Jump to content

10 Свободных Искусств (Зодческая Подмастерья (2°) A.∙.P.∙.R.∙.M.∙.M.∙.)


Recommended Posts

Поговорим о Десяти Свободных Искусствах... Я честно пытался о семи (лучше бы, конечно, о 8 или 16, хотя это уже мой личный двоичный таракан), но моя любовь к чётким и однозначным системам упиралась в тупик при работе что через Септенер, что через Liber 777, что через числовые соответствия. Символизм то Грамматики и Риторики (Меркурий как речь?), то Риторики и Диалектики (Меркурий как речь, Юпитер как управление, или всё-таки Марс как зажигательные речи, зовущие в бой, и холодное рассечение фактов мечом Оккама?), то Арифметики и Геометрии (снова Меркурий в качестве науки как таковой?) смешивался и переплетался. Напротив, некоторых важных символических пластов в семёрке искусств откровенно не хватало (сводить Музыку к страсти Венеры или мечтательности Луны? а Астрономия — это Солнце как единственная настоящая ἄστρον в Септенере, или же Солнце — Арифметика, как, по Боэцию, первая, потому что «если устранить предшествующие по своей природе сущности, тотчас же устраняются и последующие»?).

На счастье, во всём многообразии карточных магических и мантических систем, с которыми мне приходилось иметь дело, есть одна, которая представляет для меня особый интерес — и как, по одной из версий, лёгшая в основу более поздних Старших Арканов Таро, и как отлично сочетающаяся с моими наработками по лавкрафтианскому пантеону, выполненными в рамках работы с «Заветом Мёртвых»; а именно — Тарокки Мантеньи, в которую входят не 78, а 50 карт, разделённых не на Старшие и Младшие Арканы (последние из которых, в свою очередь, на 4 стихийные масти и на Придворные и Числовые Арканы), а на 5 разделов, один из которых прямо ассоциируется со Свободными Искусствами. Поначалу, запамятовав, я думал, что там 7 Искусств дополнены тремя «внешними» по отношению к ним символами — как Девять Муз другого раздела дополнены Аполлоном, Главные Добродетели — Гениями Жизни, а Септенер — Звёздным Диском, Перводвигателем и Первопричиной. Ан нет, заглянув в созданный для нас алхимической свадьбой Арифметики и Грамматики (а может, Логики) Гугл, я убедился, что Тривиум и Квадривиум дополнены ещё одной тройкой наук, стоящих вполне себе в общем ряду с семью: Философией, Теологией и (что особенно порадовало меня как поэта) Поэзией.

Прямых и всеми признаваемых соответствий между картами Мантеньи разных рядов не существует (как не всегда понятны и взаимосвязи Тарокки и современного Таро, хотя кое-где преемственность иконографии вполне очевидна). Поэтому прямо сейчас, почтеннейшая публика любезные Братья и Сёстры, у вас на глазах, без страховки черновиков, я буду излагать свои мысли по поводу взаимосвязей внутри колоды Мантеньи (в том числе такие, которые позволят перебросить мостики и к более широко известным моделям соответствий, вроде Liber 777), а также некоторые соображения по поводу того, почему Свободные Искусства — не пережиток античности и раннего средневековья, приговорённый к забвению Фомой Аквинским, а актуальная в современном мире модель, пусть и претерпевшая существенные изменения (и, конечно же, как и все модели, являющаяся всего лишь одной из проекций реальности, но не реальностью как таковой: пальцем, указывающем на Луну, но не самой Луной).

1.     Грамматика.

В её руках — напильник и ваза.

Её возможное (скорее по остаточному принципу) соответствие среди муз — Талия (муза комедии и лёгкой поэзии — как и грамматика, то, что соединяет; держит комическую маску).

Её возможное соответствие среди Добродетелей — Надежда (то, что соединяет).

Её возможное соответствие среди карт Общества — Торговец (сложная ассоциативная цепочка или, может быть, по остаточному принципу).

Её очевидное соответствие среди Сфер — Меркурий (прямая связь с Торговцем, а также с Грамматикой как искусством речи). Через Liber 777 это также ключи 8 и 12, со всеми выходящими отсюда соответствиями.

В современном мире это искусство (помимо своих прямых проявлений) имеет перспективы в разработке универсального языка межнационального общения, языков программирования, языков-посредников для общения с высшими нечеловеческими формами земной жизни (дельфины, высшие приматы и пр.), в расшифровке природных языков вроде генетического кода, в поиске языка общения с внеземными цивилизациями.

