Jump to content

Умение находить решения


Скептик
 Share

Recommended Posts

В этом разрезе у задачи, как это часто бывает, открывается интересный вырожденный вариант решения. А что если приемлемого результата можно добиться фокусируясь сугубо на краткосрочных целях? Что именно за общество получиться?

Во-первых, результат обучения будет куда более предсказуемым и равномерным. Контролировать скорость значительно проще, если ты воздействуешь с ней явно. Более того, если вопрос мыслительных навыков сведен к минимуму, то возможность неожиданных "всплесков" в интеллектуальном уровне тоже сильно уменьшается. Если еще и лимитировать немного уровень открытых знаний, то система образования вообще становится крайне заманчиво управляемой. 

Во-вторых, общей интеллектуальных уровень населения становится как бы застывшим. Если уровень повышается только за счет внешних знаний, то очень быстро наступает насыщение, особенно если объем открыто доступных знаний грамотно лимитирован. Тут, конечно, эффект зависит от вашего собственного ускорения. С точки зрения самих людей, они получат возможность плавно "развиваться" в течении всей своей жизни и постоянно учиться чему-то новому. Вот только качественные изменения будет почти нулевыми.

В-третьих, если внезапно обнаружится кто-то, кто по тем или иным причинам получил таки некоторые мыслительные навыки в детстве, то выделяться он будет как тополь в чистом поле. И чем больше времени будет происходить, тем сильнее будет отличие.

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

  • Ответы 142
  • Created
  • Last Reply

Top Posters In This Topic

02.01.2021 в 13:12, Скептик сказал:

 

В-третьих, если внезапно обнаружится кто-то, кто по тем или иным причинам получил таки некоторые мыслительные навыки в детстве, то выделяться он будет как тополь в чистом поле. И чем больше времени будет происходить, тем сильнее будет отличие.

Нужно поискать, а то это новая для меня мысль о том что некоторые навыки получить можно только в детстве, в нашем то мире беспробудных кидалтов😅

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

2 hours ago, 5TALKER said:

Нужно поискать, а то это новая для меня мысль о том что некоторые навыки получить можно только в детстве

Отнюдь, навыки можно получить в любом возрасте, только эффект будет разным. Я несколько раз акцентировал внимание на том, что эффект пропорционален объему пропущенных через навык знаний, хотя есть и еще один важный момент, о котором стоит упомянуть.

Дело в том, что в детстве поток знаний неизбежен и вынужденно разносторонен. В нашем мире кране сложно избежать этого потока данных. Вот и получается, что в случае раннего усвоения, мыслительные навыки кардинально изменяют личность в долгосрочной перспективе, и этого практически невозможно избежать. Сама физиология довольно жестко форсирует все события.

В случае же со взрослым, поток новых знаний значительно менее интенсивен и куда более односторонен. Я уже не говорю, что изменение определенных пластов личности становится просто невозможным с возрастом. 

  • Like 2
Link to comment
Share on other sites

Можно ещё отталкиваться от того что мешает, собственно это и пытались донести в библии например. За одно и мораль потренируется, два зайца сразу.

Link to comment
Share on other sites

1 hour ago, 5TALKER said:

Можно ещё отталкиваться от того что мешает, собственно это и пытались донести в библии например.

И что с вашей точки зрения мешает, если мы говорим о способности людей думать и решать задачи? 

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Скептик сказал:

И что с вашей точки зрения мешает, если мы говорим о способности людей думать и решать задачи? 

Свобода нужна, мы прежде всего не замечаем чем ограничены. Можно потратить целый день на обдумывание, а на утро всё понять даже не до конца проснувшись, или ещё веселее получить возможность понаблюдать как решение находится автоматически во время сна. Истина дарует свободу.

У христиан всё просто. Помнишь о том что путь испытание, о том что помыслы должны начинаться из любви и таким образом сможешь свободно двигаться в любом направлении в решении.

