10 Свободных Искусств (Зодческая Подмастерья (2°) A.∙.P.∙.R.∙.M.∙.M.∙.)

9 posts in this topic

Posted

Поговорим о Десяти Свободных Искусствах... Я честно пытался о семи (лучше бы, конечно, о 8 или 16, хотя это уже мой личный двоичный таракан), но моя любовь к чётким и однозначным системам упиралась в тупик при работе что через Септенер, что через Liber 777, что через числовые соответствия. Символизм то Грамматики и Риторики (Меркурий как речь?), то Риторики и Диалектики (Меркурий как речь, Юпитер как управление, или всё-таки Марс как зажигательные речи, зовущие в бой, и холодное рассечение фактов мечом Оккама?), то Арифметики и Геометрии (снова Меркурий в качестве науки как таковой?) смешивался и переплетался. Напротив, некоторых важных символических пластов в семёрке искусств откровенно не хватало (сводить Музыку к страсти Венеры или мечтательности Луны? а Астрономия — это Солнце как единственная настоящая ἄστρον в Септенере, или же Солнце — Арифметика, как, по Боэцию, первая, потому что «если устранить предшествующие по своей природе сущности, тотчас же устраняются и последующие»?).

На счастье, во всём многообразии карточных магических и мантических систем, с которыми мне приходилось иметь дело, есть одна, которая представляет для меня особый интерес — и как, по одной из версий, лёгшая в основу более поздних Старших Арканов Таро, и как отлично сочетающаяся с моими наработками по лавкрафтианскому пантеону, выполненными в рамках работы с «Заветом Мёртвых»; а именно — Тарокки Мантеньи, в которую входят не 78, а 50 карт, разделённых не на Старшие и Младшие Арканы (последние из которых, в свою очередь, на 4 стихийные масти и на Придворные и Числовые Арканы), а на 5 разделов, один из которых прямо ассоциируется со Свободными Искусствами. Поначалу, запамятовав, я думал, что там 7 Искусств дополнены тремя «внешними» по отношению к ним символами — как Девять Муз другого раздела дополнены Аполлоном, Главные Добродетели — Гениями Жизни, а Септенер — Звёздным Диском, Перводвигателем и Первопричиной. Ан нет, заглянув в созданный для нас алхимической свадьбой Арифметики и Грамматики (а может, Логики) Гугл, я убедился, что Тривиум и Квадривиум дополнены ещё одной тройкой наук, стоящих вполне себе в общем ряду с семью: Философией, Теологией и (что особенно порадовало меня как поэта) Поэзией.

Прямых и всеми признаваемых соответствий между картами Мантеньи разных рядов не существует (как не всегда понятны и взаимосвязи Тарокки и современного Таро, хотя кое-где преемственность иконографии вполне очевидна). Поэтому прямо сейчас, почтеннейшая публика любезные Братья и Сёстры, у вас на глазах, без страховки черновиков, я буду излагать свои мысли по поводу взаимосвязей внутри колоды Мантеньи (в том числе такие, которые позволят перебросить мостики и к более широко известным моделям соответствий, вроде Liber 777), а также некоторые соображения по поводу того, почему Свободные Искусства — не пережиток античности и раннего средневековья, приговорённый к забвению Фомой Аквинским, а актуальная в современном мире модель, пусть и претерпевшая существенные изменения (и, конечно же, как и все модели, являющаяся всего лишь одной из проекций реальности, но не реальностью как таковой: пальцем, указывающем на Луну, но не самой Луной).

1.     Грамматика.

В её руках — напильник и ваза.

Её возможное (скорее по остаточному принципу) соответствие среди муз — Талия (муза комедии и лёгкой поэзии — как и грамматика, то, что соединяет; держит комическую маску).

Её возможное соответствие среди Добродетелей — Надежда (то, что соединяет).

Её возможное соответствие среди карт Общества — Торговец (сложная ассоциативная цепочка или, может быть, по остаточному принципу).

Её очевидное соответствие среди Сфер — Меркурий (прямая связь с Торговцем, а также с Грамматикой как искусством речи). Через Liber 777 это также ключи 8 и 12, со всеми выходящими отсюда соответствиями.

В современном мире это искусство (помимо своих прямых проявлений) имеет перспективы в разработке универсального языка межнационального общения, языков программирования, языков-посредников для общения с высшими нечеловеческими формами земной жизни (дельфины, высшие приматы и пр.), в расшифровке природных языков вроде генетического кода, в поиске языка общения с внеземными цивилизациями.

