Jump to content

Масонские тайны старого Пятигорска


Bartlbe
 Share

Recommended Posts

При желании можно назвать массу петербургских замечательных архитекторов, которые масонами(во всяком случае, по Серкову) не были - Бартоломео Растрелли, Огюст Монферран, Андреян Захаров, Тома де Томон, Адам Менелас, Луиджи Руска, Василий Стасов и т.д.

Всё верно. Но Вы, как мне кажется, упускаете из виду одну существенную деталь. Заметьте, что все перечисленные Вами архитекторы-немасоны были либо иностранцами, либо выходцами из приличных семей. А вот Василий Баженов и Андрей Воронихин - явление в истории русской архитектуры совершенно уникальное. Потому что оба были выходцами из простого народа, оба добились немыслимых высот в зодчестве, и оба были франкмасонами. Баженов, как известно, - сын дьячка и тайный старообрядец (что первое, что второе - фактический гарант врожденного бесправия), а Воронихин - вообще бывший крепостной, ставший архитектором величественного Казанского собора в Санкт-Петербурге. Думается, что масонство сыграло далеко не последнюю роль в превращении этих "гадких утят" во всемирно признанных архитектурных гениев. Так что влияние масонства на развитие архитектуры XVIII-XIX века, безуслово, не нужно абсолютизировать, но и преуменьшать его тоже, как мне кажется, не следует...

И потом. Пусть далеко не все выдающиеся русские архитекторы были масонами, но практически все они, так или иначе, были связаны с петербургской Академией Художеств, каковая фактически была "заведением масонским". Архитектурный экстерьер этого знаменитого здания "на брегах Невы" говорит сам за себя. Надпись над входом, ИМХО, свидетельствует о франкмасонстве (Королевском Искусстве, сиречь Вольном Каменщичестве) еще красноречивее...

Одним словом, опосредованное влияние масонства на развитие русской архитектуры прослеживается в творческих биографиях даже тех зодчих, которые формально франкмасонами и не были, но являлись наследниками некой магистральной духовной традиции, ставшей для них историческим "камнем основания", если не "камнем краеугольным"...

Link to comment
Share on other sites

For Bartlbe

Позвольте тоже уточнить, что хотя термин "credo"(с латыни «я верую») в католицизме означает "символ веры", но в православной России чуждое слово "кредо" традиционно означает «убеждения, основы мировоззрения»(«то, во что я верю, в чем я убежден»). Именно в этом смысле я и использовал это слово в своем сообщении(посте) №11. Читали ли Вы "Мое кредо" Альберта Эйнштейна(оно есть в Инете) или "Кредо" других знаменитостей? Весьма пользительное чтиво.

Относительно версии принадлежности братьев Бернардацци к масонству, которую выдвинул известный пятигорский краевед И.А. Гориславский, чье мнение весьма ценю, я лишь хотел узнать, что думают по этому поводу «знатоки масонства», хотя сам сомневался в этом, так как не имел серьезных доводов ни «за» ни «против». Но, обсудив этот вопрос с Вами, настоящим масоном, я решил, что версия Гориславского(который к масонству не имеет никакого отношения) все-таки более похожа на обычное, непреднамеренное заблуждение исследователя. Поэтому до выявления новых проясняющих фактов, считаю этот вопрос закрытым.

С "исследованиями знаковых систем простонародной ставропольской архитектуры, принадлежащими перу профессора Клары Штайн и ее сотрудников", я не знаком, хотя краем уха слышал, что вроде профессор К.Э. Штайн готовила в своем очередном альманахе по семиотике очерк о «соларных знаках».

По поводу же "многострадального" дома Василия Зипалова, которым Вы не можете налюбоваться, и рассуждением о масонских знаках которого началась эта большая тема форума, то я хочу прямо спросить. Считаете ли Вы, что пятигорский купец Василий Зипалов являлся масоном, или имел отношение к масонству, или, что масоном был архитектор, который решил наградить дом уважаемого пятигорчанина сими знаками без ведома хозяина. Хотя зодчий обычно делает то, о чем просит его заказчик и согласовывает с ним все детали проекта будущего здания. Кстати, почему автором проекта называется владикавказский архитектор В.И. Грозмани. Кто-нибудь видел подписанный им проект дома Зипалова или иное свидетельство причастности именно этого зодчего к именно этому зданию. Согласно книге С.В. Боглачева «Архитектура старого Пятигорска»(2007г.), которой похоже у Вас нет под рукой, этот дом упоминается в очерке об Азово-Донском банке(С.276-277), а также в очерке о Богадельне В.С. Зипалова(С.191), которую предположительно, построил местный зодчий В.В. Графф. Но мало ли архитекторов и строительных техников жило в Пятигорске, на КМВ, и в ближайшей округе. Думаю, что историку архитектуры КМВ Боглачеву известно далеко не о всех зодчих, по чьим проектам строились частные дома в Пятигорске. Кроме того, кадуцей с головой Меркурия, как символ коммерции, украшает несколько домов в Пятигорске и говорит, как считают краеведы, о сословной(купеческой) принадлежности домовладельца. Например, в той же книге С.В. Боглачева указан дом потомственного потомственного гражданина( то бишь купца со льготами) К.К. Кибардина на Теплосерной улице(С.341), украшенный подобным символом. А построен дом Кибардина намного позже дома Зипалова и, очевидно, совсем другим архитектором.