Обучение можно сделать эффективным если кто то понимает как настраивать мозги ученикам, но лучший результат будет если они всё таки начнут пытаться двигаться сами ведь мыслить можно гораздо быстрее чем книги листать. Не знаю где и как сейчас обучают школоту, но в мои годы ни у кого не было идеи о том что ученики должны двигаться самостоятельно, совершая хотя бы некоторые открытия заново.

Так что придётся самостоятельно в конкретной ситуации определять помеху, у меня пожалуй здесь нет особых инструкций. Никогда не понимал рекомендацию типа сосредоточиться, созвучно со словом "собрать", хотя для начала нужно наоборот разобрать освободив мозг от не нужных мыслей что иногда не получается, так что есть смысл уметь делать какие нибудь ритуалы способствующие переключению в состояние ближе к расслаблению.

Link to comment
Share on other sites

On 1/4/2021 at 10:33 PM, 5TALKER said:

лучший результат будет если они всё таки начнут пытаться двигаться сами ведь мыслить можно гораздо быстрее чем книги листать.

Знакомые мысли, правда с немного странной интерпретацией. Необходимость активной позиции учеников, это чуть ли не единственная конструктивная позиция критиков современного образования, правда обоснования этой позиции довольно шаткие и связаны они не со скоростью обучения.

Дело в том, что до определенного уровня самообучение, даже с книгами, значительно медленнее, чем прямое запоминание и практика, используемая в школе. Это можно неплохо прочувствовать при воспитании детей, долгое время они могут только заучивать и повторять, а их познавательная активность крайне примитивная. Мышление же вместо книг, это откровенная утопия, т.к. один человек, да еще и ребенок, никогда не переплюнет тысячелетние труды многих поколений.

Проблема этой позиции в том, что она рассматривает обучение в отрыве от воспитания. В результате, целостной модели развития личности нет, как и понимания силы влияния отдельных факторов. Именно с этим пробелом я и боролся, заходя глубже. Если читать с самого начала, то можно заметить, что упор я делал на взаимосвязях, а не на рекомендациях.

Если рассматривать "активную позицию" учащихся в контексте того, что я писал выше, то можно легко прийти к причинам ее эффективности и слабым сторонам. Эффективна она потому, что задействует целый ряд естественных механизмов, способствующих лучшему усвоению, а главное, нацелен подобный подход скорее на отработку навыков, чем на приобретение знаний (я о ранних этапах развития).

Слабое место тут в том, что сама по себе "активная позиция", это уже навык, который также требует отработки. Может прозвучать странно, но на сегодняшний день подобный навык вообще редкость, и основной вклад тут дело воспитание, а не обучение. 

Link to comment
Share on other sites

Система навыков огромна, но я особо не ставил себе тут задачи расписывать их все. Для меня важно было показать баланс, чтобы прочитавший мог сам оценить соотношение сил (хотя сомневаюсь, что кто-то осилит тему целиком). Довольно печально было осознать, что пробелы в навыках существуют даже у самого основания, ведь начинал я с "листьев".

Активная позиция, это один из фундаментов, который, со временем, позволяет сформировать навык "осознания", т.е. стремление к более глубокому пониманию. На этом этапе начинаются более специализированные навыки процесса поиска решения. Это целый класс навыков, которые очень хорошо описал еще Пойа в середине прошлого века, в своем "математическом открытии" (да, книга про математику, но сама идея что ни на есть общая). Я же начинал с того, что идет после этого, а именно, уровень оптимизации и контроля целостности процесса решения (да, я все еще про навыки).

Тут стоит уточнить еще раз, что активная позиция, это именно навык, т.е. владение им может быть очень разным. Это не атрибут, который либо есть либо нет. В чем-то его можно сравнить с навыком действий в экстремальных ситуациях. Кто-то просто замирает и не может делать ничего (полное отсутствие навыка), кто-то действует очень медленно и не обдуманно, местами просто глупо (чрезвычайно низкий навык), кто-то действует как обычно (неплохой навык), а кто-то в состоянии на волне адреналина сосредоточится на порядок сильнее чем обычно и действовать несоизмеримо лучше, чем раньше (хороший уровень навыка).