2.     Логика (диалектика).

В её руке — дракон под покрывалом.

Её возможное (скорее по остаточному принципу) соответствие среди муз — Мельпомена (муза трагедии — как и диалектика, то, что разделяет; держит рогатую трагическую маску).

Её возможное соответствие среди Добродетелей — Осмотрительность (то, что разделяет).

Её возможное соответствие среди карт Общества — Слуга (сложная ассоциативная цепочка или, может быть, по остаточному принципу).

Её возможное соответствие среди Сфер — Сатурн (сложная ассоциативная цепочка или, может быть, по остаточному принципу). Через Liber 777 это также ключи 3 и 31, со всеми выходящими отсюда соответствиями.

В современном мире это искусство имеет перспективы в сфере искусственного интеллекта, а также в просветительском плане — как язык взаимопонимания, отсекающий противоречащие здравому смыслу гипотезы.

3.     Риторика.

В её руке — меч.

Её вероятное соответствие среди муз — Полигимния (муза героических [=меч] гимнов и мимического искусства [=того, что, как и риторика, призвано воздействовать на публику внелогическим путём]; держит лиру или переносной орган).

Её возможное соответствие среди Добродетелей — Сила (как меч).

Её возможное соответствие среди карт Общества — Рыцарь (как меч и Сила).

Её очевидное соответствие среди Сфер — Марс (прямая связь с Рыцарем, Силой, героическими гимнами и мечом). Через Liber 777 это также ключи 5 и 25, со всеми выходящими отсюда соответствиями.

В современном мире это одно из самых опасных и тяготеющих к злоупотреблениям искусств, поскольку апеллирует к дочеловеческим пластам психики, однако в подобающих руках оно может проявить себя как инструмент просвещённого политика или литератора. Также очевидны перспективы этого искусства в психотренингах, НЛП, а возможно, и шире — в современной психологии как таковой.

4.     Геометрия.

В её руках — стило, которым она чертит круг, квадрат и треугольник.

Её вероятное соответствие среди муз — Терпсихора (муза танца как движения в пространстве; держит лиру или кифару).

Её возможное соответствие среди Добродетелей — Вера (сложная ассоциативная цепочка или, может быть, по остаточному принципу).

Её возможное соответствие среди карт Общества — Ремесленник, или Мастер (наиболее очевидная с масонской точки зрения ассоциация).

Её возможное соответствие среди Сфер — Юпитер (сложная ассоциативная цепочка или, может быть, по остаточному принципу). Через Liber 777 это также ключи 4 и 21, со всеми выходящими отсюда соответствиями.

В современном мире это искусство имеет перспективы в виде неевклидовой геометрии (включая возможности использования «червоточин» для межзвёздных перелётов и проблемы перемещения во времени), а также в решении космологических проблем (Мультивселенная, многомерное пространство и пр.).

5.     Арифметика.

В её руках — монеты или счёты.

Её вероятное соответствие в разделе «Музы» — Аполлон (как первая, согласно Боэцию: «Она предшествует всем другим не только потому, что сам Бог, творец этого мироздания, взял её первой за образец своего мыслеполагания и по её [принципу] устроил всё, что через числа силой творящего Разума обрело гармонию в установленном порядке, но и потому арифметика объявляется предшествующей, что если устранить предшествующие по своей природе сущности, тотчас же устраняются и последующие»).

Её возможное соответствие среди Добродетелей — Интеллект (как необходимый для Арифметики и как Аполлон, потому что атрибут Интеллекта в колоде — солнечный диск).

Её возможное соответствие среди карт Общества — Король (как Аполлон и солнечный диск).

Её очевидное соответствие среди Сфер — Солнце (как Аполлон, Король и солнечный диск). Через Liber 777 это также ключи 6 и 30, со всеми выходящими отсюда соответствиями.

В современном мире это искусство имеет перспективы в компьютерных технологиях

6.     Музыка.

В её руках — флейта.

Её очевидное соответствие среди муз — Эвтерпа (одна из нескольких муз, связанных с лирической поэзией, но единственная — с музыкой; держит двойную флейту).

Её возможное соответствие среди Добродетелей — Милосердие (сложная ассоциативная цепочка или, может быть, по остаточному принципу).