Сколько мне известно, замечательную фразу об «о спрятывании на открытом месте», сказал не сэр Конан Дойль, а Эдгар По. Но это не столь важно. В любом случае, автор парадоксальной по сути фразы, согласно контексту рассказа имел ввиду не идеи, как Вы изволили уточнить, а ценные вещи. А вообще на Святой Руси прагматики говорят "подальше положишь, поближе возьмешь", т.е. чем тщательнее спрячешь нечто ценное, тем с большей вероятностью это сумеешь сохранить.

Относительно архитектора Андрея Воронихина. Его не без основания( о чем упоминает и А.И.Серков) некоторые биографы считают внебрачным сыном богатого и могущественного графа А.С. Строганова(президента Академии Художеств и члена Госсовета России) от его крепостной крестьянки. Сравните, кстати, самые известные портреты графа Строганова и зодчего Воронихина. В 18-м веке подобные «грехи молодости» были весьма распространенным явлением. Уж не это ли «личное» обстоятельство было причиной приличного образования и головокружительного взлета талантливого зодчего? Возможны и другие "немасонские" версии. Интересно узнать, почему Вы считаете замечательный Казанский собор в Петербурге одним из самых «характерных масонских зданий».

Link to comment
Share on other sites

Позвольте тоже уточнить, что хотя термин "credo"(с латыни «я верую») в католицизме означает "символ веры", но в православной России чуждое слово "кредо" традиционно означает «убеждения, основы мировоззрения»(«то, во что я верю, в чем я убежден»). Именно в этом смысле я и использовал это слово в своем сообщении(посте) №11. Читали ли Вы "Мое кредо" Альберта Эйнштейна(оно есть в Инете) или "Кредо" других знаменитостей? Весьма пользительное чтиво.

Уф... Ну, не воспринимайте все, что я говорю, так серьезно :unsure: Я-то надеялся, что цитата из "Собачьего сердца" в предыдущих моих словах с головой выдаст всю шутливость их тона. Эйнштейна, конечно же, читал...

С "исследованиями знаковых систем простонародной ставропольской архитектуры, принадлежащими перу профессора Клары Штайн и ее сотрудников", я не знаком, хотя краем уха слышал, что вроде профессор К.Э. Штайн готовила в своем очередном альманахе по семиотике очерк о «соларных знаках».

Очень рекомендую. Концепция не бесспорная, но чрезвычайно интересная, абсолютно уникальная в интеллектуальном пространстве нашего региона. Даже сравнить не с чем, а жаль...

По поводу же "многострадального" дома Василия Зипалова, которым Вы не можете налюбоваться, и рассуждением о масонских знаках которого началась эта большая тема форума, то я хочу прямо спросить. Считаете ли Вы, что пятигорский купец Василий Зипалов являлся масоном, или имел отношение к масонству, или, что масоном был архитектор, который решил наградить дом уважаемого пятигорчанина сими знаками без ведома хозяина.

Я не знаю. Если этих фамилий нет в словаре А.И. Серкова, значит, документов о принадлежности этих персоналий к масонству в научном обороте нет. Следовательно, ни Зипалов, ни Грозмани к Братству, скорее всего, не принадлежали. Можно, конечно, попытатья выявить их гипотетические личные интересы в области тайного по косвенным признакам, но этой работой я пока не занимался. Мне не столь важно, принадлежали ли создатели этого дома к масонству или нет. Мне достаточно и того отрадного факта, что символика на этом доме МАСОНСКАЯ, что лично мне вполне очевидно. А уж как она туда попала и чем мотивировалась - в этом уже должны разбираться сами пятигорские краеведы. Я им при случае обязательно в этом помогу, буде выдастся на то свободная минута :)

