемый ковер с изображением мозаичного пола; а ложа Эдинбурга (Часовня Мэри — Mary’s Chapel) № 1, отпраздновавшая четырёхсотлетнюю годовщину своей самой первой работы (образована в июле 1559 года), также использует ковёр с изображением просто зала ложи. Интересующихся этой прекрасной картиной приглашаю на вебсайт Великой Ложи Шотландии.

Вот сейчас самое время сделать простые сравнения между системами ДПШУ и Канадской. В Канадской системе нами обычно используется только ковёр при работах в третьем градусе. В системе ДПШУ тоже нет никаких табелей, но обычно используется чертёж, схема, для Наставления Первого градуса Первого Стража. Во втором градусе многие ложи ДПШУ используют великолепные ковры, примером может служить Ложа Ванкувера № 68. В ложе Ричмонда № 142 устанавливают по отдельности деревянный подиум сначала с тремя ступенями, затем наращивают отдельной частью до пяти, и наконец, до семи, в зависимости от градуса. В нескольких ложах Англии изготовили винтовые лестницы, по которым кандидата ведут наверх. В третьем градусе системы ДПШУ нет каких-то особенных рекомендаций по коврам, за исключением прекрасного Наставления, включённого в список как Приложение «Н» (англ. «эйч») – Дополнительное наставление в степени мастера масона. Ритуалом устанавливается, что это Наставление нужно проводить по рисункам или самому ковру третьего градуса. Хочу поблагодарить Великого Секретаря за возможность ознакомления с этой частью ритуала.

Масонская символика

Атласный запон
рис. 5 — Атласный запон, Англия, ок. 1800

Если вы уже читали статью Великой Ложи Шотландии о коврах, вы могли бы подумать, что масоны настроены против украшательств. Далеко не так. В восемнадцатом веке масоны украшали не только элементы убранства ложи, но и вообще все, на чём можно было мало-мальски рисовать. Масонские музеи доверху забиты кубками, бокалами, тарелками и служебной утварью, испещрённой масонской символикой. Масоны имели обыкновение разрисовывать свои запоны (см. рис. 5) – фактически это был один из компромиссов, о которых я упоминал, говоря о Ложе примирения, что, по крайней мере, в английском масонстве, не должно быть рукописных запонов, несмотря на то, что это продолжало иметь место быть в Шотландии. Я привел копию рукописного английского запона приблизительно 1800 года изготовления, так как на

Реверс (обратная сторона) миниатюрного портрета Франциски Корнелиа
рис. 6 — Реверс (обратная сторона) миниатюрного портрета Франциски Корнелиа

нем показаны три женщины, изображающие собой Веру, Надежду и Милосердие. Такое изображение было распространенным, и оно обнаруживается на ряде табелей, в особенности на нарисованных Боурингом (Bowring). Также я приложил оборотную сторону миниатюры портрета Фрэнсис Корнелиа (Frances Cornelia), жены Джеймса Эймза (James Ames), в 1776 году – мастера ложи «Чистота и мораль» (Innocence and Morality). Внизу этой миниатюры огромное количество информации по табелям всех трёх градусов, за исключением лестницы второго градуса. Обращаю также ваше внимание на тот факт, что во время создания той миниатюры табелей уже не существовало, другими словами, важно понять, что художественные приёмы, использовавшиеся в табелях, были уже известны и приняты масонами (см. рис. 6).

 

РИТУАЛ

Следующим шагом в понимании этой истории является эволюция ритуала. Восемнадцатый век – урожайный на ритуалы. То, как занимались масонством (хотя бы то, что нам об этом известно), от образования Великой Ложи в 1717 до конца восемнадцатого века, было настолько кардинально различно, что в этом практически невозможно разобраться. К примеру, возьмём первую изданную Книгу конституций Андерсона издания 1723 года. На титульном листе книги указывается, что Конституция, являющаяся сводом законов, обязанностей, регламентов, правил и традиций, должна зачитываться на посвящении новых братьев. Так продолжается вплоть до 48 страницы, а с 49-й – вторая часть Книги, известная как «Обязанности вольного каменщика». Её содержание, 30 страниц текста, должно быть прочитано на принятии новых братьев или по указанию мастера. Возможно, в начале 18 века люди и были готовы выслушивать длинные-предлинные наставления. Но в конце 18 века – уже нет.