Пример этот не так далек, как могло показаться. Столкновение с проблемой активирует ориентировочный рефлекс, т.е. точно также происходит уверенный биохимический сдвиг (пусть и не такой, как при экстремальной ситуации но все же), и им нужно уметь пользоваться. И также как с адреналином, он может стать для человека либо стеной, либо трамплином (ну и все, что между ними).

Link to comment
Share on other sites

Воля это скорее атрибут. Но я как то особо не пытался примерить правила D&D на реальный мир, а так мне не приходилось разбираться с тем что именно является навыком или умением и из каких атрибутов исходит. Могу конечно пример привести если постараться.

Способности, задатки, потенциал, и ещё куча мало понятных слов. Я знаю что у большинства взрослого населения страны познавательная способность сломана, видимо благодаря вере в "сильную позицию" вместо шаткой собственной.

Link to comment
Share on other sites

13 hours ago, Свет said:

Да! С тобой спорить сложно!!!!

А вы сюда только поспорить заглядываете? Я лично больше предпочитаю тут заниматься развитием идей собеседников (ну и своих, в перерывах), хотя мало кто радуется увидев собственные мысли с разных сторон, почему-то 😅

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Свет сказал:

...спорить с тобой бесполезно....я просто слушаю твои мысли

Вы сами с собой разговариваете?

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

2 hours ago, ДМ said:

Вы сами с собой разговариваете?

Вообще выглядит, будто разговор ведется с "форумом" как с единой личностью

3 hours ago, Свет said:

.....ты знаешь...я даже не думал что стану масоном....

а еще, судя по всему, предполагается, что эта личность обязательно масон.

3 hours ago, Свет said:

...спорить с тобой бесполезно....

Спорить бесполезно в двух случаях:

  1. собеседник совершенно не воспринимает ваших аргументов. Это не наш вариант, т.к. конкретно со мной вы толком даже не пытались еще спорить
  2. ваша собственная позиция является безосновательной, т.е. у вас нет достойных аргументов в пользу собственной позиции, в то время как у собеседника они имеются

И так, по какой же причине по вашему, спорить бесполезно?

 

  • Like 2
Link to comment
Share on other sites

У любого предмета и субъекта есть начало. А там где нет точки отсчета, это называеться психологией

Link to comment
Share on other sites

Неожиданно осознал довольно примитивный, но имеющий далекие последствия факт относительно умения находить решения. Люди привыкли относиться к этому как к умению решать частные задачи, как те же квадратные уравнения, например. Загвоздка в том, что тут мы имеем совершенно разные типы сущностей.

В случае конкретных задач мы имеем лишь некоторый алгоритм, в некотором его представлении, и человеку необходимо уметь лишь выполнять действия согласно инструкции (собственно, это единственный навык, которым необходимо обладать). Другими словами, освоение конкретной задачи соответствует запоминанию инструкции, содержащей описание алгоритма решения.

Если же речь идет о задачах / проблемах в общем смысле, то от алгоритма остаются лишь едва осязаемые очертания. Фактически, вместо конкретных шагов всплывают навыки выполнения тех или иных действий. Вычисление дискриминанта это совсем не тоже, что формализация новой задачи, или поиск составных частей и взаимодействий. Последнее требует целый ряд навыков работы с системами, что невозможно "выучить", это можно только тренировать.

Простой пример, это стереометрические задачи. Я в свое время частенько наблюдал, как многие сталкивались с серьезными трудностями при решении таких задач. Проблема обычно крылась именно в навыках, т.к. одно дело запомнить свойства и теоремы, а другое, представить себе объемную фигуру и понять, соответствует ли вообще условие здравому смыслу, или нет.