Её возможное соответствие среди карт Общества — Нищий (через Милосердие и его иконографический образ в этой колоде — кошель с подаяниями).

Её возможное соответствие среди Сфер — Луна (связь с музыкой как искусством, понимаемым внелогически). Через Liber 777 это также ключи 9 и 13, со всеми выходящими отсюда соответствиями.

В современном мире это искусство (которое не должно пониматься сугубо как искусство «музицирования», то есть извлечения музыкальных звуков, но как искусство нахождения гармонии в окружающем мире, включая физическое пространство) имеет перспективы во всех вопросах, имеющих отношение к понятию «волна» (включая развитие и практическое применение суперструнной теории, а также использование волн электромагнитного спектра — в т. ч. радиоволн, жёстких излучений и пр.).

7.     Поэзия.

В её руках — флейта и ваза.

Её наиболее вероятное соответствие среди муз — Эрато (муза любовных песен и любовной поэзии, которая, собственно, и представляет собой квинтэссенцию поэзии: «все стихи — о любви»; держит тамбурин).

Её возможное соответствие среди Добродетелей — Умеренность (две вазы в руках как ассоциация с вазой в руках образа на карте Поэзии).

Её возможное соответствие среди карт Общества — Герцог (сложная ассоциативная цепочка или, может быть, по остаточному принципу).

Её очевидное соответствие среди Сфер — Венера (через Эрато и любовные песни, а также через морскую раковину на карте Венеры, ассоциирующуюся с вазами Поэзии и Умеренности). Через Liber 777 это также ключи 7 и 14, со всеми выходящими отсюда соответствиями.

В современном мире это искусство имеет перспективы в поиске закономерностей («рифм») в физической природе (генетический код, «стандартная модель» в физике, периодическая система химических элементов) и их использовании на благо общества (генная инженерия и, как её продолжение, синтетическая биология, трансмутация химических элементов через ядерный распад и синтез, ненуклонная химия).

8.     Философия.

В её руках — стрела и щит (образ Афины).

Её очевидное соответствие среди муз — Каллиопа (муза эпической поэзии, науки как таковой и собственно философии; держит трубу).

Её возможное соответствие среди Добродетелей — Справедливость (Философия как средство достижения Справедливости, Афина как богиня справедливой войны).

Её возможное соответствие среди карт Общества — Джентльмен (сложная ассоциативная цепочка или, может быть, по остаточному принципу).

Её возможное соответствие среди Сфер — Восьмая Сфера (сложная ассоциативная цепочка или, может быть, по остаточному принципу). Через Liber 777 это также ключ 2, со всеми выходящими отсюда соответствиями.

В современном мире это искусство имеет перспективы в развитии дисциплин, исследующих самые базовые законы Вселенной (синтетическая теория эволюции, теоретическая физика, астрофизика и пр.).

9.     Астрономия.

В её руке — указка, перед нею — звёздная сфера.

Её очевидное соответствие среди муз — Урания (муза астрономии и астрологии; держит циркуль и небесный свод).

Её возможное соответствие среди Добродетелей — Космос (очевидная связь с Астрономией).

Её возможное соответствие среди карт Общества — Император (через Космос как Империю).

Её очевидное соответствие среди Сфер — Первопричина (как Космос). Через Liber 777 это также ключ 1, со всеми выходящими отсюда соответствиями.

В современном мире это искусство имеет перспективы в расширении нашего представления о Космосе (в т. ч. изучение Тёмной материи и Тёмной энергии, чёрных дыр, других малоизученных космических объектов и явлений, включая их историю, начиная от Большого Взрыва и «до» него), поиске экстрасолнечных планет, пригодных для жизни, поиске жизни (включая разумную) на других планетах, развитии астробиологии, развитии космонавтики (включая межзвёздную — с помощью «червоточин», «кораблей поколений» или иного), экспериментах по терраморфированию планет, совершенствовании защиты от угроз из космоса.

10.  Теология.

В её руках — Земля, перед нею — звёздная сфера.

Её вероятное соответствие среди муз — Клио (муза истории, потенциально устремлённой к Божественному в человеке, и мифологии, предметом которой являются персонифицированные божества; держит свиток).

Её возможное соответствие среди Добродетелей — Время (очевидная связь с историей, мифологией и образом божества).

Её возможное соответствие среди карт Общества — Папа (очевидная ассоциация с Теологией).

