Без рубрики

О чём коллективная монография «Культура домонгольской Руси»

Коллективная монография «Культура домонгольской Руси» под редакцией Н.Н. Воронина, М.К. Каргера, В.Н. Лазарева и других, 1960–1970-е гг. Книга представляет собой фундаментальный труд, созданный ведущими советскими учёными середины XX века. Это комплексное исследование культуры Руси IX–XIII вв., охватывающее архитектуру, литературу, живопись, ремёсла, музыку и повседневность. Главный редактор — выдающийся археолог, специалист по древнерусской архитектуре Николай Николаевич Воронин (1904–1976 гг.). Соавторы: Михаил Каргер (история), Виктор Лазарев (искусствоведение), Борис Рыбаков (археология), Дмитрий Лихачёв (литература) и другие. Основные издания выходили в 1960–1970-х гг., некоторые разделы переиздавались позднее. Существуют современные переиздания.

Основные разделы и темы книги:

  1. Архитектура (Н.Н. Воронин, П.А. Раппопорт). Каменное зодчество: София Киевская, храмы Владимира, Новгорода, Галича. Деревянная архитектура: реконструкция городских укреплений, княжеских теремов. Главный вывод, к которому приходят авторы: архитектура домонгольской Руси – это синтез византийских традиций и местных особенностей.
  2. Изобразительное искусство (В.Н. Лазарев). Мозаики и фрески Киева, иконы XII–XIII вв. («Спас Нерукотворный», «Устюжское Благовещение»). Влияние балканских и романских школ.
  3. Литература и письменность (Д.С. Лихачёв). Летописи («Повесть временных лет»), «Слово о полку Игореве», проповеди Кирилла Туровского. Тезис: литература домонгольской Руси — она отражает часть общеевропейского культурного процесса.
  4. Ремёсла и прикладное искусство (Б.А. Рыбаков). Ювелирное дело (зернь, скань, перегородчатая эмаль). Оружие, керамика, ткачество.
  5. Музыка и фольклор. Гусляры, скоморохи, обрядовые песни. Проблема: отсутствие нотных памятников — реконструкция по летописям и фрескам.
  6. Повседневная культура. Одежда, пища, игры, образование.

Сильной стороной книги является её уникальная энциклопедичность, в соавторстве, авторы впервые объединенили данные археологии, истории, искусствоведения и филологии. Например, анализ Софии Киевской включает описание кладки, фресок, упоминаний в летописях. В книге представлены новаторские выводы. Воронин доказал, что белокаменное зодчество Владимира — не заимствование, а оригинальный стиль. Рыбаков реконструировал технологию древнерусских ювелиров. Лихачёв показал, что «Слово о полку Игореве» — не исключение, а вершина литературной традиции. В книге вы найдете богатый иллюстративный материал, чёрно-белые и цветные вклейки с фото фресок, икон, кладов. Авторы делают акцент на «народном характере» культуры, при этом, критикуя церковь как «угнетателя», описывают храмы как памятники «феодальной идеологии», а не духовного искусства. Эти моменты я предлагаю авторам простить, и рассматривать их как памятник советской эпохи и цензуре. Мы бы не увидели этой прекрасной книги без таких странных формулировок. Книга может быть сегодня уточнена, ведь многие археологические открытия (например, берестяные грамоты в Новгороде) произошли позже. Доступные сейчас новые методы датировки (дендрохронология, радиоуглеродный анализ) скорректировали бы хронологию. В этой книге недооценено влияние Востока, связи с Волжской Булгарией, Хазарией и Степью раскрыты поверхностно. Эта энциклопедия и сегодня остаётся базовым справочником для студентов и исследователей. Её переиздания используются в академических курсах, несмотря на идеологический налёт. Современные комментарии и труды (например, «Древняя Русь: Город, замок, село» под ред. Б.А. Колчина) корректируют, но не отменяют выводов Воронина и его коллег.

Книга подойдёт историкам и археологам — как эталон междисциплинарного подхода. Студентам-культурологам — для понимания методологии советской науки. Любителям древнерусской истории — несмотря на сложность языка, книга даёт целостную картину эпохи. Научная значимость книги непревзойденная, книга написана в тяжёлом академическом стиле и требует дополнения новыми исследованиями.

«Культура домонгольской Руси» — монумент советской науки, сочетающий глубину и идеологические штампы. Её стоит изучать как отправную точку, но с оглядкой на современные открытия. После чтения хочется отправиться в музей — вглядеться в узоры черниговских колтов или прочесть «Слово о погибели Русской земли», вспоминая, какой яркой была Русь до Батыева нашествия. Как писал Лихачёв: «Культура — это то, что в значительной мере оправдывает перед Богом существование народа».