Jump to content

Скаутинг и масонство


Recommended Posts

  • 2 years later...
А нельзя поконкретней, каким образом скауты переняли у масонов их некоторые атрибуты и ритуалы? Можно ссылкой кинуть... спасибо.

Старая тема, но настолько интересная, что я вот отважился ее воскресить, что называется, по вновь открывшимся обстоятельствам... Наткнулся на скаутском ресурсе на статью, опровергающую связь этого юношеского движения с масонством. В виду очевидной ценности этого материала привожу его здесь полнастью - на случай, если там он, как это иногда бывает в сети, вдруг куда-нибудь испарится...

ЛОРД БАДЕН-ПАУЭЛЛ

В № 104 "Опыта" помещена статья скм. А.Таурке о непричастности нашей организации к масонству. Недавно на Интернете появилась статья Л.П.Оранс по вопросу о принадлежности Б-П к масонству. Следует учесть, что Оранс -масон, и это явно видно в его статье, написанной с его точки зрения: он видит сходство масонства со скаутизмом. Масоны долго искали доказательств этого сходства, ища данных для связи знаменитых людей со своим братством. При всех их усилиях доказательств не оказалось, а скорее наоборот. Несмотря на это, сегодня существуют старающиеся связать нашу организацию с масонами. Ю.Кудряшов, автор "Российского Скаутского Движения" и в настоящее время составляющий историю российского разведчества за рубежом, взяв статью Оранса с Интернета, составил записку на эту тему. Настоящая статья составлена скм А.Таурке на основании материалов Оранса и Кудряшова.

Редакция

Многие старые скауты интересуются вопросом был ли Б-П масоном или нет. Считается, что ценности скаутинга близко соответствуют масонским, а к тому же многие из современников Б-П были членами этого братства. В процессе исследования этой темы, мне довелось познакомиться со старым скаутером, а также масоном, который посвятил значительные усилия изучению этого вопроса. В ходе исследований, он завязал переписку с Объединенной Великой ложей Англии, авторитетным органом масонства в Англии, а также и с братьями скаутами и масонами в Бельгии, Англии, Австралии и Соединенных Штатах. Его исследования привели его к заключению, что Б-П по всей вероятности масоном не был.

Автор, сейчас на восьмом десятке лет, является масоном 32-й степени [высшая степень, которую может достичь масон в т.н. шотландском обряде без того, чтобы вступить в руководство обряда, пр. пер.], а также Скаутом Орла [уровень нашего Разведчика Родины, пр. пер.] и кавалером Ордена Стрелы Он великодушно дал свое согласие опубликовать выводы его исследований, единственно попросивши издать рукопись без указания авторства, так как выразился, что он находится уже на преклоне лет и положенного времени, поэтому не может отдавать должного переписке и не желает показаться невежливым. Теперь же он отдает большинство своего времени и энергии на исследования вопросов масонства. Статья, составленная на основании этой рукописи, была опубликована в масонских изданиях.

Ваши замечания, комментарии и предложения будут с удовольствием приняты. Просьба писать -Lewis P.Orans, lporans@onramp.net

ЛОРД БАДЕН-ПАУЭЛЛ. ПОКРОВИТЕЛЬ ЮНОШЕСТВА

В середине 1920-х годов, вы, возможно, стояли вместе со мной в Стокйард Павильоне в рядах несметного числа скаутов со всех концов Чикаго приветствуя основателя движения бой-скаутов сэра Роберта Стефенсона Смайфа Баден-Пауэлла, барона Гилвеллского, лорда Баден-Пауэлпа, всем нам знакомого просто как "Б-П". Сэр Роберт родился в Лондоне 22-го февраля 1857 г., в 125-ю годовщину рождения нашего масонского брата Джорджа Вашингтона. Истинно, что имя лорда Паден-Пауэлла может быть причислено к тем великим благотворителям и филантропам, которые почитаются масонами повсюду.

Существует вдохновляющая легенда, которая в свое время, т.е. в 1927-м году, нашла свое место в "Справочнике бой-скаута" и которую может быть возможно приписать Генри Ван Дайку, известному автору по вопросам мифологии и религии, состоявшему в то время в редакционной коллегии бой-скаутов Америки. Рассказ повествует о незнакомом мальчике, появившегося из лондонского тумана перед американским издателем и филантропом Вильямом Диксоном Бойсом (1858-1929). Бойс пытался найти нужный ему адрес. Мальчик назвал себя скаутом и, предложив понести его портфель, любезно провел его к месту встречи, отказавшись от всякого вознаграждения, объясняя это тем, что услуга была просто его добрым делом на этот день.

Глубоко пораженный, Бойс успел узнать у мальчика расположение его организации, но тот исчез в туман прежде, чем Бойс смог спросить его имя и до сих пор так и остается "неизвестным скаутом".

Величайше вдохновленный этим случаем, Бойс встретился в 1909-м году с "Б-П" с целью узнать все, что он мог о бой-скаутах. По возвращении в Америку, он стал искать способы организовать здесь скаутов и, когда нашел путь к этому, начал создавать скаутинг в Соединенных Штатах на собственные средства.

Он нашел две группы мальчиков, уже заинтересованных изучением природы, а именно "Лесных индейцев" Эрнеста Сетон-Томпсона и "Сыновей Дэниела Буна" [Дэниел Бун - известный американский землепроходец XVII столетия - пр. пер.], основанных Дэниелом Картером Бирдом, который писал и иллюстрировал книги о лесном деле и животном мире. Бойс включил группы Сетона и Бирда в свой план и таким образом создал бой-скаутов Америки, назначив Сетона Старшим скаутом, а Бирда национальным скаутским специальным уполномоченным.

Объединение было официально зарегистрировано 8-го февраля, 1910-го года.

Вскоре он понял, что мальчики в сельских районах и маленьких городишках, из-за малой численности, не имеют возможности составлять звенья и отряды. Тогда, в 1923-м году, опять-таки от Баден-Пауэлла, он узнал о появлении скаутов-одиночек в Англии. 19-го января 1915-го года он инкорпорировал похожую группу в Америке и вскоре объединил ее с бой-скаутами Америки.

Бойс щедро отдал свое время и энергию на основание B.S.A [boy Scouts of America - Бойскауты Америки - пр. пер.], настаивая, чтобы организация принимала всех мальчиков, независимо от их расы или вероисповедания. Любое нарушение этого принципа считалось отхождением от цели ее основателей.

Мой сосед, мальчик постарше, привел меня в отряд и обучил меня тому, что требовалось от "нежнолапки" [по-нашему - новичка, пр. пер.]. Путь к достижениям и заслугам был открыт всем мальчикам нашего местного общества. Скаутинг оказал серьезнейшее влияние на мою жизнь и помог мне в достижении степеней масонства. Идя "по тропе Орла" через положенные испытания, я встречался со многими наставниками, которые проверяли мои знания и взгляды на жизнь. Они были видными людьми нашего общества. Они были также масонами. Их пример оставил сильнейшее впечатление. Когда я был в последнем классе средней школы, директор школы, который всегда приглашал кого-нибудь из юношей посетить вместе с ним собрание Ротари-клуба [Rotary Clubs - международное общественное движение, посвященное служению - пр. пер.], на этот раз пригласил меня. Многие из ротерианцев с которыми я повстречался одновременно были масонами, а также были теми же людьми, которые заверяли мои шаги по тропе скаутинга. Я все еще помню мой восторг, когда я стоял в кругу этих видных общественных деятелей, соединенный с ними в символическом колесе ротационеров и вместе с ними пел "Всецело скреплены братством". Если бы я был тогда масоном, я связал бы все это с моральной и духовной символикой масонства.