Её очевидное соответствие среди Сфер — Перводвигатель (как источник Времени и истории, персонифицируемый как Бог — объект Теологии). Через Liber 777 это также ключ 0, со всеми выходящими отсюда соответствиями.

В современном мире это искусство имеет перспективы в возвышении человека до божественного статуса (трансгуманизм — в том числе с использованием генетических и компьютерных технологий), включая высшую цель величайших умов человечества (таких как Будда или Эпикур) — избавление от страданий и смерти (иммортализм).

«Невозможность победы — не повод отказываться от борьбы».

Разумеется, все соответствия «собраны на коленке», носят предварительный характер (а многие откровенно притянуты за уши или имеют очевидные внутренние противоречия) и могут быть пересмотрены или доработаны. Это скорее повод задуматься мне самому об их символизме, нежели попытка представить некую целостную картину.

manteg3[1].jpg

3

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

Прекрасная зодческая! Есть свой дух и шарм. Однако, позволю себе высказать и свое мнение -) 

Определяя цель философии, как достижение справедливости в чем-либо, мы априори огрничиваем философию, как инструмент поиска истин. К слову, Аристокл (Платон) вообще считал рабство нечто само собой разумеющимся. И что же, он значит не философ? Или рабство - это одна из форм справедливости? Во вторых, я солидарен с Аристотелем в том, что наука есть только одна -философия. А все остальное - ее дисциплины. Например логика -это чисто философское изобретение, которое стало дисциплиной. 

А еще меня немного смутило Ваше упоминание Лавкрафта. Он же был обычным писателем-фантастом. Одним из первых, кто начал создавать вымышленные вселенные (тот же Аль Азиф у него упоминается в разных рассказах) и публично заявлял об этом. Он не филосоы, ни эзотерик.. в общем на мой взгляд, сомнительный авторитет. Кстати! Очень советую послушать на ютюбе "безымянный город" Лавкрафта (Читает vartkes) .. это просто божественно -) 

Edited by Клодий Пульхр
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Прекрасная зодческая! Есть свой дух и шарм. Однако, позволю себе высказать и свое мнение -) 

Определяя цель философии, как достижение справедливости в чем-либо, мы априори огрничиваем философию, как инструмент поиска истин. К слову, Аристокл (Платон) вообще считал рабство нечто само собой разумеющимся. И что же, он значит не философ? Или рабство - это одна из форм справедливости? Во вторых, я солидарен с Аристотелем в том, что наука есть только одна -философия. А все остальное - ее дисциплины. Например логика -это чисто философское изобретение, которое стало дисциплиной. 

А еще меня немного смутило Ваше упоминание Лавкрафта. Он же был обычным писателем-фантастом. Одним из первых, кто начал создавать вымышленные вселенные (тот же Аль Азиф у него упоминается в разных рассказах) и публично заявлял об этом. Он не филосоы, ни эзотерик.. в общем на мой взгляд, сомнительный авторитет. Кстати! Очень советую послушать на ютюбе "безымянный город" Лавкрафта (Читает vartkes) .. это просто божественно -) 

Понятие Справедливости (как и многие другие) меняется из века в век. Философы "нащупывают", что такое справедливость, а не знают это истинно и по умолчанию. Все мы пропускаем свои взгляды через призму нашего времени, личного опыта, культуры и пр.

Что касается Лавкрафта и вообще "художественных" авторов - пожалуй, лучше приведу отрывок из своей пишущейся книги "Гремлиномикон: Техномагия в теории и на практике":

