«Исповедь» Августина Аврелия – Духовное путешествие от греха и сомнений к вере и благодати. Философское осмысление времени, памяти, свободы воли и природы Бога. Академический перевод с латыни Марии Сергеенко, комментарии, вступительная статья С.С. Аверинцева. Доступна также «Исповедь блаженного Августина»** (Москва, издательство «АСТ», 2015 год) — адаптированный для широкой аудитории текст с иллюстрациями.
Как обрести Бога через внутреннее самоисследование? В чём парадокс времени: существует ли оно или это иллюзия? Возможна ли свобода воли в мире, управляемом Божественным провидением?
Труд состоит из 13 книг, объединённых в две смысловые части:
- Книги I–IX: Автобиографическая исповедь. Августин пишет про рехи детства (кража груш — символ бунта против Бога), увлечение манихейством и риторикой. О жизнь в Карфагене в зрелости: любовные страсти, поиск истины. О влиянии неоплатонизма (идея Бога как «неизменного Света»). Описывает знаменитую сцена в саду: «Возьми, читай!» — случайное открытие Послания к Римлянам (13:13-14). И об отказе от мирских соблазнов, крещении.
- Книги X–XIII: Философско-богословские размышления. Анализ памяти — «великой бездны», где хранятся образы, эмоции и сам Бог.
- Книги XI–XIII: Толкование Книги Бытия. «Что же такое время? Если никто меня не спрашивает, я знаю; если хочу объяснить — не знаю». Творение мира из ничего и вечность Бога.
Это первая в истории западной литературы автобиография, где автор исследует не внешние события, а внутренний мир. Августин соединяет неоплатонизм с христианским учением. Автор эмоционально искреннен, он пишет диалоги с Богом (обращения к Богу как к собеседнику).
«Неугомонно сердце наше, пока не успокоится в Тебе» — путь от греха к благодати через самопознание и веру.
читатель. «Исповедь» даёт понимание основ христианской антропологии и метафизики, инструменты для анализа связи между философией, религией и личным опытом. Книга обязательна к прочтению с комментариями (например, издание «Науки»). Для углубления — труды П. Рикёра («Время и рассказ») и Х. Арендт («Любовь и святой Августин»).
«Слишком поздно возлюбил я Тебя, Красота, столь древняя и столь новая! Слишком поздно возлюбил я Тебя! Ты был во мне, а я — вовне, и там искал Тебя».