Зодческая работа
бр. И.Ш. в степени Подмастерья
2019
Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?
М.А.Булгаков(1)
После завершения ритуала посвящения в степень Подмастерья один старший Брат поздравил и поприветствовал меня: «Добро пожаловать в мир двойственности!» Такое приветствие меня заинтересовало и поставило передо мной множество вопросов, в результате размышлений над которыми и родилась эта работа.
Что есть двойственность в понимании Вольного Каменщика? – размышлял я – Все ли проявления двойственности похожи между собой? Необходима она или случайна в нашем мире? Как она проявляется и как соотносится с многообразием и множественностью? Какой у нее символизм? Каковы у двойственности и множественности не только физические, но и духовные, моральные измерения? И, наконец, самое важное: как ищущему Свет Ученику и Подмастерью не запутаться в этих измерениях и не потерять правильное направление на своем пути?
Конечно же, мир двойственности, о котором сказал Брат, – это вовсе не только и не столько вторая ступень посвящения, это намного более широкое и емкое понятие. Одним из самых распространенных представлений о нашем мире является наглядность того факта, что множество его элементов имеют свои пары и противоположности. И, в самом деле, такие дуальные антагонисты встречаются в нашем материальном, физическом мире постоянно. Двойственность – это одно из основ всего мироздания как в микромире, так и в макромире, как в естественных и технических, как в общественных и гуманитарных науках, так и в мироощущении людей и самой их природе.
В естественных науках и природе это: четные и нечетные, вещественные и мнимые(комплексные) числа, два вида электрических зарядов, частицы и античастицы, вещество и антивещество, верх и низ, земля и небо, день и ночь и так далее. В геометрии, например, известны «Платоновы тела два на два»: если вершины одного многогранника идеально совпадают с гранями другого, такие многогранники называются двойственными, или дуальными. Тетраэдр самодуален. Дуальные многогранники имеют одинаковое количество ребер и относятся к одной группе симметрий.(2)
В живой природе двойственность также присутствует: это двойная спираль ДНК, ген-антиген, тело-антитело, мужская и женская гендерные роли, пары конечностей у человека и других живых существ, два полушария мозга, два органа зрения и слуха.
В музыке мы слышим диаду, двухголосый аккорд, когда одновременно воспроизводятся два звука разной высоты.
И, конечно, особую роль в рассмотрении двойственности нужно отвести рассмотрению человека, в котором соединены как материальное, так и духовное начало.
Приведенные примеры показывают, что все многообразие проявлений двойственности неоднородно. Двойственность по природе и по содержанию различна. Среди них мы можем видеть пары различных между собой объектов или явлений, двойственность которых можно было бы обозначить как «двойственность пар», например, верх-низ, небо-земля, электрон-позитрон. Также в нашем мире мы сталкиваемся с таким аспектом двойственности, как проявление одного и того же, цельного явления с противоположных сторон – «двойственность в едином»: корпускулярно-волновой дуализм микрочастицы, физическая и духовная сущность человека. Отдельно необходимо выделить двойственность как субъективное восприятие личностью окружающего мира.
Вследствие этих различий даже лингвистически двойственность вещей отражается по-разному: если мы говорим о едином целом, состоящем из двух частей, то добавляем приставку «би», например, «биатлон» или «бинарный». Если же речь идет о разделении или неразрешимости, то используем приставку «ди», например, «дилемма».
Двойственность нашего мира находит свое соответствующее отражение в философии, истории, мифологии, религии и эзотерике, которые тесно между собою связаны, и присутствует в них на фундаментальном уровне.
В философии двойственность прежде всего вытекает из двух состояний любого объекта или явления: он есть либо его нет. У Аристотеля дуализм выражается в независимом существовании двух начал: материи (содержания) и ее формы. Первый закон диалектики говорит о единстве и борьбе противоположностей, вскрывая внутренний источник развития взаимосвязанных, взаимодействующих и взаимоотрицающих предметов или явлений.