2.     Логика (диалектика).

В её руке — дракон под покрывалом.

Её возможное (скорее по остаточному принципу) соответствие среди муз — Мельпомена (муза трагедии — как и диалектика, то, что разделяет; держит рогатую трагическую маску).

Её возможное соответствие среди Добродетелей — Осмотрительность (то, что разделяет).

Её возможное соответствие среди карт Общества — Слуга (сложная ассоциативная цепочка или, может быть, по остаточному принципу).

Её возможное соответствие среди Сфер — Сатурн (сложная ассоциативная цепочка или, может быть, по остаточному принципу). Через Liber 777 это также ключи 3 и 31, со всеми выходящими отсюда соответствиями.

В современном мире это искусство имеет перспективы в сфере искусственного интеллекта, а также в просветительском плане — как язык взаимопонимания, отсекающий противоречащие здравому смыслу гипотезы.

3.     Риторика.

В её руке — меч.

Её вероятное соответствие среди муз — Полигимния (муза героических [=меч] гимнов и мимического искусства [=того, что, как и риторика, призвано воздействовать на публику внелогическим путём]; держит лиру или переносной орган).

Её возможное соответствие среди Добродетелей — Сила (как меч).

Её возможное соответствие среди карт Общества — Рыцарь (как меч и Сила).

Её очевидное соответствие среди Сфер — Марс (прямая связь с Рыцарем, Силой, героическими гимнами и мечом). Через Liber 777 это также ключи 5 и 25, со всеми выходящими отсюда соответствиями.

В современном мире это одно из самых опасных и тяготеющих к злоупотреблениям искусств, поскольку апеллирует к дочеловеческим пластам психики, однако в подобающих руках оно может проявить себя как инструмент просвещённого политика или литератора. Также очевидны перспективы этого искусства в психотренингах, НЛП, а возможно, и шире — в современной психологии как таковой.

4.     Геометрия.

В её руках — стило, которым она чертит круг, квадрат и треугольник.

Её вероятное соответствие среди муз — Терпсихора (муза танца как движения в пространстве; держит лиру или кифару).

Её возможное соответствие среди Добродетелей — Вера (сложная ассоциативная цепочка или, может быть, по остаточному принципу).

Её возможное соответствие среди карт Общества — Ремесленник, или Мастер (наиболее очевидная с масонской точки зрения ассоциация).

Её возможное соответствие среди Сфер — Юпитер (сложная ассоциативная цепочка или, может быть, по остаточному принципу). Через Liber 777 это также ключи 4 и 21, со всеми выходящими отсюда соответствиями.

В современном мире это искусство имеет перспективы в виде неевклидовой геометрии (включая возможности использования «червоточин» для межзвёздных перелётов и проблемы перемещения во времени), а также в решении космологических проблем (Мультивселенная, многомерное пространство и пр.).

5.     Арифметика.

В её руках — монеты или счёты.

Её вероятное соответствие в разделе «Музы» — Аполлон (как первая, согласно Боэцию: «Она предшествует всем другим не только потому, что сам Бог, творец этого мироздания, взял её первой за образец своего мыслеполагания и по её [принципу] устроил всё, что через числа силой творящего Разума обрело гармонию в установленном порядке, но и потому арифметика объявляется предшествующей, что если устранить предшествующие по своей природе сущности, тотчас же устраняются и последующие»).

Её возможное соответствие среди Добродетелей — Интеллект (как необходимый для Арифметики и как Аполлон, потому что атрибут Интеллекта в колоде — солнечный диск).

Её возможное соответствие среди карт Общества — Король (как Аполлон и солнечный диск).

Её очевидное соответствие среди Сфер — Солнце (как Аполлон, Король и солнечный диск). Через Liber 777 это также ключи 6 и 30, со всеми выходящими отсюда соответствиями.

В современном мире это искусство имеет перспективы в компьютерных технологиях

6.     Музыка.

В её руках — флейта.

Её очевидное соответствие среди муз — Эвтерпа (одна из нескольких муз, связанных с лирической поэзией, но единственная — с музыкой; держит двойную флейту).

Её возможное соответствие среди Добродетелей — Милосердие (сложная ассоциативная цепочка или, может быть, по остаточному принципу).

Её возможное соответствие среди карт Общества — Нищий (через Милосердие и его иконографический образ в этой колоде — кошель с подаяниями).

