Зодческие работы

Происхождение и символизм ученического запона

старый масон надевает запон масону-ученику

Зодческая работа брата Р.Н.

Одним из ключевых моментов ритуала масонской инициации является вручение Ученику белого кожаного передника. В русской «вольнокаменщической» традиции прошлого этот предмет масонского облачения чаще всего именовался «запоном»; реже – «фартуком» или, на французский манер, «таблиером».

Сегодня, в соответствующий момент посвящения, Досточтимый Мастер поручает Первому Стражу «возложить на новопосвященного брата, между колоннами пребывающего, главнейшее отличие Вольного Каменщика». Исполняя это, брат Первый Страж дает Ученику наставления о символическом смысле масонского запона: «по поручению Досточтимого Мастера возлагаю на тебя главнейшее отличие Вольного Каменщика. Сей запон древнее и почетнее всех орденских знаков и отличий в мире профанов, будучи залогом чистоты, знаком содружества и символом труда. Торжественно при сем наставляю тебя носить и неизменно почитать сей запон, памятуя, что ежели ты никогда не запятнаешь его, то и он никогда не обесчестит тебя». Из этой формулы можно заключить, что символизм ученического запона сводится к трем священным для масонства понятиям – Труд, Содружество и Чистота.

Как эмблема Труда белый передник напоминает об исторической связи нашей традиции с оперативным масонством античных времен и средневековья. В частности, Артур Эдвард Уайт в своей «Энциклопедии» писал об оперативно-цеховом происхождении запона следующее: «Современная мистерия под названием «символическое масонство» естественным образом происходит от Цеха, который оно и одухотворяет, а в цеховом масонстве фартук есть совершенно непременная и единственная одежда. Он одухотворяется вместе со всем Цехом и означает невинность, безупречное поведение и безупречные помыслы» [4, с. 200]. Действительно, существуют многочисленные исторические свидетельства о том, что уже у оперативных ремесленников кожаный запон являлся не только элементом рабочей одежды, но и отличительным признаком членов цеха. В шекспировской драме «Юлий Цезарь» один из сенаторов, протестуя против народного шествия по улицам Рима, кричит толпе: «Прочь! Расходитесь по домам, лентяи. Иль нынче праздник? Иль вам неизвестно, что как ремесленникам вам нельзя в дни будничные выходить без знаков своих ремесел?» И, обращаясь к одному из горожан, он спрашивает: «Скажи, ты кто такой?» «Я, сударь, плотник», – отвечает тот, на что сенатор вновь вопрошает с негодованием: «Где ж кожаный передник и отвес? Зачем одет ты в праздничное платье?» [7, С. 457]. Отсюда видно, что, по предположению Шекспира, уже в античном мире «кожаный передник», то есть «запон», являлся символом принадлежности носившего его к тому или иному ремесленному цеху. Причем, ремесленнику полагалось надевать запон не только во время работ, но даже при проходе в будние дни по городу, дабы все могли видеть, к какому именно ремеслу он причастен. Это была не только ранняя форма «живой рекламы», но и зарождение обычая носить принадлежности оперативного ремесла вне его непосредственного отправления. Сначала ремесленные атрибуты стали отличительными знаками людей квалифицированного труда, а со временем и вовсе приобрели спекулятивное символическое значение.

Как символ Содружества запон призван зафиксировать в нашем сознании принципы братских взаимоотношений, на которых, как на фундаменте, строился ремесленный цех оперативных каменщиков. Ведь именно запон, наряду с белыми перчатками, является, пожалуй, единственным атрибутом облачения, присущим всем без исключения масонам вне зависимости от их градуса. Запон олицетворяет тем самым братское единство внутри Масонского Ордена. Если мы присмотримся к фартукам более высоких степеней, то заметим, что все они, как и запон Ученика, имеют белую основу. Подобно лучу белого света, который при преломлении сквозь призму окрашивается всеми цветами радуги, ученический передник содержит в себе потенциальный смысл всех последующих градусов. В белизне запона 1-го градуса скрыта целая радуга познаний и добродетелей, которые Ученику предстоит выявлять и совершенствовать в ходе всей своей дальнейшей масонской работы. Тира Оттовна Соколовская отмечает, что при посвящении в 1-ый градус (в русском масонстве XVIII века) Брат-Обрядоначальник «вручает принятому белый кожаный запон, как знак, что профан вступил в братство каменщиков, созидающих великий храм человечества» [3; с. 94].

