Jump to content

Ложа в Калининграде


Ehayn
 Share

Recommended Posts

Нет, не считается, если к ним не имеете никакого реального отношения. А конкретно, к Гогенцоллернам.

Реинкарнация может быть исключительно плодом вашей фантазии.

Благодарю за подсказку в плане геральдического древа. А вот в вопросах реинкарнации есть большие нюансы, вопрос в степени посвящения, я лично не считаю себя бывшим императором, но чувствую сильный магнитизм в отношении данного Ордена, в связи с чем почту за большую честь Его возрадить, или хотя бы попытаться, если Великий Архитектор не будет возражать.)

Link to comment
Share on other sites

Этой ложи не было во Франции, она чисто немецкая. Советник вам не поможет. И шаманский лагерь в Перу тоже)

Я знаю, что это немецкий стиль, но у советника есть хорошие связи, а вопрос Перу это уровень моего понимания, так сказать школа жизни, при том без айваски, но с масонским храмом в центре Икитоса, люблю экзотику!)

Link to comment
Share on other sites

Ув. ДМ. Почему вы здесь не опубликуете информацию, которою выложили в группе ОВЛР в соц.сети VK. Про ложи затронутые в этой теме ? Информация там у вас более точная. :)

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

Тофикслого.jpg

Мёртвая голова и феникс (нем. Zum Todtenkopf und Phoenix) — одна из старых масонских лож Германии. Она была основана 21 марта 1772 года, в Кёнигсберге, и сначала была названа «Мёртвая голова».

 

История

Создание ложи

Ложа «Мёртвая голова и феникс» была основана 21 марта 1772 года, в Кёнигсберге, под названием «Мёртвая голова», масонами Фридрихом Эрнстом Йестером, Кристианом Якобом Гевельке, Якобом Фридрихом Гриммом, Натаниэлем Хольстом и Иоганном Игнацем Вирбицки.

Фридриху Эрнсту Йестеру на момент основания ложи было 29 лет и он был посвящён в масоны в 1764 году, в Париже. Якоб Фридрих Гримм был членом венской ложи «Надежда». Натаниэль Хольст был одним из членов ложи «Золотое яблоко» в Этине. Иоганн Игнац Вирбицки был членом ложи «К трём звездам» в Гданьске. А Кристиан Якоб Гевельке был членом ложи «К трём розам» в Гамбурге.

Пятеро членов-основателей провели первые импровизированные работы ложи 21 марта 1772 года, но без официальных ритуальных действий и ритуальных предметов. В день основания ложи были проведены тайные голосования по кандидатам, для дальнейшего принятия в ложу. Досточтимым мастером ложи был избран Фридрих Эрнст Йестер. Основание ложи завершилось празднованием в винном ресторане с распитием Беренфанга.

Ситуация в Кёнигсберге в 1772 году

Политическая ситуация в Кёнигсберге, для созданной ложи «Мёртвая голова», была благоприятной, город процветал экономически и культурно. Если правление Фридриха Вильгельма I было направлено на увеличение налогообложения, с целью увеличения расходов на военные нужды, то во времена правления Фридриха II (Великого), который сам был масоном и находился у власти с 1740 года, государственные дела велись в стиле эпохи Просвещения.

В Кёнигсберге находился большой морской порт с обширными торговыми связями для экспорта древесины, зерна и янтаря. Культурная жизнь была отмечена многочисленными художественными и литературными ассоциациями и общественными концертами. С 1770 года Иммануил Кант преподавал в Кёнигсбергском университете (Альбертине), основанном в 1544 году.

В 1746 году была основана первая кёнигсбергская ложа «К трём якорям». После её роспуска в 1758 году оставшиеся члены ложи в 1760 году основали ложу «К трём коронам».

Первый год ложи

GLLdFvD.jpg
 
Логотип ВЗЛВКГ

Сразу после основания ложи «Мёртвая голова», досточтимый мастер Йестер, попытался через Иоганна Вильгельма Келльнера фон Циннендорфа войти в Великую земельную ложу вольных каменщиков Германии (ВЗЛВКГ), основанную Циннендорфом в 1770 году в Берлине. В июне 1772 года Йестер получил от Циннендорфа временную конституцию и соответствующие ритуалы трёх символических градусов его устава. Таким образом, ложа была признана вошедшей в юрисдикцию ВЗЛВКГ. Формальный акт основания ложи был выпущен гораздо позже и датирован 3 мая 1775 года.

В апреле 1772 года ложа переехала в новое здание в Трагхайме, на Пульверштрассе, где 21 апреля 1772 года она провела свои первые работы. Дальнейший рост ложи привёл к тому, что арендованное помещение стало маленьким для неё и не вмещало членов ложи. Поэтому, 10 ноября 1772 года было арендовано новое, большое помещение в доме Ротгерберс Абель.

К концу 1772 года численность ложи увеличилась до 34 человек, и в неё входило: 11 офицеров, 10 торговцев, 5 государственных служащих, 2 фармацевта, 1 помещик, 1 актёр, 1 студент-медик и 3 так называемых служащих брата.

Восстание против Устава Строгого соблюдения

Кёнигсбергская ложа «К трём коронам», находилась под юрисдикцией Великой национальной материнской ложи Три глобуса и практиковала Устав Строгого соблюдения, который был в значительной степени основан на легенде о тамплиерах и строгом орденском подчинении. В то время эта система отвергалась либеральными и просвещёнными масонами, и, в конечном итоге, привела к расколу всего германского масонства.

Система ВЗЛВКГ, основанная Циннендорфом, была подобна Шведской системе, ориентированной на христианское учение. Циннендорф, как и досточтимый мастер ложи «Мёртвая голова» Йестер, стремились уравновесить Строгое соблюдение, переведя ложи на шведскую систему, которая и была окончательно принята 1 октября 1779 года.

