«Евангелие от Фомы», найденное в Наг-Хаммади (1945 г.), — ключевой текст для изучения гностицизма. Это анонимный текст, безосновательно приписываемый апостолу Фоме (II–III вв. н.э.), содержащий гностическое учение о спасении через самопознание (гнозис) и мистическое единение с Божественным. Канонической Церковью он может считаться ересью. Текст, вероятно, не связан с историческим Фомой и создан в среде сирийских гностиков.
Его можно найти в составе книги «Апокрифы древних христиан» (сборник под ред. И.С. Свенцицкой и М.К. Трофимовой). Первое издание — 1989 г., переиздания — 2002, 2017 гг. Или в виде отдельных изданий или в сборнике «Гностические тексты» под редакцией Е.Б. Смагиной, включает коптский текст и перевод.
Ключевая идея книги: «Царствие Божие внутри вас» (Логия 3). Автор отрицает телесное воскресение в пользу духовного пробуждения. Книга подойдёт исследователям раннего христианства, философам, интересующимся альтернативными религиозными традициями, а также ищущим эзотерические интерпретации учения Иисуса. Книга содержит аллегории и парадоксы (например, «Разрушьте храм, и я воздвигну его за три дня» — Логия 71), критику институциональной религии в пользу личного откровения.
Текст состоит из 114 логий (изречений Иисуса), лишённых нарратива:
- Логии 1–30: Призыв к поиску внутреннего знания. Пример: «Тот, кто обретет толкование этих слов, не вкусит смерти» (Логия 1). Посыл: Истина скрыта в интерпретации, а не в буквальном смысле.
- Логии 31–70: Парадоксы и притчи о Царствии. Логия 22: «Когда вы сделаете два одним… тогда вы войдёте в Царствие». Посыл: Преодоление дуальности (мужское/женское, внутреннее/внешнее).
- Логии 71–114: Диалоги с учениками и критика непонимания. Логия 114: Спор о том, достойна ли Мария (Магдалина) жизни, «ибо женщина не достойна жизни». Иисус отвечает: «Я направлю её, чтобы сделать её мужчиной». Посыл: Гностический идеал андрогинности и преодоления гендерных ограничений.
Эта книга может дать уникальный взгляд на учение Иисуса, отличный от канонических Евангелий. Нужно отметить философскую глубину парадоксов, вдохновлявшая Хорхе Борхеса и Умберто Эко. Слабой стороной книги является отсутствие контекста, что затрудняет интерпретацию. Текст требует знания терминов вроде «плерома», «архонты» – гностическая терминология.
Похожие работы: «Евангелие от Филиппа» (акцент на таинствах), «Евангелие от Иуды» (переосмысление предательства), для критики гностицизма: «Против ересей» Иринея Лионского (II в.).
Главная мысль: «Царствие Отца распространяется по земле, но люди не видят его» (Логия 113). Читатель получит альтернативное понимание христианства, акцент на мистицизм, а не догмы, инструменты для рефлексии о природе знания и веры.
Но читатель может получить и самую серьёзную травму веры в результате изучения. Нужно понимать, что книга не является канонической и не должна рассматриваться как источник знаний о христианской вере.
«Если вы приведёте то, что внутри вас, наружу, это спасёт вас. Если же вы не приведёте это наружу, это убьёт вас» (Логия 70).