Зодческая работа Брата К.С.
«Пронести свечу»
2021 год
– Нужно перейти через воду с зажжённой свечой, через горячую воду, в бассейне Святой Катерины, рядом с гостиницей, – воду, что дымится.
– Когда?..
– Прямо сейчас.
(Диалог Доменико и Андрея Горчакова, «Ностальгия», Андрей Тарковский)
Братья, помните ли вы, каждый из вас, день, когда каждый для себя решил вступить в Братство? Стать масоном? Что вы думали? Какое обещание давали каждый себе?
А помните своё посвящение? Своё торжественное обязательство. Впервые данный вам Свет. Как это было? Вы почувствовали, как в ваших сердцах зажегся огонь?
Было ли вам легко на своём пути в братстве? Каково это было – идти по тернистому пути масона, переходя от Ученика к Подмастерью и от него – к Мастеру? Это было просто, или хотелось всё бросить? А может, это была внутренняя борьба – с самим ли собой, с несовершенным ли профанским миром. Помните?
А помните братьев, так же как вы, получивших Свет, однажды дополнивших нашу цепь, но впоследствии добровольно покинувших её? Сколько таких братьев вы помните? Как вы думаете, могли ли они остаться? Возможно, вы знаете причины, по которым они оставили братство?
Вы знаете мою страсть к фильмам Тарковского. Ничего не могу с собой поделать: у Андрея Арсеньевича на любой случай были метафоры. Помните, в «Ностальгии» – вдали от Родины ищущий себя Андрей Горчаков встречает юродивого Доменико, который держал взаперти всю свою семью.
Они сходятся, два этих совершенно разных человека, оба утратившие свои идеалы и надежды, но обретшие их снова каждый друг в друге: Доменико – в новообретёном ученике Андрее, а Андрей – в своём неожиданном Учителе. Доменико наставляет Андрея исполнить обряд прохода через бассейн с водой, и в этот проход Горчаков вкладывает всю свою жизнь.
Пронести свечу. От края бассейна до противоположного. Что может быть проще? Однако ни с первого раза Андрею не удаётся дойти с огнём до конца пути, ни со второго. Он готов уже бросить эту дурацкую затею; на него смотрят как на умалишённого. Однако он возвращается в начало пути и начинает заново. И лишь в третий раз, закрывая трепетное пламя буквально всем своим телом, в муках, Андрей доносит свечу, из последних сил утверждает её на грубом уступе бассейна и с мучительным стоном умирает. Но свеча горит.
Я свеча, я сгорел на пиру.
Соберите мой воск поутру,
И подскажет вам эта страница,
Как вам плакать и чем вам гордиться,
Как веселья последнюю треть
Раздарить и легко умереть,
И под сенью случайного крова
Загореться посмертно, как слово.
Каждый из нас в начале своего масонского пути идёт, как Андрей из «Ностальгии» Тарковского, с горящей свечой. Все ли пронесут её до конца пути?
Я задумался о проблеме уходящих братьев, когда размещал на сайте публикацию о биографии брата французской ложи «Северное Сияние» Петра Бобринского. Он был в числе братьев, основавших ложу «Гамаюн» – как ложу, набирающую молодёжь; ложу, которая должна была бы вводить молодежь в мир русского масонства. Однако в этом стремлении братьев постигает неудача: при благом начале, это дело постигает крах. Вот как вспоминает об этом Пётр Бобринский:
…юношество, после первого восторга, быстро отходило от масонства, которое не смогло дать этим молодым людям то, что они пришли искать в ложах. Ничто не казалось им достаточно ясным, ни задачи, ни действия. Конечно, следовало все более и более принимать во внимание другие мотивы разочарования молодых людей, вызванного другими интересами свойственными их возрасту и мешающими регулярному посещению лож. Не верю, чтобы эта проблема была характерна только для нашей мастерской: за редчайшими исключениями, масонство, с его посвятительной идеологией постепенного совершенствования, трудно дается молодежи. Чтобы понять этот подход, недостаточно первого восхищения и добрых намерений. Необходимо достичь некоторой духовной зрелости, что дает внутреннюю дисциплину, необходимую для нашей работы.
И я вспоминаю как мы ранее в нашей ложе, поддавшись на слова молодых кандидатов, принимали в ложу этих молодых братьев – чтобы позже с прискорбием понять, что как братьев мы многих из них потеряли. Молодой брат не смог уберечь своё пламя. Не смог пронести свечу.
И вот оказалось, что с подобной проблемой французские братья уже сталкивались раньше. Поистине, опыт, подтверждаемый временем.
Как легко задуть огонь. Как легко оступиться на своём пути. Как просто отступить от данного слова. И как сложно начать всё заново. Не зря говорят: ломать – не строить.
Говорят, времена изменились, ценности поменялись, – и даже появились новые. Современные технологии изменили нас и уклад нашей жизни, информация распространяется со скоростью света, и если раньше, всего каких-то 20-25 лет назад братья могли увидеть друг друга лишь при живом общении, то сейчас, как мы смогли убедиться на собственном опыте, для этого достаточно мановения пальца по экрану смартфона. Как это, казалось бы, удобно: не выходя из дома, не сходя с дивана, не тратя время на то чтобы добраться в храм – за считаные полчаса решить все дела ложи! Или, может, наоборот, – ничто не заменит живого общения, работ в ложе плечом к плечу, живого света свечей, живой мысли. Того, что каждый себе представлял когда-то, стоя посвящаемым у порога Храма, в чём себе клялся когда-то, что каждый ощутил и что проносит в своём сердце из года в год, от встречи к встрече под светом свечей ложи, с жаром огня в сердце, светом, озаряющим путь. Держа в памяти своё посвящение, первый Свет, сохраняя тактильно тепло ладони стоя в цепи… Первый Свет. Не Свет ли это огня сердец всех братьев, жар пламени наших свечей… Бесценное сокровище и неоценимый опыт. Как это всё хрупко, как беззащитно. Сможем ли мы сохранить это?
Пронести свечу.
Я сказал.