Ложи «Мёртвая голова» и «К трём коронам» часто спорили по вопросам масонских систем и обучения, которые временами переходили во взаимные недоверие и обиду, и вызывали упрёки и жалобы. Только после формального вхождения ложи «Мёртвая голова» в юрисдикцию ВЗЛВКГ, 3 мая 1775 года, многие спорные вопросы, возникавшие между великими ложами, были урегулированы и было разрешено взаимное посещение лож.

Основание ложи «Феникс»

250px-ID003877_B307_HinttrheimTodtenkopf
 
Здание ложи в Гинтертрагхайм
250px-ID003181_A088_LogeTotkopfPhoenix.j
 
Здание ложи в Биржевом саду Кёнигсберга

К 1775 году численность ложи «Мёртвая голова» сильно увеличилась. Это привело к тому, что ложа снова сменила место проведения работ и переехала в здание у Замкового пруда, на Гинтертрагхайм, 26/27, рядом со зданием ложи «К трём коронам» (Гинтертрагхайм, 31). 25 мая 1775 года состоялись первые работы ложи на новом месте.

В марте 1775 года 3-летие ложи ознаменовалось прочтением доклада Иоганна Эрнста Шультца на тему «Мудрость, сила, красота». Доклад выражал дух оптимизма ложи, а Шульц в своём докладе сравнивал взаимодействие мудрости, силы и красоты.

Позже, в 1775 году, число членов ложи выросло настолько, что 10 сентября 1775 года, отделившись от ложи «Мёртвая голова», была основана новая ложа — «Феникс», которая 30 января 1776 года также вошла под юрисдикцию ВЗЛВКГ и стала работать по уставу Циннендорфа.

Ложа «Феникс» имела своё помещение в том же доме у Замкового пруда, что и ложа «Мёртвая голова».

Известными членами двух лож, в конце XVIII-начале XIX веков, были: прусский генерал-лейтенант Генрих Кристоф Карл Герман фон Вилих и Лоттум, судья, а затем канцлер Королевства Пруссия Карл фон Вегнерн, географ Адам Кристиан Гаспари и композитор и дирижёр Фридрих Адам Гиллер.

Объединение двух лож

150px-Deutsches_Freimaurermuseum_Bayreut
 
Знак ложи после объединения

В конце XVIII-начале XIX веков ситуация изменилась в результате наполеоновских войн: многие члены лож приняли участие в войне, многие из них не вернулись с неё, другие потеряли свой бизнес из-за экономического спада и покинули Кёнигсберг. Ложи «Мёртвая голова» и «Феникс» настолько уменьшились, что не могли самостоятельно проводить свои работы, в результате чего оставшиеся члены лож решили объединить их.

Таким образом, 10 сентября 1832 года состоялось объединение лож «Мёртвая голова» и «Феникс». В 1899 году в ложе числились 354 масона.

Известными членами ложи в XIX веке, помимо Отто Гибера, были прусский политик Бруно Абегг, врачи Карл Генрих Буров и Эрнст фон Лейден, прусский генерал-майор Теодор фон Дехен, богослов и публицист Юлиус Рупп, востоковеды Питер фон Болен и Фердинанд Нессельман, ученый-аграрий Германн Зеттегаст и бактериолог Юлиус Рихард Петри.

Отто Гибер

Logenmeister_der_Johannisloge_Otto_Hiebe
 
Отто Гибер

В 1869 году, в возрасте 29 лет, Отто Гибер был принят в масоны в ложе «Мёртвая голова и феникс». В 1885 году Гибер был избран досточтимым мастером ложи и оставался на этой должности в течение исключительно длительного периода — 37 лет, вплоть до 1922 года.

Будучи досточтимым мастером ложи, он не только занимался делами своей ложи, но и активно участвовал в делах Великой земельной ложи вольных каменщиков Германии, писал и публиковал различные труды по масонству, которые сохранили актуальность и по сей день.

Медаль в честь Отто Гибера экспонируется в Музее Канта в Кёнигсбергском соборе, где представлены и другие раритеты исторического периода до 1933 года.

Бюст Отто Гибера находится в Доме ордена Великой земельной ложи вольных каменщиков Германии, в берлинском районе Далем.

Масонские витражи в кафедральном соборе

270px-K%C3%B6nigsberg-Dom02.jpg
 
Витражи в Кафедральном соборе Кёнигсберга

В период между 1901 и 1906 годами, мастера витражей, Рудольф и Отто Линнеманн из Франкфурта-на-Майне, создали одиннадцать витражей для Кёнигсбергского собора. Окно для баптистерия собора было пожертвовано кёнигсбергскими ложами «Мёртвая голова и феникс», «К трём коронам» и «Иммануил».

В дополнение к композиции «Крещение Иисуса Иоанном Крестителем», в витраже, в нижней его части, были изображены некоторые масонские символы, а также эмблемы трёх лож. Документы и фотографии витража находятся в архиве Линнеманна во Франкфурте-на-Майне.

Окно было утрачено в ходе обширного разрушения собора в конце Второй мировой войны. В ходе восстановления баптистерия, русским мастером-строителем Игорем Александровичем Одинцовым, это окно было также реконструировано на основе оригинальных документов, которые были найдены в архиве в Ольштыне (Алленштайн), Польша.

Времена национал-социализма и запрещение масонства в Германии

С началом нацистской диктатуры в 1933 году и попытками запретить масонство, ложе стало всё труднее проводить свои работы. Последние масонские работы ложи состоялись в конце 1933 года. 14 января 1934 года полиция и СС обыскали помещение ложи и изъяли все ритуальные предметы и документы, а досточтимый мастер ложи Перри был временно заключён в тюрьму.

Ложа была официально запрещена и распущена по официальному приказу в июне 1935 года, все её активы и имущество конфискованы.

