Масонство

О чём роман «Преступление и наказание» Фёдора Достоевского

Мой любимый философско-психологический роман с элементами детектива «Преступление и наказание» автора Фёдора Достоевского (1866 г.), академическое издание из серии «Литературные памятники» издательства «Наука» с комментариями К. Степаняна и анализом рукописей (2019 г.).

Это книга о нравственном падении и духовном воскрешении человека, о проверке теории «сверхчеловека» на практике. Это книга для любителей глубокой психологической прозы. Для интересующихся философией Ницше, экзистенциализмом и вопросами морали. Для читателей, готовых к диалогу о свободе, вине и искуплении.

«Тварь я дрожащая или право имею?» — идея Раскольникова о разделении людей на «обычных» и «избранных». Автор раскрывает страдание как путь к спасению — роль Сони Мармеладовой и Евангелия в судьбе героя. И касается социальной несправедливости — жизни «униженных и оскорблённых» в Петербурге 1860-х. Свидригайлов и Лужин представлены как олицетворение двойственности, отражающими тёмные стороны Раскольникова.

  1. Родион Раскольников, бедный студент, убивает старуху-процентщицу и её сестру Лизавету, чтобы проверить свою теорию. После, героя настигает душевный кризис, его мучают кошмары, паранойя и страх разоблачения. Родион знакомится с Мармеладовыми: пьяница-чиновник, его дочь Соня, вынужденная торговать телом, и Катерина Ивановна, умирающая от чахотки. Раскольников — антигерой-интеллектуал, чья теория рушится под грузом реальности. Его фамилия (от «раскол») отражает внутренний разлад.
  2. Далее описана игра с Порфирием Петровичем: следователь разгадывает личность убийцы через психологический поединок. Свидригайлов — циничный аристократ, предлагающий Раскольникову деньги в обмен на молчание, но кончающий жизнь самоубийством. В результате, происходит исповедь: под давлением совести и влияния Сони, Раскольников признаётся в преступлении. Соня Мармеладова — «Вечная Сонечка» — воплощение христианской жертвенности. Её чтение Евангелия о воскрешении Лазаря символизирует надежду на возрождение. Порфирий Петрович — гениальный следователь, разгадывающий преступление через анализ души, а не улик. Свидригайлов — отражение, двойник Раскольникова, доказавший, что «вседозволенность» ведёт в экзистенциальную пустоту.
  3. Герой, отвергнутый обществом, через страдания и любовь Сони приходит к духовному прозрение. Ссылка.

Достоевский — гений. Полифонические и разнообразные голоса его персонажей (даже второстепенных) раскрывают разные грани авторской мысли. Персонажем предстаёт и город Петербург: грязные улицы, душные комнаты и жёлтые обои создают атмосферу безысходности. Поток сознания Раскольникова, внутренние монологи, передают его безумие и отчаяние.

Достоевский исследует малейшие оттенки вины, страха и гордыни. Роман предвосхитил идеи Ницше о «сверхчеловеке» и экзистенциализм XX века. Трагедии Мармеладовых и других героев отражают кризис и социальный реализм пореформенной России. Некоторые эпизоды (например, история Лужина и Дуни) кажутся избыточными и громоздкими. Сцены с Катериной Ивановной и её детьми балансируют на грани пафоса и меладрамы. Рекомендую вам сравнить эту книгу с «Братьями Карамазовыми» (Достоевский) – более масштабное исследование веры и безверия и с «Посторонним» (Камю), где схожий конфликт индивидуума и общества, но без надежды на искупление.

«Преступление и наказание» цитируют в контексте дискуссий о моральном релятивизме и свободе воли. Читатель погрузится в бездны человеческой психики и возможность пережить катарсис вместе с героем. В книге скрыт ответ на вопрос: может ли теория оправдать убийство? И указание, что спасение — не в разуме, а в смирении и любви. «Страдание — единственный закон жизни». «Человек не родится для счастья. Человек заслуживает своё счастье, и всегда страданием». «Разве я старушонку убил? Я себя убил!». «Преступление и наказание» — роман-зеркало, в котором каждый видит свои тёмные углы. Достоевский не даёт ответов, но заставляет искать их в себе. После прочтения хочется перечитать Евангелие от Иоанна (глава о Лазаре) и спросить себя: «А смог бы я, как Соня, нести свой крест?». Как писал сам автор: «Человек есть тайна. Её надо разгадать…». Раскольников — ключ к этой тайне.

Несмотря на то, что этот роман обычно не обсуждается в контексте масонства, я считаю что он может относится к рубрике Масонство на нашем сайте.