Зодческие работы

Мои впечатления от ритуала посвящения

масонское посвящение в 1 градус

Зодческая работа

бр. И. Ш. в степени ученика

«Братская цепь.

Братская цепь. Мои впечатления от ритуала посвящения

2018 год

… Франкмасонство становится Центром Единения и средством установления истинной дружбы между людьми, которые — не будь его, — были бы разделены непреодолимой пропастью.

Джеймс Андерсон(1)

Посвящение в Орден Вольных Каменщиков — событие для меня особенное, которое, подобно физическому рождению человека, бывает раз в жизни.

Посвящение в Ученики… Не важно, кем ты был до этого момента, в каких организациях участвовал и какими благами пользовался, вхождение в Братство – это начало новой жизни. Так же, как при рождении у новорожденного нет ни одежды, ни званий, ни наград, ни денег, ни статуса, так же и посвящаемый оставляет в своей прошлой жизни все атрибуты прошлого — профанского бренного мира. “Посвящение обозначает смерть и возрождение к другой жизни: занимайтесь им для просвещения в истине; сего достаточно, чтобы вы совлекли с себя ветхого человека” — писал в свое время “самый просвещенный масон 19 века” Жан-Мари Рагон (2).

Первый этап большого пути при посвящении — опрос — это подготовка и проверка к главному пути от кандидата к Ученику. Как путь кандидата в Храме при посвящении символически показывает кандидату его путь в Братстве, также и опрос обозначает ему вехи его пути при посвящении. Строгие вопросы со стороны принадлежащих к Ордену показали мне высокие требования Братьев к новому кандидату, их интерес к нему и надежду увидеть кандидата рядом с собой, в Братстве.

Вопросы, прозвучавшие в темноте, пробудили у меня новые размышления о себе, о своей жизни и своем пути, а надписи в комнате размышлений указали те критерии, по которым я должен еще раз оценить себя перед дерзновенным входом непосвященного в Храм. Я осознал, что в Храме важна духовная сущность кандидата, а все наносное должно быть удалено. Я ясно почувствовал, что для меня тот грубый камень неправильной формы, который мне будет необходимо обработать – это, прежде всего, я сам, мое внутреннее «я», такая же, как и камень, необработанная сущность неправильной формы, могущая приобрести красивую геометрию, достойную ее Творца, только путем неустанной, кропотливой и целенаправленной работы, направленной на придание ей формы и стремлению к идеалу, установленному самим Творцом.

Также я понял и то, что опрос и пребывание в комнате размышлений — это еще одна проверка и даже больше, мера милосердия к тем, кто по какой-то причине не сможет быть достойным встать на путь к Истине, которая дает возможность для них свернуть с этого очень нелегкого пути.

И вот приготовления закончены, я иду среди других кандидатов по узкому пути, во тьме, но под руководством посвященных, но невидимых Братьев.

Этот путь — узкая и низкая дорога в темноте и неведении.

Во тьме дорога тяжела: я не вижу ни начала, ни конца своего пути, я не вижу ни ям, ни ступеней, ни оврагов, ни гор.

Во тьме дорога неизведанна: я не знаю, куда ступит моя нога на каждом следующем шаге, я не вижу ни огня, ни воды.

Во тьме дорога опасна: не зная света, не стремясь к свету, выбрав неверный путь, я рискую остаться во тьме навсегда.

Почему-то в голову приходит притча про верблюда и игольное ушко…

Но я не падаю духом, я знаю, что я на этом пути не одинок: я чувствую плечи братьев-кандидатов рядом, я слышу скупые и строгие команды посвященных Братьев, я чувствую внутреннюю уверенность и твердость моего решения.

<…> странствия, и символические, и реальные одновременно, необычны, неожиданны для меня, они испытывают и дарят надежду. Испытания <…> показывают, что для приближения к Свету необходимо стремиться быть совершенным во всем, а только в одной сфере своей жизни такого стремления будет недостаточно. Знаки показывают, какова может быть цена ошибки, неискренности, остановки на пути.

Для кого-то это может показаться преувеличением, но для неофита весь ритуал — это настоящая маленькая жизнь…

И вот странствия пройдены, чаша испита, долг благотворительности исполнен, клятва произнесена и принята, неофиту открыт малый, а затем — Великий Свет.