Возрождение ложи в Берлине

270px-Ordenshaus_gll.jpg
 
Орденский дом Великой земельной ложи вольных каменщиков Германии

Только в 1947 году первые ложи в Западной Германии и Западном Берлине начали возвращаться к жизни и реактивироваться, включая ложу «Мёртвая голова и феникс». Первоначально, эта ложа, вместе с другими ложами, переехала в частично разрушенное здание ВЗЛВКГ на Айзенахерштрассе. Несмотря на материальные трудности послевоенного периода, с течением времени в ложу были приняты новые члены, и она начала восстанавливаться.

С 1965 года ложа проводила свои работы в Доме ордена Великой земельной ложи вольных каменщиков Германии в берлинском районе Далем. Георг К. Фромгольц руководил работами ложи с 1973 по 1981 год, после чего он был избран на должность великого мастера Великой земельной ложи вольных каменщиков Германии.

На сегодняшний день, ложа является одной из самых больших и известных лож в Германии, и проводит работы по Шведскому уставу.

 

  • Upvote 2
Link to comment
Share on other sites

И я надеюсь.

Хотя в Восточной Пруссии было не так много лож, можно сказать, что было очень мало, всего 4. И дна в новейшее время.

Это: "К Трём Якорям" (1750-1758), "К Трём Коронам" (1760-1933), "Мёртвая голова и Феникс" (1772-1933 и 1947-по наши дни), Иммануил. И "Под Тремя коронами" (ВЛР) (2002-2005, 2011-2015).

Edited by ДМ
  • Upvote 2
Link to comment
Share on other sites

Хотя в Восточной Пруссии было не так много лож, можно сказать, что было очень мало, всего 4. И дна в новейшее время.

Это: "К Трём Якорям" (1750-1758), "К Трём Коронам" (1760-1933), "Мёртвая голова и Феникс" (1772-1933 и 1947-по наши дни), Иммануил. И "Под Тремя коронами" (ВЛР) (2002-2005, 2011-2015).

- Oddfellow, Königsberg
- Immanuel, Königsberg 
- Totenkopf und Phönix, Königsberg
- 3 Kronen, Königsberg
- Auf dem Wege zum Osten, Osterode
- Zur goldenen Harfe, Marienwerder
- Stein an der Alle zu Allenstein
- Zum Preußischen Adler, Insterburg 
- Zur Brudertreue am Hohen Berge, Goldap
- Constantia, Elbing 
- Zu den drei Thoren des Tempels, Rastenburg
- Masovia zur Treue, Neidenburg
- Bruno zum Doppelkreuz, Braunsberg
- Wilhelm zur Ostpr. Treue, Bartenstein
- Zur goldenen Leyer, Gumbinnen
- Irene, Tilsit
- Viktoria zu den 3 gekr. Türmen, Marienburg
- Hütte am See, Lyck

Это включая нынешнюю польскую часть Восточной Пруссии. Но даже без неё пропущены Zum Preußischen Adler из Инстербурга/Черняховска, Zur goldenen Leyer из Гумбиннена/Гусева, Irene из Тильзита/Советска, Oddfellow из Кёнигсберга (это, правда, не совсем масонская ложа). Totenkopf und Phönix раньше были двумя отдельными ложами, Totenkopf и Phönix. И наверняка было что-то в Рагните/Немане, там до сих пор сохранилась лепнина на одном из домов, а главное - до сих пор есть масонская символика на гербе города.

800px-Герб-Немана.svg[1].png

Edited by otis93
  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

Если копнуть - была ещё тильзитская "Луиза к Чистому Сердцу" (до "Ирэны"), тильзитская же "Андреа Стренуа" и мемельский "Мемфис" (Мемель тоже долгое время был частью Восточной Пруссии). Наверняка было ещё энное количество.

https://droband1975.livejournal.com/177899.html

 

Edited by otis93
  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

- Oddfellow, Königsberg
- Immanuel, Königsberg 
- Totenkopf und Phönix, Königsberg
- 3 Kronen, Königsberg
- Auf dem Wege zum Osten, Osterode
- Zur goldenen Harfe, Marienwerder
- Stein an der Alle zu Allenstein
- Zum Preußischen Adler, Insterburg 
- Zur Brudertreue am Hohen Berge, Goldap
- Constantia, Elbing 
- Zu den drei Thoren des Tempels, Rastenburg
- Masovia zur Treue, Neidenburg
- Bruno zum Doppelkreuz, Braunsberg
- Wilhelm zur Ostpr. Treue, Bartenstein
- Zur goldenen Leyer, Gumbinnen
- Irene, Tilsit
- Viktoria zu den 3 gekr. Türmen, Marienburg
- Hütte am See, Lyck

Это включая нынешнюю польскую часть Восточной Пруссии. Но даже без неё пропущены Zum Preußischen Adler из Инстербурга/Черняховска, Zur goldenen Leyer из Гумбиннена/Гусева, Irene из Тильзита/Советска, Oddfellow из Кёнигсберга (это, правда, не совсем масонская ложа). Totenkopf und Phönix раньше были двумя отдельными ложами, Totenkopf и Phönix. И наверняка было что-то в Рагните/Немане, там до сих пор сохранилась лепнина на одном из домов, а главное - до сих пор есть масонская символика на гербе города.

800px-Герб-Немана.svg[1].png

Хорошая информация! Не знал всего этого, перечисленного. Почему-то, в основном встречал информацию только о ложах в Кёнигсберге.

Link to comment
Share on other sites

Если копнуть - была ещё тильзитская "Луиза к Чистому Сердцу" (до "Ирэны"), тильзитская же "Андреа Стренуа" и мемельский "Мемфис" (Мемель тоже долгое время был частью Восточной Пруссии). Наверняка было ещё энное количество.

https://droband1975.livejournal.com/177899.html

 

Так вы копайте, если есть откуда материал брать.

