Без рубрики

О чём «Беседы и суждения» Конфуция

Лунь Юй (論語) — «Беседы и суждения» Конфуция (Кун-цзы, 孔子). Самое популярное издание на русском языке издательства «АСТ», Москва, 2001 год (переиздание 2020 года) содержит полный перевод И. И. Семененко с комментариями, вступительная статья о жизни Конфуция. Другие издания: «Аналекты Конфуция» (перевод В. А. Кривцова, 1995) — классический академический вариант; «Суждения и беседы» (перевод П. С. Попова, 1910) — первый полный перевод на русский язык.

Конфуций (годы жизни 551–479 до н.э.) — китайский философ, учитель и политический советник, основатель конфуцианства. Его учение стало основой китайской государственности, образования и этики. Его ученики и последователи Мэн-цзы и Сюнь-цзы — развили его идеи, Чжу Си — систематизировал конфуцианство в эпоху Сун.

Книга посвящена способу построения гармоничного общества через этическое самосовершенствование, уважение к традициям и социальную иерархию. Книга подойдёт историкам, философам, синологам, всем, кто интересуется восточной этикой и управлением.

Ключевые концепции: Жэнь (仁) — «человеколюбие», гуманность, Ли (禮) — ритуал, нормы поведения, Сяо (孝) — сыновняя почтительность, Чжэн мин (正名) — «исправление имён» (соответствие слов и сути). Лунь Юй состоит из 20 глав (цзюаней), каждая содержит афоризмы, диалоги и ситуации из жизни Конфуция. Избранные главы:

  1. Глава I («Сюэ эр»): «Учиться и вовремя применять знания — разве это не радость?». – Важность обучения и дружбы.
  2. Глава II («Вэй чжэн»): «Управлять — значит поступать правильно». – Роль добродетели в политике.
  3. Глава XII («Янь Юань») – Диалог с учеником Янь Хуэем о жэнь: «Преодолей себя и вернись к ритуалу».

    Глава XVII («Ян Хо») – «Не делай другим того, чего не желаешь себе» – конфуцианская версия «золотого правила».

  4. Глава XX («Яо Юэ») – Идеал «благородного мужа» (цзюнь-цзы) и его противоположность «низкому человеку» (сяо жэнь).
    1. Конфуций предлагает ясные принципы для личной и общественной жизни (например, «Благородный муж требователен к себе, малый человек — к другим»). Он стал основой китайской цивилизации, повлиял на Японию, Корею, Вьетнам. Идеи о гармонии и образовании резонируют с современными концепциями устойчивого развития. Но его недостатками можно назвать сведение роли женщины к служению семье (критика феминисток: см. работу Чжоу Яньпин «Конфуций и гендер») и некоторую идеализацию прошлого – Конфуций видел «золотой век» в эпохе Чжоу, что противоречит историческим данным о её нестабильности.

      Главная мысль книги: Нравственное совершенство личности — основа гармоничного государства. Читатель получит понимание базовых ценностей конфуцианства, инструменты для анализа восточной философии и её роли в современном мире. Рекомендуется читать в связке с критическими работами (например, «Конфуций: Человек и миф» Герберта Фингэретта).

      «Если ты не можешь совершенствовать себя, как же ты сможешь совершенствовать других?»