Без рубрики

О чём роман «Голова профессора Доуэля» Александра Беляева

Обложка авторского сборника издания 1926 года (иллюстрация А. Брызгалова)
Обложка авторского сборника издания 1926 года (иллюстрация А. Брызгалова)

Роман «Голова профессора Доуэля» Александра Беляева, первая публикация в журнале «Всемирный следопыт», 1925 год.

Профессор Доуэль — гениальный хирург, чью отрубленную голову сохраняет в питательном растворе ученик-предатель Керн. Тот использует открытие для опытов по оживлению тел (голова певицы Брике, тело рабочего Ларе).

Роман основан на экспериментах С.С. Брюхоненко (1920-е) по созданию аппарата искусственного кровообращения «автожектор» для поддержания жизни изолированной головы собаки и теории продления жизни А.А. Богданова. Я считаю, что сегодня, в 2025 году, ярко сохраняют актуальность вопросы, затронутые в романе:

  1. Этичности науки. Керн: «Наука выше морали!» противостоит Доуэлю: «Преступление прикрывать наукой!»
  2. Бессмертия и Свободы. Голова Доуэля: «Я раб, прикованный к банке… Лучше смерть, чем такая жизнь!»
  3. Социального неравенства. Тело рабочего Ларе принадлежит богачу — аллегория эксплуатации.
  4. Идентичности и кризиса личности. Брике: «Чья я? У меня тело мертвеца, а голова — не моя!»

Голова в банке — символ знания, оторванного от человечности и пародия на «чистый разум» без тела и души. Лаборатория Керна — прообраз «фабрики бессмертия», в ней холодные стерильные столы и страдания жертв символичны. Эта книга — первая в мировой литературе детализированная модель крионики и трансплантологии, в ней слилась готика (оживание кадавров) с научной фантастикой. В 1920-х годах мир и передовые старны мира признавали и верили в простые методы евгеники, что вызывало споры о физическом бессмертии (см труды А.К. Горского). Но в том числе во всех странах тогда наука была сугубо государственной, поэтому роман выражает также и страх перед наукой, обслуживающей власть (Керн как «буржуазный учёный»). В издании СССР 1939 г. смягчены сцены агонии оживлённых тел, добавлен «классовый подвиг» коммуниста-врача.

Что делает человека человеком? — Доуэль без тела сохраняет личность, но Брике с чужим телом теряет себя. Какова цена бессмертия? — Физическое существование без свободы = ад («Смерть не страшна. Страшно быть куклой!»). Чем определена ответственность учёного? Мари Лоран (ассистентка Керна) жертвует карьерой, чтобы спасти жертв опытов.

«Беляев предвидел главное: наука без совести — лишь разорванная связь времен. Его Доуэль — Кассандра XX века». — Д. Быков, «Лекции по русской литературе»

Кроме своего несомненного обще-философского значения, сохраняется и практическая актуальность романа. Применение и исследование нейроинтерфейсов (Neuralink) и CRISPR-терапии возвращают нас к вопросам Беляева. Где граница эксперимента над жизнью? Имеет ли учёный право играть в Бога? Главный урок: технологическое бессмертие бессмысленно без сохранения человеческого достоинства.

Рекомендую сравнить с первой редакцией рассказа (рассказ 1925 года, на котором уже в дальнейшем был основан роман) — в нём меньше психологизма, больше «ужаса».