 

Link to comment
Share on other sites

Totenkopf und Phönix раньше были двумя отдельными ложами, Totenkopf и Phönix

(!) Я выше разместил статью, написанную мною год назад. В ней история ложи "Мёртвая голова и Феникс" хорошо представлена. ;) 

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

Так вы копайте, если есть откуда материал брать.

 

В основном интернет :)

Link to comment
Share on other sites

Сколько "зодчих" объявилось, желающих своими кривыми ручонками Храм воздвигнуть :lol:. Работать бы над собой усердно. Нет, им других подавай для обработки :D.

Link to comment
Share on other sites

Сколько "зодчих" объявилось, желающих своими кривыми ручонками Храм воздвигнуть :lol:. Работать бы над собой усердно. Нет, им других подавай для обработки :D.

И не говорите :))) Прям носятся толпами, в квартиры заглядывают с брошюрками о масонстве, предлагают "поговорить о Великом Архитекторе" :)))

  • Upvote 2
Link to comment
Share on other sites

  • 4 months later...

Нашёл интересную статейку. Местами довольно тенденциозно, а где-то сомнительно, но в целом богатая фактология из истории восточнопрусского масонства.

  • КЁНИГСБЕРГ И МАСОНЫ.
    Здесь русские офицеры пили кровь - и становились “вольными каменщиками”

 

Наша сегодняшняя “прогулка” - по Кёнигсбергу масонскому. Нет, не пугайтесь: мы не будем красться по городу “тайными тропами”, пристально разглядывая фасады домов довоенной постройки (а ну как мелькнёт где-нибудь выбитый циркуль или треугольники сплетутся в экстазе). Поиск “сокровенных знаков” - занятие неблагодарное. И где-то даже шизофреническое. Слишком далеко можно зайти. Ибо масонов сегодня винят во всём: в развале Советского Союза, в мировом финансовом кризисе, в аномально жаркой (холодной) погоде... При этом мало кто из обличающих “масонские козни” знает наверняка, что собой представляют эти самые “вольные каменщики”.

Кольцо на пальце

Пётр I

Между тем, история масонства Восточной Пруссии и России, в сущности, общая. И роль Кёниг­сберга в ней - ключевая.

По легенде, отправляясь в 1697 году в Великое Посольство (его, как мы знаем, с великой пышностью принимали в Кёнигсберге), молодой Пётр I заказал себе кольцо с надписью “Я ученик и ищу учителей”. А вот вернулся он - опять же по легенде - с ДРУГИМ кольцом на пальце. Якобы в 1699 году он вместе с Францем Лефортом, своим другом и советником, вступил в масонскую ложу. И на пальце у него будто бы отныне красовался ОСОБЫЙ перстень, с мечом и короной (меч - символ воительства, корона - знак мудрости, высшего просветления).

Однако никаких документов, подтверждающих факт принадлежности русского царя к англий­ской масонской ложе, не найдено. Да и “английский след”, в сущности, никуда не ведёт: в 1731 году “великим мастером для всей России” и впрямь был назначен английский капитан Джон Филипс, но... в ложе его состояли исключительно иностранцы. Русская знать повалит в масоны чуть позже. И особенно отчётливым здесь будет... кто бы сомневался!.. “кёнигсберг­ский след”. Правда, имеющий весьма извилистую траекторию.

Тайные братья

Масонские ложи появились в Англии ещё в XIV веке и объединяли действительно каменщиков. Выполняя функции своеобразного средневекового профсоюза.

Интересно, что в Англии в это время существовали жёсткие законы об оседлости для представителей всех непривилегированных сословий (в смысле, где родился - там и живи, и работай, и выплачивай подати своему господину и своему королю). Но за строителями официально признавалось право на свободу перемещения. Каменщики переезжали из города в город, чтобы возводить замки, дворцы для знатных особ, церкви, соборы...

Дабы отличать “своих” от “чужих” (то бишь, НАСТОЯЩИХ строителей, членов цехового братства, от “примазавшихся”), придумывались тайные знаки, пароли, устанавливались особые ритуалы.

Наверное, на первых порах всё это было игрой... эдаким развлечением, с помощью коего каменщики пытались вознаградить себя за тяготы кочевого бытия. Но со временем ситуация изменилась. В ложи начали вступать не только - и не столько - строители.

Европейские аристократы потянулись в масоны по разным причинам. Кого-то привлекала таинственность, кого-то - традиционные пирушки в развесёлой мужской компании. Знатные особы стремились возглавить масонские ложи и использовать их в своих интересах. Дворянам менее титулованным льстила мысль о том, что они - “братья” богатых и важных... Люди творче­ских профессий и учёные-историки могли рассчитывать на финансовую поддержку со стороны состоятельных “братьев”.

С уклоном в гомосексуализм

251-kenig-11.jpg

А затем в Европе наступил век Просвещения - и древняя корпоративная этика строителей стала благодатной почвой для развития идей справедливости, равенства и передела общества на новой, более разумной основе. Эти идеи уже было и впрямь небезопасно провозглашать открыто. В Европе начались гонения на масонов: папа римский Климент XII повелел отлучать от церкви всех католиков, прошедших обряд посвящения в братство.

В Англии масонов обвинили в союзе с Антихристом и в том, что их закрытые собрания на самом деле являются разнузданными оргиями. С уклоном в гомосексуализм... В Голландии на “уличённых” масонов накладывали гигантские штрафы, в Швеции и Швейцарии - их даже пытали с целью выведать имена других “братьев”.

Две страны не принимали участия в этой свистопляске: Восточная Пруссия - и Россия. И это не случайно.