Кстати, почему автором проекта называется владикавказский архитектор В.И. Грозмани. Кто-нибудь видел подписанный им проект дома Зипалова или иное свидетельство причастности именно этого зодчего к именно этому зданию. Согласно книге С.В. Боглачева «Архитектура старого Пятигорска»(2007г.), которой похоже у Вас нет под рукой

У меня нет? Гы :o Да, я сейчас с ней днюю и ночую. Но целиком ее - чтобы так, от корки до корки - никогда, конечно, не читал. Использую ее как справочный материал по отдельным возникающим у меня вопросам. Меня удивило то, что в данной книге нет отдельного очерка, посвященного этому дому, и я весьма благодарен Вам за указания на то, что информация о "масонском доме" в книге С.В. Боглачева все-таки есть. Отдельное спасибо за ссылки на конкретные страницы. Просто нижайший поклон, респект и уважение :)

Кроме того, кадуцей с головой Меркурия, как символ коммерции, украшает несколько домов в Пятигорске и говорит, как считают краеведы, о сословной(купеческой) принадлежности домовладельца.

Примем как рабочую версию. О чем тогда говорит наличие здесь же, рядом с герметическим Кадуцеем, Инструментов Каменщика, и какое отношение имеют они к "сословной принадлежности" купца Зипалова?

Например, в той же книге С.В. Боглачева указан дом потомственного потомственного гражданина( то бишь купца со льготами) К.К. Кибардина на Теплосерной улице(С.341), украшенный подобным символом. А построен дом Кибардина намного позже дома Зипалова и, очевидно, совсем другим архитектором.

Хе-хе... Вот за этот дом я вообще еще не брался, поелику помимо Кадуцея и Колеса Фортуны на его фронтонной эмблеме столько всего наворочено, что просто швах (если, конечно, я правильно понял, о каком именно доме идет речь).

Относительно архитектора Андрея Воронихина. Его не без основания( о чем упоминает и А.И.Серков) некоторые биографы считают внебрачным сыном богатого и могущественного графа А.С. Строганова(президента Академии Художеств и члена Госсовета России) от его крепостной крестьянки. Сравните, кстати, самые известные портреты графа Строганова и зодчего Воронихина. В 18-м веке подобные «грехи молодости» были весьма распространенным явлением. Уж не это ли «личное» обстоятельство было причиной приличного образования и головокружительного взлета талантливого зодчего?

Одно маленькое, но важное уточнение. Вы забыли упомянуть о том, что предполагаемый отец и покровитель Воронихина - граф Строганов - тоже был франкмасоном. Вы правильно отметили, что у русской аристократии в XVIII веке были толпы незаконорожденных детей. Многие ли таковых признавали или оказывали им ощутимое покровительство в жизни? Я полагаю, что забота о своем пусть и незаконном, но сыне, содействие его творческому развитию и архитектурной карьере - это поступок истинного франкмасона, находящий себе, увы, слишком мало аналогий в истории той эпохи. Так что масонство, так или иначе, сыграло в жизни Андрея Воронихина роль поистине выдающуюся...

Возможны и другие "немасонские" версии.

Например?

Интересно узнать, почему Вы считаете замечательный Казанский собор в Петербурге одним из самых «характерных масонских зданий».

Ну, как же... Лучезарная Дельта на фасаде хотя бы. Да, и вообще: http://leningrad24.ru/news/21212.html

Link to comment
Share on other sites

Grodel если Вы внимательно прочитали всю тему, то указывалось именно о предположении, что автор этого дома Грозмани. Никаких более подробных данных нет. А о том, что это мог быть Грозмани сказал я, так как основываюсь на информации одного пятигорского краеведа.

Не знаю, как Bartlbe, я лично здесь занимался подбором материалов, которые могли бы быть интересны и я думаю Bartlbe они были интересны.

Я, честно говоря, надеюсь, что пятигорские краеведы не займутся написанием работ типа Масонского Пятигорска или т.п. так как это выродится в "угар НЭПа" и повторят историю летающих тарелок над горой Бештау. Этой темой должны заниматься специалисты. Все же остальные размышлять и фантазировать :unsure:

Ув. Grodel а у Вас есть знакомые краеведы с Кавминвод?

Link to comment
Share on other sites

Не знаю, как Bartlbe, я лично здесь занимался подбором материалов, которые могли бы быть интересны и я думаю Bartlbe они были интересны.

