Зодческие работы

Шахматный пол

Одеон Герода Аттика. Вид на Однон сверху
Одеон Герода Аттика. Вид на Однон сверху

Зодческая работа Брата И.А.

Шахматный пол, выложенный плиткой или выстелен ковром, в начале пути не вызывал у меня глубоких символических чувств и по большей части связывался с древней индийской настольной игрой. Да и тема слишком абстрактная: добро и зло, свет и тьма, где само поле символично отображает битву этих понятий. Однако со временем мои взгляды несколько расширились.

До написания работы я встречал шахматных пол в христианских храмах разных конфессий, но каково было мое удивление, во время написания работы, увидеть шахматный пол за тысячи километров. На территории гурудвары (прим: Дословно с пенджабского – врата гуру. Место, предназначенное для богослужений сикхов), в индуистком и джайнистком мандире (прим: дословно с санскрита – обиталище. Место поклонения богам пост-ведической традиции индийского субконтинента), в афинском одеоне (прим: Подобие амфитеатра, где проводятся более светские мероприятия). В музее патриарших палат московского кремля имеется зал стилизованный под дом зажиточных москвичей 17 века, пол которого выстилался дубовой шашкой или белокаменными плитами, большой петергофский дворец и даже древний кипрский сосуд был разрисован черно белыми квадратами.

Храмы, места политических собраний, зажиточные дома, дворцы первых лиц, и даже античные кувшины украшаются геометрическим узором.

Символизм, который открывается перед homo-sapiens, это отображение дуализма разных вещей: мужчина и женщина, материя и дух, свой — чужой, профан и посвященный. Можно приписать много слов и найти ему антипод. Один из относительно «открытых» символов приводящий к пониманию черного и белого является инь-янь, – где показана гармония противоположностей, которые являют собой одно целое.

Но в чем тогда суть выстилать этим полотном масонские Храмы?

Давайте остановимся на этих обоих цветах в рамках масонской символики.
Доступ кандидата на посвящение, определяется как раз черными и белыми камнями, в книге Пауло Коельйо «Алхимик» названными «урим» и «туммим».

Неофит[1] после снятия повязки видит две противоположности: дневное светило — Солнце, и ночное — Луну. Только что отбитый из скалы грубый камень одет в черный костюм с белой рубашкой. Он Получает[2] свет, но взамен его обучают как Давать знаки. И далее он приходит в мастерскую дабы получать от труда других, и писать работу самому, делясь своими плодами с другими.

Входя в Храм Ученик движется *** *** и ***. (следующий текст исключён для публикации на сайте, он составляет несколько важных уточнений и ссылок, не подходящих для публикации на общедоступном ресурсе)

На шахматный пол выставляют *** с изображением *** и *** (также исключено). Изначально в старинных англо-саксонских ложах табель рисовали мелом или углём на полу[3]. Наш Брат Н.З., посетивший работы французской Ложи был свидетелем этой древней традиции.

Белый цвет может означать свою Ложу, а черный – Другую. При желании и согласовании кандидаты и Братья разных Лож могут пройти обряд посвящения, повышения или возвышения вместе[5]. Во время ритуала посвящаемые члены своей и другой ложи на время станут едиными. После такого ритуала Братья обладают некой мистической связью, что, в свою очередь, влияет на укрепление братской цепи между ложами.

Масон может обладать разным духовным уровнем. Предположим он только повесил свой отвес. Каковой будет висеть над черной или белой клеткой. Вся клетка кажется ему единственной истиной, отображаясь в монизме[6]. При возникновении трансцендентного перехода отвес начитает подыматься. Перед взором всплывает несколько новых квадратов: 4 одного и 5 обратного цвета. Получется квадрат 3 на 3 имеющий название квинкунс (прим: В более простом представлении – 5-ка на кубике игральной кости, который изображен на картине «Пифагор из Кротона» как самая маленькая часть пифагорейского треугольника.

Трансформация не может произойти когда человек находиться в комфорте, ведь само усилие – поднятие отвеса – это отход от комфорта, оно может быть как резким, медленным, так и плавным.

"Пифагор из Кротона" художника Джона Августа Кнаппа. Иллюстрация к книге Мэнли Холла "Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии"
“Пифагор из Кротона” художника Джона Августа Кнаппа. Иллюстрация к книге Мэнли Холла “Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии”

Именно по этому homo-masonicus стоит на шахматном полу, и в этом есть вся его задача – возвышаться над колебаниями «извечно плохого» т.е. черный квадрат или «извечно доброго» – белый, постепенно вытачивая свой камень. Быть гармоничным в этом деле, не теряя чести, достоинства, репутации. Понимать как это соотноситься с долгом, не забывая в этом процессе себя. И не маловажное – жить светской жизнью.

За чуть более года нахождения в масонстве я удивился как мои взгляды об Ордене менялись от работы к работе. Насколько разнообразна во взглядах наша Коммуна. Как и чем отличаются мастерские. Где-то лучше отточен ритуал, где-то старшие Братья детальнее рассказывают о смысле таинств. А где-то и агапа вносит свой вклад в укрепление братской цепи. Своими красками играют мероприятия не привязанные к работам.