Её возможное соответствие среди Сфер — Луна (связь с музыкой как искусством, понимаемым внелогически). Через Liber 777 это также ключи 9 и 13, со всеми выходящими отсюда соответствиями.

В современном мире это искусство (которое не должно пониматься сугубо как искусство «музицирования», то есть извлечения музыкальных звуков, но как искусство нахождения гармонии в окружающем мире, включая физическое пространство) имеет перспективы во всех вопросах, имеющих отношение к понятию «волна» (включая развитие и практическое применение суперструнной теории, а также использование волн электромагнитного спектра — в т. ч. радиоволн, жёстких излучений и пр.).

7.     Поэзия.

В её руках — флейта и ваза.

Её наиболее вероятное соответствие среди муз — Эрато (муза любовных песен и любовной поэзии, которая, собственно, и представляет собой квинтэссенцию поэзии: «все стихи — о любви»; держит тамбурин).

Её возможное соответствие среди Добродетелей — Умеренность (две вазы в руках как ассоциация с вазой в руках образа на карте Поэзии).

Её возможное соответствие среди карт Общества — Герцог (сложная ассоциативная цепочка или, может быть, по остаточному принципу).

Её очевидное соответствие среди Сфер — Венера (через Эрато и любовные песни, а также через морскую раковину на карте Венеры, ассоциирующуюся с вазами Поэзии и Умеренности). Через Liber 777 это также ключи 7 и 14, со всеми выходящими отсюда соответствиями.

В современном мире это искусство имеет перспективы в поиске закономерностей («рифм») в физической природе (генетический код, «стандартная модель» в физике, периодическая система химических элементов) и их использовании на благо общества (генная инженерия и, как её продолжение, синтетическая биология, трансмутация химических элементов через ядерный распад и синтез, ненуклонная химия).

8.     Философия.

В её руках — стрела и щит (образ Афины).

Её очевидное соответствие среди муз — Каллиопа (муза эпической поэзии, науки как таковой и собственно философии; держит трубу).

Её возможное соответствие среди Добродетелей — Справедливость (Философия как средство достижения Справедливости, Афина как богиня справедливой войны).

Её возможное соответствие среди карт Общества — Джентльмен (сложная ассоциативная цепочка или, может быть, по остаточному принципу).

Её возможное соответствие среди Сфер — Восьмая Сфера (сложная ассоциативная цепочка или, может быть, по остаточному принципу). Через Liber 777 это также ключ 2, со всеми выходящими отсюда соответствиями.

В современном мире это искусство имеет перспективы в развитии дисциплин, исследующих самые базовые законы Вселенной (синтетическая теория эволюции, теоретическая физика, астрофизика и пр.).

9.     Астрономия.

В её руке — указка, перед нею — звёздная сфера.

Её очевидное соответствие среди муз — Урания (муза астрономии и астрологии; держит циркуль и небесный свод).

Её возможное соответствие среди Добродетелей — Космос (очевидная связь с Астрономией).

Её возможное соответствие среди карт Общества — Император (через Космос как Империю).

Её очевидное соответствие среди Сфер — Первопричина (как Космос). Через Liber 777 это также ключ 1, со всеми выходящими отсюда соответствиями.

В современном мире это искусство имеет перспективы в расширении нашего представления о Космосе (в т. ч. изучение Тёмной материи и Тёмной энергии, чёрных дыр, других малоизученных космических объектов и явлений, включая их историю, начиная от Большого Взрыва и «до» него), поиске экстрасолнечных планет, пригодных для жизни, поиске жизни (включая разумную) на других планетах, развитии астробиологии, развитии космонавтики (включая межзвёздную — с помощью «червоточин», «кораблей поколений» или иного), экспериментах по терраморфированию планет, совершенствовании защиты от угроз из космоса.

10.  Теология.

В её руках — Земля, перед нею — звёздная сфера.

Её вероятное соответствие среди муз — Клио (муза истории, потенциально устремлённой к Божественному в человеке, и мифологии, предметом которой являются персонифицированные божества; держит свиток).

Её возможное соответствие среди Добродетелей — Время (очевидная связь с историей, мифологией и образом божества).

Её возможное соответствие среди карт Общества — Папа (очевидная ассоциация с Теологией).

Её очевидное соответствие среди Сфер — Перводвигатель (как источник Времени и истории, персонифицируемый как Бог — объект Теологии). Через Liber 777 это также ключ 0, со всеми выходящими отсюда соответствиями.

