Без рубрики

О чём роман-эпопея «Война и мир» и философский трактат «Исповедь» автора Льва Толстого

«Война и мир» — величайший труд Льва Толстого – роман-эпопея, историческо-философское исследование. Академическое издание из серии «Литературные памятники», 2021 г. — с комментариями историков, картами сражений и анализом философских эссе. Примечательно зарубежное издание «War and Peace» в эталонном переводе с сохранением стиля Толстого переводчиками Луизой и Айлимер Мод, издательства Vintage Classics. Основная идея романа: история творится не великими личностями (Наполеон, Кутузов), а «роевой волей» народа. Свобода человека — в осознании своей связи с вечностью. Книга предназначена для любителей масштабных исторических полотен, для тех, кто интересуется философией истории и психологией масс. Для читателей, готовых к диалогу о войне, любви и смысле жизни. Толстой критикует «культ героев», делая акцент на стихийности событий, в этом заключается историософия Толстого. Автор описывает путь поиска истины — путь Пьера Безухова от масонства к простоте. В книге описана роль семьи как основы мироздания — Ростов, Болконские, Курагины. И мироздание как взаимодействие и противостояние этих семей. Война и светский мир — не противоположности, а части единого потока жизни.

  1. Тома 1–2 (1805–1807 гг.). Вхождение в свет: Андрей Болконский (мечтает о славе), Пьер Безухов (ищет смысл), Наташа Ростова (детская непосредственность). Шенграбенское и Аустерлицкое сражения — крах романтических иллюзий о войне.
  2. Тома 3–4 (1812 г.). Наполеон вторгается в Россию. Бородинская битва — «нравственная победа» русских. Пожар Москвы, партизанская война. Гибель Пети Ростова, духовное прозрение Андрея.
  3. Эпилог (1820 г.). Судьбы героев: Наташа и Пьер, Марья и Николай Ростов. Философский итог: «Человек — песчинка в океане истории, но каждая песчинка ценна».

Роман Велик и споров о нём много, исследователи находят противоречия в историософии: Толстой отрицает роль личности, но восхищается Кутузовым. Идиллия семей Ростовых-Безуховых в финале кажется искусственной после трагедий войны. Чаще всего роман критикуют из-за объёма текста и многостраничные философские отступления (например, о свободе воли), что нарушает динамику сюжета. Рекомендую сравнить с книгами «Тихий Дон» Шолохова — иной взгляд на связь личности и истории, «Наполеон Бонапарт» Тарле — научная биография против толстовской критики «великого человека», «Доктор Живаго» Пастернака — схожий синтез личной драмы и исторических катаклизмов. Читатель получит понимание, что история — это не цепь случайностей, а движение «миллионов воль».

«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (Кутузов).

«Исповедь» — автобиографическое произведение Льва Толстого, написанное в конце 1870-х — начале 1880-х годов и впервые опубликованное в 1884 году в Женеве. На мой взгляд, вы лучше поймёте Толстого, просмотрев эту книгу. Книга много где доступна бесплатно, в электронных библиотеках. Это – автобиографический трактат, философский манифест. В нём Толстой описывает духовный кризис как путь к вере. Истина — в простоте, труде и любви к ближнему, а не в догматах церкви. Книга предназначена тем, кто переживает экзистенциальный кризис, исследователям религии и атеизма, поклонникам позднего Толстого, отвергшего художественную литературу. Ключевые темы: Кризис смысла — «Зачем жить, если всё умрёт?»; Отрицание институциональной религии — Толстой против церковных обрядов и «казённого Бога»; Философия непротивления — зерно будущего учения, повлиявшего на Ганди и Кинга.

  1. Часть 1. Кризис. – Описание душевной пустоты: «Мне нечем было дышать». Мысли о завершении жизни, поиск ответов в науке и философии (Сократ, Шопенгауэр).
  2. Часть 2. Обращение к вере. – Наблюдение за жизнью простого народа: «Они знают правду, которой не знаю я». Переосмысление Евангелия: «Бог — это любовь, а не догмат».
  3. Часть 3. Разрыв с церковью. – Критика православия за культ чудес и отрыв от учения Христа. «Моя вера — в братстве людей и отрицании насилия».

Толстого критикуют за субъективизм. Он подменяет христианство собственной философией, отрицая Воскресение и Божественность Христа. Бог для Толстого — не Личность, а прагматичный «нравственный закон», что близко к деизму. В 1901 г. Синод назвал взгляды Толстого «антихристианскими» и отлучил его от Церкви. Читатель получит ответ на вопросы о поиске смысла в мире абсурда. «Жить для других — единственный способ не погубить свою душу».

Оба текста Толстого — манифесты его эволюции: от художника, вписывающего человека в историю, до проповедника, ищущего вечность за пределами времени. После «Исповеди» он почти перестал писать романы, посвятив себя «опрощению». Как заметил Владимир Набоков: «Толстой-художник затмевает Толстого-пророка, но оба они — гении».