В этом смысле, решение проблем это не сильно проще, чем игра на любом музыкальном инструменте. Хотите научиться извлекать из гитары нечто отличное от шума, это довольно быстро и просто. Хотите хорошо ей овладеть и спокойно импровизировать, простите, но тут уже срок пойдет на годы, а для не которых и на десятилетия...

Link to comment
Share on other sites

Небольшой пример интересного навыка. Есть такая штука, как ориентировочный рефлекс. Включается он каждый раз, когда мы не можем найти быстрого решения. В оригинале он инициирует целую кучу цепных реакций, подталкивающих к изучению ситуации. Вот только, как и любой другой рефлекс или навык, его можно подкорректировать своим жизненным опытом...

Что сегодня принято делать, когда сталкиваешься с чем-то неизвестным и непонятным? "Спроси у гугла"... мы фактически просто получаем ответ на вопрос, и чем дальше, тем больше формат подгоняется под отсутствие необходимости дополнительных умственных действий. Что ж, удобно, тут ничего не скажешь, но вопрос ведь, в конечном итоге, далеко не только в удобстве. К чему на деле ведет подобная маленькая особенность наших привычек?

Фактически, вместо попытки переосмыслить имеющуюся информации и что-то понять или найти, мы вырабатываем рефлекс прямого получения ответа на вопрос. Другими словами, целый комплекс навыков работы с проблемами просто не имеет возможности сформироваться, т.к. своими привычками мы сводим свой опыт взаимодействия с проблемами к минимуму. Вот и получается, что за "гугл" нам придется расплачиваться весьма необычным образом...

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

  • 1 month later...

Если кто еще не заметил, то, формально, все что связано с процессом решения задач можно разделить образно на два уровня. Верхний уровень чисто абстрактный, не имеющий привязки ни к разуму, ни даже к человеку как виду. Он выстроен на фундаментальных закономерностях и свойствах этого мира, поэтому, с высокой долей вероятностью, разумная жизнь в другой галактике, при условно схожей системе восприятия, придет к тому же самому.

Второй же уровень, это то, что сегодня часто любят называть "драйверами", т.е. система интеграции с имеющимися возможностями конкретного разума. Эта часть уникальна не просто для человека как вида, но также может варьироваться от индивида к индивиду, т.к. возможности отдельно взятых людей могут очень сильно отличаться.

Но есть кое-что и общее, что, возможно, найдет отражение даже во внеземной жизни, а именно, необходимость выстраивать внутреннее представление, в просторечии: понимание. Если вы хотите эффективно решать задачи, то глубокое понимание степени точности собственного представления жизненно необходимо, как и планомерное улучшение имеющегося представления.

Один, довольно эффективный подход, позволяющий улучшить качество собственного понимания я тут не однократно  демонстрировал, регулярно вызывая негодования, это "утрирование". Если кто знаком с математикой, то же самое обычно осуществляется с помощью SVD (singular value decomposition), ну или просто собственных чисел. Суть проста, необходимо найти простейший базис, описывающий систему. Сделать это можно, например, выкинув из системы все, кроме одной - двух составляющих и посмотреть, на сколько точно они опишут систему. Собеседником ни редко это воспринимается как грубая шутка.

Link to comment
Share on other sites

Но это лишь начало, т.к. изучение мира вокруг нас, это лишь часть задач нашего разума. Еще одной задачей является взгляд в будущее, в той или иной форме. И, как это ни странно, изобретательство, это тоже своеобразный взгляд в будущее. В каком-то смысле, при изобретении чего-то нового мы просто прогнозируем изменение доступных нам систем во что-то новое.

Обычно люди панически бояться проблемных ситуаций (тут проблема, класс задач с неизвестным решением), т.к. воспринимают их интуитивно, что приводит к поглощающему ощущению бесконечности вариантов  и полного бессилия. Но реальность куда более структурирована и ограничена, нужно лишь увидеть и осознать общую структуру и систему ограничений.