Более чем. Большое спасибо тебе, дорогой друг Toha, за эту большую и интересную тему :)

Я, честно говоря, надеюсь, что пятигорские краеведы не займутся написанием работ типа Масонского Пятигорска или т.п. так как это выродится в "угар НЭПа" и повторят историю летающих тарелок над горой Бештау.

Ну, отчего же? Всегда интересно ознакомиться с исследованиями пятигорских энтузиастов. Мистическая тема в краеведении - штука чрезвычайно занимательная, и мне очень жаль, что на юге этому не уделяется почти никакого внимания. А о Пятигорске очень много чего можно написать в ключе мистическом. Масонами эта весьма многодатная тема далеко ведь не исчерпывается. Я всеми своими шестью руками за появление новых "мистико-кавказских исследований" - не только научных, но и художественных. Пусть просто будут, а уж будущее как-нибудь само отделит зерна от плевел :)

Link to comment
Share on other sites

Ну насчет художественной литературы ты наверно прав, это нужно. Я больше хотел акцентировать внимание на том, когда пишут откровенную мурду и пытаются выдать за научный факт. Я был безмерно шокирован, когда посмотрел программу из цикла Городские легенды про Пятигорск. На полном серьезе там рассказывалось о том, как минеральная вода открывает дар прорицания, о том, что нахождение на горе Бештау помогает увидеть будущее и т.п.

Link to comment
Share on other sites

Я был безмерно шокирован, когда посмотрел программу из цикла Городские легенды про Пятигорск. На полном серьезе там рассказывалось о том, как минеральная вода открывает дар прорицания, о том, что нахождение на горе Бештау помогает увидеть будущее и т.п.
Link to comment
Share on other sites

Я был безмерно шокирован, когда посмотрел программу из цикла Городские легенды про Пятигорск.

Это по какому каналу? Что-то фильм этот мимо меня прошел :)

Link to comment
Share on other sites

Это по какому каналу? Что-то фильм этот мимо меня прошел :mellow:
Link to comment
Share on other sites

Первый мистический :) дебильный ТВ3. Я на рутрекер скачал. Там есть большинство фильмов этой серии. Туфта редкостная. О том как наш Орел. это не что иное как птица Симург, воплощенная автором под влиянием минеральной воды, о том, что на Бештау эта птица живет и периодически теряет свои перья, и кто их находит с ними всякие чудеса случаются. А вся эта энергия, которая минералку заряжает, идет из недр Бештау и питает все источники. И Лермонтов, тоже оказывается квасил минералку и поэтому знал, что его убьет Мартынов.

А, ну тоже, может быть, какие-то местные легенды. Откуда ты знаешь, что еще про Пятигорск ребята ночью в окрестных пионерских лагерях друг другу рассказывают? Вероятно, афторы фильма насобирали по городу подобных детских баек, донапридумывали еще и сами для пущего эффекта и выдали эту "кесю-месю" в эфир. Тоже, согласись, интересно, потому как местный фольклор :mellow:

Link to comment
Share on other sites

Извиняюсь за выражение, это г... Привлечены были некие два исследователя паранормальных явлений, которые рьяно рассказывали на фоне якобы бештаугорского леса об огороженных колючей проволокой зонах и т.п. Какой-то там московский исследователь сидел, который рассказывал, что вода несет в себе некое. Какая-то экстрасенс что-то рассказывала и некий писатель, который с помощью этого фильма дискредитировал себя как личность. Это полное сумасшествие.

Наш местный фольклор, это как один местный мужик рассказывал то, как звуки Эоловой арфы ему помогают от облысения, а теоретически могут кому-то помочь и с потенцией :mellow:))

Link to comment
Share on other sites

Наш местный фольклор, это как один местный мужик рассказывал то, как звуки Эоловой арфы ему помогают от облысения, а теоретически могут кому-то помочь и с потенцией :)))

Да, ты что? Чего ж ты раньше молчал-то? :o Мне срочно надо на Эолову арфу! С потенцией, благо, всё ok, тьфу-тьфу-тьфу, а вот возрастное облысение - просто бич кромешный... Она, арфа ваша, по каким-то конкретным часам свои звуки чудодейственные издает или же как придется? :D

Link to comment
Share on other sites

Здравствуйте. Случайно наткнулась на ссылку на этот форум, когда искала информацию по краеведению для детей. (Работаю в школе). И так затянуло. Потрясающе интересно.

Сижу уже второй вечер читаю, не отрываясь.