В начале XVIII века в Восточную Пруссию, сильно обезлюдевшую в результате эпидемий чумы, Фридрих Вильгельм активно зазывает “беженцев по религиозным мотивам”. Десятки тысяч французских гугенотов, голландских меннонитов, зальц­бургских и швейцарских лютеран привносят с собой опыт и знания искусных ремесленников и торговцев, элементы своей культуры... а многие - и философию и “тайнопись” масонства.

“У трёх якорей”

Восточная Пруссия оторвана от метрополии, она соседствует с Польшей и Литвой, и находится в весьма знакомом нам, сегодняшним, положении “государства вне государства”. Чуть позже кёнигсбергский философ Гаман скажет об этом так: “У меня нет ни малейшего желания быть немцем... я сын Восточной Пруссии”. И ему даже не понадобится “расшифровывать свою мысль.

Идея стать членом Всемирного Тайного Братства, поставившего перед собой цель вести человечество к достижению Рая на Земле - что может быть привлекательней? Для тех, кто Волей Божьей (точней, в силу геополитических особенностей своего региона, как сказали бы сегодня) и сам себя ощущает Гражданином Мира, не закованным в границы одной страны или одной национальности...

Первая ложа в Кёнигсберге - “У трёх якорей” - была, вполне в духе нашего города, основана ФРАНЦУЗСКИМ офицером, состоявшим на ПОЛЬСКОЙ службе. Но продержалась она недолго - лет пять. Вроде бы ей не хватило блеска.

Посвящение в масоны

“Золотой век” масонства в Кёнигсберге - это период русской оккупации Восточной Пруссии во время Семилетней войны (1756-1763). В 1758 году здесь была образована шотландская “Андреас-ложа”. (Кстати, по ещё одной легенде, Пётр I был членом именно шотландского братства, и даже орден св. Андрея Первозванного будто бы учредил во исполнение обета, данного масонам-шотландцам.) В 1760 году при содействии русских офицеров её реорганизовали в дочернюю ложу берлинской “Великой королевской материнской ложи трёх земных сфер” под названием ложа “Трёх корон”.

И хотя никто не делал особой тайны из существования этой ложи в Кёнигсберге, все ритуалы вступления исполнялись неукоснительно.

Принят в ложу “Трёх корон”

Интересно, что обряд приёма в члены масонской ложи нигде в мировой литературе не описан так подробно и точно, как... в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”. Вообще-то масонские тайны под страхом смертного наказания запрещалось раскрывать посторонним и, тем паче, записывать: допускалась лишь устная передача сведений тому, кто предварительно поклялся хранить молчание. Но Лев Николаевич Толстой был лично знаком с масонами. По некоторым данным, в романе “Война и мир” он фактически процитировал воспоминания одного из тех русских офицеров, кто стал масоном именно в Кёнигсберге!

251-kenig-04.jpg

Молодой офицер по фамилии Бестужев был принят в ложу “Трёх корон” в 1760 году. Впоследствии, вернувшись в Россию, он отойдёт от “братства”, а через много лет, уже находясь на краю могилы, напишет мемуары, завещанные старшему внуку. Этот внук и станет затем хорошим знакомым Л.Н. Толстого.

Итак, Бестужев (кстати, среди его потомков были известные декабристы) вспоминал: ему предложил вступить в братство “вольных каменщиков” старший офицер. Он же, этот офицер, привёз его “в ворота большого дома, где было помещение ложи”. Судя по всему, этот дом принадлежал знатному и влиятельному семейству фон Кайзерлинг и находился на берегу нынешнего Нижнего пруда (здание это не сохранилось).

Презрение к смерти

Бестужев и его “проводник” поднялись по чёрной лестнице. Их встретил человек в каком-то странном одеянии. Бестужеву завязали глаза чёрным шёлковым платком. Ему объяснили, что ложа - это место, где братья-масоны собираются для совместной работы над “диким камнем своей души”. 251-kenig-01.jpg“Дикий камень” - это грубая нравственность, хаос. Его необходимо преобразовать в куб - идеальную “обработанную нравственность”. Чертёжная доска - символ планомерной работы по этому преобразованию. Молоток, отсекающий всё ненужное - символ совести. Циркуль, раскрытый на 60о - главный символ высшего разума и довольства своим местом (своей ДОЛЕЙ) в мире. Лопаточка (мастерок) - инструмент для сглаживания неровностей кладки - знак Мастера (строгость к себе и снисходительность к чужим слабостям и ошибкам)... ветвь акации - бессмертие, гроб, череп и кости - презрение к смерти и т.д., и т.п.

Бестужев провёл с завязанными глазами минут десять. После чего раздался стук в дверь и чей-то глухой голос велел ему снять повязку. Он увидел пол, разрисованный чёрно-белыми клетками (они символизировали чередование груст­ных и радостных дней в жизни человека). На чёрном столе горела лампада, вставленная в человеческий череп. Рядом со столом стоял большой гроб, наполненный костями. На столе, в круге света от горящей лампады, лежала раскрытая Библия, на ней - золотой циркуль и золотой угольник...

Когда Бестужев огляделся, дверь открылась и появился ритор - человек в кожаном фартуке. Ритор объяснил неофиту сокровенный смысл всего увиденного. Затем Бестужева, опять завязав ему глаза - долго водили по разным комнатам.

