Jump to content

О «необязательных» Зодческих


Recommended Posts

Любой ритуал — это инициация. Любой, это касается не только посвящений в градусы. Поэтому, мне кажется, будет хорошей традицией, если мы будем писать Зодческие не только после очередного «повышения масонской зарплаты», но и всякий раз, когда мы впервые участвуем в масонском ритуале, не принадлежащем к числу обязательных.

Для многих, включая опытных Вольных Каменщиков, может оказаться сюрпризом, как много в масонстве дополнительных ритуалов — торжественных, мрачных, весёлых, праздничных... Являясь Досточтимым Мастером Исследовательской Ложи, я считаю своей миссией разнообразить масонскую ритуальную жизнь своих Братьев и Сестёр, для чего стараюсь отыскивать, переводить, компилировать и редактировать различные малоиспользуемые, малоизвестные или даже «мёртвые» ритуалы. Так, стараниями Исследовательской Ложи уже подготовлены рабочие версии ритуалов «супружеского признания» и «усыновления» Луфтона, торжественная Агапа по обряду Мемфис-Мицраим, 8 ритуалов Колеса Года, а также такие самобытные ритуалы как посвящение в Ученики-Карбонарии (не проводившееся, вероятно, уже полтора века) и Благородный, но Слегка Непристойный Градус Пробкового Масонства (ранее использующийся только английскими и ирландскими масонами) — прекрасный образец чисто масонского юмора. К сожалению, нынешний «мирской» график вынудил меня пока приостановить деятельность в этом направлении, но это, уверен, ненадолго.

Первым из подготовленных Исследовательской Ложей ритуалов, почти синхронно (с разницей в один день) проведённым Достопочтенной Ложей «Граф Феникс» на Востоке г. Санкт-Петербурга и Достойным Треугольником «Феникс и Ахерон» на Востоке г. Калининграда, стал Праздник Зимнего Солнцестояния, известный также как Йоль, а в масонской традиции — как День Иоанна Зимнего. Перевод с испанского был завершён буквально за несколько дней до Работ, а Колонну Гармонии украшали записи симфонической и органной музыки, предоставленные автором — нашей давней знакомой, тщательно вплетающей масонский символизм в свои музыкальные творения. Кроме того, был переведён и впервые проведён фрагмент торжественной Агапы, и, несмотря на ограниченность во времени и отсутствие «крепкого пороха», присутствующие на ней Братья смогли прочувствовать силу этого ритуала и понять, какие у него перспективы, будь она проведена в полном объёме.

Однако праздники праздниками, но не надо и забывать, какой тяжёлый труд — их подготовка и проведение, особенно по новым для Ложи или Треугольника сценариям, по которым приходится не только готовить тексты, но и собирать необходимый реквизит. Помимо тех, кто отвечает за текстовую часть («тот я»), основная ноша ложится на Досточтимого Мастера, Квартирмейстера, Обрядоначальника и других Офицеров Ложи или Треугольника, где проводится ритуал. И, поверьте, все они будут рады, если вы не просто «отбудете» отведённое на «необязательные» ритуалы время, а дадите им обратную связь в виде отзывов, а желательно и предложений помощи в подготовке и проведении следующих обрядов. И не просто будут рады: ваши отзывы вдохновят их на поиск новых интересных материалов, а ваша помощь облегчит и ускорит их воплощение в вашу масонскую жизнь.

Поэтому я призываю вас, дорогие Братья и Сёстры (и хочу донести свой зов не только до членов своего Ордена, но и до всех участников Всемирного Масонского Братства, независимо от наличия или отсутствия официальных признаний между нами), относиться к «непосвятительным» ритуалам с тем же вниманием и уважением, что и к «посвятительным». Пишите Зодческие, в каком бы масонском ритуале вы ни приняли участие! Этим вы не только отблагодарите тех, кто тратит своё время и другие ресурсы на то, чтобы сделать масонскую жизнь разнообразнее, насыщеннее, интереснее и продуктивнее, не только сможете глубже вникнуть в то духовное послание, которое пытались передать вам создатели ритуала, но и внесёте свой посильный вклад в дальнейшую работу в этом направлении.

Link to post
Share on other sites

Кстати, не обязательно писать зодческие. Мы пришли ко мнению, что вполне допустимо и даже хорошо писать эссе и доклады. А также и другие виды выражения мысли.

Link to post
Share on other sites
1 час назад, ДМ сказал:

Кстати, не обязательно писать зодческие. Мы пришли ко мнению, что вполне допустимо и даже хорошо писать эссе и доклады. А также и другие виды выражения мысли.