Система достижений в скаутинге схожа с системой достижений шотландского обряда. [Шотландский обряд - пожалуй самая популярная система продвижения по масонским ступеням -пр. пер.]: нежнолапка - первая степень; второй разряд - вторая степень; первый разряд - третья степень; далее следуют стадии высшего качества, подобные масонским собраниям и степеням; в первом случае [т.е. в скаутинге. пр. пер.] они завершаются степенью орла, во втором двуглавым орлом [степень орла - завершительный разряд в американских бой-скаутах на подобие нашего разведчика родины, а двуглавый орел - символ высшей ступени шотландского обряда - пр. пер.]

Не следует удивляться тому, что схема достижений в скаутинге похожа на этапы продвижения в масонстве. Один ученый заметил, что "основатель бой-скаутов, лорд Баден-Пауэлл, был сильно вдохновлен масонской моделью, факт, который позволил французским бой-скаутам сохранить единство и создать ассоциацию групп католиков, протестантов, евреев и членов мирских сообществ". Скауты "идут по тропе", масоны "по пути". Тому, кто ощутил на себе продвижение по обоим системам, подобие "путешествия по тропе" и "путешествия по пути" достаточно, очевидно.

"Б-П" начал военную службу в возрасте девятнадцати лет в Индии, затем служил в Африке. Возможно, что в те годы он стал масоном в какой-нибудь ложе, регистрационные записи которой были утеряны. Мои поиски записей в архивах Великой Ложи Англии не показали, что он когда-либо был масоном. На грани столетий, его героические поступки [во время англо-бурской войны, 1899-1902 гг.. пр. пер.] привлекли внимание общества, а написанная им книга на тему улучшения допризывной подготовки молодых людей приобрела большую известность. Это привело к тому, что он стал изучать группу молодых людей, которые занимались кемпингом, в результате чего появилась книга "Скаутинг для мальчиков", изданная в 1908-м году. К 1910-му году группа разрослась настолько, что Баден-Пауэлл ушел в отставку из армии, чтобы посвятить себя полностью делу, которое превратилось в международную организацию. На "джембори" в 1920 году ему был присвоен титул "старшего скаута мира". Ему посчастливилось увидать преобразование его работы во всемирное братство.

Близкий друг "Б-П", писатель Редьярд Киплинг, стал масоном в Индии. Их дружба привела "Б-П" к использованию ряда киплинговских историй в "Книге джунглей" в качестве основной темы для младшей ветви. В Англии некоторые масонские ложи состоят преимущественно из братьев, связанных со скаутингом. Они собираются на ежегодные встречи в Лондоне, в одной из лож, на которых появляются в скаутской форме с масонскими регалиями.

Конечно, совершенно правильно, что структуры скаутинга и масонства архетипичны и могли бы развиться независимо друг от друга. В любом случае, "Б-П" воплощает своей жизнью и своей деятельностью истинный дух братства и повлиял на внедрение его в сердца и умы молодых людей по всему миру. Сэр Роберт Баден-Пауэлл скончался в Ниери, колонии Кения в Восточной Африке 8-го января 1941-го года. Его жизнь и деятельность подтверждают слова Брата Лютера Бурбэнка: "Я верю в бессмертие влияния".

Скм. А. Таурке

Авторское право - Льюис П.Оранс, 1997 г. Последнее исправление: 23: 45, 31-го июля 1997 г.

Приложения:

1.Письмо секретаря Библиотеки и музея Объединенной Великой ложи Англии, 9-го июля 1990 г.

2.Выдержка из письма одного бельгийского скаутера и масона в Антверпене, указавшая на статью "Источники скаутизма" в одном французском масонском исследовательском журнале, 25-го сентября 1994 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

БИБЛИОТЕКА И МУЗЕЙ Объединенной Великой ложи Англии Freemasons Great Hall Queen Street? London WC2B 5AZ

9-го июля 1990 г.

Дорогой сэр:

В связи с Вашим запросом о лорде Баден-Пауэлле дважды были проверены регистрационные книги ложи в поисках имени лорда Роберта Баден-Пауэлла, но не было обнаружено и следа его вступления или пребывания в составе лож Объединенной Великой ложи Англии. Не имеется также записей об его принятии в состав любой другой Великой ложи.

Однако следующая информация может Вам полезна:

"Лорд Баден-Пауэлл

Роберт Стефенсон Смаиф Пауэлл, барон Гилвеллский, основатель движения бой-скаутов, родился 22-го февраля 1857 г. и умер 8-го января 1941 г. Несмотря на сходство философий масонства и скаутинга, мы не имеем доказательств, что лорд Баден-Пауэлл был масоном.

В стране мы имеем ряд лож, члены которых в основном состоят из братьев, связанных со скаутингом. Они ежегодно собираются в Лондоне, в ложе проводят встречу, куда приглашают членов других лож. На этом специфическом мероприятии братья часто носят скаутскую форму и регалии".

Я сожалею, что не мог более помочь Вам.

Ваши искренне.

Дж. Макдональд, секретарь К.А. Макквилан, помощник библиотекаря

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

В ходе исследования о Баден-Пауэлле и масонстве, автор статьи получил следующее письмо от брата-масона и скаутского лидера в Белгии:

Дорогой Брат!

...я был членом бельгийских бой-скаутов (основанных в основном масонами в 1910 г.), с 1944 г. (в ходе войны!), сначала как "волчонок", занимался активной деятельностью почти 40 лет. Был лидером патруля, скаутмастером, помощником районного специального уполномоченного, помощником начальника лагеря по подготовке инструкторов, казначеем национального совета. Теперь я - почетный член и секретарь гильдии старых скаутов района Антверпена...

...Я также предпринимал исследования возможного членства БП в масонстве. Но до настоящего времени я не нашел никаких доказательств, что он был членом нашего ордена...

Что касается БП, то я нашел два интересных свидетельства:

1. В книге "27 лет с Баден-Пауэллом" (Лондон, 1957), Е. К. Уэйд, секретарь основателя, упоминает, что в 1912 г. БП был принят в "Рыцари святого Иоанна Иерусалимского".

