Jump to content

Масонская агапа


Гранат
 Share

Recommended Posts

Итак, масонский формат.

Что такое агапа и для чего она нужна. Какой символизм для каждого она несет и несет ли вообще в себе, что-то не установленное конкретно для всех одним правилом. Почему не говорят, что необходимы деньги на разные покупки к агапе, выпивку и еду, а только объявляют годовой взнос за членство, он небольшой.

Агапа - это застолье после увлекательных работ. Это выпивка и еда.

 

Link to comment
Share on other sites

Агапа, или Застольная ложа, это продолжение ритуала. Она проводится по отдельному ритуалу.

И Агапа не просто выпивка и еда, это братская вечеря, если хотите.

Одни ложи проводят застольную ложу раз в год, в день рождения (учреждения) ложи, другие проводят каждый раз после работ.

Есть также упрощённое подобие агапы, когда произносится три обязательных тоста и когда она короче по времени. Ритуальная проходит в облачении и с обязательными 5-7 тостами (зависит от ритуала). Ритуальная открывается и закрывается как обычная ритуальная ложа. Поэтому её и называют правильно - застольная ложа. 

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

И Агапа не просто выпивка и еда, это братская вечеря, если хотите.

Одни ложи проводят застольную ложу раз в год, в день рождения (учреждения) ложи, другие проводят каждый раз после работ.

Есть также упрощённое подобие агапы, когда произносится три обязательных тоста и когда она короче по времени.

Получается, что если после работ есть застолье, то при соблюдении ритуала - агапа или ритуальное застолье. Если ритуала нет - это выпивка и еда, и братской вечерей ее назвать уже нельзя? 

Link to comment
Share on other sites

Получается, что если после работ есть застолье, то при соблюдении ритуала - агапа или ритуальное застолье. Если ритуала нет - это выпивка и еда, и братской вечерей ее назвать уже нельзя? 

Скорее да, нельзя. Смысл в том, что-бы пройти хотя бы тот минимум из трёх тостов, который есть в укороченной форме агапы. Просто так никто никогда не начинает пить и есть. Да и не принято упиваться и объедаться. По хорошему же, должно быть преломление хлеба и испитие вина на агапе и ничего более.

После ритуальной части обычно  братья идут в кафе или рестораны и там догуливают.  

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

Полистал по теме агап немного. Курьёзные вещи.

Начнем с того, что изначально все практически собирались в тавернах. Так что по умолчанию пили и ели. Во-вторых, некоторые из старых лож, похоже (все, что я говорю, касается в основном Британских островов), могли открыть ложу в 7, сесть поужинать с 9 до 11, и закрыть ее уже позже. Даже так делали. В моей ложе в Ирландии, например, каждый новоинсталированный ДМ закатывает ужин. В третьих, в некоторых ложах инструкция / изучение катехизиса проходило именно что за столом. Вообще временами пили много, и излишества и сквернословие карались весьма существенными штрафами. Тем не менее, посидеть всласть любили: один из исследователей пишет об одном заседании длиной в 18 часов. И - да, агапа может быть до известной степени ритуальной, но она не часть ритуала. 

:) 

Link to comment
Share on other sites

Полистал по теме агап немного. Курьёзные вещи.

Начнем с того, что изначально все практически собирались в тавернах. Так что по умолчанию пили и ели.

В самом начале так и было, кто ж спорит!? :)

Link to comment
Share on other sites

 Во-вторых, некоторые из старых лож, похоже (все, что я говорю, касается в основном Британских островов), могли открыть ложу в 7, сесть поужинать с 9 до 11, и закрыть ее уже позже. Даже так делали. 

:blink: 

Елагин писал, что в русских ложах увлекались Бахусом, любили праздновать. Ритуальной части уделяли совсем немного времени и внимания. Это было где-то в 1750-1760 г.г. Думаю, это общая традиция была тогда.

Edited by ДМ
  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

В третьих, в некоторых ложах инструкция / изучение катехизиса проходило именно что за столом.  

Ни раз слышал предложения почитать зодческие на агапе. Теперь этому есть объяснение. :)  

Link to comment
Share on other sites

Вообще временами пили много, и излишества и сквернословие карались весьма существенными штрафами. Тем не менее, посидеть всласть любили: один из исследователей пишет об одном заседании длиной в 18 часов. 

Такое местами можно и у нас, в России сейчас встретить...но не 18 часов конечно.

Link to comment
Share on other sites

И - да, агапа может быть до известной степени ритуальной, но она не часть ритуала.