Фрак, жилет и левый сапог

Символы масонства

В одной из комнат он снял фрак, жилет и левый сапог и засучил штанину на левой ноге выше колена. В другой комнате ему велели встать обнажённым коленом на ковёр, правую руку возложить на открытое Евангелие, а к груди его поднесли открытый циркуль (здесь он поклялся под страхом смерти хранить молчание). Затем его провели по коридору, громко стуча молотками и звеня шпагами. Завели в залу, где сняли повязку с глаз - и он увидел вспыхнувшие ракеты-фальшфейеры. И снова он должен был опуститься на колено, и снова к груди его приставили открытый циркуль, и снова он клялся, после чего стоящий перед ним мастер, в голубой шляпе, украшенной белым пером, в голубом фартуке с тремя нашитыми золотыми розетками, с золотой лопаткой на голубой шёлковой ленточке, продетой в петлицу камзола... - так вот, Мастер трижды ударил круглым молотом белой кости по головке циркуля и произнёс венчающую всю церемонию фразу:251-kenig-06.jpg

“Во имя Великого Строителя мира, в силу данной мне власти и достоинства моего; по согласию всех присутствующих здесь и по всему земному шару рассеянных братий, принимаю я вас в свободные каменщики-ученики”.

После чего Бестужеву поднесли чашу, наполненную кровью. Человеческой! Он узнал характерный солоноватый привкус. (А позже, когда в ложу принимали его друзей, сам “сдавал” кровь в ритуальных целях: приходил цирюльник, тоже из “братьев”, отворял кровь собравшимся, перемешивал её в глубокой золотой чаше; часть выливалась в жертвенник, часть - глоталась участниками церемонии.)

Белые рукавицы

Он выпил кровь - и вместе со всеми запел торжественный гимн “вольных каменщиков”.

251-kenig-08.jpg

А затем его начали просвещать. Так, он должен был научиться распознавать масонские символы. Например, “читать” масонские ковры и отличать истинные от ложных. Ему вручили простой белый кожаный фартук (знак “новопосвящённого”, т.е. ученика), серебряную неполированную лопаточку, белые муж­ские рукавицы, белые женские рукавицы (их предстояло отдать избраннице сердца, убедившись в её непорочности).

...Бестужев так и не достиг второй степени посвящённости - не стал подмастерьем. Не говоря уже о звании Мастера. Но, вернувшись в Россию, он вскоре убедился в эффективности “братства вольных каменщиков”: его новый командир полка, австриец, был сущим зверем по отношению к младшим офицерам. И никакие титулы его не останавливали. Напротив, князя он мог “вздрючить” на утреннем смотре гораздо охотнее и злее, чем какого-нибудь мелкопоместного дворянчика. Но... на пальце у него Бестужев углядел перстень с масонскими знаками... и, превозмогая страх, обозначил свою причастность к братству. После чего австриец стал относиться к нему как к родному - и это позволило Бестужеву, офицеру, мягко говоря, не блестящему, выйти в отставку достойно...

Кстати, в Кёнигсберг он ездил ещё трижды (но о цели этих поездок в мемуарах не распространялся).

Аристократ и профессор

Посвящение в масоны

Первым мастером кёнигсберг­ской ложи “Трёх корон” был референт придворного суда Кристоф Генрих фон Шредерс. В ложу входили также известные в городе купцы, высшие чиновники, профессора, советник Шеффнер, издатели Гартунг, Гарткноп, Кантер; местные аристократы фон Кальнайнфон Дёнхоф, фон Кейзерлинг, фон Шретерфон Ауэрсвальд.

Наиболее интересны из этих персон - фон Шеффнер и фон Ауэрсвальд.

Иоганн Георг Шеффнер принимал участие в Семилетней войне, был ранен. На почве ранения (ему казалось, что он умирает) увлёкся идеями масонства. Считал себя талантливым литератором, хотя лучше всего ему удавались стихи... мягко говоря, непристойные. Его “Естественности чувственной любви” заставляли краснеть даже бравых гусаров.

При этом Шеффнер увлекался и педагогикой. Он считал себя последователем Песталоцци, активно переписывался со многими деятелями культуры своего времени. Особенно - с теми, кто также состоял в братстве “вольных каменщиков”.

251-kenig-10.jpg

“Рыцарь Смерть”

Фон Ауэрсвальд был любопытен тем, что под влиянием знакомства с русскими офицерами “русифицировался” настолько, что начал... переводить на немецкий язык сатиры Кантемира и трагедии Сумарокова. Правда, не с русского языка, а с французского, что, очевидно, придавало сим произведениям особую пикантность (и лишало последнего смысла)Кёнигсберг. Прегель. Рыбный рынок

Но, конечно, особого внимания заслуживают такие братья-масоны, как Иоганн Готфрид Гердер (философ, писатель, ученик раннего Канта и учитель Гёте) и Теодор Готлиб Гиппель - бургомистр Кёнигсберга, влюблённый в Россию, одна из самых загадочных и оригинальных фигур в истории Восточной Пруссии. “Рыцарь Парадокс” - так его называли. А иногда именовали “Рыцарь Смерть”, ибо он был первым, кто показал в немецком романе красоту и притягательность смерти так сильно, что юные читатели его стрелялись, вешались и травились десятками...

Ученик Канта и бургомистр

Иоганн Готфрид Гердер

Как уже было сказано, среди самых видных кёнигсбергских масонов были Иоганн Готфрид Гердер, философ, писатель, вошедший в историю как талантливейший ученик раннего Канта - и учитель Гёте, и Теодор Готлиб Гиппель, бургомистр Кёнигсберга, большой чудак и оригинал.

Гердер, родившийся в семье сельского лютеранского священника, отличался редкими способностями к учению с самого детства. Но шансов получить хорошее образование у него практически не имелось: папенька был беден как церковная мышь. Однако во время Семилетней войны (1756-1763) в городке Морунген, где жил Гердер (теперь это город Моронг - между Эльблонгом и Ольштыном), квартировал русский полк. Полковой врач (состоявший, кстати, в ложе “Трёх корон”) заметил талантливейшего подростка и оплатил ему поездку в Кёнигсберг, где другой русский офицер помог Гердеру поступить на богословский факультет в Альбертину и устроиться надзирателем в школу (“для поддержки штанов”).

Гердер с упоением слушал лекции Канта - а тот, не склонный вообще-то разбрасываться комплиментами, назвал своего студента “бушующим гением”.