Я вижу свет, я вижу Храм, я вижу лица Братьев, я вижу лица таких же, как и я, неофитов. Я посвящен! Я — Брат среди Братьев! Мне открыт путь! Какое воодушевление вызывает начало новой жизни в Мастерской, первые атрибуты вольного каменщика, первые работы, первые уроки мастерства от старших Братьев!

И вот важный и строгий ритуал завершается. И в завершении его, как подтверждение, как знак, как урок и как надежда — единая прочная Братская цепь, ставшая еще больше в этот день.

Я осознаю, что весь ритуал посвящения — древняя, многоуровневая по знакам, символам, аллегориям, смыслам и содержанию традиция, которая оставляет у только что родившегося Ученика многогранные впечатления. Я знаю, что все смыслы ее не могут быть постигнуты мною сразу, и только длинный путь к Свету позволит приблизиться к ним. Каждая часть оставляет в душе яркий след. Но сейчас, если меня спросить про самое важное мое впечатление от ритуала, то я отвечу без больших раздумий: это — чувство Братства, Братского пути и Братской цепи.

Кто-то из Братьев заметил, что наши ощущения были бы еще острее и ярче, если бы посвящался только один кандидат. Да, наверное, он по-своему прав. Но как мне повезло, что нас было несколько! Мы получили, я уверен в этом, важный и абсолютно необходимый опыт — опыт братского плеча и братской поддержки. Кандидаты, следуя в темноте друг за другом, чувствуют сразу, но только потом по-настоящему осознают, что нестройная цепочка новичков, идущих, держась за плечо товарища — это образ и подобие Братского кольца в завершении работ Ложи, а Братское кольцо — это образ великой Братской цепи всемирного Братства.

Да, я понимаю, что путь к свету всегда индивидуальный, что никто вместо дерзнувшего вступить на него не пройдет его. Но этот путь – не путь одиночки: это путь Брата в Братстве, пусть Братья и находятся на разных его этапах, но все они — звенья одной большой Братской цепи. Но сразу же я понимаю и другое, то, насколько важен каждый Брат в этой цепи: ведь если в цепи выпадает даже одно звено, то вся цепь может разрушиться, если быстро не сомкнется и не образует новую.

Вот такое важное осмысление и понимание возникло у меня после этого ритуала.

Итак, я совместно с Братьями-Учениками прошел посвящение, прошел испытания <…> стихиями <…>. Испытание же <…> стихией, суть которой – быть способным, честным и усердным в Братской работе, Братских взаимоотношениях, Братской взаимопомощи, поддержке и участии – только началось, и пройти через него мне предстоит в течение всей оставшейся жизни. Для вольного каменщика это одновременно и испытание, и привилегия: в пути будут новые испытания, и он должен будет проявить свои самые лучшие качества, чтобы преодолеть их, но он будет всегда ощущать Братскую помощь.

Я сейчас понимаю, что нахожусь в самом начале этого пути, но я верю, что с Б-жьей помощью и с помощью Братьев я буду следовать по нему достойно.

Осмысливая мой первый и уникальный для меня опыт, я чувствую, как мне близки мысли моего старшего Брата, в свое время, в начале своего пути в Братстве, сказавшего такие слова: “Я счастлив, что меня окружают братья, достигшие уже определенных высот знания, которые смогут удержать меня от поверхностных выводов. Ведь ни одно строительство не может осуществляться в одиночку. Возведение Храма возможно только общими усилиями единомышленников. В любом коллективе кто-то умеет больше, а кто-то меньше. Те, кто знает и умеет больше, обучает своих менее квалифицированных собратьев. У меня не просто учителя: эти учителя — мои братья, которые, я знаю, всегда придут мне на помощь. Как и любое строительство, духовное зодчество требует строгой иерархии. Но иерархия масонов представляет не простое и безусловное подчинение младших старшим — это иерархия братская, основанная на понимании ее необходимости и любви друг к другу. Такое я видел только в обществе вольных каменщиков.“(3)

Я сказал.

______________________________________

(1) История масонства в документах. Переводчик и составитель Е.Л.Кузьмишин. — М.: ”Типография издательства ARS TECTONICA”, 2010, с.164.

(2) Рагон Жан-Мари. Масонская Ортодоксия. Об оккультном масонстве и герметическом посвящении. — СПб.: Алетея, 2018, с.88.

(3) Слоним М.Э. Мои впечатления о масонстве. Из сборника “Тернистый путь к свету. Очерки по истории российского масонства.” — М.: Галерея, 2018.