Фактически самый первый закрытый для профанов масонский текст, напечатанный в Англии после образования Великой Ложи, был «Масонство в разрезе» Причарда, 1730 года, основанный исключительно на катехизисе к ритуалу. Эта публикация определенно не обошлась без участия самих масонов, однако вопрос – был ли в этом посыл того, что хотел объяснить Андерсон – повис в воздухе. Не буду зацикливаться на этом – это совершенно другая тема и по ней уже было много написано. Престон – хороший вариант для возобновления этого анализа, так как его книга «Иллюстрации масонства», вышедшая в 1772 году, была очень популярным переделом катехизиса. Но это была не основная причина популярности Престона.

После успеха своей публикации 1772 года Престон разработал собственные Наставления для каждого из трёх градусов и обучал им по отдельности. Эти тексты, легшие в основание Канадского ритуала, по которому работают в нашей юрисдикции, Престоном фактически никогда не издавались. Он преподавал их и работал по ним, и в этом он был частью несколько большего объединения в конце 18 века масонских учёных и философов, возможно, даже предпринимателей, написавших свои собственные варианты Наставлений, таких как Финч (Finch), Коул (Cole), и Браун (Browne). Именно от последних двух мы можем получить информацию о первом определенном использовании Табелей. Коул, как и Браун, разрабатывали табели как учебные пособия для первого, второго и третьего градусов. Были версии табелей и раньше коуловских и брауновских, о которых я не упоминаю, но их трудно классифицировать по какому-либо признаку, и, говоря откровенно, я должен использовать более качественные репродукции, взятые из публикации Хонча (Haunch), а не Дринга (Dring). Попадались некоторые круглые табели, явно для первого и второго градусов, также было несколько ковров, того же времени, предназначавшиеся для наставлений в первом, втором и третьем градусах. В определённый момент, когда градусы относительно сформировались, в ложах привыкли к присутствию не только табелям самой ложи, но и табелей лож градусов.

Описанное не являлось частью импульса ни для помещения ковров к треноге, делавшего их треножниками (trestle boards), ни для трансформации их непосредственно в табели. Доски не были одинаковы по размеру или форме, часть из них была больших размеров (шесть на три фута), некоторые были изготовлены так, что на одной стороне был первый градус, а на другой – второй, с малой переносной доской для третьего градуса. Другие доски были выполнены, как современные домашние шахматные доски, на петлях, так, что, когда они в сложенном состоянии, то с одной стороны – первый градус, с другой – второй, а в раскрытом состоянии – третий градус во всей своей красе. Те табели располагались так, что братья размещались вокруг и смотрели на них во время наставления градуса. История табелей довольно коротка ввиду высокой стоимости их изготовления специально для каждой ложи, и постепенно их стали заказывать у коммерсантов. Насколько мне известно, единственные рукописные табели в этой юрисдикции используются ложей Буррард (Burrard) № 50 и ложей «Герцог Коннота» (Duke of Connaught) № 64.

Хотя и понятно, что был обширный рост ритуальной работы к концу 18 века и само собой, после объединения, или Ложи Примирения, но неверно предполагать, что ритуалы, по которым в то время работали в Англии (я полностью исключаю Шотландию и Ирландию) изменили внезапно. Случайно я наткнулся на упоминание того, что в провинции Северный Уэльс первые толкования табелей появились 21 марта 1872 года. Теперь я собираюсь пробежаться по художникам табелей, в хронологическом порядке, используя примечания Хауча, сделанные им на страницах, которые я вам воспроизвёл.

Табель первого градуса
рис. 7 — Табель первого градуса устава Эмулейшн, гравюра работы Ф. Кёртиса
Табель второго градуса устава Эмулейшн
рис. 8 — Табель второго градуса устава Эмулейшн, гравюра работы Ф. Кёртиса
Табель третьего градуса устава Эмулейшн
рис. 9 — Табель третьего градуса устава Эмулейшн, гравюра работы Ф. Кёртиса

Первый из художников – Джон Коул (John Cole), опубликовавший «Иллюстрации масонства» (Illustrations of Freemasonry) в 1801 году. Три известных табеля, насколько мне известно – с гравюр того издания. У нас есть несколько копий первого издания той книги в библиотеке Великой Ложи, и ни в одной из них нет и намёка на хоть какие-либо подобные гравюры. Так что в нашей библиотеке оригинальные гравюры искать не пытайтесь. (см. рис. 7, 8, 9).

Табель первого градуса устав Эмулейшн, другое издание другого художника
рис. 10 — Табель первого градуса устав Эмулейшн. Работа Джона Брауна. ок. 1800 г.
Табель второго градуса устава Эмулейшн, второе издание
рис. 11 — Табель второго градуса устава Эмулейшн. Работа Джона Брауна. ок. 1800 г.
Табель третьего градуса устава Эмулейшн, новый вариант
рис. 12 — Табель третьего градуса устава Эмулейшн. Работа Джона Брауна. ок. 1800 г.