Хоть я и стал на путь духовного «просвещения» около 9 лет назад, вместе с тем небольшой временной промежуток времени в масонстве выдался для меня, хоть и не самым сбалансированным, что казалось будет вначале, но самым результативным.

Я перекладывал масонские инструменты на профанскую жизнь. Наблюдал со стороны за самим собой размышляя как неплохо с ними справляюсь и мне всё понятно. Местами казалось, я вот-вот прогоню торговцев материальным во внутреннем Храме, уже почти разрушил языческие идолы вокруг своего сакрального камня, остается всего лишь провести исход из комфортных условий отягощающих путь. А как закончу – за малым соблюдать новые принятые догмы и ни на йоту не откланяться в сторону.

Но это не масонские инструменты накладывались на профанский быт. Это профанское мышление накладывалось на масонские инструменты.

Прошлым летом я столкнулся с ситуацией, когда буквально в один момент наваливается волна проблем одна за одной в разных сферах жизни. На работе, в семейной жизни, запланированным загодя отпуском, недвижимостью. Все эти волны, превратившиеся в потоп, будто оглушили меня лишив сил, поскольку за небольшой промежуток времени не испытывал так много стресса.

Однако действовать надо. Ты начинаешь копить силу, анализировать почему был допущен потоп (хотя подобные выводы не всегда приходят сразу), есть ли возможность откачать воду от потопа или необходимо переместиться на новое место, затоплены ли амбары с хлебом. Если сделать правильные выводы, то в следующий раз местность будет выбрана более удачно, возможно будет построена дамба, описание как донести опыт трагедии до других.

Проблемы были решены. Самое главное – был получен опыт. И когда в преддверии зимних праздников со мной стряслось наводнение другого рода уже не было того стресса. Только ясность, что необходимо решать задачи: без спешки и без промедления.

Казалось бы, обычная жизненная ситуация. Мой отец вообще не был чему-то удивлен, повторяя раз за разом – это у меня это было. Но мой отец не связывал проблему и ее решение с масонскими взглядами.

И вот я снова наложил масонскую символику на профанскую жизнь. И увидел какие изменения произошли. Я перестал излишне требовательно относиться к самому себе, и как следствие к другим. При этом более критично относиться себе, но менее критично к другим. Тем самым более трезво оценивать ситуацию. И самое удивительное – стал менее высокомерным. Именно эта трансформация далась тяжелее всего, – была огромным потрясением для меня. Конечно, были и другие микро-трансформации так или иначе связанные с личным восприятием себя и социальным взаимодействием. Часть из них произошли во время работ в Храме.

Помню в первые месяцы масонства узнал интересный факт, сильно меня впечатливший. Жители древнего Дербента (хазары) ходили в пятницу в мечеть, в субботу в синагогу, а в воскресенье на церковную службу. Казалось бы, в одних частях света люди насаждали свое мировоззрение, но здесь, ныне территория современной России, древние народы нашли в себе силы произвести агрегацию учений авраамического культа.

Романтично представим, как древний Брат выполняет роль муэдзина, – взывает с минарета на молитву. После молитвы идет домой и готовит кашрут для субботнего похода в синагогу. Тем же вечером он стучит в колокол призывая мирян на вечернюю молитву.
Мог этот Брат быть с детства воспитан в духе объединенной традиции, возможно он сам плавно воспринял принцип слияния, а может ему приходилось ломать свои неровности посредством получения внезапного опыта? Результат – приход к единству. Понимание, осознание не только своего культа, но и культа ближнего. Культа который стал настолько близким, что уже не является культом, а частью культуры.

Отцы-основатели Нашего Ордена изначально представляли масонство сугубо как христианский феномен. Со временем оно трансформировалось, впитав в себя иные традиции, учения, элементы культуры. Масонство стало всемирно и универсально.
Помните вначале говорил о храмах, домах и предметах быта покрытых шахматным полом? В духовном месте пол напоминает прихожанам об их темных и светлых сторонах которые они должны понять и сбалансировать в своей душе. Черно белый пол в доме знатного человека будет напоминать об необходимости сдерживания баланса в общине где он имеет вес. А на кувшине означать что у вина утонченно сбалансированный вкус.

Тот человек, который сможет гармонично объединить две разные стихии внутри себя приобретает баланс, если он сможет популярно распространить свое учение о балансе, то его труд будет почитаем не только в свое поколение, но и в другие после.

Я сказал.


Список используемой литературы:

[1]
Ритуал первого символического градуса. Объединённая Великая Ложа России 1921. 2020 год.

[2]
Карпачев С.П. Масоны. Словарь. Великое искусство каменщиков. «Агентство «КРПА» «Олимп», 2008. Стр.420.

[3]
Масонство. Второе издание, исправленное и дополненное. Кузьмишин Е.Л., М.: Ганга, 2019 – 560с.

[4]
Катехизис ученика. Древний и Принятый Шотландский Устав.

[5]
Генеральный Регламент Объединенной Великой Ложи России, Москва 6019.

[6]
Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений, встречающихся в истории философии. С. Г. Киев. В Типографии Редакции «Киевского Телетрафа». 1876.