Без рубрики

О чём роман «Что делать?» Николая Чернышевского

Социально-утопический роман с элементами публицистики «Что делать?» Николая Чернышевского (1863 г.), академическое издание из серии «Литературные памятники» с комментариями и историческим контекстом, издательства «Наука» 2015 г. Это призыв к революционному переустройству общества через создание «новых людей» — рациональных, свободных от предрассудков и готовых строить справедливый мир. Сегодня книга подойдёт исследователям русской общественной мысли XIX века, тем, кто интересуется историей революционного движения, читателям, готовых к диалогу о социальных утопиях.

Чернышевский описывает теорию «разумного эгоизма», где личное счастье возможно только через счастье других. Он описывает эмансипацию женщин в образе Веры Павловны как символа освобождения от патриархальных уз. Утопический социализм реализуется в виде снов Веры о будущем, где труд коллективен, а неравенство уничтожено. Автор значительно критикует общество, обличает крепостничество, мещанство и лицемерие. Роман написан в заключении (1862–1863 гг.) как ответ на роман Тургенева «Отцы и дети». Сюжет условен и служит проводником идей автора.

  1. Часть 1. Загадочное самоубийство Лопухова — интрига, призванная привлечь внимание читателя. Вера Павловна вырывается из семьи, открывает швейную мастерскую на кооперативных началах. Вера Павловна – первая в русской литературе женщина-предприниматель. Её мастерская — модель социалистической коммуны.
  2. Части 2–4. «Новые люди» — студенты-медики Лопухов и Кирсанов, воплощающие рациональность и альтруизм. Они утверждают, что любовь не должна быть собственничеством. Их треугольник разрешается через рациональный расчёт. И Рахметов — «особенный человек», аскет и революционер, готовый на жертвы ради идеалов. Рахметов – прообраз революционера-профессионала. Спал на гвоздях, чтобы «закалить волю», отказался от любви ради дела. Первый сон Веры: освобождение от домашнего гнета. Четвертый сон: утопическое общество будущего с дворцами из стекла и алюминия, где труд — радость.
  3. Финал. Лопухов инсценирует смерть, чтобы Вера и Кирсанов могли быть вместе. Все герои счастливы, работая на благо общества.

Чернышевский нарушает законы художественности, превращая роман в манифест. Диалоги напоминают философские трактаты. Он использует прозрачные аллегории – сны Веры, критику «пошлых людей» (мещан), образ «светлой дамы» — будущего равенства. И, одновременно, из-за цензуры автор использует намёки, понятные прогрессивным читателям (например, «переворот» вместо «революция»). Роман стал «библией» для революционеров. Ленин называл его «книгой, которая меня перепахала». Смелостью идей Чернышевский бросил вызов патриархальным устоям, предложив новую этику взаимоотношений. Идеи романа отразились в работах Чехова, Горького, а также в советской литературе.

Чернышевский – не мастер художественного слова. Его схематичные персонажи, неестественные диалоги, назидательность… Тургенев и Достоевский высмеивали роман за отсутствие «живой жизни». Проекты Веры Павловны наивны с экономической точки зрения. Реальный социализм XX века оказался далёк от идеалов Чернышевского. Герои лишены внутренних противоречий, их поступки продиктованы авторской волей. Рекомендую сравнивать с произведениями: «Отцы и дети» (Тургенев), Базаров и Рахметов предлагают разные взгляды на роль «нового человека», «Бесы» (Достоевский) – пародия на революционный идеализм Чернышевского и «Как закалялась сталь» (Островский) – советская версия «нового человека».

Роман Чернышевского запрещали и переиздавали, его прятали и передавали тайно. Народовольцы и большевики видели в нём программу действий. Образ Рахметова вдохновил ******иста Сергея Нечаева и революционера Ленина. В СССР «Что делать?» стал обязательным для изучения как «первое произведение социалистического реализма». Его читали для понимания идейных истоков русского революционного движения, знакомства с утопическим проектом общества, где разум побеждает эгоизм. И как пример возможности влияния литературы на политику.

«Жить для себя — значит быть животным, жить для других — быть человеком». «Будущее светло и прекрасно… стремитесь к нему, работайте для него!». «Новые люди» — те, кто ставит общественное благо выше личного.

Как художественное произведение роман слаб, но как исторический документ и манифест — бесценен. Чернышевский писал: «Художественность — моя слабая сторона… но я писал не роман, а учебник жизни». Его книга — памятник эпохи, когда верили, что рациональным расчётом можно построить рай на земле. После прочтения хочется спросить: «А что сделал я для общего блага?».