Очарован Екатериной

В конце 70-х годов XVIII века Гердер вступил в масонскую ложу. В кругу масонов он познакомился со славянской литературой, историей России и буквально влюбился в личность Петра I. Был он очарован и Екатериной II, и даже мечтал написать и посвятить ей фундаментальный труд “Об истинной культуре народа, и в особенности России”.

252-kenig-06.jpg

Гердер много путешествовал. Во время одного из “странствий” (так он, несколько преувеличивая, называл свои заграничные вояжи) он познакомился с Гёте. И многому его научил. Кстати, литературное направление “Буря и натиск”, основоположниками коего явились Гердер и Гёте, не случайно называлось именно так. По некоторым сведениям, слово “буря” сам Гердер частенько произносил по-русски. Очень уж полюбил он всё связанное с Россией! Страной, которую он никогда не видел - но которую считал такой “не мещанской”, свободной... Именно под его, Гердера, влиянием, Гёте стал гордостью европейской литературы. Масоном он, кстати, тоже являлся. В общем, и здесь - “кёнигсбергский след”.

Похожа на экстаз

Что касается Гиппеля - здесь история ещё любопытней. Гиппель родился в бедной семье священника в Гердауэне (ныне пос. Железнодорожный). В 16 лет поступил в Альбертину и учился в то время, когда в городе всем заправляли “оккупационные” россий­ские власти.

252-kenig-02.jpg

Россией он был очарован. В 1761 году его друг, немец, состоявший на русской службе, Генрих фон Кайзер (масон!) пригласил Гиппеля с собой в Петербург. Сам Генрих фон Кайзер должен был доставить в столицу Российской империи ценную коллекцию янтаря. Гиппель отправился с ним. Позже он назовёт время пребывания в Петербурге “приятнейшей эпохой” своей жизни, похожей больше “на экстаз, нежели на земную реальность”. Однако остаться служить в России он отказался: не смог. “Прусский характер и лютеранское воспитание”, по его собственным словам, делали Гиппеля “инородным телом в этой непостижимой стране”. Но! Вернувшись в Кёнигсберг, он круто меняет свою судьбу: отказывается от карьеры священника, поступает на юридический факультет Альбертины и становится членом масонской ложи.

Любовь к проститутке

Теодор Готлиб Гиппель

Потом будет много всего: братья “вольные каменщики” помогут Гиппелю по окончании университета получить место в город­ском суде - и вскоре он добьётся известности как “блестящий, неподражаемый адвокат”. Гиппель начнёт заниматься литературой. В 70-х годах он переживёт трагическую любовь к проститутке: исполненный самых благородных чувств, Гиппель попытается “спасти падшую женщину”. Ради неё он будет готов отречься от родных, друзей, от положения в обществе. Видя это, бедная женщина покончит жизнь самоубийством - чтобы “не губить” человека, которого искренне полюбила.

Гиппель так никогда и не женится.

Он будет дружить с Кантом и философом Гаманом, воспитывать племянника (который, в свой черёд, окажется другом юности Эрнста Теодора Амадея Гофмана), соберёт великолепную коллекцию живописных полотен (спустя 40 лет после его смерти эта коллекция станет основой городского музея). Гиппеля назначат на должность бургомистра Кёнигсберга, и он проявит себя как образцовый администратор, удостоенный звания “президент города”, в порядке исключения, ещё при жизни...

Десятки тысяч самоубийств

Под псевдонимом Гиппель издаст публицистическую книгу “О браке”... А главное, сумеет настолько поэтизировать смерть, что опередит самого Гёте в печальной статистике покончивших с собой читателей и поклонников.

Кёнигсберг. Университет. Парадный фасад Альбертины

Известно, что после выхода книги Гёте “Страдания юного Вертера” этих самых “Вертеров”, убивающих себя ядом или стреляющих в висок из папиной пистоли, насчитывалась в Европе не одна тысяча. Под влиянием романа Гиппеля “Жизненные пути по восходящей линии” самоубийств совершились ДЕСЯТКИ ТЫСЯЧ.

В 90-х годах Гиппель разочаровался в “немецком масонстве” - и даже “выстебал” (как сказали бы сегодня) его пороки в толстенном романе “Зигзаги в жизни рыцаря от “а” до “я””, но ложу “Трёх корон” продолжал посещать до самой смерти. И вроде бы даже привёл в неё юного поэта Захариуса Вернера, который станет впоследствии известным драматургом-романтиком.

Умер Гиппель в 1796 году. И - вполне в духе масонов - завещал часть своих средств для создания специального стипендиального фонда в помощь одарённым кёнигсберг­ским детям из бедных семей. Кому он перед смертью отдал свой масонский перстень, так и осталось тайной...

Ну а Гофман - друг племянника Гиппеля - как известно, вывел “дядюшку” в сказке “Щелкунчик” в образе крёстного Дроссельмейера. Который - надо же! - очень ловко управляется с МОЛОТКОМ и прочими строительными инструментами, делая свои фантастические подарки детям.

Звезда Калиостро

По некоторым сведениям, в Кёниг­сберге, в гостях у масонов побывал... граф Калиостро. “Великий чародей и магистр тайных сил”, чьё подлинное имя - Джузеппе Бальзамо, он оказался высланным из России за мошенничество. В Петербурге он устраивал сеансы “магического прозрения”. На столе между двумя факелами стояла стеклянная бутыль. Калиостро произносил особые заклинания, призывая “семь чистых духов”, после чего к столу подводили невинную девушку (“голубку”), которая пристально вглядывалась в стекло и “прозревала” будущее.

252-kenig-05.jpg

Калиостро успешно практиковал эти сеансы во многих европейских городах - и лишь в России с треском провалился. Очевидно, его подвело обычное для нашей действительности отсутствие НОРМАЛЬНЫХ (то бишь легко предсказуемых) причинно-следственных связей.