Что же касается масонского запона как олицетворения Чистоты, то эта черта его символизма при ближайшем рассмотрении вызывает некоторое недоумение, поскольку ремесленный передник оперативного каменщика едва ли мог оставаться долгое время чистым. Очевидно, степень его чистоты была обратно пропорциональна степени интенсивности труда, отчего маловероятно, что в оперативном масонстве кожаный фартук являлся белым. Для разрешения этого парадокса следует подчеркнуть, что есть и другая версия о происхождении нашего запона, которая версии «цеховой» нисколько не противоречит, а, скорее, дополняет ее некоторыми аспектами легендарной предыстории масонства. Так, истоки ученического запона связываются не только с «рабочими фартуками» оперативных каменщиков, но и с атрибутикой инициатических обществ Древней Палестины. Более двухсот лет назад некоторые наши братья верили в историческое происхождение Масонского Ордена от ближневосточного Братства Ессеев, прославленного в трудах античных историков. В одном масонском манускрипте XVIII века сказано, что «происхождение вольно-каменщических Символов, обрядов или таинств» следует искать «в древних сектах», среди которых называются «ессеане», то есть ессеи [2, с. 2]. Позднее, уже в XIX веке, выдающийся масонский историк-энциклопедист Роберт Макой также придерживался версии о «ессейских корнях» масонского запона [1; p. 87].

Если мы обратимся теперь к «Иудейской войне» Иосифа Флавия, то должны будем заметить, что у палестинских ессеев тоже было нечто, подобное масонскому запону. Иосиф пишет, что ессеи перед тем, как совершить ритуальное омовение и приступить к совместной трапезе, «опоясывались холщовым платком». После ессейского застолья, которое имело у них характер тайного ритуала и походило на наши братские агапы, члены Братства «складывали с себя свои одеяния, как священные» [5, с. 69]. Под «священным одеянием» ессеев Иосиф, судя по всему, подразумевает их ритуальный «передник». Далее он говорит о важности этого атрибута в духовной практике ессеев еще более определенно: «Желающий присоединиться к этой секте не так скоро получает доступ туда: он должен, прежде чем быть принятым, подвергать себя в течение целого года тому же образу жизни, как и члены ее, и получает предварительно маленький топорик, упомянутый выше передник и белое облачение (δίαιταν άξινάριον τε καί τό προειρημένον περίζωμα καί λευκήν έσθητα δόντες)» [5, с. 70]. Особенно примечательно то, что ессейский «передник», наряду с белым ритуальным облачением, носили уже неофиты Братства – то есть фактически ессеи-ученики. Точно так же, как и в наши дни белый запон 1-го градуса вручается в Ложе при ученическом посвящении.

В уже цитированной масонской рукописи XVIII века написано: «Каменщики носят белое платье, яко образ, означающий чистоту душевную, невинность и невредимость», в связи с чем отмечается, что «запон значит склонность к невинности и одежду добродетели» [2, с. 27-28]. Этот старинный манускрипт не только называет ессеев историческими предтечами масонов, но и сам символический смысл ученического запона связывает с наследием древней ессейской традиции: «Тако обязалися служители первого явившегося БОГА учениями чистоты и добродетели, желая благоволения небесного. Мы же яко каменщики наблюдаем основания сих первых чувствователей истинного БОГА, подражаем их платью и носим на себе знак НЕВИННОСТИ» [2, с. 28]. Именно в этом и заключается наиболее важное истолкование символизма запона 1-го градуса, восходящее к древним эмблемам ессейских таинств. Говоря о значении масонской обрядности, Тира Соколовская подчеркивала: «Белые одежды, запоны, перчатки изображали чистоту нравов, «безвредность душевную». «Облачаясь в светлые одежды, Каменщики тем признают себя чадами света и обязуются никогда к деяниям мрака не обращаться. Одежды их изображают добродетель» [3, с. 98].