Двойственность можно заметить на всех этапах длинного духовного пути развития человечества. Это:
– экзотерика и эзотерика;
– принцип полярности легендарного Гермеса Трисмегиста: «Всё в природе полярно» и продолжающий его принцип двойственности: «Все содержит в себе одновременно два противоположных начала»(3), идея двойственности человеческой природы;
– принцип соответствия в Изумрудной Скрижали, гласящий: «То, что находится внизу, аналогично тому, что находится вверху; то, что вверху, аналогично тому, что находится внизу, чтобы осуществить чудеса единой вещи.»(3);
– две колонны Иавала, сына Ламеха, сделанные из мрамора и лацера (латерна), на которых были записаны все науки и ремесла, изобретенные детьми Ламеха перед библейским всемирным потопом(4);
– поразительно часто встречающиеся изображения двух змей, обвивающих спиралью посох (скипетр, жезл) в разных традициях и на разных континентах: как атрибут шумерских Кадишту – «планировщиков жизни», полубожественной расы, о котором мы знаем по изображению на фрагменте вазы Гудеа(5), скипетр – Кадуцéй с двумя змеями как атрибут Гермеса-Тота, Статуя Кетцалькоатля с посохом, на котором две змеи переплетены вокруг стержня, увенчанного «шишкой»; в том или ином виде кадуцей присутствовал у поклонников Митры и Орфея; есть свой «кадуцей» и у китайской цивилизации в виде массивной колонны с двумя драконами и химерой на ее вершине (одна из таких колонн находится на площади Таньаньмэнь)(6);
– Солнце и Луна как объекты поклонения;
– Верхний и Нижний Египет, нашедшие отражение во всем египетском наследии;
Дуализм, в том числе с противопоставлением «добро-зло», и соответствующие ему боги присутствуют во многих религиях и мифах, как, например, Энлиль и Энки в Шумере или Ахура-Мазда и Ахриман в иранской мифологии, архетипы Гермеса и Гестии (мужского и женского начала) у древних греков.
В монотеистической теологии и в Священном Писании мы видим меру милости и мера суда Всевышнего, Дерево Жизни и Дерево познания добра и зла, Адама и Еву, две Скрижали, двух херувимов над Ковчегом и двух херувимов в Святая Святых Храма Соломона, два медных столба с двумя медными венцами наверху в притворе Храма, Урим и Тумим на судном наперснике первосвященника, два камня оникса в наплечниках Ефода, Ветхий и Новый Завет в Христианстве, догмат о Б-го-человеческой природе Спасителя, весы с двумя чашами в руках Архангела Михаила, слова Всевышнего: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откровение Иоанна Богослова, 22:13).
В еврейской мистике в доктрине школы Ицхака Лурии присуствует двойственность акта Творения в форме двунаправленного космического процесса, когда каждому новому акту эманации и манифестации предшествует акт сосредоточения и сокращения.(7)
Поэтому закономерно, что вся эта необычайная сложность двойственности отражается в истории, учениях, символике и ритуалах посвятительных и эзотерических обществ.
Действительно, при изучении убранства мастерской вольных каменщиков и ритуала двойственность видна повсюду. Это Лучезарная Дельта и Пламенеющая Звезда, Солнце и Луна, циркуль и наугольник, сам наугольник с двумя линиями и циркуль с двумя ножками, отвес и уровень, две колонны J:. и B:., два стража, белые и черные квадраты в мозаике на полу, резец и молот, обработанный и необработанный камни.
Известно, что вольные каменщики Средних веков выбрали своими покровителями двух Святых Иоаннов, празднование которых совпадает с двумя эпохами солнцестояния. Таким образом вновь стал возрождаться культ двуликого Януса, царствовавшего в обоих небесных полушариях. Янус считался гением всех начал, как времени года, так и жизни, и общего существования. Посвященные видели в нем божественного покровителя посвящения и представляли его стоящим на страже у дверей с жезлом в одной руке и ключом в другой. Ключ указывал на то, что избранных он впускал в дверь и открывал им все тайны бытия, а недостойных и любопытных профанов он устранял(8).
Босеан – знамя Ордена Рыцарей Храма – состояло из двух цветов – черного и белого. Великие Магистры Ордена использовали двустороннюю печать: на одной стороне был изображен Купол Скалы или купол Храма Гроба Господня, а на другой — символ Ордена: два рыцаря на одном коне. Сам же равноконечный крест, по мнению многих учёных, отражает принцип объединения и взаимодействия двух противоположных начал — женского (горизонтальная черта) и мужского (вертикальная).
