Поэма «Божественная комедия» автора Данте Алигьери (XIV в.) в классическом стихотворном переводе с итальянского Михаила Лозинского. Первый перевод — 1945 г., переиздания — 2000, 2018, 2022 гг. Доступна также в прозаическом переводе с подробным комментариями И. Голенищева-Кутузова.
Это Поэма о путешествии души через Ад, Чистилище и Рай как аллегория духовного преображения. В плэме органично раскрывается божественная справедливость, наказание и воздаяние за грехи; Любовь как движущая сила: от греховной страсти (Франческа да Римини) до любви к Богу (Беатриче); Свобода воли: «Свободная воля — величайший дар природы человеческой» (Рай, V). Эта книга для любителей классической литературы и средневековой философии, студентов-филологов, исследователей христианской символики, и для ищущих размышлений о морали и смысле жизни. Книгу легко разбавляет политическая сатира (портреты Флоренции и папства), астрология и нумерология (число 3 как символ Троицы).
Поэма состоит из трёх частей («кантик»), 100 песен (34 — Ад, 33 — Чистилище, 33 — Рай):
- Ад: 9 кругов, где грешники наказаны по тяжести преступлений. Надпись над вратами: «Оставь надежду, всяк сюда входящий» (Ад, III). Любовь Франчески и Паоло (Ад, V). Уликкини и граф Уголино (Ад, XXXIII).
- Чистилище: 7 уступов, где души очищаются от семи смертных грехов. Кульминация: Встреча с Беатриче у Земного Рая.
- Рай: 9 небесных сфер, ведущих к Эмпирею (присутствие Бога). Финал: Данте созерцает «Любовь, что движет солнце и светила» (Рай, XXXIII).
Персонажи. Данте-персонаж: Грешник, ищущий путь к спасению; Вергилий: Символ разума, проводник по Аду и Чистилищу; Беатриче: Символ божественной любви и благодати.
Эта поэма – универсальное соединение теологии, поэзии и личного опыта. Нужно отметить, что Данте помещает своих врагов в Ад (папа Бонифаций VIII). Понимание неочевидно, сложность аллюзий требует знания средневековой истории, философии и Библии. Даже в переводах некоторые терцины теряют ритм.
«Цель пути — не наказание, а очищение и восхождение к Богу».
Читатель получит понимание средневекового мировоззрения и христианской эсхатологии, литературное наслаждение от сложных метафор и символов.
«Любовь, что движет солнце и светила» (Рай, XXXIII).
«Божественная комедия» — одна из вершин мировой литературы.