2. В одном историческом журнале за декабрь 1991 г. я нашел статью Фрэнсиса Гомберта под названием "Происхождение скаутинга", которую попробую перевести на английский язык:

"У меня есть фотокопия письма, адресованного 20-го января 1966 г. одному из моих друзей, сегодня выдающемуся члену Великой ложи Франции, Сесилом Поттером (в то время казначеем лондонской ложи "Ювентус"). Поттер пишет: "Я вступил в скаутское движение в 1910 г. и стал масоном в 1916 г. Я знал Баден-Пауэлла и его сына Питера. Некоторые из нас были одновременно скаутами и масонами и просили, чтобы Баден-Пауэлл тоже стал масоном. Он ответил, что он не может это сделать, потому что является Старшим скаутом, и что движение включает много римско-католических скаутов, которые будут оскорблены, узнав, что он принадлежит к числу масонов. Его сын Питер находил также нецелесообразным стать масоном, потому что был национальным гильдмастером баден-пауэлловской гильдии скаутов и поддерживал на высоком уровне много контактов с римско-католическими скаутами на континенте. С сегодняшним лордом Баден-Пауэллом, внуком основателя движения, мы говорили несколько месяцев назад о такой возможности, но он сказал, что он не желает делать это, потому что гораздо предпочтительнее, если никто из Баден-Пауэллов не будет масоном"

Дорогой брат, я надеюсь, что это письмо будет вполне способствовать нашим знаниям об основателе...

Link to post
Share on other sites

Не, реально они там озабоченные <_< Столько пишут о том, что они не масоны, что искать связи скаутского движения с нами совершенно бессмысленно. В том же сетевом скаутском журнале "Опыт" я нашел еще несколько статей на эту тему:

"Докажи, что не верблюд! Факты о масонах в помощь опровержению обвинений о нашей связи с ними".

"Длинная реплика со многими вопросами"

и т.д. и т.п.

М-да... По всему видно, оч. сильно их задергали этой давней гипотезой о "масонских корнях" скаутизма :)

Link to post
Share on other sites
  • 9 years later...

Как масон и скаут-инструктор одновременно, давно интересовался этим вопросом. Многое из этого тут уже говорилось, но в двух словах:

1. По понятным причинам, и скауты, и масоны не любят афишировать эту связь.

2. Киплинг был близким другом БП, одним из идеологов скаутского движения и при этом высокопоставленным масоном. Прямых указаний на масонство БП нет, но, учитывая масонство Киплинга, в этом и нет необходимости - масонские идеи и символы могли попадать в скаутинг и непосредственно от Киплинга, и через его немасонские связи с БП, и от других скаут-инструкторов, бывших также масонами.

3. Идеи скаутинга действительно очень близки к масонским. Также есть много сходств в символизме, включая "тайные имена", рукопожатия, любовь к паролям и шифрам и т. д.

4. Лично меня посвящали в скауты под повязкой. Почему так - сам не знаю: масонством на тот момент я не то чтобы активно интересовался, посвящавшие меня скаут-лидеры и того меньше, а ни на одном из других скаутских посвящений, на которых я присутствовал, повязку не использовали. Синхрон, однако :)

Вывод: Хотя скаутская организация не является "дочерней" относительно масонства, она, несомненно, испытала очень плотное и влияние масонства, как непосредственно от скаутов-масонов, так и через "открытые" источники.

  • Upvote 1
Link to post
Share on other sites
  • 1 year later...

Масонство, бойскауты и Орден Стрелы (С. М. Эдкинс)

Во второй половине XIX века в Соединённых Штатах Америки стало резко увеличиваться число организаций и различных групп, нацеленных на объединение людей и улучшение общества. Таким было веление времени. Ключом к этому стала «Реформа». Поскольку аграрное общество плавно превращалось в городское индустриальное, люди чувствовали себя всё более некомфортно в окружении всё большего числа себе подобных. Неудивительно, что это происходило и среди молодёжи. Многие группы молодых людей находились на грани морального разложения, свободно предаваясь грехам города, поскольку старые социальные устои, удерживающие их ранее, рушились на глазах. В начале XX века появилось множество молодёжных групп, направленных на объединение людей и упрочнение моральных устоев. Некоторые из них носили чисто социальную направленность, другие имели аспекты военизированной подготовки, какие-то носили религиозный характер. Двумя группами, работа которых возымела наибольшее влияние на появление американских бойскаутов, стали Лига лесных умельцев (Woodcraft Indians) (1905) во главе с Эрнестом Сетон-Томпсоном и Сыновья Дэниэла Буна (Sons of Daniel Boone) во главе с Дэниэлом Картером Бирдом[1]. Оба мужчины были натуралистами, писателями и активными творческими людьми, любившими отдых на природе, и стремились создать организации, которые боролись бы с изнурительным влиянием города и помогли вернуть молодым людям самодостаточность и мужественность.

Масонство, бойскауты и Орден Стрелы (С. М. Эдкинс), изображение №1
 
 

В это время в Англии с большим интересом наблюдал за этими организациями лорд Роберт Баден-Пауэлл (Би-Пи). Он был участником колониальных войн в ЮАР. В 1899 году 7000 буров осадили его и 700 британцев в Мафекинге, и Би-Пи, которому не хватало мужчин, использовал мальчиков в форме в качестве посыльных, дозорных и санитаров. Через 217 дней осада была снята; город не пал, и Би-Пи провозгласили героем. Вернувшись в Англию в 1903-м, он обнаружил, что руководство, которое он писал для своих несовершеннолетних солдат — «В помощь разведчикам» («Aids to Scouting»), — просочилось в общество и широко использовалось мальчиками для развлечения. Он увидел в этом насущную необходимость и стал делать то, что сделал бы любой викторианец: взялся за организацию нового общества. К 1908 году он проверил свои идеи на острове Браунси и переработал своё руководство в «Скаутинг для мальчиков» («Scouting for Boys»). В основу своей книги он положил собственный боевой опыт, викторианские представления о рыцарстве и долге и многое из того, что он нашёл в работах Сетон-Томпсона и Бирда. Через несколько лет его молодые войска наполнили Англию.

Масонство, бойскауты и Орден Стрелы (С. М. Эдкинс), изображение №2
 
 

Трансатлантический обмен продолжился и дальше. По одной из легенд, американский бизнесмен Уильям Диксон Бойс однажды ночью потерялся в лондонском тумане и остановился, чтобы спросить дорогу у мальчика. Тот отвёл его к нужному месту и отказался взять вознаграждение, заявив, что он скаут, и его долг — помогать другим. Бойс был настолько впечатлён, что навёл справки в Англии про скаутов и, вернувшись в США, был готов начать новое движение. 8 февраля 1910 года была зарегистрирована организация Бойскауты Америки (Boy Scouts of America) (BSA)[2]. Сетон-Томпсон написал первое руководство, основанное, в свою очередь, на руководстве Би-Пи и его собственной более ранней работе «Береста» («The Birch Bark Roll»). В то время было много споров о том, в каком направлении следует двигаться скаутингу в Америке: следовать ли военной модели Би-Пи или примеру Сетон-Томпсона, на которого повлияли знания и традиции коренных американцев. Модель Би-Пи победила, хотя и со значительной «американизацией» языка Закона и Обещаний. Следует отметить, что Бойскауты Америки сначала не владели монополией на скаутинг. Уильям Рэндольф Херст также финансировал ещё две милитаристские группы под названием Американские Бойскауты (American Boy Scouts) и Бойскауты Соединённых Штатов (United States Boy Scouts). Питер Бомус основал организацию Бойскауты США (Boy Scouts of the United States) (которая к осени 1910 года объединилась с BSA), а Уильям Вербек — Национальные Скауты (National Scouts). Большое количество групп в это время только подтверждало, как идея скаутинга понравилась белой Америке. Сетон-Томпсон однажды заявил, что, по словам Би-Пи, его первоначальной целью было подготовить молодёжь к войне. Идея о том, что скаутинг каким-то образом стал ответом на угасающие колониальные интересы Великобритании в США, и что его «ещё больший успех в Америке» стал ответом на начало колониализма в этой стране (испано-американская война 1899 года обычно считается первой американской колониальной войной), — заслуживает дальнейшего изучения. В конце концов, оригинальная форма скаута — это, по сути, форма кавалериста или пехотинца.