А я вот последние годы только и слышу, что агапа является продолжением ритуала, и что все без исключений обязаны на ней оставаться. :unsure: 

Вообще же, я думаю, что везде свои национальные особенности. Мне про бразильские агапы рассказывали...ну там вообще пестня - пивасик, барбекю, все дела. И на агапы приезжают жёны с детьми. Там человек 150-200 собирается. Почти ассамблея ложи, причём каждый месяц.  :D

Edited by ДМ
Link to comment
Share on other sites

В России XVIII – первой четверти XIX веков агапы назывались «столовыми ложами». В архивах сохранились их регламенты. Агапы проводились в зависимости от масонской системы. «Христианские» системы «Шведская», «Розенкрейцерская» заимствовали свою практику у христиан первых веков. Они и считали себя их истинными наследниками. До III века агапа была обязательным атрибутом христианского богослужения. Подробно об этом можно почитать например в «Толковом Типиконе» М,Скабаллановича. В других системах, например. «Французкой», агапы проводились, как торжественные пиры. Остались воспоминания о том, что ради них некоторые масоны и посещали собрания лож))) Более того, например, в отношении И.Фесслера писали, что в его ложе в Германии на агапы приглашались женщины и устраивались танцы. В СПб во дворце Безбородко зал ложи приспособлен для подобных целей. Там есть хоры для музыкантов. Масоны «Христианских» систем порицали масонов других направлений за роскошь агап. Особенно такие обвинения предъявлялись отцу и сыну Жеребцовым, в чьих ложах «жили весело». У розенкрейцеров, в ложе «Умирающий сфинкс» столовые собрания проводились каждый раз после ритуального собрания ложи. Вот регламент, которому они следовали из инструкции «Теоретической градус». Дает представление и о современных столовых ритуалах.

О столовом собрании.

Все таковые столовые собрания какие употребляются при принятии масонов и кои величаются многими блюдами через что опоражнивается касса, должны быть совсем уничтожены, а соединенные брр. будут довольствоваться одним вином и хлебом. Три только праздника, а именно, день Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова, и великий четверг должны торжественно быть празднуемы собранием с надлежащею скромностью, дабы наши столовые собрания не уподоблялись бахусовым праздникам, как то во многих вел. кам ложах злоупотреблением вкралось.

Обряды при столовой ложе.

Обр.нач. приготовляет все потребное к сему собранию, стол должен состоять из трех кушаний, как скоро будет время идти к столу, то все брр. Занимают свои места стоя и ожидают ДГН который явиться немногими минутами позже и приносит с собой соль, открывая же дверь говорит: «Бог здесь с нами! Все брр. отвечают: «Мы на него уповаем». ГН занимает место, спрашивает у брр. секр: «Достойный бр. для чего мы здесь собрались?» Брат секр. отвечает: «Тело насытить пищей и питием, а душу усладить полезным наставлением и оказать друг другу знаки бр. любви. ДН говорит: «исполним же сие похвальное намерение». Все брр. целуются с ДГН говорят следующую молитву:      

Молитва.

Боже милостивый! Не создавший не единой твари без того, чтобы не даровать ей пищи, и израильтян манною питавший! Даруй нам ныне хлеб наш насущный, да сохраниться тело наше в силах. Все смиренно молим тебя, даруй нам и пищу души нашей, она есть святое твое слово и дух, да насытимся телесно и духовно. Мы восхвалим тебя вечно и тебе единому воздадим честь: ибо ты един вечен, ты един всемогущ Аминь.

По молитве брр. еще стоят, а бр. обр. приносит им хлеб и чаши с вином и после отходит на свое место.

ДГН отламывает кусок хлеба, ожидает пока каждый брр. отломит себе кусок хлеба и говорит: «Боже благослови нам хлеб сей» выпив немного вина говорит: «Боже благослови нам вино сие» и посылает чашу в круг говоря: «Сие да будет нам воспоминанием союза нерушимой верности и любви ко брр нашим!»

После сего брр садятся и едят, наблюдая тишину, а после кушания ГН ударяет однажды молотком по столу и говорит: «д. брр. готовы ли вы отвечать на мои вопросы». О бр. говорят: «ДГН мы сие желаем удовлетворить вас правильными ответами». Тогда предлагаются следующие вопросы.

Разные вопросы к наставлению теоретических братьев…

Заключение столового собрания.