Эссе и доклад - это тоже Зодческая :) Более того, я считаю, что Зодческой может быть картина, или музыкальное произведение, или что-то ещё.

Link to post
Share on other sites
23 часа назад, otis93 сказал:

Эссе и доклад - это тоже Зодческая :) Более того, я считаю, что Зодческой может быть картина, или музыкальное произведение, или что-то ещё.

Раньше также считали, что зодческая может быть представлена в любой форме, в виде музыкального произведения, изделия, стиха...

Link to post
Share on other sites
6 минут назад, ДМ сказал:

Раньше также считали, что зодческая может быть представлена в любой форме, в виде музыкального произведения, изделия, стиха...

Я, кстати, в своих как раз стараюсь экспериментировать: есть и стихотворные переводы, и поэтизированная проза, и исследования, и даже математические задачи.

Link to post
Share on other sites
1 час назад, ДМ сказал:

Раньше также считали, что зодческая может быть представлена в любой форме, в виде музыкального произведения, изделия, стиха...

Прошу прощения, что встреваю в Ваш диалог с Otis' ом, но у меня появился вопрос, который теперь не даст мне покоя.

Правильно ли я понял, что в былые времена, масон мог продемонстрировать свое мастерство в виде зодческой, именно по той области, в которой он являлся мастером  "вне зонтика" ? :) Вы говорите что зодческая могла быть выполнена даже в виде изделия. А если же, допустим автор будущей зодческой.. нуу, например.. оружейник? И что же, он мог выточить пистолет, и это сошло бы за зодческую? 

Честно говоря, я не совсем понимаю, как это все должно работать. Насколько я знаю, зодческая по ходатайству ее автора, может остаться либо в стенах ложи, либо может быть показана и в мире профанском. Но в любом случае, зодческая должна найти того, кто ее сможет понять, что бы дать ей объективную оценку. И если такая зодческая выставляется на обозрение среди профанов, то это еще можно понять. Как говорится, на любой товар, всегда найдется свой покупатель. Но если, допустим, масон делает зодческую в виде картины, да еще и в каком то малоизвестном стиле (к примеру абстрактный экспрессионизм или метамодернизм), и показывает такую зодческую своим братьям и сестрам, заранее зная что как минимум не все из них разбираются в искусстве.. нуу, это же явное не уважение к своим коллегам, разве нет?  И на мой субъективный и конечно же профанский взгляд, это касается любого вида искусств и ремесел при создании такой зодческой. Разве не логично, создать строгие правила при написании зодческой, что бы все были равны, и что бы никто не был обижен. А то допустим, кто-то сделал музыкальную зодческую, а один из членов ложи глухой ( да, я знаю что это невозможно..я утрированно, так сказать :) ). Ну это же издевательство самое натуральное, нет? Вы как думаете?

 

Link to post
Share on other sites
10 минут назад, Клодий Пульхр сказал:

Прошу прощения, что встреваю в Ваш диалог с Otis' ом, но у меня появился вопрос, который теперь не даст мне покоя.

Правильно ли я понял, что в былые времена, масон мог продемонстрировать свое мастерство в виде зодческой, именно по той области, в которой он являлся мастером  "вне зонтика" ? :) Вы говорите что зодческая могла быть выполнена даже в виде изделия. А если же, допустим автор будущей зодческой.. нуу, например.. оружейник? И что же, он мог выточить пистолет, и это сошло бы за зодческую? 

Честно говоря, я не совсем понимаю, как это все должно работать. Насколько я знаю, зодческая по ходатайству ее автора, может остаться либо в стенах ложи, либо может быть показана и в мире профанском. Но в любом случае, зодческая должна найти того, кто ее сможет понять, что бы дать ей объективную оценку. И если такая зодческая выставляется на обозрение среди профанов, то это еще можно понять. Как говорится, на любой товар, всегда найдется свой покупатель. Но если, допустим, масон делает зодческую в виде картины, да еще и в каком то малоизвестном стиле (к примеру абстрактный экспрессионизм или метамодернизм), и показывает такую зодческую своим братьям и сестрам, заранее зная что как минимум не все из них разбираются в искусстве.. нуу, это же явное не уважение к своим коллегам, разве нет?  И на мой субъективный и конечно же профанский взгляд, это касается любого вида искусств и ремесел при создании такой зодческой. Разве не логично, создать строгие правила при написании зодческой, что бы все были равны, и что бы никто не был обижен. А то допустим, кто-то сделал музыкальную зодческую, а один из членов ложи глухой ( да, я знаю что это невозможно..я утрированно, так сказать :) ). Ну это же издевательство самое натуральное, нет? Вы как думаете?