В современном мире это искусство имеет перспективы в возвышении человека до божественного статуса (трансгуманизм — в том числе с использованием генетических и компьютерных технологий), включая высшую цель величайших умов человечества (таких как Будда или Эпикур) — избавление от страданий и смерти (иммортализм).

«Невозможность победы — не повод отказываться от борьбы».

Разумеется, все соответствия «собраны на коленке», носят предварительный характер (а многие откровенно притянуты за уши или имеют очевидные внутренние противоречия) и могут быть пересмотрены или доработаны. Это скорее повод задуматься мне самому об их символизме, нежели попытка представить некую целостную картину.

manteg3[1].jpg

  • Upvote 3
Link to post
Share on other sites
  • 1 year later...

Прекрасная зодческая! Есть свой дух и шарм. Однако, позволю себе высказать и свое мнение -) 

Определяя цель философии, как достижение справедливости в чем-либо, мы априори огрничиваем философию, как инструмент поиска истин. К слову, Аристокл (Платон) вообще считал рабство нечто само собой разумеющимся. И что же, он значит не философ? Или рабство - это одна из форм справедливости? Во вторых, я солидарен с Аристотелем в том, что наука есть только одна -философия. А все остальное - ее дисциплины. Например логика -это чисто философское изобретение, которое стало дисциплиной. 

А еще меня немного смутило Ваше упоминание Лавкрафта. Он же был обычным писателем-фантастом. Одним из первых, кто начал создавать вымышленные вселенные (тот же Аль Азиф у него упоминается в разных рассказах) и публично заявлял об этом. Он не филосоы, ни эзотерик.. в общем на мой взгляд, сомнительный авторитет. Кстати! Очень советую послушать на ютюбе "безымянный город" Лавкрафта (Читает vartkes) .. это просто божественно -) 

Edited by Клодий Пульхр
Link to post
Share on other sites

Прекрасная зодческая! Есть свой дух и шарм. Однако, позволю себе высказать и свое мнение -) 

Определяя цель философии, как достижение справедливости в чем-либо, мы априори огрничиваем философию, как инструмент поиска истин. К слову, Аристокл (Платон) вообще считал рабство нечто само собой разумеющимся. И что же, он значит не философ? Или рабство - это одна из форм справедливости? Во вторых, я солидарен с Аристотелем в том, что наука есть только одна -философия. А все остальное - ее дисциплины. Например логика -это чисто философское изобретение, которое стало дисциплиной. 

А еще меня немного смутило Ваше упоминание Лавкрафта. Он же был обычным писателем-фантастом. Одним из первых, кто начал создавать вымышленные вселенные (тот же Аль Азиф у него упоминается в разных рассказах) и публично заявлял об этом. Он не филосоы, ни эзотерик.. в общем на мой взгляд, сомнительный авторитет. Кстати! Очень советую послушать на ютюбе "безымянный город" Лавкрафта (Читает vartkes) .. это просто божественно -) 

Понятие Справедливости (как и многие другие) меняется из века в век. Философы "нащупывают", что такое справедливость, а не знают это истинно и по умолчанию. Все мы пропускаем свои взгляды через призму нашего времени, личного опыта, культуры и пр.

Что касается Лавкрафта и вообще "художественных" авторов - пожалуй, лучше приведу отрывок из своей пишущейся книги "Гремлиномикон: Техномагия в теории и на практике":