В алхимических школах говорили о двух типах посвящения: ионическом и дорическом и соответствующих им двух способах приготовления философского камня: мокрым и сухом(3).
На гравюре при трактате Брата Василия Валентина, озаглавленном «Азот, или способ приготовлять сокрытое золото философов», изображена двуглавая фигура, держащая в правой руке циркуль, а в левой наугольник. Это – алхимический андрогин, соединяющий мужскую творческую энергию с пассивным женским восприятием или, в иной терминологии, объединяющий Серу с Ртутью, то есть действенный пламень колонны «J:.» и прочную устойчивость колонны «B:.».(8)
Все посвятительные школы высоко ценили изучение чисел. Для древних это было основой их Священной науки. Точно так же числа играли выдающуюся роль в символизме всех религий. Пифагор утверждал, что числа управляют миром.(8)
В Пифагорейском учении о числах и их свойствах под числом «2» подразумевалось: в нравственном смысле – мужчина и женщина; в физическом смысле – активное и пассивное начала. Число 2 считалось животворящим в тварном мире. Число 2, или диада, является эмблемой различий, неравенства, разнообразия и перемен. … Диада лежит в основе любого сопоставления. Это состояние несовершенства, в котором, согласно пифагорейскому учению, пребывает существо после своего отделения от Монады, то есть Бога. Духовные существа, проистекшие от Бога, окутаны диадой, а посему способны испытывать лишь иллюзорные ощущения.(9)
Этим числом открывалось смертоносное знание о разделении добра и зла. Все двойственное, лживое всегда противостоит всему единичному и истинному, вечному, будучи выражено обычно четными числами. Также число 2 всегда отражало состояние извечного противостояния, в котором находятся практически все явления в Природе, в которой все предметы и явления в том или ином роде удвоены: ночь и день, свет и тьма, жар и холод, суша и вода, здоровье и болезнь, ошибка и истина, мужской и женский пол и т. п. Поэтому римляне в древности посвятили второй месяц года Плутону, правителю царства теней, а второй день каждого месяца – манам, духам умерших.(9)
У древних китайцев число 1 символизировало единство, гармонию, порядок, Первопринцип Добра и Бога; число 2 – беспорядок, двойственность, ложь. …
Платон называет единственность и двойственность изначальными слагаемыми Природы и перво-принципами любого бытия, в то время как древнейшая священная книга китайцев гласит: «Великий Первопринцип провел сложение и вычитание изначальных законов бытия, и два изначальных закона, находящиеся в противоположении, то есть Инь и Ян, покой и движение, породили четыре знака, или символа.»(9)
В рассмотрении двойственности совершенно особенное место занимает человек, в котором, как в центре мира, соединяются материальное и духовное, земное и небесное, и через который проходит субъективное восприятие такой двойственности. Только человеку, созданному по образу и подобию Всевышнего, дано ощущать и осознавать понятия: добро и зло, правда и ложь, истина и ошибка, здоровье и болезнь, счастье и несчастье, реальное и идеальное, духовные свет и тьма, освящение и падение. В этих базовых понятиях неразрывно переплетены объект и субъект, явление и его отражение и восприятие, их морально-нравственная оценка. Эти понятия иллюстрируют миры более высокого порядка, с которыми взаимодействует человек – духовный мир и мир разума человека.
Посвященному в степень Подмастерья известно значение понятия микрокосма в человеке, в котором, как в центре, пересекается все многообразие проявлений человеческой природы. Мои поиски и размышления привели меня вот к какому пониманию, показывающему связь человека, его микрокосма, двойственности и свободы выбора, данной человеку:
Наш физический мир действия имеет три измерения, но человек склонен к упрощению, «дуализации» явлений окружающего мира, поэтому они обычно превращаются в привычные «вверх-вниз», «вправо-влево», «вперед-назад». Иногда к трем парам в измерении пространства в качестве четвертого физики добавляют время и говорят о четырехмерном мире. Но это, очевидно, не совсем так. Ведь время базово отличается от пространственных направлений. Измерения в пространстве симметричны с точки зрения воли человека: в пространстве он может по своему выбору двигаться в любом направлении, и, если неправильно пошел в одну сторону, то всегда или почти всегда может вернуться и пойти в другую, осуществляя свою свободу выбора.