 

Во-первых, Зодческая, в каком бы виде она ни делалась, должна иметь отношение к градусу (или иному ритуалу), к которому она делается, передавать какой-то символизм этого ритуала и пр.

Во-вторых, так можно сказать "допустим, кто-то из членов ложи неграмотный или слепой - как можно публиковать Зодческую в текстовом виде?". Или, реальнее, Зодческая описывает элементы малоизвестной мифологии (ну или включает математические формулы), а кто-то из ложи может не шарить в этой мифологии или в математике. Естественно, всегда будут Зодческие, которые не всем понятны, и даже если они понятны всем - это не совсем хорошо, потому что тогда у читающих не будет повода поизучать что-то для лучшего её понимания.

Ну и в-третьих, Зодческая делается не столько для ложи или ДМ, сколько для себя, для лучшего понимания полученного градуса или пройденного ритуала. Если это позволяет понять изготовление какого-то особого оружия - почему бы не сделать Зодческую в виде оружия. Правда, у Братьев и Сестёр могут возникнуть вопросы, как именно оно связано с ритуалом. Так что надо быть готовым на них ответить. Это не возможность похвастаться своими способностями в малопонятном жанре, а именно инструмент самовыражения и самореализации. Когда мы пишем картину, мы же не думаем о том, что она оскорбит чувства слепых (хотя, увы, в нынешнем обществе всё больше идёт в эту сторону...), мы просто выражаем свои мысли и чувства. Кому всё понятно - хорошо. Кому понятно, но не всё - могут спросить или загуглить какой-то выраженный там символизм. Кому ничего непонятно - ну упс, что делать.

  • Upvote 1
Link to post
Share on other sites
6 минут назад, otis93 сказал:

Во-первых, Зодческая, в каком бы виде она ни делалась, должна иметь отношение к градусу (или иному ритуалу), к которому она делается, передавать какой-то символизм этого ритуала и пр.

Во-вторых, так можно сказать "допустим, кто-то из членов ложи неграмотный или слепой - как можно публиковать Зодческую в текстовом виде?". Или, реальнее, Зодческая описывает элементы малоизвестной мифологии (ну или включает математические формулы), а кто-то из ложи может не шарить в этой мифологии или в математике. Естественно, всегда будут Зодческие, которые не всем понятны, и даже если они понятны всем - это не совсем хорошо, потому что тогда у читающих не будет повода поизучать что-то для лучшего её понимания.

Ну и в-третьих, Зодческая делается не столько для ложи или ДМ, сколько для себя, для лучшего понимания полученного градуса или пройденного ритуала. Если это позволяет понять изготовление какого-то особого оружия - почему бы не сделать Зодческую в виде оружия. Правда, у Братьев и Сестёр могут возникнуть вопросы, как именно оно связано с ритуалом. Так что надо быть готовым на них ответить. Это не возможность похвастаться своими способностями в малопонятном жанре, а именно инструмент самовыражения и самореализации. Когда мы пишем картину, мы же не думаем о том, что она оскорбит чувства слепых (хотя, увы, в нынешнем обществе всё больше идёт в эту сторону...), мы просто выражаем свои мысли и чувства. Кому всё понятно - хорошо. Кому понятно, но не всё - могут спросить или загуглить какой-то выраженный там символизм. Кому ничего непонятно - ну упс, что делать.

Спасибо, ув. Otis! Я не знал, что зодческая должна как то коррелировать с градусом. Это интересно. И это многое объясняет. Спасибо за просвещение. 

  • Like 2
Link to post
Share on other sites
9 часов назад, Клодий Пульхр сказал:

Прошу прощения, что встреваю в Ваш диалог с Otis' ом, но у меня появился вопрос, который теперь не даст мне покоя.

Правильно ли я понял, что в былые времена, масон мог продемонстрировать свое мастерство в виде зодческой, именно по той области, в которой он являлся мастером  "вне зонтика" ? :) Вы говорите что зодческая могла быть выполнена даже в виде изделия. А если же, допустим автор будущей зодческой.. нуу, например.. оружейник? И что же, он мог выточить пистолет, и это сошло бы за зодческую? 

Речь не идёт об обязательных зодческих. Обязательные пишутся канонически. Я о том, что любой мастер может сверх обязательных зодческих и сделать в качестве зодческой любое, что он умеет. Например, есть зодческая одного брата в которой он написал три коротких композиции, в которых отобразил 3 момента своего посвящения в степень ученика. При этом, он не просто написал музыку, но и приложил на 2 листах объяснение, что он хотел выразить и что чему соответствует в ритуале посвящения. Т.е., фактически он написал 2 зодческие.