Масонство, бойскауты и Орден Стрелы (С. М. Эдкинс), изображение №3
 
 

Скаутское движение Би-Пи делало упор на походы, жизнь в палаточном лагере, следопытство, рыцарство, спасательство, гражданскую активность и т. д. Он разработал Обещания и Законы, Знаки Приветствия и Рукопожатия. У каждой масонской степени, тоже есть свои обещания (клятвы), Знаки Приветствия и Пожатия. Кроме того, можно заметить, что иерархия скаутинга, с его системой рангов, достигающих кульминации в звании Скаута-Орле, аналогична масонской системе степеней, которая в Шотландском Уставе (не считая административных градусов) завершается Рыцарем Чёрно-Белого Орла. В скаутинге семь рангов; семь шагов занимают видное место в лекции о Срединной Палате 2-й масонской степени. С философской точки зрения, обязанность скаута перед Богом и страной его братство и лозунг «Делай каждый день добрые дела», — это то, с чем согласится любой масон. Сам Би-Пи не был масоном, но его хороший друг Редьярд Киплинг — был им, а известно, что он повлиял на Би-Пи в формировании кабскаутинга (скаутинга для детей младшего возраста)[3]. Сам Би-Пи как-то заявил, что он не может быть масоном, потому что не хочет оскорблять католических скаутов, но, похоже, он с уважением относится к масонству, а масоны — к нему. В Австралии, например, есть четыре Ложи, названные в честь Би-Пи, одну из которых он посещал и подписал её Библию. Кроме того, Би-Пи был Рыцарем Милости Ордена Святого Иоанна Иерусалимского. Масоны признают связь с этим орденом, и как Святой Иоанн Креститель, так и Иоанн Евангелист являются Святыми Покровителями Ремесленнического Масонства (Ремесленническое Масонство, или Синяя Ложа, объединяет три первых степени). Символ Иоанна Богослова — это, конечно, Орёл; скаутский Орёл, нанесённый на геральдическую лилию (fleur-de-lis), — международный символ скаутинга.

Масонство, бойскауты и Орден Стрелы (С. М. Эдкинс), изображение №4
 
 

Кстати говоря, fleur-de-lis — это символ, используемый почти всеми цивилизациями прошлого и настоящего, начиная с 3-го тысячелетия до нашей эры, от Ассирии до современного Квебека. Его трактовали по-разному — как ирис, лилию или лотос — и говорили, что он символизирует чистоту, свет и совершенство. Он ассоциировался как с Христом, так и с Девой Марией, и использовался в качестве военной эмблемы Жанной д’Арк и вооружёнными силами Соединённых Штатов. Его связь с французской монархией восходит к королю Меровингов Хлодвигу I, который, как говорят, получил этот символ при крещении от самого Бога. Другая история заключается в том, что Хлодвига, направлявшегося на битву с королём Аквитании Аларихом II возле Пуатье, олень привёл к тайному броду через реку. Придя туда, он поместил в свой шлем один из растущих на берегу жёлтых ирисов и в итоге победил. Возможно, одна история является метафорическим пересказом другой. Вопрос о том, когда именно fleur-de-lis был принят французскими королями в качестве геральдической эмблемы, до сих пор остаётся предметом разногласий, но она появляется на монетах и скипетрах ещё в X веке. Один автор утверждает, что, вероятно, Людовик VII (1120-1180 гг.) принял этот знак как личную эмблему, которая к тому времени приобрела сильное религиозное значение, под влиянием Св. Бернара. Между прочим, Св. Бернар считается также одним из вдохновителей рыцарей-тамплиеров, — а высшие степени Йоркского Устава называются Тамплиерскими.

Масонство, бойскауты и Орден Стрелы (С. М. Эдкинс), изображение №5
 
 

Если снова вернуться в Америку, есть и другие сходства. Церковь Святых Последних Дней, чьи храмовые службы были основаны на масонских церемониях, была первой религиозной организацией, официально признавшей BSA в 1913 году. Организация Одинокие Скауты Америки (Lone Scouts of America), созданная в 1915 году, стала программой BSA в 1922 году. Уильям Диксон Бойс поручил некоему Ф. Аллену Моргану разработать испытания, с помощью которых Одинокие Скауты могли бы получать свои степени. Морган сказал, что на него повлияли Сетон-Томпсон, Бирд и масонство. В 1924 году программа Одиноких Скаутов была полностью поглощена BSA, но её последователи продолжали получать степени до середины 1930-х годов.

Масонство, бойскауты и Орден Стрелы (С. М. Эдкинс), изображение №6
 
 

Другой ветеран англо-бурской войны и друг Би-Пи, майор Дэвид Косгроув (скорее всего, не масон), начал новый проект для мальчиков старшего возраста под названием Стражи Империи (Empire Sentinels) в Новой Зеландии. «Стражи» были организованы в «Башни», их схема имела три степени, основанные на религиозном долге, патриотизме, жертвенности и труде, каждая из которых имела соответствующий «Дозор», или ритуал. Краткий список других деталей, собранных из переписки Косгроува и Би-Пи, показывает, что эта идея была напрямую связана с масонством: Башня открывается на третьем Дозоре и опускается на первую или вторую по мере необходимости; Стражи входят в Дозор, используя пароль и приветствие; сигнализация представляет собой серию ударов; используются повязки на рот и глаза; используется фраза «Да будет так»; есть четыре главных офицера; Дозоры работают в темноте, при этом символы каждого Дозора светятся. Замените слово «Ложа» на «Башню» и «Степень» на «Дозор» — и вы практически не найдёте отличий от описания Работ масонской Ложи. В письме к Би-Пи от 1919 года Косгроув пишет: «...я полагаю, этот проект уже был с энтузиазмом воспринят в Африке, Америке и Австрии, и будет принят здесь, когда наши молодые воины вернутся и останутся жить...»[4]. Предположительно он имеет в виду молодых людей, находящихся за границей в британской колониальной армии, и позиция его письма во многом поддерживает теорию о том, что скаутинг получил стимул от колониальной психологии. В конце концов, они были Стражами Империи. Но если Косгроув не был масоном, откуда взялись масонские черты Стражей Империи? Это остаётся загадкой.

