«Смысл любви» и «Критика отвлечённых начал» – статьи, короткие произведения Владимира Соловьёва, которые изначально были опубликованы в журнале Вопросы философии. Сейчас доступны в сборнике «Смысл любви: Избранные произведения» под редакцией А.Ф. Лосева, и в собрании сочинений Владимира Соловьёва (в 2 томах). Основная тема этих произведений — всеединство — синтез материального и духовного, преодоление раздробленности мира через любовь и религиозное сознание. Автор провозглашает любовь как онтологическую силу. В «Смысле любви» Соловьёв утверждает, что любовь восстанавливает целостность человека, соединяя божественное и земное. В «Критике отвлечённых начал» отвергается одностороннесть рационализма, эмпиризма и мистицизма, неспособных постичь истину вне синтеза. В этом Владимир Соловьёв выражает критику западной философии.
Эти два произведения предназначены для философов, теологов, исследователей русской религиозной мысли, тех, кто интересуется метафизикой любви и этикой. А также для студентов, изучающих историю философии XIX века. Автор также затрагивает учение о Софии как душе мира, связующей Бога и человечество. И использует эсхатологию, превознося любовь как путь к преображению мира и достижения Царства Божия.
Структура и содержание «Критики отвлечённых начал» (1880 г.). В первой части Соловьёв проводит анализ западной философии. Описывает рационализм (Декарт, Кант), формирует мнение у читателя о том, как абсолютизация разума ведёт к отрыву от реальности. Продолжает критикой эмпиризма (Локк, Юм), и формулирует: опыт без метафизики превращает мир в хаос фактов. Затрагивает мистицизм: Интуиция без логики — слепая вера. И формулирует вывод: Истина — «цельное знание» — она заключена в синтезе трёх путей. Во второй части, автор провозглашает всеединство как основу философии: «Истина не в отвлечённых понятиях, а в живом единстве сущего». «Истина едина, но лжет всякая философия, кроме философии всеединства».
«Смысл любви» (1892–1894 г.г.) состоит из трёх частей. В первой части Соловьёв сравнивает любовь с биологиченскими чувствами, критикует сведение любви к инстинкту: «Любовь — не средство размножения, а путь к бессмертию». Вторая часть посвящена Эросу и Агапэ, в ней чувственная любовь преображается в духовную, восстанавливая андрогинную целостность (отсылка к мифу Платона). И заключает автор частью про любовь как теургию: «Любовь побеждает смерть не в метафоре, а в действии» — через жертвенность и единение с Богом. «Любовь есть оправдание и спасение индивидуальности».
Сильной стороной сочиненй Владимира Соловьёва является синтетический подход: соединение западной логики и восточной мистики предвосхитило философию XX века (Бердяев, Флоренский). Идея всеединства вписывается в современные дискуссии о диалоге культур и наук, она актуальна и сегодня. Слабыми сторонами является идеалистический утопизм. Преображение мира через любовь выглядит наивным на фоне социальных катастроф. Несистемная метафоричность стиля осложняет анализ (особенно в «Смысле любви»). Андрогинный идеал Соловьёва критикуют за патриархальность (например, трактовка женщины как «носительницы вечной женственности»). Для контраста могу порекомендовать книгу «Свет Невечерний» С. Булгакова, в которой он развивает софиологию. Для критики – книгу «Миросозерцание Достоевского» Л. Шестова, в которой критикуется рационализм.
Главная мысль: «Всеединство — это не абстракция, а живая истина, достигаемая через любовь и синтез знания». Читатель получит понимание ключевых идей русской религиозной философии, инструменты для критики односторонних концепций в науке и культуре.
«Смысл человеческой любви вообще есть оправдание и спасение индивидуальности через жертву эгоизма».
Работы Соловьёва — мост между западным рационализмом и восточным мистицизмом. Для глубокого изучения, рекомендую читать в контексте: учитывать влияние Шеллинга, Платона, православной мистики. И исследовать полемику: Соловьёв критиковался Н. Бердяевым «утопии всеединства» в «Смысле творчества». Есть смысл искать связь идей Соловьёва с экзистенциализмом, экологизмом, психологией любви. Также рекоемндую книги «Русская идея» Н. Бердяева как обзор философского контекста. И статью «Владимир Соловьёв и всеединство» С.М. Соловьёва, в которой приводится биография и анализ работ Владимира Соловьёва.