Граница между сакральным и профанным куда более размыта, чем это считают многие. Применительно к нашей теме, это касается, прежде всего, неоднозначности «сакрального статуса» литературного произведения в самом широком смысле этого слова, будь то исторический документ, фантастический роман, текст мистико-религиозного содержания или киносценарий. Фанфик двухтысячелетней давности под названием «Новый Завет», написанный по мотивам сборника разноплановых текстов древнееврейских авторов, приобрёл собственный обширный фэн-клуб, разделившийся на множество самостоятельных религиозных сект, и потому считается «священным писанием». «Кольцо Тьмы», фанфик Ника Перумова по мотивам более поздней трилогии Дж. Р. Р. Толкина «Властелин Колец», хотя и имеет своих почитателей, «священным писанием» всё же не считается даже самыми преданными из них. Количество произведений литературы, изобразительного искусства, песен, ролевых игр и других культурных явлений, вдохновлённых той же самой «канонической» трилогией, уступает (пусть и с колоссальным пока отрывом, но в её-то годы...) лишь количеству таковых, вдохновлённых указанным древнееврейским сборником и его многочисленными сиквелами, и уж точно куда выше, чем, скажем, всё то, на что вдохновили своих последователей алавитская Китаб аль-Маджму, айяварийская Акилатиратту Амманай, мандейская Гинза Рба — или огромное количество подобных текстов, которые считаются сейчас «труЪ-традиционными» лишь потому, что написаны несколько веков или тысячелетий назад. Сотворение человека из глины воспринимается миллионами людей как священная истина, его же происхождение из паразитов на теле первовеликана Паньгу — как часть космогонического мифа с глубоким философским и мистическим смыслом, а сотворение Колобка или Пряничного человечка из теста — это всего лишь детская сказка. (Впрочем, в проведённой калининградской рабочей группой «93 in 39» в декабре 2009 года хаос-магической Мистерии Курочки Рябы я уже постарался показать узость и однобокость такого подхода.) И дело даже не в том, что «эгрегор» старинных текстов объединяет больше людей, а скорее в том, что встроенные в него члены более буквально, а зачастую и с фанатизмом воспринимают изложенные в «писаниях» события, являясь активными проводниками своих богов в материальном мире как ритуально, так и этически. Но боги, лишившиеся своих почитателей, со временем становятся мифологическими персонажами, а боги, ещё не приобрётшие их, остаются персонажами литературными.

Такое положение дел тоже не всегда неизменно: старые боги могут возрождаться вместе со своими религиями, а новые — обрастать собственными культистами, писаниями и ритуалами (что мы наиболее отчётливо наблюдаем сейчас на примере лавкрафтианских Древних). Гомер, живи он в наше время, воспринимался бы как банальный «фэнтезюшник», почему-то решивший описывать свой мир поэтическим слогом. Но те же самые тексты, приправленные веками, воспринимаются уже как серьёзный источник мифологии. Пройдёт, быть может, каких-то пять веков — и лавкрафтианские или иные «новодельные» трактату станут восприниматься так же, как классические гримуары Средневековья и Возрождения. Не все, но хоть некоторые. Практически невозможно сказать, когда и при каких условиях книга перестаёт быть «просто книгой» и становится «Писанием», а когда происходит обратный процесс, и с полки «Религия и эзотерика» книга перекочёвывает в раздел «Художественная литература». Любая книжка и любой пантеон — это лишь «костыли». Настоящие магические силы находятся в нас самих, и если многим удаётся эффективно использовать более древние книжки — это не значит, что менее древние книжки «менее рабочие» сами по себе. Просто люди более привыкли доверять древним текстам, нежели современным.

Не всё просто и с однозначно художественными произведениями. С одной стороны, философы, оккультисты и мистики, владеющие даром художественного слова (вспомним хоть Гёте, хоть Блейка, хоть Кроули), нередко выражают в форме такового собственные прозрения, убеждения и идеи. Многие «художественные» авторы, даже если магия и мистицизм не были важной частью их образа жизни, всё же практиковали определённые техники, которые принято относить к области эзотерики. Например, по некоторым произведениям Майкла Муркока («Крепость Жемчужины») или Салмана Рушди («Гарун и Море Историй») хорошо заметно, что они не понаслышке знакомы со сновидческими техниками, хотя конкретные рецепты там и не прописываются. А при чтении Макса Фрая прекрасно видно, что, помимо сновидчества, автор знаком, как минимум, ещё и с творчеством Карлоса Кастанеды или уже упомянутого Алистера Кроули. С другой стороны, даже если автор изначально был чужд оккультизму и мистике, глубина проработанных им образов может вызвать в сердцах и умах должным образом «настроенных» читателей мысли и переживания, связанные с миром «сверхъестественного», а образы и практики, которые автор воспринимал как чистой воды вымысел, могут быть переосмыслены ими в более практическом ключе.

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Материал интересный, спору нет, но мне лично не хватило разбора символизма искусств именно что в масонстве, именно в том их числе, в котором оно там дано и пр. и пр...

Почему-то в России поощряются зодческие в виде спекулятивных вольных рассуждений. Может так и надо, не знаю, но лично нас учили соблюдать определенный минимум увязок непосредственно с классическими масонскими интерпретациями, их возможных соотношений с внутренними реалиями чтеца итп. 

