Без рубрики

В чём «Русская идея» и «Смысл творчества» по Николаю Бердяеву, что такое христианский персонализм

Русская идея | Бердяев Николай Александрович
Русская идея | Бердяев Николай Александрович

Книги «Смысл творчества» и «Русская идея» автора Николая Бердяева (1916; 1946 гг.). «Смысл творчества» сегодня можно найти в сборнике «Философия свободы. Смысл творчества» под редакцией А.В. Гулыги. А «Русскую идею» как отдельное издание с комментариями В.К. Кантора.

«Смысл творчества» превозносит творчество как религиозный акт, преодолевающий «объективацию» (рабство у материального мира). «Творчество — это прорыв из детерминизма в царство духа». Бердяев провоглашает творческую личность как образ Бога, призванную к со-творчеству с Ним. В этом он формулирует христианский персонализм.

«Русская идея» – книга-анализ русской истории и культуры через призму мессианства: «Россия — страна противоречий, ищущая Град Божий». Бердяев критикует революцию 1917 г. как «торжества безбожного нигилизма» и определяет судьбу России: «Её призвание — стать посредником между Востоком и Западом». Книга предназначена для философов, историков, исследователей русской мысли, и для интересующихся экзистенциализмом, теологией свободы, национальной идентичностью. Также для студентов, изучающих наследие Серебряного века. Дополнительно Бердяев критикует коммунизм: «Революция убила душу России, подменив братство — террором» и использует эсхатологию, превознося свободное творчество как подготовку к преображению мира.

«Смысл творчества» (1916 год) состоит из трёх частей. В первой части, Бердяев критикует рабство. Он описывает объективацию — превращение человека в «вещь» под гнётом общества, морали, государства. «Свобода — не право, а долг. Творить — значит освобождать мир от необходимости». Во второй части формулирует связь и единство творчества с религией: «Бог ждёт от человека не послушания, а творческого ответа». Он описывает искусство, философию, мистику как различные пути к преодолению разрыва между земным и небесным. И в финале он формулирует андрогинный идеал путём восстановления целостности человека через творческую любовь (влияние Вл. Соловьёва). «Творчество — это религия человека, его оправдание перед Богом».

«Русская идея» (1946 год) также из трёх частей. Это во-первых анализ русской истории с её духовными противоречиями: «Россия — самая безгосударственная и самая бюрократическая страна» и с её религиозным максимализмом: от старчества до революционеров, ищущих Царства Правды на земле. Длаее он критикует и западничество и славянофильство: «Западники предали русскую душу, славянофилы — замкнули её в прошлом». И заключает своим пророчеством о будущем: «Россия должна стать носительницей всечеловеческого единства, но через свободу, а не насилие». «Русский коммунизм — это искажённая правда, вывернутая наизнанку мечта о Граде Божьем».

Бердяев синтезировал экзистенциализм, христианство и социальную критику, что нужно отмечать как глубокий идеологический анализ. Он предвидит кризисаы технократии и тоталитаризма. Бердяев вдохновил Камю, Марселя, русскую эмигрантскую мысль (Федотов, Зеньковский). Однако, мстами его книги противречивы, его совмещение свободы и религии порой выглядит натянутым. Вера Бердяева в творчество как спасение игнорирует трагизм человеческой природы. Его метафоричность и пафос затрудняют системный анализ. Для контраста могу посоветовать «Бесов» Достоевского (критика революционного нигилизма). А для продолжения темы: «Истоки и смысл русского коммунизма» Бердяева, в которой он углубляет «Русскую идею».

Главная мысль: «Человек призван к творчеству, а Россия — к исполнению всечеловеческой миссии через свободу и дух». Чиитатель получит понимание русской философии как «эсхатологии надежды» в мире кризисов, инструменты для осмысления свободы, творчества и национальной идентичности.

«Русская идея есть эсхатологическая идея Царства Божия» («Русская идея»).

Труды Бердяева — манифест «философии свободы», где экзистенциальный бунт сочетается с христианским откровением. Для контекста, можно обратиться к книгам Достоевского, Ницше, немецкого мистицизма. Бердяев широко полемезировал с идеями марксизма, католичества, советского режима, в различных сборниках можно найти и другие его статьи на эти темы. Рекмендую «Самопознание» Н. Бердяева (автобиография, ключ к его философии) и энциклопедию «Русская философия» под редакцией М.А. Маслина, в которой есть хороший обзор идей Серебряного века.