Второй художник – Джон Браун (John Brown), автор «Масонского ключа Мастера к третьему градусу» (Brown’s Masonic Master Key Through the Third Degrees) в 1802 году. Картины, приведённые в книге, не обязательно Брауна, но сделаны по его стилю. (см. рис. 10, 11, 12). Джон Браун представляет интерес по ряду причин. Прежде всего – он был учителем, и способ подачи материала в его наставлениях показывает его интерес в возможности передачи информации. Также он известен тем, что его книга зашифрована. Вообще, множество масонских книг и схем были зашифрованы, в особенности книги ритуалов; это давало гарантию, что профаны не узнают тайн ритуала, однако масонам приходилось приобретать книги с ключом к шифру, иначе они тоже не смогли бы прочесть ритуал. В «ключе мастера» Брауна шифр был такой: замените гласные a, e, i, o, u, y соответственно буквами из фамилии – b, r, o, w, n, e, найдите слова, в которых заглавные буквы стоят не по смыслу, и замените в них буквы c на e, потом замените слова Brethren или Masons восклицательными знаками, и, наконец, запишите всё слитно, забыв про знаки препинания.

Табель первого градуса устава Эмулейшн. Работа Джейкоба, ок. 1800 г.
рис. 13 — Табель первого градуса устава Эмулейшн. Работа Джейкоба, ок. 1800 г.
Табель второго градуса устава Эмулейшн. Работа Джейкоба, ок. 1800 г.
рис. 14 — Табель второго градуса устава Эмулейшн. Работа Джейкоба, ок. 1800 г.
Табель третьего градуса устава Эмулейшн. Работа Джейкоба, ок. 1800 г.
рис. 15 — Табель третьего градуса устава Эмулейшн. Работа Джейкоба, ок. 1800 г.

 Третий художник – Джейкоб (Jacob), известный нам лишь своей фамилией. (см. рис. 13, 14, 15)

Табель первого градуса устава Эмулейшн. Рукописный по дереву. Джосайя Боуринг, 1819 г.
рис.16 — табель первого градуса устава Эмулейшн. Рукописный по дереву. Джосайя Боуринг, 1819 г.
Табель второго градуса устава Эмулейшн. Рукописный по дереву. Джосайя Боуринг, 1819 г.
рис. 17 — Табель второго градуса устава Эмулейшн. Рукописный по дереву. Джосайя Боуринг, 1819 г.
Табель третьего градуса устава Эмулейшн. Рукописный по дереву. Джосайя Боуринг, 1819 г.
рис. 18 — Табель третьего градуса устава Эмулейшн. Рукописный по дереву. Джосайя Боуринг, 1819 г.

Четвёртый художник – Джосайя Боуринг (Josiah Bowring). Он – общепризнанно лучший из всех художников; иллюстрации, используемые мною, взяты из различных источников, не только из статьи Хаунча – думаю, там лучше иллюстрации. (см. рис. 16, 17, 18)

Первый градус. Ритуал Эмулейшн. A. Льюис
рис. 19 — Первый градус. Ритуал Эмулейшн. A. Льюис
Второй градус. Ритуал Эмулейшн. A. Льюис
рис. 20 — Второй градус. Ритуал Эмулейшн. A. Льюис
Третий градус. Ритуал Эмулейшн. A. Льюис
рис. 21 — Третий градус. Ритуал Эмулейшн. A. Льюис

На что вы обратите внимание на табеле первого градуса, это ключ, висящий прямо под Надеждой – это средняя женщину на лестнице Якова. Такой же висящий ключ вы обнаружите на табелях первого градуса Джейкоба и Коула. Это связано с катехизисом, цитату из которого я привожу ввиду её интересности (4К № 84 от 1971 года, стр. 327); также это указывает на часть утерянного или вышедшего из употребления материала, если доверять следующим наставлениям по табелю:

Отрывок из Наставлений Трёх степеней, Наставление 1 градуса, часть 1:

Вопрос: Как они [масоны] опознают друг друга?
Ответ: Знаками, прикосновениями и особыми словами.
В: Будучи масонами, как можем мы постигнуть их?
О: Посредством ключа.
В: Висит он или же уложен?
О: Он висит.
В: Почему предпочтение, чтобы висел?
О: Ибо брат зависит от брата, и ложь на него не возведёт…

 

Обязательство

«Сей совершенный ключ, коий есть язык вольного каменщика, должен достойно отзываться о брате своём, как в отсутствии его, так и в присутствии брата, однако ежели сие невозможно без нарушения законов чести и совести, следовать тогда надлежит прекрасной добродетели Цеха нашего, коия есть Молчание».

 

Продолжение — в следующей части