«Герметический корпус», «Корпус Герметикум», «Герметический свод» (Corpus Hermeticum) или Герметика (Hermetica), — собрание философского характера из семнадцати книг, сохранившихся на древнегреческом языке. Авторство приписывается Гермесу Трисмегисту (II–III вв. н.э., эллинистический Египет). На русском языке широко известен перевод Константина Богуцкого (с комментариями и вступительной статьёй), издание 1998 г., переиздания — 2010, 2019 гг., включает трактаты «Поймандр», «Асклепий», фрагменты Стобея. Известны также «Герметические тексты» в переводе Л.Ю. Лукомского (изд-во «Энигма», 2008) и «Изумрудная скрижаль и другие герметические тексты» (сборник, изд-во «Ганга», 2015).
Это филососко-религиозные трактаты о единстве Бога, космоса и человека через герметическую мудрость. Для повествования, введены несколько ключевых идей. Принцип соответствия: «Что внизу, то и вверху» (макрокосм и микрокосм). Трансмутация души: Преодоление материи через гнозис (знание-откровение). Божественный Ум (Нус): Источник творения и просветления. Книга подходит для историков философии, исследователей эзотеризма, практиков алхимии и современного герметизма, тех, кто интересуется синкретизмом античных и восточных традиций.
Герметизм использует астрологию и магию как инструменты познания. В трактатах приводится учение о семи герметических принципах (причинность, вибрация и др.).
Corpus Hermeticum включает 17 трактатов и фрагментов. Привожу выборочно:
- «Поймандр» (трактат I). В нём происходит диалог Гермеса с Божественным Умом (Поймандром). И описана космогония: Свет-тьма, рождение Логоса, сотворение человека. Цитата: «Свет есть Я, Ум, Бог твой».
- «Вселенский Учитель» (трактат IV): В нём описан человек как «второй бог», способный творить миры. Посыл: Человек — связующее звено между материей и духом.
- «Асклепий» (трактат V): содержит пророчество о гибели Египта и возрождении герметической мудрости. Идея: Религия как инструмент контроля над массами.
- Фрагменты Стобея содержат изречения о природе времени, судьбы и свободы воли.
- «Ключ» (Трактат X): в нем, Гермес объясняет сыну Тату, что знание Бога требует очищения от чувств.
- «О возрождении» (Трактат XIII): в нём описано Духовное преображение через отказ от иллюзий.
Герметизм оказал значительное влияние на Ренессанс (Фичино, Бруно), масонство, алхимию. Глубина метафизических идей трактатов предвосхитила неоплатонизм. Но тексты фрагментарны и слабо связаны, написаны разными авторами, стиль и идеи варьируются. Тексты полны абстрактных аллегорий без чёткой системы. Следует сравнить с другими трудами. Для контекста – с «Халдейскими оракулами», где выполнен синтез платонизма и магии. Для критики – «Разоблачённая Изида» Е.П. Блаватской – спорное использование герметических идей.
Честно говоря, главную оригинальную мысль выразить кратко очень сложно. Но есть герметическая максима, его выражающая: «Бог есть сфера, чей центр везде, а окружность нигде». Читатель получит понимание основ герметизма как моста между античностью и современным эзотеризмом, инструменты для рефлексии о природе божественного и человеческого.
«Если ты не сделаешь себя равным Богу, ты не сможешь понять Бога» («Поймандр»).
Герметика — ключевой текст западной эзотерической традиции. Для глубокого изучения, лучшие читать с комментариями: Работы Фрэнсис Йейтс («Джордано Бруно и герметическая традиция»), А.Ф. Лосева. И сопоставлять с гностицизмом: Тексты Наг-Хаммади («Гром. Совершенный Ум»). Начинать следует с перечня «Кибалион» – анонимного изложения семи герметических законов).