Без рубрики

В чём заключается «Философия общего дела» Николая Фёдорова

Это мои любимые две книги. «Философия общего дела» в 2 томах Николая Фёдорова под редакцией С.Г. Семёновой (написаны 1906–1913 гг.).

Фёдоров, на мой взгляд, – единственный философ, созидательно продвинувшийся дальше Ницше. Он преодолел кризис философии Ницше и задал новые цели для человечества. Это книга о преодолении смерти через объединение науки, религии и этики. О воскрешении предков, как нравственном долге человечества. Фёдоров определяет «Общее дело» как коллективный проект воскрешения всех живших поколений. Он вводит новую этику, супраморализм, где жизнь каждого человека становится священной. Он предлагает использовать регуляцию природы для достижения целей: управление стихиями, освоение космоса, победу над старением и болезнями. Это книга для философов, исследователей русского космизма, футурологов, тех, кто интересуется синтезом науки и религии, трансгуманизмом. В книге ксть критика капитализма и потребительства: «Человечество должно стать семьёй, а не рынком», предлагается музей как «храм предков» и инструмент сохранения памяти.

Книгу сделали таковой редакторы, с большой любовью собрав сборник статей и заметок, объединённых в ключевые разделы:

  1. «Вопрос о братстве…» – Критика социального неравенства: «Смерть — следствие разобщённости людей». – Идея всеобщего образования и отмены сословий.
  2. «Супраморализм» – Нравственный императив: «Жить не для себя, а для воскрешения отцов». Учёные должны работать не ради прибыли, а ради преодоления смерти.
  3. «Регуляция природы» – Колонизация космоса, управление климатом, преобразование Земли в «космический корабль». «Земля — колыбель, но нельзя вечно жить в колыбели».
  4. «Воскрешение и бессмертие» – Технологии будущего: сбор рассеянных атомов предков, восстановление их тел и сознания.

Фёдоров – пророк. Он предвосхитил идеи экологии, крионики, освоения космоса, он вдохновил Циолковского, Вернадского, Чижевского. Он последователен в гуманистическом развитии идей Ницше: «Ни один человек не должен быть жертвой прогресса». Но у Фёдорова не предложено конкретных механизмов реализации идей и этических дилемм. Кто будет решать, кого воскрешать? Как избежать конфликтов? Христианские теологи критикуют подмену Божественного промысла человеческим усилием. Для контраста следует читать «Братьев Карамазовых» Достоевского (спор о допустимости «слезинки ребёнка»). Для углубления: «Ноосфера» Вернадского (научная альтернатива фёдоровской регуляции).

Главная мысль Фёдорова: «Человечество должно стать орудием Бога в преображении мира, где смерть и разобщённость будут побеждены». Читатель получит плнимание истоков русского космизма и его связи с современным трансгуманизмом, инструменты для размышлений о этике технологического прогресса.

«Мы не можем называть себя людьми, пока не сделаем всех живших — живыми».

Фёдоров — «московский Сократ», чьи идеи опередили время.