Роман «Голова профессора Доуэля» Александра Беляева, первая публикация в журнале «Всемирный следопыт», 1925 год.
Профессор Доуэль — гениальный хирург, чью отрубленную голову сохраняет в питательном растворе ученик-предатель Керн. Тот использует открытие для опытов по оживлению тел (голова певицы Брике, тело рабочего Ларе).
Роман основан на экспериментах С.С. Брюхоненко (1920-е) по созданию аппарата искусственного кровообращения «автожектор» для поддержания жизни изолированной головы собаки и теории продления жизни А.А. Богданова. Я считаю, что сегодня, в 2025 году, ярко сохраняют актуальность вопросы, затронутые в романе:
- Этичности науки. Керн: «Наука выше морали!» противостоит Доуэлю: «Преступление прикрывать наукой!»
- Бессмертия и Свободы. Голова Доуэля: «Я раб, прикованный к банке… Лучше смерть, чем такая жизнь!»
- Социального неравенства. Тело рабочего Ларе принадлежит богачу — аллегория эксплуатации.
- Идентичности и кризиса личности. Брике: «Чья я? У меня тело мертвеца, а голова — не моя!»
Голова в банке — символ знания, оторванного от человечности и пародия на «чистый разум» без тела и души. Лаборатория Керна — прообраз «фабрики бессмертия», в ней холодные стерильные столы и страдания жертв символичны. Эта книга — первая в мировой литературе детализированная модель крионики и трансплантологии, в ней слилась готика (оживание кадавров) с научной фантастикой. В 1920-х годах мир и передовые старны мира признавали и верили в простые методы евгеники, что вызывало споры о физическом бессмертии (см труды А.К. Горского). Но в том числе во всех странах тогда наука была сугубо государственной, поэтому роман выражает также и страх перед наукой, обслуживающей власть (Керн как «буржуазный учёный»). В издании СССР 1939 г. смягчены сцены агонии оживлённых тел, добавлен «классовый подвиг» коммуниста-врача.
Что делает человека человеком? — Доуэль без тела сохраняет личность, но Брике с чужим телом теряет себя. Какова цена бессмертия? — Физическое существование без свободы = ад («Смерть не страшна. Страшно быть куклой!»). Чем определена ответственность учёного? Мари Лоран (ассистентка Керна) жертвует карьерой, чтобы спасти жертв опытов.
«Беляев предвидел главное: наука без совести — лишь разорванная связь времен. Его Доуэль — Кассандра XX века». — Д. Быков, «Лекции по русской литературе»
Кроме своего несомненного обще-философского значения, сохраняется и практическая актуальность романа. Применение и исследование нейроинтерфейсов (Neuralink) и CRISPR-терапии возвращают нас к вопросам Беляева. Где граница эксперимента над жизнью? Имеет ли учёный право играть в Бога? Главный урок: технологическое бессмертие бессмысленно без сохранения человеческого достоинства.
Рекомендую сравнить с первой редакцией рассказа (рассказ 1925 года, на котором уже в дальнейшем был основан роман) — в нём меньше психологизма, больше «ужаса».