И только время течет в одну сторону и неподвластно физическому человеку. Это – фундаментальный принцип мироздания, который существует не позже того момента, когда только что созданному человеку была дана свобода выбора. Время – это атрибут и ограничитель свободы выбора. Ведь, если мы однажды что-то сделали неправильно, совершили то, о чем впоследствии сильно жалеем, при всем желании мы не можем вернуться к моменту самого нашего деяния и исправить свою ошибку в нашем физическом мире. Это – цена обладания свободой выбора и познания добра и зла. Но это же – и сильнейший мотив для поиска Истины и Света.
Да, в физическом мире человек ограничен направлением течения времени. Но Великий Строитель Вселенной даровал человеку особую возможность – каждый при желании имеет путь, чтобы вернуться и исправить свою прошлую ошибку, «прорываясь» над нашим физическим миром на более высокие уровни и обретая, таким образом, власть и над временем. И этот путь человеку указан Спасителем.
В этом смысле время – это измерение, связывающее через человека наш физический мир с мирами более высокого порядка. Я также вижу в этом примере неразрывную связь времени и двойственности мироздания.
Обобщая сказанное, можно сделать заключение, что двойственность по своему проявлению и по своей природе, по источникам и отражению в сознании – явления существенно различные. По моему мнению, все многообразие смыслов двойственности можно было бы условно разделить на несколько групп:
1) двойственность как признак присутствия или отсутствия какой-либо сущности, (свет-темнота);
2) «двойственность пар» – пары различных объектов или явлений – антагонистов;
3) «двойственность в едином» – противоположенные аспекты проявления единого целого (корпускулярно-волновая природа частиц, алхимический андрогин, физическая и духовная природа человека);
4) двойственность как внутренний источник развития, как взаимосвязанные, взаимодействующие и взаимоотрицающие части, в смысле, придаваемом им законами диалектики (противоположности и противоречия, приводящие к развитию);
5) двойственность в явлениях и понятиях, поднимающихся над нашим миром действия на более высокий уровень, в котором действуют морально-этические оценки и измерения (добро-зло, правда-неправда); по сути, оценка этим явлениям дается в зависимости от того, насколько близко они расположены к источнику Света и Истины.
Размышления над различиями этих явлений привели меня также к пониманию того, что, все они имеют внутреннюю связь, как, например, объекты с «двойственностью пар» и объекты, имеющие «двойственность в едином»: во-первых, антагонисты не были ими без своей пары, во-вторых, пары могут возникать из единых цельных объектов, и наоборот. Так, при ядерных реакциях возникают раздельные электрон (-) и протон (+) из одного нейтрального нейтрона, также возможна и обратная реакция. В живом мире детеныш или ребенок появляется от связи двух разнополых родителей. А в материально-духовной сфере злые и добрые дела часто происходят от одного источника.
Размышляя над двойственностью, необходимо рассмотреть и вопрос о том, необходимое ли это явление в нашем мире, и как она соотносится с многообразием мира.
С одной стороны, наши восприятия складываются по законам контраста. Мы познаем предмет лишь тогда, когда он отличается от окружающей среды. Таким образом. различие необходимо для познания, и отсюда Два делается числом Познания.(8)
С другой стороны, считается, что во многом двоичность – это плод субъективной оценки несовершенного человека многомерных, множественных явлений окружающего мира, который человек примитивизирует, «дуализирует». В Книге Ученика есть такие слова: «Противоречивым качествам, которые мы приписываем вещам, мы придаем ложную объективность. … мыслитель должен придавать лишь чисто относительную ценность несогласуемым общностям, которые возникают в нашем воображении в силу злоупотребления языком и мыслями. Правда и Ложь, Добро и Зло, Красота и Безобразие и т.д. относятся к крайностям и существую только в нашем уме. Это кажущиеся границы знакомого нам мира…», «… наши чувства не дают представлению об Единстве. Вне нас мы видим только различие и множественность. Ничто в природе не просто – все сложно.»(8)
Да, все это так. Единое скрыто, а огромное многообразие мира сводится самим человеком к двойственности. С формальной физической точки зрения, например, нет «верха» и «низа», «право», «лево», есть только множественность направлений (360 градусов в любой плоскости, которые делятся на минуты, секунды и т.д.); физические свет-тьма, белое-черное представляют собой не пары, а всего лишь градации интенсивности и спектра светового излучения; истинное в логике само может превратиться в ложное (закон диалектики отрицания отрицания) и так далее. Добро многогранно, а ложь бывает «во спасение». Также, и само понятие «зло» неоднополярно – теософы видят по крайней мере две его составляющих: препятствие и ложь.