Еле-еле унёс он ноги из Санкт-Петербурга... а в Кёнигсберге попытался привлечь местных масонов в учреждённую им “Египет­скую ложу”. Но - безуспешно. Звезда Калиостро уже клонилась к закату - и в столице Восточной Пруссии в нём увидели лишь безобразно толстого пожилого итальяшку. Пришлось ему ехать в Париж несолоно хлебавши.

Фаворит императрицы

Кстати, именно конфуз Калиостро в России изменил отношение к масонам императрицы Екатерины II. Поначалу-то она не усматривала в масонстве абсолютно никакой крамолы.

252-kenig-09.jpg

Да и многие русские вельможи не скрывали своей принадлежности к братству “вольных каменщиков”. Так, в ложу “Трёх корон” вступил подполковник А.В. Суворов, навещавший своего отца-губернатора.

То же сделал, находясь на излечении в Кёнигсберге, Григорий Орлов, будущий екатерининский фаворит. Трудно сказать, что привлекало его больше: идеи масонов или таинственность ритуалов... По крайней мере, обтесать “дикий камень своей души” до идеального “кубического” состояния он сумел едва ли. Но Екатерине, своей звезде и судьбе, Григорий оставался предан до конца жизни, несмотря на то, что в постели императрицы его сменили другие фавориты.

Кстати, судьба Орлова могла бы стать сюжетом для романа... в том числе и мистического. После скандала с графом Калиостро Екатерина II ополчилась против масонов. Она лично написала памфлет “Тайна противонелепого общества” - и подчеркнула, что особо подозрительны ей те “вольные каменщики”, кто “обзавёлся молотком и лопаткой в неметчине”.

Орлов вполне подпадал под данное определение. И он поспешил от масонства откреститься. Но это его не спасло. Екатерина уже отметила своим особым вниманием Потёмкина.

Потерял рассудок

Орлов вышел в отставку. К тому времени он уже был влюблён в свою кузину, фрейлину императрицы Е. Зиновьеву. Та отвечала ему взаимностью. Но церковь не позволяла браки в такой степени родства, - точнее, требовалось особое разрешение Синода.

Масону Орлову православный Синод снисхождения оказывать не собирался. Орлов увёз Зиновьеву, чтобы венчаться с нею тайно, за границей. Их поймали, разлучили. Обоим грозило насильственное пострижение в монастырь.

За своего “предшественника” заступился Потёмкин. Екатерина колебалась... Наконец было принято решение: позволить Орлову и Зиновьевой обвенчаться, признать их брак законным, но от двора обоих удалить.

252-kenig-11.jpg

Орловы отправились за границу. Люди высшего круга в Москве и Петербурге от них отвернулись. По некоторым сведениям, Орлов с молодой супругой вновь побывал в Кёнигсберге - но здешние масоны были ему неизвестны. Да и не мог он, изменивший братству, общаться с “вольными каменщиками”.

Супруга Орлова вскоре умерла от стремительно развившейся чахотки. От горя он потерял рассудок. Братья привезли несчастного в Москву и поселили во дворце в Нескучном саду, где в краткие периоды просветления он воображал себя молодым офицером, как если бы Семилетняя война ещё не закончилась.

Умер он через два года.

Ушли в подполье

252-kenig-07.jpg

Ну а в 80-х годах XVIII века “золотые дни” и российского, и восточно-прусского масонства оказались сочтены. После пугачёвского восстания Екатерина II люто возненавидела идеи свободы, равенства и братства. Революция во Франции - а особенно голова французского монарха, скатившаяся с гильотины, - окончательно убедила Екатерину в том, что все тайные общества представляют собой страшную опасность для императорской власти.

В Германии масонов - по тем же причинам - начинают активно преследовать. Их обвиняют в ужасных преступлениях: в стремлении низвергать троны, бесчестить церковные алтари, в отравлениях и убийствах. Обвинения бездоказательны - но кошмарны.

Масоны уходят в подполье. Ситуация изменится лишь в начале XIX века. В России Александр I полностью легализует деятельность масонских лож, то же сделает (под влиянием королевы Луизы) король Пруссии Фридрих Вильгельм. Но... дальнейшие пути российских и восточно-прусских масонов разойдутся.

Декабристы и Пушкин

В России легализованные ложи превратятся в “любительские театры” (с сохранением ритуалов, но без глубины их внутреннего содержания). Настоящие масоны, не изменившие своим убеждениям (а также их дети и внуки), уйдут в оппозицию. В том числе - в декабристские тайные общества (даже вопреки масонским идеям НЕНАСИЛЬСТВЕННОГО переустройства страны).

252-kenig-01.jpg

А в Восточной Пруссии масонство постепенно сойдёт на нет. Те аристократы (а впоследствии - и интеллигенты), которые останутся верны духу “вольных каменщиков”, постараются не говорить об этом во всеуслышанье.

Но дух-то останется! Так что не стоит разглядывать фасады домов и “расшифровывать” орнамент на фарфоровой чашке, доставшейся вам “в наследство” от прежнего города. Орнаменты с масонскими “знаками” - всего лишь средневековая игра. Главное - осуществляется на уровне ментальном. Как там, у Пушкина? “Здесь русский дух/ Здесь Русью пахнет...” - весьма пророческая получилась строчка. Пушкин, кстати, тоже был масоном. Ну а наши “прогулки” - продолжаются.

Д. Якшина

  • Upvote 2
Link to comment
Share on other sites

  • 2 months later...

Приветствую всех! Давайте как то объединимся и найдем друг друга, если тут есть кто то кто поддерживает идеи, то давайте организуемся, давайте найдем друг друга!

 

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

 Share

×
×
  • Create New...