Граница между сакральным и профанным куда более размыта, чем это считают многие. Применительно к нашей теме, это касается, прежде всего, неоднозначности «сакрального статуса» литературного произведения в самом широком смысле этого слова, будь то исторический документ, фантастический роман, текст мистико-религиозного содержания или киносценарий. Фанфик двухтысячелетней давности под названием «Новый Завет», написанный по мотивам сборника разноплановых текстов древнееврейских авторов, приобрёл собственный обширный фэн-клуб, разделившийся на множество самостоятельных религиозных сект, и потому считается «священным писанием». «Кольцо Тьмы», фанфик Ника Перумова по мотивам более поздней трилогии Дж. Р. Р. Толкина «Властелин Колец», хотя и имеет своих почитателей, «священным писанием» всё же не считается даже самыми преданными из них. Количество произведений литературы, изобразительного искусства, песен, ролевых игр и других культурных явлений, вдохновлённых той же самой «канонической» трилогией, уступает (пусть и с колоссальным пока отрывом, но в её-то годы...) лишь количеству таковых, вдохновлённых указанным древнееврейским сборником и его многочисленными сиквелами, и уж точно куда выше, чем, скажем, всё то, на что вдохновили своих последователей алавитская Китаб аль-Маджму, айяварийская Акилатиратту Амманай, мандейская Гинза Рба — или огромное количество подобных текстов, которые считаются сейчас «труЪ-традиционными» лишь потому, что написаны несколько веков или тысячелетий назад. Сотворение человека из глины воспринимается миллионами людей как священная истина, его же происхождение из паразитов на теле первовеликана Паньгу — как часть космогонического мифа с глубоким философским и мистическим смыслом, а сотворение Колобка или Пряничного человечка из теста — это всего лишь детская сказка. (Впрочем, в проведённой калининградской рабочей группой «93 in 39» в декабре 2009 года хаос-магической Мистерии Курочки Рябы я уже постарался показать узость и однобокость такого подхода.) И дело даже не в том, что «эгрегор» старинных текстов объединяет больше людей, а скорее в том, что встроенные в него члены более буквально, а зачастую и с фанатизмом воспринимают изложенные в «писаниях» события, являясь активными проводниками своих богов в материальном мире как ритуально, так и этически. Но боги, лишившиеся своих почитателей, со временем становятся мифологическими персонажами, а боги, ещё не приобрётшие их, остаются персонажами литературными.

Такое положение дел тоже не всегда неизменно: старые боги могут возрождаться вместе со своими религиями, а новые — обрастать собственными культистами, писаниями и ритуалами (что мы наиболее отчётливо наблюдаем сейчас на примере лавкрафтианских Древних). Гомер, живи он в наше время, воспринимался бы как банальный «фэнтезюшник», почему-то решивший описывать свой мир поэтическим слогом. Но те же самые тексты, приправленные веками, воспринимаются уже как серьёзный источник мифологии. Пройдёт, быть может, каких-то пять веков — и лавкрафтианские или иные «новодельные» трактату станут восприниматься так же, как классические гримуары Средневековья и Возрождения. Не все, но хоть некоторые. Практически невозможно сказать, когда и при каких условиях книга перестаёт быть «просто книгой» и становится «Писанием», а когда происходит обратный процесс, и с полки «Религия и эзотерика» книга перекочёвывает в раздел «Художественная литература». Любая книжка и любой пантеон — это лишь «костыли». Настоящие магические силы находятся в нас самих, и если многим удаётся эффективно использовать более древние книжки — это не значит, что менее древние книжки «менее рабочие» сами по себе. Просто люди более привыкли доверять древним текстам, нежели современным.

Не всё просто и с однозначно художественными произведениями. С одной стороны, философы, оккультисты и мистики, владеющие даром художественного слова (вспомним хоть Гёте, хоть Блейка, хоть Кроули), нередко выражают в форме такового собственные прозрения, убеждения и идеи. Многие «художественные» авторы, даже если магия и мистицизм не были важной частью их образа жизни, всё же практиковали определённые техники, которые принято относить к области эзотерики. Например, по некоторым произведениям Майкла Муркока («Крепость Жемчужины») или Салмана Рушди («Гарун и Море Историй») хорошо заметно, что они не понаслышке знакомы со сновидческими техниками, хотя конкретные рецепты там и не прописываются. А при чтении Макса Фрая прекрасно видно, что, помимо сновидчества, автор знаком, как минимум, ещё и с творчеством Карлоса Кастанеды или уже упомянутого Алистера Кроули. С другой стороны, даже если автор изначально был чужд оккультизму и мистике, глубина проработанных им образов может вызвать в сердцах и умах должным образом «настроенных» читателей мысли и переживания, связанные с миром «сверхъестественного», а образы и практики, которые автор воспринимал как чистой воды вымысел, могут быть переосмыслены ими в более практическом ключе.

  • Upvote 1
Link to post
Share on other sites

Материал интересный, спору нет, но мне лично не хватило разбора символизма искусств именно что в масонстве, именно в том их числе, в котором оно там дано и пр. и пр...

Почему-то в России поощряются зодческие в виде спекулятивных вольных рассуждений. Может так и надо, не знаю, но лично нас учили соблюдать определенный минимум увязок непосредственно с классическими масонскими интерпретациями, их возможных соотношений с внутренними реалиями чтеца итп. 