Так, если нам необходимо что-то "изобрести", будь то новый двигатель, новая модель монетизации или новая система обработки данных, мы всегда имеем целую кучу неявных ограничений. Обычно, правда, они больше мешают, т.к. хаотично закрывают мысленный "обзор", создавая слепые пятна, но ведь все можно откалибровать. Почему бы не закрыть слепыми пятнами изначально недопустимые перспективы, тем самым сфокусировавшись на достойных альтернативах?

Именно таким образом тут опять всплывает "утрирование", или построение базиса собственных векторов... Хотя, в разрезе "изобретательства" больше походит аналогия с линейным программированием, но суть крайне схожа. Отличия заключается лишь в финальной цели, к которой мы стремимся. При взгляде в будущее одна система плавно превращается во множество систем. Варьирование каждым отдельным периметром порождает целый класс откликов. Именно тут можно потонуть, если не начать классифицировать и вводить ограничения.

Как и в линейном программировании, финальной задачей будет построение полной системы граничных условий, после чего необходимо проанализировать непрерывное изменение системы внутри этих самых граничных условий. Как только анализ завершен, задача становится кристально очевидной и начинается самое интересное, а именно, игра с ограничениями.

Выстроив точную систему ограничений вы получаете точный ответ, а не догадки. Зачастую вы точно можете сказать, что задуманное просто невозможно в данной системе ограничений, причем обоснованно и доказательно точно невозможно. Но никто не мешает изменить часть ограничений, что не вызывает проблем, если вы сами только что их все проработали. 

Link to comment
Share on other sites

Наиболее же удивительна тут практика. Довольно забавно наблюдать, как человек потративший несколько недель на мучительные размышления, неожиданно слышит от вас, что выбора на самом деле нет и думать было особо не о чем. Это могло бы прозвучать как анекдот, если бы не случалось с надоедливой регулярностью на моей практике.

При этом, обычно требуется 10-15 минут на полное объяснение, в ходе которого выясняется, что всего имеется десяток возможностей, восемь из которых просто неприемлемы в текущей ситуации, а из оставшихся двух, одна неприемлема в долгосрочной перспективе...

Link to comment
Share on other sites

17.01.2021 в 18:26, Скептик сказал:

Что сегодня принято делать, когда сталкиваешься с чем-то неизвестным и непонятным? "Спроси у гугла"... мы фактически просто получаем ответ на вопрос, и чем дальше, тем больше формат подгоняется под отсутствие необходимости дополнительных умственных действий. Что ж, удобно, тут ничего не скажешь, но вопрос ведь, в конечном итоге, далеко не только в удобстве. К чему на деле ведет подобная маленькая особенность наших привычек?

Фактически, вместо попытки переосмыслить имеющуюся информации и что-то понять или найти, мы вырабатываем рефлекс прямого получения ответа на вопрос. Другими словами, целый комплекс навыков работы с проблемами просто не имеет возможности сформироваться, т.к. своими привычками мы сводим свой опыт взаимодействия с проблемами к минимуму. Вот и получается, что за "гугл" нам придется расплачиваться весьма необычным образом...

Действительно, это проблема. Мне ещё смешно, когда в интернете фильмам присваивается некий рейтинг, а внизу страницы браузера размещен отдел с отзывами. Сначала обыватель смотрит на  рейтинг фильма, а потом изучает отзывы. На основе такого анализа он принимает решение смотреть ему фильм или нет. В итоге многим шедеврам кинематографа ставится неоправданно низкий рейтинг, а низкосортному кино наоборот - высокий. В итоге обыватель прислушивается к толпе и смотрит то, что они нахваливают. Примерно так же дела обстоят и в многих случаях реальной жизни у многих. Если и дальше будет сохраняться такой рефлекс получения ответов на вопросы, то люди с возможно станут подобием "автоматов" в недалеком будущем. Подобие муравьев в муравейнике, где заведует всем ИИ в том или ином виде. 

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

 Share

×
×
  • Create New...