Масонство, бойскауты и Орден Стрелы (С. М. Эдкинс), изображение №7
 
 

Хотя нет никаких доказательств того, что проект «Стражей Империи» был «с энтузиазмом воспринят в... Америке», есть много свидетельств несомненных успехов другой схемы. 16 июля 1915 года два скаута, Э. Урнер Гудман и Кэрролл А. Эдсон, основали Орден Стрелы (Order of the Arrow) на Острове Сокровищ, летнем лагере Совета Филадельфии. Эдсон был масоном 32° Шотландского Устава; Гудман стал масоном только после основания Ордена Стрелы, но в конце концов достиг 32°. Однако написание ритуала было поручено другому, неизвестному масону 32°. (Любопытно, что масонская принадлежность основателей ОС была исключена из его официальной истории, как и все другие возможные масонские отсылки. Фактически, в книге нет ни одного упоминания о масонстве.) В 1922 году была образована первая Великая Ложа ОС, к тому времени существовало десять Лож. Это год также стал известен как год первого «кризиса» Ордена Стрелы. В сентябре этого года проводилось национальное собрание BSA для обсуждения различных тем; одним из первых пунктов повестки дня было существование различных «лагерных братств» и «тайных обществ», которые, по мнению некоторых присутствующих, не следовало поощрять. Кэрролл Эдсон встал на их защиту, сказав: «Если мы обнаружим..., что можно эффективно использовать церемонии и символику для продвижения скаутских идеалов в личном служении, почему нам не использовать их в нашем общем деле?»[5] Этим Эдсон не только сформулировал raison d’être[6] ОС, но и раскрыл очень масонскую точку зрения. Большинство определений масонства говорят о нём как об организации, которая использует «церемонии и символизм», чтобы привить своим членам цель «Ремесла». В любом случае, ОС не запретили и дали ему возможность развиваться, несмотря на то, что организация никак не рекламировалась — ещё одно сходство с масонством, которое традиционно не продвигает себя через активный набор новых членов. Интересным нововведением ОС стало то, что новых Стрелков (Arrowmen) выбирают не члены этой организации; это, наверное, единственная в своём роде организация, которая следует такой практике.

Масонство, бойскауты и Орден Стрелы (С. М. Эдкинс), изображение №8
 
 

К 1934 г. было 45 действующих Лож ОС, и BSA официально одобрила ОС для использования по всей стране. Однако в рамках этого утверждения BSA потребовала внести несколько изменений в ОС. Согласно официальной истории, «BSA потребовала этих изменений, чтобы избежать путаницы с другими вариантами использования тех же терминов»[7]. Здесь «другие варианты использования» можно заменить на «масонский вариант использования». В числе изменений было употребление слов «племя» вместо «ложи», «национальный» вместо «великого», «звание» вместо «степени» и «отдача чести» вместо «пароля». Эти изменения сохранились до настоящего времени за одним исключением. В 1936 году использование термина «ложа» было повторно одобрено, якобы чтобы избежать путаницы с использованием «племени» у Одиноких Скаутов.

То, что произошло в 1934 году, было «демасонификацией» номенклатуры ОС, но основная масонская структура все же осталась. Орден Стрелы состоит из трёх степеней: Испытание, Братство (известное с 1927 года как степень «кровавого обряда»!) и Бдение (Vigil Honor). Это соответствует трём масонским степеням: Ученик, Подмастерье и Мастер. В ОС каждая степень имеет собственное Рукопожатие, Знак Приветствия и «Пароль» (в степени Испытания он называется «Честью», член Братства отвечает на ритуальный вопрос, а для Бдения это три контрольных слова). У каждой степени есть свои клятвы и церемонии, которые подчёркивают учение Ордена. В масонстве у каждой степени есть своё Пожатие, Шаг, Знак, Пароль и Клятва. Мы уже отметили, что обе структуры организованы в Ложи; в ОС единая Национальная Ложа обеспечивает соблюдение регулярности. В масонстве у каждого штата или государства есть Великая Ложа.

А что насчёт церемоний посвящения в ОС? Во-первых, Ложа открывается после того, как было установлено, что «все присутствующие являются членами ОС». Это делается путём запроса у присутствующих Рукопожатия и Пароля («Чести»). В степени Испытания, например, «Честь» запрашивается у участника церемонии шёпотом во время Рукопожатия особым дежурным (Офицером), который называется «Кичкинет» (Kichkinet), и участник отвечает ему тоже шёпотом. Затем Ложа открывается, при этом подаётся Знак Степени. Объявляются новые кандидаты, и Кичкинет отправляется их приветствовать.

Масонская Ложа открывается подобным же образом. Членство проверяется Пожатием, Словом, положением рук, а Ложа открывается Знаком Степени. После того, как кандидаты установлены, Младший Блюститель отправляется их приветствовать.

Масонство, бойскауты и Орден Стрелы (С. М. Эдкинс), изображение №9
 
 

В ритуале Испытания «Элангомат» (Elangomat), или Друг, проводит кандидатов в ОС к ритуальному кругу, где они встречают Кичкинета, который становится их проводником и подготавливает их, символически связывая верёвкой, с помощью которой он ведёт их в круг. Их ведут по кругу по часовой стрелке и ещё трижды опрашиваются другими дежурными — Нутикетом (Nutiket), Метеу (Meteu) и Алловат-Сакимой (Allowat Sakima), — которые задают те же вопросы и отвечают на них. Кичкинет, Нутикет, Метеу и Алловат-Сакима представляют собой проводника, стража, знахаря и могущественного вождя. Они обмениваются тремя ритуальными похлопываниями по плечу, а затем спрашивают Кичкинета:

— Кто эти незнакомцы, желающие войти в наш круг?

Ответ.

— Как они осмеливаются надеяться на эту честь?

Ответ.

— Они выдержали это испытание, не вздрогнув?

Тогда Нутикет позволяет им войти, но Метеу и Алловат-Сакима спрашивают дальше:

— Им известно тайное слово?

Ответ: «Нет, но мне, их другу, оно известно, и я назову тебе его за них».

— Каково тайное слово?[8]

В масонстве кандидатов, «связанных» верёвкой и с завязанными глазами, ведёт аналогичным образом Стюард. Их встречает Младший Блюститель, который обменивается со Стюардом тремя ритуальными ударами в дверь Ложи. Далее следует опрос. Хотя язык отличается от языка ОС, суть одна. Кто эти незнакомцы? Как осмеливаются они быть допущенными? Известен ли им пароль? Сами кандидаты не отвечают, но за них всё выполняет и отвечает их проводник. Затем их передают на попечение Младшего Блюстителя и проводят по часовой стрелке вокруг квадрата, где они трижды повторяют всё это. Здесь три ритуальных удара бьют молотками, а отвечают ударами посоха об пол.