Другой пример, брат в Питере выточил чашу украшенную масонскими символами. Чаша сия весила около 25 кг.

Ну и т.д.

  • Like 2
Link to post
Share on other sites
11 часов назад, Клодий Пульхр сказал:

Честно говоря, я не совсем понимаю, как это все должно работать. Насколько я знаю, зодческая по ходатайству ее автора, может остаться либо в стенах ложи, либо может быть показана и в мире профанском. Но в любом случае, зодческая должна найти того, кто ее сможет понять, что бы дать ей объективную оценку. И если такая зодческая выставляется на обозрение среди профанов, то это еще можно понять. Как говорится, на любой товар, всегда найдется свой покупатель. Но если, допустим, масон делает зодческую в виде картины, да еще и в каком то малоизвестном стиле (к примеру абстрактный экспрессионизм или метамодернизм), и показывает такую зодческую своим братьям и сестрам, заранее зная что как минимум не все из них разбираются в искусстве.. нуу, это же явное не уважение к своим коллегам, разве нет?  И на мой субъективный и конечно же профанский взгляд, это касается любого вида искусств и ремесел при создании такой зодческой. Разве не логично, создать строгие правила при написании зодческой, что бы все были равны, и что бы никто не был обижен. А то допустим, кто-то сделал музыкальную зодческую, а один из членов ложи глухой ( да, я знаю что это невозможно..я утрированно, так сказать :) ). Ну это же издевательство самое натуральное, нет? Вы как думаете?

Речь идёт о разных зодческих. У нас обязательных 2 зодческих в первом градусе и одна во втором. Эти работы проверяются 2 стражем (ученические) и 1 стражем (подмастерские), мастера пишут свободно на любую тему, если им это нужно и интересно.

Я говорю о том, что всё таки зодческая не ограничена в рамках градуса. Многие мастера пишут зодческие не для 3 градуса, а по первому, что-бы большее число братьев смогло услышать их работу. Подмастерья также имеют больше возможностей по написанию и озвучиванию своей зодческой. Ученики безмолвны в ДПШУ, поэтому за них читает зодческую 2 страж. И эти зодческие никогда не обсуждаются, ибо ученик не может ничего ответить и что-то пояснить.

Бывали уникальные братья, кто за год пребывания в масонстве писал по 9 зодческих работ, 6 в степени ученика и 3 в степени мастера, ну или 5 + 4. Таких братьев было очень мало, но они есть до сих пор в масонстве. Лично я всегда ставлю их в пример.

  • Like 1
  • Upvote 1
Link to post
Share on other sites
2 часа назад, ДМ сказал:

Речь идёт о разных зодческих. У нас обязательных 2 зодческих в первом градусе и одна во втором. Эти работы проверяются 2 стражем (ученические) и 1 стражем (подмастерские), мастера пишут свободно на любую тему, если им это нужно и интересно.

Я говорю о том, что всё таки зодческая не ограничена в рамках градуса. Многие мастера пишут зодческие не для 3 градуса, а по первому, что-бы большее число братьев смогло услышать их работу. Подмастерья также имеют больше возможностей по написанию и озвучиванию своей зодческой. Ученики безмолвны в ДПШУ, поэтому за них читает зодческую 2 страж. И эти зодческие никогда не обсуждаются, ибо ученик не может ничего ответить и что-то пояснить.

Бывали уникальные братья, кто за год пребывания в масонстве писал по 9 зодческих работ, 6 в степени ученика и 3 в степени мастера, ну или 5 + 4. Таких братьев было очень мало, но они есть до сих пор в масонстве. Лично я всегда ставлю их в пример.

Большое спасибо за столь развернутый ответ, ув.ДМ.  Прекрасно когда человек не просто формально отписывается на твой вопрос, а раскрывает и смежные с этим вопросом нюансы. Это в свою очередь, избавляет его от новых вопросов :)

 

Link to post
Share on other sites
3 часа назад, ДМ сказал:

Речь идёт о разных зодческих. У нас обязательных 2 зодческих в первом градусе и одна во втором. Эти работы проверяются 2 стражем (ученические) и 1 стражем (подмастерские), мастера пишут свободно на любую тему, если им это нужно и интересно.

 

У нас обязательные - 1 в первом и 1 во втором, остальные вроде как не совсем обязательны, но крайне желательны. Бывает, что ритуально получают, скажем, 9 градус сразу после 7, а 8 передаётся неритуально, "по коммуникации", тогда рекомендовано написать хотя бы по тому, что получено ритуально (в данном случае 7 и 9). Но я взял на себя личное обязательство - писать по всем.

  • Like 1
Link to post
Share on other sites
Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

×
×
  • Create New...