Bartlbe, с первых страниц начала догадываться о том, кто вы. На 27 или 28 страничке мои догадки подтвердились :o. Обрадовалась. Мы с вами когда-то еще в школьные времена познакомились и потом пару раз виделись. Как-то я даже с просьбой к вам обращалась. Всегда радуюсь, когда встречаю ваши статьи. Очень интересно.

Зарегистрировалась специально, ради этой темы.

Масонство как таковое меня не особенно интересовало, а вот краеведение очень люблю. Не понимаю, как можно жить и не знать историю родных мест.

Спасибо вам за ваш огромный труд

Link to comment
Share on other sites

Наш местный фольклор, это как один местный мужик рассказывал то, как звуки Эоловой арфы ему помогают от облысения, а теоретически могут кому-то помочь и с потенцией :o))
Link to comment
Share on other sites

Да, ты что? Чего ж ты раньше молчал-то? :o Мне срочно надо на Эолову арфу! С потенцией, благо, всё ok, тьфу-тьфу-тьфу, а вот возрастное облысение - просто бич кромешный... Она, арфа ваша, по каким-то конкретным часам свои звуки чудодейственные издает или же как придется? :D
Link to comment
Share on other sites

...

Масонство как таковое меня не особенно интересовало, а вот краеведение очень люблю. Не понимаю, как можно жить и не знать историю родных мест.

Спасибо вам за ваш огромный труд

Link to comment
Share on other sites

Bartlbe, с первых страниц начала догадываться о том, кто вы. На 27 или 28 страничке мои догадки подтвердились :D. Обрадовалась. Мы с вами когда-то еще в школьные времена познакомились и потом пару раз виделись. Как-то я даже с просьбой к вам обращалась. Всегда радуюсь, когда встречаю ваши статьи. Очень интересно.

<...>

Спасибо вам за ваш огромный труд

Всегда пожалуйста :D Я рад, что все это хотя бы кому-то интересно. И вдвойне рад тому, что благодаря этой теме удается не только приобретать новые знакомства, но и возобновлять старые. Неисповедимы пути интернета :D

В последнее время я что-то вообще не слышал чтобы она работала. Наверно перегорела от желающих получить первоклассную шевелюру :)

Вот так всегда :o Только соберешься поправить здоровье на лысеющей голове, а она взяла, да и поломалась. В смысле, арфа, а не голова :) Непорядок...

Link to comment
Share on other sites

Toha, спасибо за приглашение на ваш сайт. Я еще вчера заметила вашу подпись и посмотрела. В закладки внесла. :o

Link to comment
Share on other sites

  • 2 weeks later...

Toha, здравствуйте!

Приятно видеть земляка, живо интересующимся своим краем. Хотел бы спросить, занимались ли Вы поиском настоящего места дуэли Лермонтова? Есть ли у Вас карта соответствующей местности с обозначением старых дорог, которая могла бы помочь в данном вопросе?

Link to comment
Share on other sites

Toha, здравствуйте!

Приятно видеть земляка, живо интересующимся своим краем. Хотел бы спросить, занимались ли Вы поиском настоящего места дуэли Лермонтова? Есть ли у Вас карта соответствующей местности с обозначением старых дорог, которая могла бы помочь в данном вопросе?

Не знаю, что скажет на этот счет Toha, но я бы порекомендовал Вам следующую книгу: Сергей Белоконь. Неизбежимый жребий. Версия гибели Тенгинского полка поручика Михаила Лермонтова. - Ставрополь: Юркит, 1997. Безусловно, уже давно было известно, что то место, где стоит памятник, выбрано практически произвольно и настоящим местом дуэли Лермонтова не является. Как таковое, по наиболее доказанному предположению, мне когда-то показывали место у проселочной развилки на горе Машук неподалеку от лагеря "Солнечный". А Вы, уважаемый Awacs, ищите настоящее место дуэли?

Link to comment
Share on other sites

Все это очень интересно. А Вы не пробовали привлечь к этому делу, ради эксперимента, каких-нибудь экстрасенсов или лозоходцев? Не посвящая их во все исходные посылки из мемуаров и архивных дел, а просто попросив найти подлинное место дуэли Лермонтова в радиусе полутора километров от памятника? Я сам-то не очень верю в подобные дела, но эксперимент, я думаю, был бы в высшей степени интересный. Если 15-20 человек, обладающих паранормальными способностями, привлечь к этим изысканиям порознь, а потом просто сравнить результаты, то не исключено, что что-нибудь интересное из всего этого и получится...

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

 Share

×
×
  • Create New...