Не в обиду, просто комментарий. :) 

  • Upvote 1
Link to post
Share on other sites

Почему-то в России поощряются зодческие в виде спекулятивных вольных рассуждений. Может так и надо, не знаю, но лично нас учили соблюдать определенный минимум увязок непосредственно с классическими масонскими интерпретациями, их возможных соотношений с внутренними реалиями чтеца итп. 

Не в обиду, просто комментарий. :) 

Есть у нас такое, любим мы вольные рассуждения.

Link to post
Share on other sites

Материал интересный, спору нет, но мне лично не хватило разбора символизма искусств именно что в масонстве, именно в том их числе, в котором оно там дано и пр. и пр...

Почему-то в России поощряются зодческие в виде спекулятивных вольных рассуждений. Может так и надо, не знаю, но лично нас учили соблюдать определенный минимум увязок непосредственно с классическими масонскими интерпретациями, их возможных соотношений с внутренними реалиями чтеца итп. 

Не в обиду, просто комментарий. :) 

 

Есть у нас такое, любим мы вольные рассуждения.

Ну не знаю ув. Gabaon и ув. ДМ, у меня обратный эффект. Дойдя до Геометрии я проверил и убедился что нахожусь в открытой части библиотеки, только чтобы не прочитать чего лишнего.

Edited by Гранат
Link to post
Share on other sites

Материал интересный, спору нет, но мне лично не хватило разбора символизма искусств именно что в масонстве, именно в том их числе, в котором оно там дано и пр. и пр...

Почему-то в России поощряются зодческие в виде спекулятивных вольных рассуждений. Может так и надо, не знаю, но лично нас учили соблюдать определенный минимум увязок непосредственно с классическими масонскими интерпретациями, их возможных соотношений с внутренними реалиями чтеца итп. 

Не в обиду, просто комментарий. :) 

Я за разнообразие :) Например, Зодческая 4 градуса строго с привязкой именно к масонскому символизму, как он дан в ритуале градуса (хотя и там я обнаружил, что в разных масонских же моделях эти соответствия могут существенно различаться). В данном случае о СЕМИ Искусствам, уверен, и так много кто писал. А вот показать, что это далеко не единственный список, даже без всяческих новоделов (Тарокки Мантеньи - колода XV века, раньше, чем первые известные колоды собственно Таро, да ещё и с завязками на более древнюю и при этом не сильно известную модель 50 Врат Бина) - это, думаю, сделать стоит. Масонство - традиция живая, опираться на опыт веков, несомненно, нужно, если мы все будем работать исключительно с классическими интерпретациями - это будет топтанием на месте.

Link to post
Share on other sites

Да, я согласен с тобой, Otis93, но вызов в том и состоит, чтобы донести всё, что ты хочешь на языке _всей_ ложи, а значит, говорить так, чтобы те, кто знает о 7 и не хочет знать о других поняли, что ты хочешь сказать. Вообще разговор для зонтика... :) 

  • Upvote 2
Link to post
Share on other sites

Да, я согласен с тобой, Otis93, но вызов в том и состоит, чтобы донести всё, что ты хочешь на языке _всей_ ложи, а значит, говорить так, чтобы те, кто знает о 7 и не хочет знать о других поняли, что ты хочешь сказать. Вообще разговор для зонтика... :) 

Довольно тонкий момент. Я за гипертекстовость - в поэзии, прозе, Зодческих, да и даже в переписках в чатиках и на форумах. То есть, за то, чтобы текст был в достаточной мере понятен, чтобы не отбросить его сразу, и содержать достаточно нового (а значит, непонятного), чтобы это не было перевариванием уже переваренного. Причём я и за то, чтобы мои читатели/слушатели искали то, что им непонятно с ходу, и бросались спрашивать/гуглить, и за то, чтобы читать/слушать то, что заставит меня спросить/загуглить самому. В данном случае я хотел обратить внимание Братьев и Сестёр на:

1. Систему Тарокки Мантеньи как таковую.

2. Таблицы соответствий как очень сильный инструмент эзотерического поиска.

3. То, что "устоявшаяся система" не значит "единственно верная"

4. Ну и некоторые более частные выводы, конечно.

Так-то, понятно, надо балансировать между "традиционностью" и "новизной". К счастью, в нашем направлении масон, потенциально, может написать аж 100 Зодческих, даже если не будет писать несколько по одному градусу, так что можно написать на все вкусы :)))

Link to post
Share on other sites
Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

×
×
  • Create New...