После обхода Ложи Алловат-Сакима приказывает кандидатам занять «надлежащее места для наставлений»[9], как и Досточтимый Мастер в масонстве. Исполняя это, они делают три шага вперёд, имитируя тем самым шаги кандидата в масоны. Когда они дали Обещание, их просят сбросить верёвку, которая их связывала, и учат Знакам Приветствия, Рукопожатию и Тайным Словам. Затем им дарят ленту, которая отмечает их членство в Ордене. Лента носится через правое плечо, она белого цвета и изображает красную стрелу. В масонстве кандидат, давший Клятву, освобождается от связывающей его верёвки и получает Знаки, Жесты, Пожатие и Слово своей степени. Затем ему преподносят белый фартук (запон), который в градусе Ученика носится с поднятым клапаном, образующим треугольник. И в масонстве, и в ОС следует объяснение ритуала. После этого Ложа закрывается, и каждый участник церемонии повторяет отведённую ему в Ложе роль. И ОС, и Ремесленнические Ложи следуют этой процедуре.

Но есть и различия. Кандидат в ОС не даёт Обещания, положив руку на Книгу Священного Закона (то есть Библию, Тору или Коран), и не делает этого с завязанными глазами. Значительная часть драматического и символического эффекта этого момента масонского ритуала зависит от снятия с глаз повязки, но часть этого эффекта сохранена и в ОС. Три свечи, помещённые в треугольник вокруг Книги Священного Закона, представляют Масонский Свет, а кандидат в ОС даёт Обещание перед костром, который на небольшой церемонии перед Испытанием накануне вечером оставался незажжённым. Хотя в современных руководствах по ритуалам нет никаких конкретных требований к костру, кроме того, что он должен находиться в центре, реконструкция оригинальной церемонии 1915 года говорит о том, что костёр должен быть выложен в форме треугольника. (Некоторые Ложи продолжают эту традицию и сегодня. Между прочим, масоны используют треугольник для обозначения Божества, а на поясе степени Бдения есть треугольник с тремя маленькими стрелками внутри, наложенный на большую красную стрелу ленты степени Испытания.) Однако есть и три свечи; они символизируют Скаутское Обещание и размещены на Севере. Более того, поскольку церемонии ОС обычно проходят после наступления темноты и в отдалённых от «цивилизации» местах, эффект вступления в круг сам по себе подобен дарованию Света.

Масонство, бойскауты и Орден Стрелы (С. М. Эдкинс), изображение №10
 
 

Стоит упомянуть и другие различия. Например, Ложа OС — это не квадрат, а круг. Кроме того, испытания в Ложе OС проходят на Юге, Западе и Севере, причём Север — это положение могущественного вождя Алловат-Сакимы. В масонстве испытания проходят на Юге, Западе и Востоке, причём Досточтимый Мастер находится на Востоке. Так и хочется сказать, что Восток подчёркивается у ОС как раз своим исключением. На церемонии 1915 года Кичкинет назывался «Стражем» и выступал в роли «хранителя тропы». Нутикет назывался «Сахемом» (Sachem) и действовал как Внешний Страж. «Сакима» был Внутренним Стражем, а «Медеу» — главой Ложи. Его положение на Севере было объяснено следующим образом: «Как на небесах неподвижна Полярная Звезда, а все другие звёзды вращаются вокруг неё, так и Медеу стоит на Севере, чтобы круг Ложи вращался вокруг него. Он один открывает, направляет и закрывает Ложу». (Интересно, что Главный Страж в схеме Стражей Империи также пребывал на Севере.) В масонстве используется другая астрономическая метафора для объяснения положения Досточтимого Мастера на Востоке и его обязанностей, но язык поразительно схож.

В церемонии 1915 года закрытие носит более отчётливый масонский характер, чем в нынешней практике; функции персонажей объясняются языком и модой, которые больше напоминают масонство, чем в современном ритуале, а в других частях текста можно найти ссылки на «ритуалы», «тайны» или «наш мистический круг», но не более того. Отход от этого масонского характера, вероятно, является результатом демасонификации 1934 года, но первоначальная церемония, несомненно, ближе к вдохновению основателей. Интересно, что рекомендательное письмо, которое сопровождает этот более ранний ритуал, датировано «1 октября 1915 + 60» (т.е. 1975) — метод датировки, напоминающий масонские. Например, согласно датировке Ремесленнических Лож, 2021 год от Рождества Христова — это 6021 год, то есть 2021 + 4000. Несмотря на различия этих двух методов, очевидно, что новая временная шкала начинается с основания Ложи.

Масонство, бойскауты и Орден Стрелы (С. М. Эдкинс), изображение №11
 
 

Ритуалы ОС намного проще масонских, но основная структура та же: Ложа торжественно открывается проведением ритуала, а затем ритуал повторяется, и Ложа торжественно закрывается. В 1927 году Великая Ложа ОС предложила серию вопросов, чтобы проверить знания кандидата в Братство о структуре и значении церемонии Испытания, в манере, чётко смоделированной на основе «катехизисов», которые должен знать масонский кандидат, прежде чем перейти на следующую степень. Однако, в отличие от масонских ритуалов, церемонии ОС становятся короче и проще по мере продвижения; церемония Братства сохраняет структуру, описанную выше, а на степени Бдения от всего этого отказываются. Таким образом, высшая степень («честь») ОС наименее масонская с точки зрения ритуала; и, похоже, взята у Сетон-Томпсона. ОС стремится привить своим членам ценность Братства, Бдительности и Служения, и в этом нет разногласий с выраженными ценностями Ремесла. Обе группы разделяют общие ценности, традиционно являются мужчинами и имеют схожую иерархическую структуру. В ОС мы не находим явной интерполяции масонских ценностей; скорее это усиление ценностей, уже присутствующих в скаутинге. Сходство с масонскими ценностями почти случайно. Но что более важно, это само использование масонских средств, которые Гудман и Эдсон выбрали для передачи этих ценностей. Они понимали силу церемонии и символизма как средства внушения идей. Неудивительно, что кандидат в ОС должен быть опытным скаутом I разряда или выше, а значит, должен быть чуть старше подростка. OС — это усиление скаутского опыта, обряд посвящения для молодых парней, вступающих на путь к зрелости. Как и многие другие до них, Гудман и Эдсон черпали вдохновение в знакомой и проверенной системе — масонстве.

Беглый взгляд на историю братских организаций в Америке показывает, что большинство из них в значительной степени опиралось на масонство. Масонский след можно найти от студенческих братств до Рыцарей Пифии. Что касается более эзотерической стороны вещей, в Англии мы находим влияние масонства в ритуалах Золотой Зари, О.Т.О. и Гарднерианской Викки. В Америке мы находим масонские черты в ритуалах мормонов и множества нерегулярных и криптомасонских практиков ритуальной магии, некоторые из которых практикуют в соответствии с принятыми направлениями исследований, открытыми масонством. Возможно, не стоит удивляться тому, что литература BSA игнорирует очевидные масонские характеристики одного из своих самых популярных институтов.

