Без рубрики

О чём «Сказание о боярыне Морозовой»

В. И. Суриков Боярыня Морозова. 1884—1887
В. И. Суриков Боярыня Морозова. 1884—1887

Феодосия Морозова — аристократка, променявшая роскошь на верность идеалам. Книга «Сказание о боярыне Феодосии Морозовой» издательства «Наука», 2019 г., Москва. Текст опубликован в серии «Памятники древнерусской литературы» с комментариями историков, анализом стиля и сопоставлением с другими старообрядческими источниками. Это повествование о судьбе Феодосии Морозовой — знатной боярыни, ставшей символом сопротивления церковным реформам XVII века. Текст сочетает агиографию (житийный жанр) с исторической хроникой, подчёркивая трагизм выбора между верностью вере и компромиссом с властью. Текст подойдёт историкам, филологам, религиоведам, тем, кто интересуется ролью женщин в русской истории и феноменом духовного подвижничества.

Морозова отвергает реформы патриарха Никона, включая троеперстие и новые обряды, сохраняя верность «старой вере». Она идёт на конфликт с царской властью, противостоит с Алексеем Михайловичем (изображается как «слуга антихриста», подавляющий истинную веру), несмотря на арест, пытки и последующую гибель в заточении. Она представляет редкий для древнерусской литературы образ женщины-мученицы, она олицетворяет женское подвижничество, сравнимое с раннехристианскими святыми. Сестра Евдокия Урусова разделила судьбу Морозовой, усиливая тему женской солидарности.

«Сказание» перекликается с «Житием протопопа Аввакума» — оба текста написаны участниками событий и стали манифестами старообрядчества. Текст условно делится на 3 части, отражающие этапы духовного пути Морозовой:

  1. «Жизнь в миру». Описание богатства и влияния Морозовой при царском дворе. Переломный момент: знакомство с протопопом Аввакумом и переход в старообрядчество.
  2. «Испытания». Арест, конфискация имущества, попытки уговорить отречься от веры. Сцена «двуперстного крещения» перед царскими послами как акт вызова и протеста.
  3. «Мученичество». Ссылка в Боровск, смерть сына, голодная смерть в земляной тюрьме. Посмертные чудеса: легенды о нетленности мощей и исцелениях у её могилы.

Текст следует канонам житийной литературы, что делает образ Морозовой идеализированным. Для сравнения: письма Аввакума к Морозовой показывают её более человечной. Некоторые эпизоды (например, диалоги с царём) — литературный вымысел. Рекомендуется читать параллельно с «Записками» Григория Котошихина. Подвиг Морозовой подаётся через призму мужского авторства (текст создан старообрядцами-мужчинами), что сглаживает её личный голос и не столь подчёркивает то, что Морозова совершила подвиг ради веры как женщина. Современные историки (например, Н.С. Демкова) отмечают, что культ Морозовой использовался старообрядцами для консолидации общин, что могло повлиять на трактовку её образа. Текст игнорирует политические мотивы конфликта (борьба за влияние между боярством и церковью). Книга даёт понимание трагедии церковного раскола через призму личной драмы. Читатель познакомится с уникальным для XVII века образом сильной женщины, бросившей вызов системе.

Вера сильнее страха смерти: «Лучше в темнице изгибнуть, чем предать двуперстие». Духовная свобода стоит любых земных потерь. Женщина в патриархальном обществе может стать символом сопротивления. «Сказание о боярыне Морозовой» — памятник старообрядческой литературы и гимн человеческому достоинству. Книга заставляет задуматься о цене принципиальности и роли личности в истории. Рекомендую также «Житие протопопа Аввакума» — для полноты контекста, «Русское старообрядчество» С.А. Зеньковского — научный анализ эпохи, «Боярыня Морозова» В.И. Сурикова — взгляд художника на её образ.