Сиэтл, или Сиатль. Годы жизни: 1786 год — 7 июня 1866 года. Вождь индейских племён суквомиши и дувомиши, проживающих на территории современного штата Вашингтон.
Речь вождя Сиэтла (1854 г.). Самое известное русскоязычное издание — «Речь вождя Сиэтла: Послание белым братьям» издательства «Белая ворона», 2020 г., Москва. Книга включает исторический контекст, комментарии антропологов и иллюстрации художников-аборигенов. Также доступны версии и переводы в электронном виде и в составе сборников.
Это запись обращения вождя Сиэтла к правительству США в ответ на предложение продать земли племени суквáмиш. Речь стала манифестом экологической этики и уважения к природе как к живому существу. Этот текст часто позиционируется как материал для экологов, активистов, историков, для интересующихся культурой коренных народов и альтернативным взглядом на отношения человека и природы. Но для меня этот текст имеет другой смысл. Это текст-подтверждение, что экологическое движение значительно политизировано. Нам неизвестно отношение племён индейцев к природе, но экологи часто “затыкают рот” представителями коренных народов Америки и историкам-американоведам этим текстом, апелируя к его авторитету. А сам текст вождя Сиэтла – он раскрывает базу политической торговли, которую хотел провести вождь для патриотического получения большего блага для своего народа за счёт торговли землями с неизбежно приближающимися и захватывающиим всё больше территорий коренных жителей переселенцами. Он проявил мягкую силу, торгуясь с богатым и сильным противником за земли, которые в любом случае было уже не удержать.
Вождь, между тем, показал в речи осведомленность по актуальным философским вопросам, его аргументы и риторика для “развитых” европейских мигрантов оказались вполне сносными, вопреки рсхожему мнению, не за бусы и индейку он пытался продать свою родину, напротив, он старался как можно дороже её представить покупателю. Европейцы сами придумали себе “отсталость” индейцев и при цитировании этой речи до сих пор удивляются той ошибке. Нужно сказать, что идея об “отсталости” коренных американцев также является частью жестокой политической борьбы и моральным основанием перед гражданами Нового Света для проведения политики претеснения и уничтожения индейцев. Это элемент расчеловечивания людей по национальному признаку. Кроме того, знаменитая речь вождя Сиэтла, её записи, многократно изменялась в политических целях и изначальный её акцент точно неизвестен. Не так важно авторство речи, но для меня важны далеко не чистая и светлая её цель и содержание.
Тем не менее, рассмотрим по существу ключевые идеи, буквальные тезисы вождя. Единство всего живого: «Земля не принадлежит человеку — человек принадлежит Земле». Критика потребительства: «Белый человек покорит землю, оставив после себя пустыню». Память предков: «Мёртвые белых людей забываются, а наши предки вечно живут в ветре и реках». Речь пронизана мистическим анимизмом (одушевление природы) и пантеизмом (божественность природных сил). Например, Сиэтл называет деревья «сестрами», а воздух — «духом предков». Текст условно делится на 3 части, сохраняя риторику устного выступления:
- «О земле и духах». Земля — священная мать, а не товар. «Каждая сосновая иголка, каждый берег, туман — священны в памяти моего народа». Главная мысль: Природа — не собственность, а сеть взаимосвязей.
- «Предупреждение колонизаторам». Разрушение природы ведёт к духовной смерти: «Когда последнее дерево будет срублено, белый человек поймёт, что деньги нельзя есть». Контраст между культурами: для белых земля — ресурс, для индейцев — часть семьи. Главная мысль: Уничтожение Земли равносильно ************.
- «Призыв к потомкам». Надежда на осознание единства: «Мы все дети одной матери-Земли». Метафора паутины жизни: «Что происходит с Землёй, происходит с сыновьями Земли». Главная мысль: Уважение к предкам и будущим поколениям — основа мудрости.
Критики подвергают сомнению аутентичность текста. Современная версия речи — реконструкция на основе записей переводчика Генри Смита (1891 г.). Многие фразы, включая знаменитые экологические метафоры, вероятно, добавлены позже. Предлагаю сравнить с «Речями вождя Джозефа» — это более документально подтверждённые тексты. В речи Сиэтла проведена романтизация аборигенов. Образ «благородного дикаря» может упрощать сложность культуры суквáмиш, среди индейцев были противостояния и дипломатические тоже, не с приходом белых индейцы научились аргументированно торговаться. Речь красива, но в ней отсутствует конкретика. Речь даёт философскую основу, но не предлагает практических решений для экологических проблем. Некоторые учёные (например, Рудольф Кайзер) считают, что экологические пассажи добавлены в XX веке для нужд движения хиппи. Текст игнорирует внутренние конфликты племён (например, борьбу за ресурсы). Читатель во-первых погрузится в альтернативный (неантропоцентричный) взгляд на природу, получит вдохновение для экологической этики и критики потребительства. А во-вторых, я надеюсь, получит опыт того, как белое смешивается с чёрным и как подменяются понятия и происходит манипулирование мнениями в политике. Это поучительно и актуально. Такой навык приблизит вас к свободе.
Речь вождя Сиэтла — сегодня уже не исторический документ, а символ. Вокруг этой речи пришлось объединиться коренным народа Америки, теперь они вторят: прогресс не должен убивать душу мира. И её философская сила в том, что эта речь учит читателя думать.
Рекомендую почитать также поэтический пересказ речи под названием «Буряйя» автора Виктора Клепецы, советую ознакомится с книгой «Плач Земли» Ванданы Шивы — современная экологическая философия. И рекомендую книгу «Круг жизни» Дэвида Судзуки — научный взгляд на единство экосистем.