Безусловно, наш мир бесконечно многообразен, и это многообразие заслуживает отдельного рассмотрения. Но для этой работы для меня важно другое: размышляя над двойственностью и многообразием, я все более прихожу к убеждению, что выделение в непрерывном спектре явления его крайностей – его дуализация – это не только свойство человека, но и объективная реальность, тем более необходимая для человека, чем более он отличается от материального и животного мира и «поднимается» над ними в миры более высокого порядка, в которых даже направления не симметричны, а различаются по степени приближенности к Источнику Света. Поэтому нельзя, как ни странно это звучит, «сводить» двойственность в понимании человека к многообразию и упрощать двойственность «многообразием».
Ведь при таком сведении мы бы жили в мире, в котором нет правды и нет лжи, а есть только безобидные понятия типа «эти слова на 67% соответствуют реальности», а «вот эти слова – на 35%», но в общем все говорят про реальность. Не было бы черного и белого в деяниях человека, а были бы только оттенки серого, и всегда можно было бы сказать, что «мое дело было не плохим и не хорошим, а всего лишь на 25% менее полезным, чем вот это другое дело». Хотели бы мы жить в мире с такими понятиями? И как тут не вспомнить о концепции окна Овертона – модели, которая все чаще и чаще применяется на практике современной цивилизацией.
Итак, размышления о двойственности, поиск информации и знакомство с местом двойственности в науке, истории, эзотерике, религии привели меня к выводам о том, что двойственность – это фундаментальное, объективное и необходимое свойство мироздания, существующее как в материальном, так и в более высоких мирах, и неразрывно связанное с человеком. Двойственность неразрывно связана, с одной стороны, с общностью и единством, а с другой – с огромным многообразием. Двойственность встречается повсеместно в разнообразии форм и проявлений, и только человек, несущий в себе искру Б-жию, и соединяющий в себе единое со множественным как дар, имеет возможность управлять и влиять на проявления двойственности.
И эти же размышления привели к пониманию того, что единство и многообразие соединяются в человеке, как в микрокосме. А высшая ценность для двойственного человека в нашем многообразном мире – это духовные ориентиры, дающие направление на пути его развития: это Создатель, Спаситель, Свет, Истина и Жизнь – суть разные аспекты Высшего Единства.
Я сказал.
______________________________________
(1) М.А. Булгаков. Мастер и Маргарита. – текст на интернет-сайте masterimargo.ru.
(2) Сакральная геометрия, нумерология, музыка, космология, или КВАДРИВИУМ. Дж. Мартино и др. – М.: Эксмо, 2015.
(3) Печенкин А. Изумрудная Скрижаль Гермеса. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003, с.57.
(4) Манускрипт Кука (1430). Манскрипт Иниго Джонса (1655). История масонства в документах. – М.: «Типография издательства ARS TECTONICA»., 2010.
(5) Архивариус. Война миров. Том I. – М.: Белые альвы, 2011.
(6) Архивариус. Война миров. Том II. – М.: Белые альвы, 2013.
(7) Гершом Шалем. Основные течения в еврейской мистике. – М.: Мосты культуры, 2007, Иерусалим: Гешарим, 5767.
(8) Вирт О. Книга Ученика: пер. с франц. – М.: Артком Медиа, 2017.
(9) Пайк Альберт. Мораль и Догма Древнего и Принятого Шотландского Устава Вольного Каменщичества. Том 3.