Зодческая работа Брата из Масонского смешанного международного ордена Le Droit Humain ранее опубликованая на нашем форуме в немного сокращенном формате и получившая множество откликов.
Огонь – единственная из четырех стихий, которая физически присутствует в Ложе во время проведения каждых работ и которой уделяется особое внимание. В своих символических значениях огонь объединяет крайности – он символизирует смерть и уничтожение старого настолько же, насколько и очищение, возрождение в новом качестве. Во время работ огонь становится символом их открытия. Когда в Храме зажигаются свечи, он, таким образом, открывается для Света. Огонь сопровождает человека с глубокой древности и, думаю, не ошибусь, если скажу, что любая мистерия придает пламени особое значение. Это означает, что за долгие века существования цивилизации, символика огня приобрела множество значений, объединить которые я попробую в своей скромной работе.
Огонь был первым богом человека, он собирал вокруг себя сообщества холодными ночами и казался людям настоящим чудом. Стоит помнить, что огонь – стихия, устремленная в Небо, таким образом, уже своим направлением он символизирует проводника между землей и небом. Тепло огня ассоциировалось с теплом солнца, и благодаря ритуальным мистериям солнечных культов огонь обрел свою символику, используемую в современных тайных традициях. Солнечный Бог давал человеку жизнь, даруя ему тепло небесного светила, человек подражал богу, зажигая огонь на алтаре и передавая божественный свет от посвященного к посвященному.
Все значения Огня в масонстве можно упорядочить, разделив их на два качественных уровня. Первый из них иерархичен и представляет собой разделение огня на физический, ментальный и духовный. Физический огонь – это пламя свечей на столах, освещающие наши труды. Более тонкий, ментальный огонь, это наш внутренний свет, чувство вдохновения, ощущение новых открытий и познание прежде неведомого. Это те внутренние процессы, происходящие в нашей душе, которые позволяют нам двигаться вперед, трансформируя неблагородные металлы души в благородное золото, в тот самый Occultum Lapidem, о котором нам говорили в самом начале путешествия, в комнате размышлений. Огонь духовный – божественное влияние, символ вечной связи души со своим источником. То, что дает нам жизнь и надежду на возрождение в чертогах Всеотца. В пламени трех свечей мы можем одновременно увидеть все три «уровня» огня, таким образом горящая свеча становится символом, описывающим три уровня бытия, символом единения внешнего с внутренним.
Второй уровень значений – символический. В ритуале посвящения древних мистерий очищение Огнем символизирует смерть старого и рождение нового. Также, огонь свечей символизирует масонский Свет, который освещает Ложу в глазах новопосвященного. Огонь, как символ, имеет множество внутренних значений, размышлять о которых предстоит каждому из Братьев.
Бесспорно, символика огня активно используется в масонстве. Огонь – это символ очищения, «тонкая» стихия, символизирующая Свет и Силу Божества, явленную в нашем мире. Профан проходит сквозь эту Силу и становится Посвященным: завеса огня пропускает лишь достойное и уничтожает все тяжелое и лишнее. Внутренний огонь средневековых алхимиков – лучшая иллюстрация символического значения Огня, как принципа трансформации и изменения внутреннего Я человека. Как самая легкая из четырех стихий, Огонь разрушает Плотное, обращая его в Тонкое, сливаясь с ним в единое целое, делая подобным самому себе. Это хорошая аллегория, описывающая единение Души со своим источником, Богом, принцип обретения Света, возрождения во Всевышнем. Неспроста огонь играет важную роль в ритуале посвящения профана, превращая его в Посвященного. Процесс масонской инициации представляет собой обратный порядок человеческой жизни, путь из чрева земли к высочайшему свету, представленному «творческим огнем» или «огнем любви», благодаря которому человек рождается в физическом мире. Этот порядок стихий, составляющих все сущее в физическом мире, совпадает с вертикалью стихий Аристотеля, говорившего о земле как о самом тяжелом из элементов, а об огне – как о самом легком. При этом Гераклит Эфесский считал огонь началом всех вещей, а Гермес Трисмегист называл его «проявлением высших миров». Выше огня располагается лишь Эфир, пятый луч Пентакля, совершенная и всеобъемлющая субстанция, соприкосновение с которой происходит в момент снятия повязки, когда для новопосвященного творится новый мир и сквозь тьму слышатся слова «Да будет свет!», дарующие начало новому Творению. Это подлинное описание пути, карта восхождения от плотного к тонкому, и ключом к последней двери становится именно огонь, ставший здесь синонимом движущей силы внутреннего изменения, пламенем тигля средневекового алхимика, духом Бога, проявленным в физическом мире для того, чтобы непосвященные могли прикоснуться к нему и не утратить разум. Недаром в ритуале Великий Строитель Вселенной именуется «священным огнем, оплодотворяющим все, что живет». Таким образом, огонь становится не только символом самого Творца, но и силой его Любви, силой Жизни, нисходящей к его Творению и в свой срок возвращающейся в Дельту великой реки жизни. Душа человека также иногда сравнивается с искрой, эманацией божественного огня, явленной миру. Анаграмму I.N.R.I. иногда расшифровывают, как Igne Natura Renovatur Integra («благодаря огню возрождается вся природа»), и это воистину так: благодаря взаимосвязи с Великим Строителем Вселенной, нашему внутреннему, душевному огню, мы можем изменять и обновлять себя, совершенствуя свой внутренний мир, а значит совершенствуя свой внутренний храм. Подобно Фениксу мы стряхиваем со своих душ пепел отживших эмоций, чувств, мыслей, открывая дорогу новой личности, очищенной божественным пламенем Творца.
Я сказал.
Библиография:
Морамарко М. «Масонство в прошлом и Настоящем»
ГУБЕРТ С. БОКС «ПРИРОДА ФРАНКМАСОНСТВА»
Витрувий «10 книг об Архитектуре»
У. Л. Уилмхерст «Масонское посвящение»