Не в обиду, просто комментарий. :) 

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Почему-то в России поощряются зодческие в виде спекулятивных вольных рассуждений. Может так и надо, не знаю, но лично нас учили соблюдать определенный минимум увязок непосредственно с классическими масонскими интерпретациями, их возможных соотношений с внутренними реалиями чтеца итп. 

Не в обиду, просто комментарий. :) 

Есть у нас такое, любим мы вольные рассуждения.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

Материал интересный, спору нет, но мне лично не хватило разбора символизма искусств именно что в масонстве, именно в том их числе, в котором оно там дано и пр. и пр...

Почему-то в России поощряются зодческие в виде спекулятивных вольных рассуждений. Может так и надо, не знаю, но лично нас учили соблюдать определенный минимум увязок непосредственно с классическими масонскими интерпретациями, их возможных соотношений с внутренними реалиями чтеца итп. 

Не в обиду, просто комментарий. :) 

 

Есть у нас такое, любим мы вольные рассуждения.

Ну не знаю ув. Gabaon и ув. ДМ, у меня обратный эффект. Дойдя до Геометрии я проверил и убедился что нахожусь в открытой части библиотеки, только чтобы не прочитать чего лишнего.

Edited by Гранат
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Материал интересный, спору нет, но мне лично не хватило разбора символизма искусств именно что в масонстве, именно в том их числе, в котором оно там дано и пр. и пр...

Почему-то в России поощряются зодческие в виде спекулятивных вольных рассуждений. Может так и надо, не знаю, но лично нас учили соблюдать определенный минимум увязок непосредственно с классическими масонскими интерпретациями, их возможных соотношений с внутренними реалиями чтеца итп. 

Не в обиду, просто комментарий. :) 

Я за разнообразие :) Например, Зодческая 4 градуса строго с привязкой именно к масонскому символизму, как он дан в ритуале градуса (хотя и там я обнаружил, что в разных масонских же моделях эти соответствия могут существенно различаться). В данном случае о СЕМИ Искусствам, уверен, и так много кто писал. А вот показать, что это далеко не единственный список, даже без всяческих новоделов (Тарокки Мантеньи - колода XV века, раньше, чем первые известные колоды собственно Таро, да ещё и с завязками на более древнюю и при этом не сильно известную модель 50 Врат Бина) - это, думаю, сделать стоит. Масонство - традиция живая, опираться на опыт веков, несомненно, нужно, если мы все будем работать исключительно с классическими интерпретациями - это будет топтанием на месте.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Да, я согласен с тобой, Otis93, но вызов в том и состоит, чтобы донести всё, что ты хочешь на языке _всей_ ложи, а значит, говорить так, чтобы те, кто знает о 7 и не хочет знать о других поняли, что ты хочешь сказать. Вообще разговор для зонтика... :) 

2

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Да, я согласен с тобой, Otis93, но вызов в том и состоит, чтобы донести всё, что ты хочешь на языке _всей_ ложи, а значит, говорить так, чтобы те, кто знает о 7 и не хочет знать о других поняли, что ты хочешь сказать. Вообще разговор для зонтика... :) 

Довольно тонкий момент. Я за гипертекстовость - в поэзии, прозе, Зодческих, да и даже в переписках в чатиках и на форумах. То есть, за то, чтобы текст был в достаточной мере понятен, чтобы не отбросить его сразу, и содержать достаточно нового (а значит, непонятного), чтобы это не было перевариванием уже переваренного. Причём я и за то, чтобы мои читатели/слушатели искали то, что им непонятно с ходу, и бросались спрашивать/гуглить, и за то, чтобы читать/слушать то, что заставит меня спросить/загуглить самому. В данном случае я хотел обратить внимание Братьев и Сестёр на:

1. Систему Тарокки Мантеньи как таковую.

2. Таблицы соответствий как очень сильный инструмент эзотерического поиска.

3. То, что "устоявшаяся система" не значит "единственно верная"

4. Ну и некоторые более частные выводы, конечно.

Так-то, понятно, надо балансировать между "традиционностью" и "новизной". К счастью, в нашем направлении масон, потенциально, может написать аж 100 Зодческих, даже если не будет писать несколько по одному градусу, так что можно написать на все вкусы :)))

0

Share this post


Link to post
Share on other sites
You are commenting as a guest. If you have an account, please sign in.