Масонство, бойскауты и Орден Стрелы (С. М. Эдкинс), изображение №12
 
 

Первоначально я задумывал эту статью, чтобы сосредоточить внимание на соответствиях между масонством и Орденом Стрелы. К тому времени, как я сел писать её, в Интернете появился текст под названием «Орден Стрелы: ещё один масонский Обряд?» («The Order of the Arrow, Another Masonic Ritual?») Джона Р. Гудвина. Автор приводит ряд параллелей между Ремесленническим Масонством и ОС, но заключает: «Были ли церемонии Ордена Стрелы производными от масонских ритуалов? Я не знаю». И: «Меня спросили... были ли у меня какие-либо сомнения относительно происхождения Ордена. Отсутствие физической документации вызывает сомнение. Но сходство ошеломляет». Сходства поразительны, и нежелание мистера Гудвина занять твёрдую позицию заставляет задуматься, чем оно вызвано, потому что сами ритуалы и есть физическая документация. Возможно, это научная осторожность; возможно, он предпочёл бы, чтобы его аудитория сделала собственные выводы.

В последние годы BSA выражает всё более консервативный моральный тон. Например, президент Соединённых Штатов подписывал сертификат Скаутов-Орлов, но BSA устранила эту практику в годы правления Клинтона в наказание за его предполагаемую моральную слабость. Кроме того, изгнание и отказ BSA принимать гомосексуалистов и атеистов, а также последовавшие за этим судебные иски заставили консервативных христиан по всей стране рассматривать BSA как оплот традиционной морали и защитника общих ценностей. Широко распространённое знание о том, что миллионы скаутов принадлежат к организации явно масонского характера, может стать проблемой для некоторых из её христианских защитников, будь то фундаменталисты, южные баптисты или католики, все из которых в то или иное время осуждали масонство. Введите «масонство» в любую поисковую систему в Интернете — и вы найдёте столько же групп, осуждающих масонов наряду со слугами Люцифера, сколько и промасонских. Один решительный сайт включает масонство и ОС в список «демонов, подлежащих изгнанию». BSA не хочет такой рекламы.

Некоторые могут возразить, что характеризовать ОС как масонскую по своей сути организацию не совсем верно. Они могли бы указать, что церемонии ОС содержат символические тесты, которые не соответствуют чему-либо их масонских ритуалов, и что масонские ритуалы содержат лекции и символические драмы, никак не связанные с церемониями ОС. Они также могут указать на то, что источник вдохновения для OС прямо указан в легенде OС: как показывают изображения коренных американцев, он лежит в легендах индейцев-делаваров. Но у масонства есть собственный легендарный основатель — Хирам Абифф, — и легенда ОС, вероятно, имеет такое же отношение к подлинным традициям ленни-ленапе, как Хирам Абифф — к еврейским традициям, касающимся строительства Храма Соломона. То есть — очень мало или совсем ничего.

Масонство, бойскауты и Орден Стрелы (С. М. Эдкинс), изображение №13
 
 

Образы коренных американцев, которые можно найти в ОС, не появились на пустом месте. Баден-Пауэлл был вдохновлён своим военным опытом, викторианской моралью, Сетон-Томпсоном и Бирдом. Когда скаутинг пришёл в Америку, его организаторы не получили движение в готовом виде, а попытались приспособить его к своим условиям. Сетон-Томпсон написал первый прототип руководства для бойскаутов, но возникли большие разногласия относительно того, следует ли американскому скаутингу следовать его модели, пропитанной индейскими знаниями и вдохновением, или Би-Пи с его боевой и рыцарской адаптацией Сетон-Томпсона. Произошло замечательное перекрёстное оплодотворение, которое привело к появлению BSA. К 1915 году произошёл окончательный разрыв с Сетон-Томпсоном, но в том же 1915 году родился Орден Стрелы. OС, как и BSA, представляет собой синтез влияний. На первый взгляд, его послание о братстве и радостном служении восходит к легендам о ленни-ленапе и ритуально выражается участниками в одежде коренных американцев. Однако не очень глубоко под поверхностью можно найти ритуальную систему, настолько масонскую по своему характеру, что оспорить её практически невозможно.

Масонство, бойскауты и Орден Стрелы (С. М. Эдкинс), изображение №14
 
 

Наконец, будут и те, кто находится по другую сторону спора, которые увидят в Ордене Стрелы нечто вроде Ордена де Моле для вербовки масонов[10]. Когда читаешь утверждение Косгроува о том, что его Стражи Империи были «с энтузиазмом восприняты» в Америке, возникает соблазн задуматься, возможно ли, что на самом деле он имел в виду Орден Стрелы. Но это достаточно вольные домыслы. То, что два масона с 32° Шотландского Устава в Америке вместе придумали схему скаутинга, основанную на их масонском опыте, никоим образом не является фантастикой; не исключено, что они могли подчиняться какой-то более высокой директиве. Многие видят в масонстве ту же монолитную структуру, которую многие видели в коммунизме. Но в масонстве нет ни Москвы, ни генеральной линии партии, ни всемирного плана. Кошка уже давно выскочила из мешка и повсюду оставила свои следы.

Масонство, бойскауты и Орден Стрелы (С. М. Эдкинс), изображение №15
 
 

