Корнфельд Михаил Германович (22.8(3.9).1884, С.анкт-Петербург – 13.10.1973, Париж).
Масон, член масонской ложи “Северное Сияние” в Париже, представитель в ложе Гермес, член-основатель ложи Астрея, её архивариус, редактор «Вестника Объединения русских лож древнего и принятого шотландского устава». Реформатского вероисповедания. Среднее образование получил в Петровском коммерческом училище, которое окончил в 1901 году со званием кандидата коммерции. С 1901 года учился в Институте гражданских инженеров, где окончил 4 курса. В 1905 перешёл на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, где учился 2 курса. Из-за смерти отца был вынужден отказаться от научной работы по философии и эстетике и заняться издательским делом, основанным отцом. Издатель и редактор в С.-Петербурге журнала «Спрут» (1905-1906), затем конфискованного; «Синего журнала» (1911-1912 и 1915) и других сатирических и детских журналов. Журналист. Печатался также под псевдонимом Германов. В 1908-1913 годах издатель, в 1913 году также редактор журнала «Сатирикон», его владелец. В 1909-1915 годах кандидат коммерции. В 1910 году по болезни жил в Швейцарии и Италии, написал в это время «Психология красоты». Во время Первой мировой войны стал ратником ополчения 2 разряда.
Вскоре после Февральской революции 1917 года призван в армию. Имея право выбора, поступил в 7 роту лейб-гвардейского Семёновского полка. Вскоре назначен секретарём культурно-просветительной комиссии полка. Через 2-3 недели назначен председателем этой комиссии, а ещё через такое же время – председателем полкового суда. До 1918 года оставался в лейб-гвардейском Семёновском полку. Участвовал в подготовке антибольшевистского выступления. По подозрению в принадлежности к контрреволюционным организациям дважды (в мае и июле 1918 года) арестовывался большевиками, содержался в Петроградском ЧК, но за недостатком улик был отпущен. Редактировал в Петрограде газету «Семёновец» (вышло 3-4 номера) и накануне созыва Учредительного собрания – «Серую шинель». После разгрома последнего издания уехал в Винницу, где жил с конца октября 1918 до декабря 1919 года. Редактировал там газету «Подольское слово». Вместе с эвакуировавшимися войсками генерала А.И. Деникина добрался до Одессы. В апреле 1920 года благодаря содействию французского консула добрался до Марселя. С 1920 году жил в Париже, основал там типографское дело «Лубок». Работал в эмиграции как издатель, редактор, журналист. Сотрудничал в «Русской мысли» и других изданиях. В апреле 1931 года возродил в Париже издание «Сатирикона». В 1935-1937 годах член Центрального Пушкинского комитета. Мемуарист.
Имя Михаила Германовича Корнфельда вряд ли что-нибудь говорит современному читателю. Вспоминая популярный сатирический еженедельник «Сатирикон», обычно связывают его с колоритной фигурой Аркадия Тимофеевича Аверченко, реже – с «крестным отцом»журнала А. А. Радаковым. И только в справочниках мелькает скупая строка: «М. Г. Корнфельд – издатель». Между тем без этого человека немыслима история русской сатирической и юмористической журналистики конца XIX – начала XX века. Сын издателя легкомысленной «Стрекозы», веселившей Россию несколько десятилетий, издатель дерзкого журнала «Спрут», короткая жизнь которого насильственно оборвалась в 1905 году, М. Г. Корнфельд создал новый тип сатирического журнала по образцу европейских изданий. В 1904 году ему пришлось бросить Институт гражданских инженеров, куда он поступил в 1900 году после окончания Петровского коммерческого училища, и целиком отдаться издательской деятельности. Возник знаменитый на всю Россию «Сатирикон»(1908 – 1914), который, по признанию современника, «создал направление в русской литературе и незабываемую в ее истории эпоху».
Правда, в 1913 году в редакции «Сатирикона» произошел раскол, после которого группа ведущих сотрудников, порвав с Корнфельдом, ушла из журнала и образовала товарищество по изданию «Нового Сатирикона»(1913 – 1918). Причиной раскола были, видимо, финансовые недоразумения между издателем и основными пайщиками – А. Аверченко, А. Радаковым и Н. Ремизовым. По заключенному договору, они имели право контролировать хозяйственную часть журнала, а Корнфельд обязался не повышать подписной и розничной платы. Однако с 1 января 1912 года розничная плата была повышена, и тираж журнала начал неуклонно падать. 19 мая 1913 года в газете «Русская молва» появилось заявление А. Аверченко, в котором он отказывался от редактирования журнала, ссылаясь на «невозможные условия работы»и нарушения «элементарной литературно-издательской этики».
Как видно из «Воспоминаний» М. Г. Корнфельда, никаких серьезных разногласий между ним и сотрудниками журнала не было. Об этом свидетельствует факт возникновения парижского «Сатирикона». В 1931 году, в эмиграции, Корнфельд объединил всех оставшихся в живых сатириконцев вокруг нового издания. Первый номер парижского «Сатирикона» вышел 4 апреля, через 23 года после появления его петербургского собрата. В журнале сотрудничали Саша Черный, Тэффи, В. Азов, В. Горянский, Дон-Аминадо, а также А. Амфитеатров, Н. Евреинов, Б. Зайцев, Г. Иванов, А. Куприн, А. Ремизов и др. Номера иллюстрировали Ю. Анненков, А. Бенуа, И. Билибин, М. Добужинский, К. Коровин, В. Шухаев, А. Яковлев.
Эмигрантский «Сатирикон» просуществовал около года, завершив собой историю «Сатириконов», о чем так живо рассказал М. Корнфельд спустя много лет. Его «Воспоминания» написаны в середине 1960-х годов. Воссоздавая атмосферу «страны юмора», в которой ему довелось прожить большую часть жизни, он предельно объективен. Не желая ворошить прошлое, не вспоминая о распрях и обидах, он рисует колоритные портреты А. Аверченко, Саши Черного, Тэффи, А. Радакова, Н. Ремизова и других сатириконцев. Заслуживают внимания интересные страницы, повествующие о взаимоотношениях с цензурой, постоянно преследовавшей журнал. В недрах Петербургского цензурного комитета и Главного управления по делам печати хранится немало дел, посвященных «Сатирикону». Так, в одном лишь 1911 году нареканиям подверглись материалы в 15-ти номерах журнала, запрещен был даже раздел «Волчьи ягоды». Вспоминая о цензурных баталиях, А. Аверченко сетовал, что ему приходилось иметь дело с людьми, умственные способности которых он определил так: «Какое-то сплошное безысходное царство свинцовых голов, медных лбов и чугунных мозгов. Расцвет русской металлургии». Корнфельд оценивает цензоров иначе. Его рассказ проясняет, почему в первые годы существования «Сатирикон» довольно активно высмеивал столпов политической и общественной реакции.
“Вопросы литературы.” – 1990 – №2. – C. 268-280
Член ложи до 2.5.1930, когда перешёл в ложу Гермес. Представитель в ложе Гермес до 19.12.1932, где в это время исключён. Член-основатель ложи Астрея, её архивариус. Редактор «Вестника Объединения русских лож древнего и принятого шотландского устава».
Умер после продолжительной болезни. Похоронен на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.
На общем фото с авторами журнала – стоит, возвышаясь над всеми.