«Волшебная флейта» (Die Zauberflöte) – опера с музыкой композитора Вольфганга Амадея Моцарта (1791 г.). Либреттист: Эмануэль Шиканедер. На русском чаще всего используется либретто 2010 года в переводе Александра Майкапара с комментариями и нотами.
Постановка оперы проходит в Большом театре и многих оперных театрах. Иногда, на немецком языке.
Как и музыка Моцарта, опера имеет как минимум два понимания. В первую очередь -это лёгкая опера-сказка, где прославляется победа света над мраком, добра над злом, любви над коварством, дружбы над враждой. Но после прослушивания остаётся послевкусие. Задумываешься про путь от тьмы к свету через испытания, любовь и мудрость. Масонам приятно слышать и видеть в постановке символику масонства (Моцарт и Шиканедер были масонами).
Буквально, это опера о борьбе добра и зла – противостоянии Зарастро (света) и Царицы Ночи (тьмы). Инициация показана в виде испытания Тамино и Памины как аллегории духовного роста. Достижение гармонии как союз разума (Тамино) и сердца (Памина). Опера подходит для любителей классической музыки и театра, исследователей масонской символики в искусстве и ищущих философскую глубину в сказочном сюжете. Критики говорят, что силой музыки «Волшебная флейта» усмиряет стихии. Папагено и Папагена как «народные» персонажи добавляют лёгкости и комичности.
- Акт I: Спасение Тамино. Принц, преследуемый змеёй, попадает в царство Царицы Ночи (Иллюзорная «злодейка», чья месть вызвана потерей власти). Ария Царицы Ночи (№14): «Der Hölle Rache» — виртуозный призыв к мести. Квинтет Папагено (Простой человек, чьи желания (вино, еда, любовь) контрастируют с возвышенными идеалами.) (№5): Комическая песенка о любви.
- Акт II: Испытания Тамино и Памины. Молчание, огонь, вода. Ария Зарастро (мудрец, олицетворяющий разум и справедливость) (№10): «In diesen heil’gen Hallen» — гимн милосердию. Финал: Победа света, объединение влюблённых и «земных» персонажей.
- Арии музыкально гениально сочетают виртуозность (Царица Ночи) и лиризм (Памина). Масонские символы добавляют атмосферы (например, число 3, испытания, свет и тьма). Но для неподготовленного зрителя мотивы Царицы Ночи и Зарастро кажутся неоднозначными, погружение в контекст слишком быстрое. Нагромождение символов требует подготовки. Для контраста рекомендуется: «Дон Жуан», он предлагает драматизм вместо сказочности «Флейты»). Для продолжения темы: «Парсифаль» Вагнера (инициация через испытания).
Главная мысль: «Побеждает тот, кто смело идёт путём добра, истины и любви». Зритель получит эстетическое наслаждение от музыки и визуальных образов и понимание масонских идеалов эпохи Просвещения.
«Мудрость, добродетель и любовь — вот звенья, что ведут к бессмертию» (Зарастро).
«Волшебная флейта» — вершина моцартовского творчества и манифест масонских ценностей. Для глубокого погружения слушать с либретто, отслеживать символы (флейта как разум, колокольчики Папагено как простота). Опера полезна именно масонам, см. отсылки к масонским ритуалам в сценах испытаний.