Источники

  1. Дэвис, Кеннет П. Братство радостного служения: История ордена Стрелы (Davis, Kenneth P. The Brotherhood of Cheerful Service: A History of the Order of the Arrow), 2-е изд. — Ирвинг: Boy Scouts of America, 1996.
    Как следует из названия, я брал этой книгу подробности о происхождении и развитии ОА. Особенно полезной она оказалась по части деталей, касающихся изменений в номенклатуре 1934 года, изложенных в тексте моей статьи. Меня поразило, что в книге ни слова не говорится о масонстве.
  2. Служение Освобождения в Последние Времена. Список демонов, подлежащих изгнанию во имя Иисуса (End-Time Deliverance Ministry. List of Demons to Cast Out in the Name of Jesus). —Дата неизвестна. Доступ: 7.07.2002: https://web.archive.org/web/20020811211231/http://www.demonbuster.com:80/z14lod.html.
    Это тот «решительный сайт», который включил в свой список «демонов» и ОА, и масонство. По иронии судьбы, автор, похоже, не в курсе масонских истоков ОА, поскольку включает его в другой раздел, касающийся учения и культуры коренных американцев.
  3. Гудвин, Джон Р. Орден Стрелы: ещё один масонский Обряд? (Goodwin, John R. The Order of the Arrow, Another Masonic Ritual?). — Январь 1996. Доступ: 7.07.2002: http://www.vamason.org/ra1753/papers/1arrow.htm [нерабочая ссылка].
    Этот текст представляет собой стенограмму выступления Гудвина перед Исследовательским центром Собрания Королевской Арки №1753 штата Вирджиния от 25.01.1996. Гудвин не отмечает каких-либо общих черт между масонством и ОА, о которых я не знал раньше, но его осторожность мотивировала меня и помогла сформулировать собственные мысли на этот счёт.
  4. Великая Ложа Британской Колумбии и Юкона. Масонство и лорд Баден-Пауэлл (Grand Lodge of British Columbia and Yukon. Freemasonry and Lord Baden-Powell). Дата неизвестна. Доступ: 7.07.2002: https://web.archive.org/web/20020804044513/http://www.freemasonry.bcy.ca:80/Writings/Baden-Powell.html.
    Эта статья познакомила меня со Стражами Империи. Изначально она была опубликована Эдвардом Робинсоном в 32-м выпуске журнала новозеландской Вестминстерской Ложи №308 (https://www.facebook.com/Westminster.Lodge/). Также в ней подробно описаны отношения между Би-Пи и австралийским масонством.
  5. Гиттнер, Филип М. Открытое письмо от 1 октября 1975 г. (Hittner, Phillip M. Open letter, October 1, 1975).
    В этом письме Гиттнера, возглавлявшего Ложу Унами в 1975 году, подробно рассказывается об истоках реконструкции ритуала 1915 года. Он также использует систему датировки (1915 + 60), отсчёт в которой ведётся от даты основания его организации. Это сильно перекликается и с масонской практикой. Краткое описание масонских систем датировки см. здесь: http://www.bessel.org/masdates.htm.
  6. Орден Стрелы. Церемония Испытания (Order of the Arrow. Ceremony for the Ordeal). — Boy Scouts of America, 1981.
    Все цитаты и подробности Церемонии Испытания приведены по версии 1981 года, пересмотренной в 1999 году. Я обращался к более ранним версиям, отличным от версии 1915 года, но изменения, похоже, касаются в основном ритуальных тестов. Я прошёл через Церемонии Испытания и Братства во Флориде во второй половине 1980-х.
  7. Петерсон, Роберт В. Бойскауты: Американское приключение (Peterson, Robert W. The Boy Scouts: An American Adventure). — Нью-Йорк: American Heritage Publishing Co, 1984.
    Отличный обзор происхождения и развития скаутинга. Здесь можно найти информацию о Сетон-Томпсоне, Бирде, Би-Пи, Бойсе и Моргане. Хотя Петерсон отмечает, что Морган находился под влиянием масонства, он не упоминает, что сам Бирд был масоном. Я случайно натолкнулся на этот факт в книге Джаспера Ридли «Масоны» (Jasper Ridley. The Freemasons. — Нью-Йорк: Arcade, 1999), с. 273.
  8. Сеть сосновых деревьев. Лорд Баден-Пауэлл, Благодетель отрочества (The Pine Tree Web. Lord Baden-Powell, Benefactor of Boyhood). — Дата неизвестна. Доступ: 7.07.2002: https://www.pinetreeweb.com/bp-freemasonry.html.
    Эта статья указывает, что, хотя Би-Пи, скорее всего, не был масоном (возможно, из уважения к католическим скаутам), он был Рыцарем Милости Ордена Святого Иоанна Иерусалимского. В ней также обсуждается хорошо подтверждённое влияние Киплинга и даётся краткое описание Ордена Святого Иоанна.
  9. Ложа Унами. Ритуал Первой Степени Вимахтендиенка (Unami Lodge. Ritual for the First Degree of the Wimachtendienk). — Филадельфия: Unami Lodge, One, 1975.
    Цитаты и подробности Церемонии 1915 года взяты из этой реконструкции, доступной в Интернете в формате pdf [в данный момент недоступны]. Первоначальный сценарий был подготовлен в 1971 году после консультаций с оставшимися в живых членами Устава. На презентации в 1975 году присутствовал Гудман, и он отметил, что она «очень похожа» на оригинал. Принимая во внимание, что это случилось спустя 56-60 лет после описанных событий, это, вероятно, можно считать достаточно точной реконструкцией.
  10. Вельде, Франсуа. Fleur-de-lis: Геральдика (Velde, Francois. The Fleur-de-lis, Heraldica). — Дата неизвестна. Доступ: 7.07.2002: http://www.heraldica.org/topics/fdl.htm.
    Вся приведённая в моей статье информация о геральдической лилии (fleur-de-lis) исходит от Вельде, за одним исключением: любопытно, что он не упоминает её как международный символ Скаутского движения.

Дополнительные детали и наблюдения основаны на моём опыте действующего масона, бывшего бойскаута и члена Братства Ордена Стрелы. Излишне говорить, что мои выводы и мнения не обязательно разделяются членами этих групп или авторами работ, с которыми я консультировался при подготовке данного материала.

[1] Премия Дэниэла Бирда для Мастеров-Масонов, являющихся активными деятелями скаутинга, существует до сих пор: https://www.hoac-bsa.org/daniel-carter-beard-masonic-scouter-award. — Прим. ред.

[2] Вторым директором BSA был масон Джеймс Уэст. — Прим. ред.

[3] В программу кабскаутинга вошли, например, такие понятия из «Книги Джунглей» как «Закон Стаи» (правила кабскаутской группы), «Акела» (лидер кабскаутов), «Волчонок» (младший скаут; кстати, то же значение имеет и слово «Луфтон», означающее сына масона), «Великий Вой» (общий клич), «Логово» (место сбора; обратите внимание на сходство этого русского слова со словом «Ложа»), «Стая» (группа кабскаутов) и многие другие, — причём все с благословения Киплинга. — Прим. ред.

[4] «Freemasonry and Lord Baden-Powell»: par. 8-14 /

http://freemasonry.bcy.ca/Writings/baden-powell.html [7 July 2003].

[5] Kenneth P. Davis, The Brotherhood of Cheerful Service, 2nd ed. (Irving: Boy Scouts of America, 1996), 20.

[6] (фр.) Смысл существования.

[7] Kenneth P. Davis, The Brotherhood of Cheerful Service, 2nd ed. (Irving: Boy Scouts of America, 1996), 49.

[8] Order of the Arrow, Ceremony for the Ordeal (Boy Scouts of America, 1981), 12-13.

[9] Там же, 13.

[10] Существует и ряд других организаций для луфтонов (детей масонов), такие как «Дочери Иова», Международный орден «Радуга» для девочек, Ассоциация молодёжи «Надежда братства», Орден «Мальчиков строителей», Орден «Созвездие детей звёзд» и т. д., в том числе Национальная ассоциация масонских скаутов (National Association of Masonic Scouters). В начале XXI века на одном из американских Джамбори (скаутских слётов) совместно с Ложей №4 Фредериксбурга были открыты Работы масонской Ложи. На них присутствовало почти 500 масонов, включая многочисленных Мастеров и Бывших Мастеров, 3-4 бывших национальных Великих Мастеров, Великих Офицеров Шотландского и Йоркского Уставов и т. д. Ложа была открыта в степени Ученика, поэтому её мог посетить любой масон. Большинство участников было одето в полную скаутскую форму. — Прим. ред.

Пер. — Виктор М., специально для Достопочтенной Исследовательской Ложи «Четверо Коронованных» №4 Древнего и Признанного Устава Мемфис-Мицраим (A.·.P.·.R.·.M.·.M.·.) по материалам сайта http://phoenixmasonry.org/freemasonry_soucting_and_the_order_of_the_arrow.htm, под ред. Бр. Романа А. (4°), Д.·.М.·. Д.·.И.·.Л.·., скаут-инструктора Ассоциации скаутов Калининградской области.

  • Like 1
Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

×
×
  • Create New...