Достойнейшие брр. мы смертное наше тело насытили, а дух наш заняли полезным наставлением что еще осталось нам сделать: бр. сек. отвечает: «Ближним нашим оказать дел милосердие, и возблагодарить Вечного Всемогущего Творца за не исчетные Благодеяния Его».

ГН: Исполним же и то и другое.

Тогда ДГН посылает кругом шляпу, покрытую салфеткою, каждый Бр. дает по своему произволению, сие вручается бр. казначею. А ДГН начинает произносить следующую молитву:

Молитва.

О Боже! Отче света! Источник всякого милосердия! Насытивший пятью хлебами 4000 мужей, по твоему всемогуществу! Сы и мы насыщенные ныне Благословлением твоим, приносим тебе бесконечное благодарение за щедрые дары, полученные нами от твоей не заслуженной нами щедроты дух твой сильный да насытит тело и душу нашу, да будем укреплены временно и вечно о беспредельный творец! Сердце наше прославит тебя, уста возблагодарят и восхвалят  тебя бесконечно! Аминь.

Тогда все брр. говорят: «Хвалите Господа все народы: ибо небеса и земля исполнены славы его Аминь!».

Питие за здоровье.

За три только здоровья пьют церемониально: за первое ДГН по первом кушанье, за второе Бр. секр., а за третье Бр. обр. по третьем кушанье следующим образом. ДГН говорит: «Достойные брр. выпьем за дрожайшее здоровье высокодостойных каменщиков наших с желанием им всякого счастья и благополучия. Здесь обр. подает ДГН чашу с вином все брр. встают и до Гл. На. далее говорят: «Бог да просветит их духом своим и да даст им премудрость, разумения и совет». Когда выпьет ДГН то прочие брр. берут свои стаканы и пьют по обыкновению св.кам. за второе здоровье, пьют при другом кушанье и тогда бр. сек. говорит: «Достойные брр. выпьем за дрожайшее здоровье нашего ДГН Бог да защитит его! Правда его да укрепит его! Премудрость его да управляет им!» Когда брр. выпьют таким образом то ДГН говорит: «Достойные любезные брр. благодарю вас за благонамеренное желания ваши, Бог да исполнит оные, и да даст всем нам дары святого своего духа».

Все брр. говорят: «Мы ревностно молим его о сем».

За третье здравие пьет обр. с желанием счастья всем теоретическим брр. и говорит: «Достойные брр. с позволения ДГН выпью я за здравие и благополучие всех теор. брр. Бог да дарует нам благословение, мир и единство».

Link to comment
Share on other sites

Как масоны относятся к любовницам и женщинам с низкой социальной ответственностью?B)

Масон-это человек свободный и добрых нравов. И оба эти качества дополняют  друг друга.

Edited by AP
  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

А я вот последние годы только и слышу, что агапа является продолжением ритуала, и что все без исключений обязаны на ней оставаться. :unsure: 

Вообще же, я думаю, что везде свои национальные особенности. Мне про бразильские агапы рассказывали...ну там вообще пестня - пивасик, барбекю, все дела. И на агапы приезжают жёны с детьми. Там человек 150-200 собирается. Почти ассамблея ложи, причём каждый месяц.  :D

Продолжение, да, но - не ритуал. 

Вообще общие ужины с женами и пр. (совмещенные с благотворительными акциями, концертиком итп) дело весьма обычное. 

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

Масон-это человек свободный и добрых нравов. И оба эти качества дополняют  друг друга.

Прям НЛП хорошего уровня:rolleyes:

Link to comment
Share on other sites

Вообще же, я думаю, что везде свои национальные особенности. 

Да, это точно. Российское масонство, как мне видится, сформировалось под сильным французским влиянием (я имею ввиду нынешнее). То же и с испанцами. Масонство Британских островов, как мне кажется, абсолютно неэзотерично, и вообще, больше такая клубная тема... :) 

  • Upvote 2
Link to comment
Share on other sites

Как масоны относятся к любовницам и женщинам с низкой социальной ответственностью?B)

Все по разному. Обычно о таком мы не обмениваемся мнением, ибо это сугубо личное. А специального консолидированного масонского мнения у масонов нет.

  • Upvote 2
Link to comment
Share on other sites

Да, это точно. Российское масонство, как мне видится, сформировалось под сильным французским влиянием (я имею ввиду нынешнее). То же и с испанцами. Масонство Британских островов, как мне кажется, абсолютно неэзотерично, и вообще, больше такая клубная тема... :) 

Я согласен с тобой, ибо сам также считаю.

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

 Share

×
×
  • Create New...