Масонские символы. Солидный перечень инструментов и понятий, берущих начало своих историй как от гильдий каменщиков, так и в глубине истории человечества, среди страниц греческих философов и математиков, страниц священных книг мировых религий, в памяти поколений, пронесших из глубины веков ритуалы религиозных богослужений, синтезированные в умозрительных сосудах философов-алхимиков.
Что это? Набор тайных шифров, скрывающих секреты высочайшего королевского искусства? Перечень убранства масонского храма и ритуальный набор для проведения масонских посвящений? Или набор универсальных ключей для постижения смысла легенд градусов, дающие импульс к движению по тернистому пути в веренице масонских посвящений, в непрекращающемся поиске… Чего? Истины? Утраченного слова? Тайн древнего ремесла?
Масонство первых трёх градусов не зря называется символическим. В отличии от догматизма религиозных учений, первые масоны избрали путь постижения истины через размышления над символами – универсальный путь постижения. Многогранная природа символа позволяет каждому масону видеть в символе одному ему известное значение, одним им уловимую – свою – истину, свою разгадку, и в этом состоит ценность каждого мнения: оно уникально, и из каждого такого кирпичика мы строим храм нашего Искусства. Через призму понимания каждым братом значения одного и того же символа мы по-новому, под новым углом зрения можем взглянуть на символ, открыть для себя совершенно новый подход к пониманию смысла каждого градуса, построить новые взаимосвязи между символами, – это похоже на складывание мозаичной картины, и каждый вкладывает в неё смальту своего уникального оттенка. Как не существует двух похожих цветков на одном лугу, как нет одинаковых облаков на небе, как нет двух одинаковых ростков на земле. Оглянувшись вокруг мы можем заметить богатство разнообразия; но это разнообразие не приводит к хаосу: каждый росток в итоге тянется вверх, к свету. Также и разнообразие мнений по поводу одного символа удивительным образом не приводит к общему хаосу; наоборот – мы находим, что нам каждому важно и полезно учиться друг от друга. Такой подход сам по себе мотивирует масона учиться самому; используя метод и способ постижения смысла через самостоятельное размышление над символом, ты приходишь к выводу сам. Принимаешь лишь то, что сам постиг.
Поэтому в первое время масоны, собиравшиеся в отдельных комнатах английских таверн, не случайно выбрали символы главными и основными атрибутами своих собраний и базисом для изъяснения уроков градусов. Конечно, символы в этом случае играли свою защитную роль: выступая как сложный шифр для сокрытия тайн градусов от профанов, они одновременно помогали братьям постигать масонское символическое ремесло.
Начав с основных символов каменщиков, с их инструментов и приспособлений, первые символические масоны двинулись далее, с каждым новым градусом добавляя новые инструменты. Так помимо молотка, циркуля, наугольника, отвеса и уровня в ложе появилась чертёжная доска – пол, на который наносился чертёж работ – тоже символ, – который впоследствии трансформировался в масонский табель. Зародившись в католическо-протестантской Европе, масонство двинулось дальше, со временем в ложи стали вступать братья разнообразных мировых религий, и множество Книг Священного закона заменили одной – Библией, Кораном или Торой, а позже и вовсе чистой книгой или чистым листом. В ритуал стали включать прочие инструменты, рисованные на табелях камни трансформировались в реальные грубый и обработанный камень, возлагаемые у престола Досточтимого Мастера; в ряде уставов в ложах появились мечи. Символическое наполнение ритуала стало намного богаче с первых лет символического масонства, и оно, опираясь на фундамент, построенный на основе идей первых включённых в ритуал символов, пошло дальше. Масонство долго не просуществовало бы заключённым в границы базовых трёх градусов; и тут и там в разных частях Европы благодаря пытливым умам братьев стали, как грибы после дождя, появляться новые уставы, новые степени, и это дало рост послушаний и численности лож. Как в изобразительном ли искусстве, в литературе ли или в музыке каждое новое веяние, укоренившись, даёт основу для возникновения нового направления этого искусства, так и в масонстве – привнесение в традицию новых веяний, новых символов в ритуал при развитии послужило появлению новых степеней и уставов, что, в свою очередь простимулировало привлечение новых символов. Масонство живо и, несмотря на проходящую белой нитью традицию, изменчиво, и, как росток, при множестве ответвлений, в целом продолжает тянуться к свету, и мы своими глазами видим могучую крону масонских символов.
Мир символов удивителен. Не привязываясь к стереотипным образам, отбросив общепринятые рамки и клише, взяв за основу многогранные образы в виде символов, мастер творит подлинное чудо. Не случайно время творения поэтов-символистов называют Серебряным Веком русской поэзии. Послушайте:
И это снилось мне, и это снится мне,
И это мне еще когда-нибудь приснится,
И повторится все, и все довоплотится,
И вам приснится все, что видел я во сне.
Там, в стороне от нас, от мира в стороне
Волна идет вослед волне о берег биться,
А на волне звезда, и человек, и птица,
И явь, и сны, и смерть – волна вослед волне.
Не надо мне числа: я был, и есмь, и буду,
Жизнь – чудо из чудес, и на колени чуду
Один, как сирота, я сам себя кладу,
Один, среди зеркал – в ограде отражений
Морей и городов, лучащихся в чаду.
И мать в слезах берет ребенка на колени.
Взяв за основу символ, мастер творит поистине шедевр, — такой, который каждым воспринимается по-разному. Благодаря природе символа, работа каждому даёт свой уникальный непохожий ни на чей другой импульс. А нам, масонам, проникновение в глубину символики позволяет лучше понять мироощущение и миропонимание брата. Символизм – универсальный язык для понимания друг друга и лучший набор умозрительных инструментов для творчества.
Таким образом, символ для нас – это и надёжный покров, скрывающий наше учение от посторонних глаз, и способ познания мира через обращение к самым истокам, и универсальный язык для общения и взаимного обогащения, и основа масонства и одновременный источник его развития и изменения при одновременном стремлении к Свету. Это удивительный мир, зная законы которого каждый поистине способен проникнуть в тайны сущего.
Я сказал.