Обращает на себя внимание самоназвание масонов XVIII века – «чада света». Из так называемых «свитков Мертвого моря», обнаруженных в 1947 году в долине Вади-Кумран, нам известно, что палестинские ессеи тоже называли себя не иначе, как «сынами света». Белый запон, присутствующий как в ессейской, так и в масонской символической традиции, олицетворяет общую для членов этих Братств сыновнюю причастность чистому Свету. И древним ессеям, и современным Вольным Каменщикам в одинаковой степени подошли бы слова старинного масонского славословия: «Одеяния их не боятся света истины, солнечного света правды» [цит. по: 3, с. 95].

Возможно, появление в Братстве Ессеев символического атрибута, похожего на нынешний масонский запон, было обусловлено мессианским характером этого общества. В близкой ему по времени Книге Пророка Исаии мы находим интересную деталь описания грядущего Мессии: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума <…> И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его – истина» (Ис., 11:1-5). Не исключено, что именно в подражание будущему Мессии – вождю «сынов света» – ессеи опоясывали свои чресла белым передником, который считался у них эмблемой истины и правды.

белый масонский запон ученика

Когда в XVIII столетии масонское сообщество начало испытывать потребность в переосмыслении древних цеховых знаков оперативного Ремесла в этико-философском спекулятивном русле, ему на помощь пришла ессейская система символов, нашедшая отражение на страницах Библии. Через наследие Священной Книги масоны XVIII века связали себя с ессеями – загадочным древним Братством, оказавшим влияние не только на развитие еврейской Каббалы, но и на становление раннего христианства. Таким образом, рабочий фартук оперативных каменщиков средневековья превратился в белоснежный запон спекулятивного масона – библейский символ правды, целомудренной чистоты и непорочности. В этой связи Мэнли Палмер Холл отмечает: «Когда фартук носится на тех частях тела, которые соотносятся с животными страстями, чистая кожа ягненка означает возрождение производственных сил и их посвящение Божеству» [6; с. 327].

Будучи эмблемой нравственной чистоты, братского содружества и свободного труда, белый запон 1-го градуса действительно имеет очень древнее происхождение и потому справедливо почитается «главнейшим отличием Вольного Каменщика».

 

Я сказал.

 

Источники:

  1. Macoy R. Apron // Macoy R. General History, Cyclopedia and Dictionary of Freemasonry. – New York: Masonic Publishing Company, 1872. – p. 87-88;
  2. Изъяснение при учреждении вольно-каменщического общества, которое купно есть духовно и светско, взирали наипаче на первое познание БОГА, Естества и на благоугодное ему служение (Отдел редких книг и рукописей Научной библиотеки Московского университета. Ф. 5. Tv. 134. Л. 1-19) // Сахаров В. Русское масонство в портретах. – М.: АиФ Принт, 2004. – С. 21-37;
  3. Соколовская Т.О. Обрядность вольных каменщиков // Масонство в его прошлом и настоящем. – Т.II. – М.: За други, 1915. – С. 80-117;
  4. Уайт А.Э. Новая энциклопедия масонства (великого искусства каменщиков) и родственных таинств: их ритуалов, литературы и истории. – СПб.: Лань, 2003. – 480 с.;
  5. Флавий И. Иудейская война (фрагменты) // Деревенский Б.Г. Иисус Христос в документах истории. – СПб.: Алетейя, 2001. – С. 44-78;
  6. Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. – М.: Эксмо; СПб.: Terra Fantastica, 2003. – 960 с.;
  7. Шекспир В. Юлий Цезарь (перевод М. Зенкевича) // Шекспир В. Комедии, хроники, трагедии. – М.: Художественная литература, 1989. – С. 453-556.