Jump to content

Суворов и кенигбергское масонство


Samar
 Share

Recommended Posts

Вот небольшая выжимка работы, данные которой не удалось разместить в Википедии:

 

Среди материалов, недавно получивших описание в Научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки (фонд - Калининград (Кенигсберг). Коллекция) находится рукописная книга, представляющая собой Протоколы заседаний лож Святого Андрея и Трёх корон в Кёнигсберге за 1760-1768 годы (183 листа).

Судя по пометам на книге она была приобретена в букинистическом магазине и хранилась одно время в НИИ защиты здоровья Академии медицинских наук в Москве (шифр НИИ - 631), откуда была передана уже Отдел рукописей.

На титульном листе книги авторство книги приписана Иоганну Фридриху Гарткноху-старшему (1740 - 1789). Личность этого человека достаточно примечательна, чтобы сказать о нём несколько слов. В 1755 изучал теологию и право в Кёнигсберге. В 1763 (1762) приехал в Елгаву (Митаву) в качестве заведующего филиалом магазина кенигсбергского книготорговца и масона И. Я. Кантера (Кантора). Вскоре открыл собственный книжный магазин в Митаве, а в 1765 окончательно переселился в Ригу (где продолжил также и свою масонскую деятельность). По примеру своего учителя Кантора Гарткнох попытался оборудовать собственную типографию, но затем стал печатать книги в Лейпциге, Берлине, Митаве и др. городах. В числе трудов Гарткноха следует назвать первые издания И. Канта. Гарткнох был также другом и первым издателем сочинений известного немецкого писателя и масона И.Г. фон Гердера. Занимался также Гарткнох продажей русских изданий за рубежом. С 1783 он фактически монопольно поставлял книги из-за границы в Академию наук в С.-Петербурге. 

Однако изучение документов позволяет опровергнуть авторство Гарткноха, он занимал должность секретаря иоанновской (первых трех степеней) ложи Трёх корон в Кёнигсберге лишь в 1761 году, протоколы же масонских мастерских как Святого Андрея (высших степеней), так и Трёх корон составлялись разными лицами, исполнявшими должность секретаря в ложах. Вероятно, имя Гарткноха появилось на книге, так как он предполагал составить и напечатать историю кенигсбергских лож (сходные примеры многочисленны для конца XVIII – начала XIX вв.).

Следует также сказать несколько слов о ложах в Кёнигсберге и причинах их появления. 

Возникнув как феномен Нового времени в1717 году в Англии, масонство быстро распространилось на континент, и уже в 1738 году первая масонская ложа появилась и в Пруссии, куда сразу же стали вступать и российские подданные. В 1740, практически с восшествием на прусский престол масоном становится Фридрих II Прусский (Великий), что обеспечивает быстрое распространение масонства в Пруссии. Была создана своя ложа и в Кёнигсберге, подчинявшаяся Берлину, в которую входили преимущественно местные купцы и преподаватели университета, в числе которых были уроженцы тогда уже российской Лифляндии.

Однако, как известно, во время Семилетней войны русские войска оккупировали Восточную Пруссию, граждане которой (в том числе и знаменитый И. Кант) принесли присягу на верность русской короне. В Кёнигсберге (до заключения Петром III мира с Пруссией) от имени русской императрицы правили генерал-губернаторы, среди которых был и отец знаменитого полководца А.В. Суворова – Василий Иванович. С занятием русскими войсками Кёнигсберга и окрестностей встал вопрос о привлечении на свою сторону симпатий местного населения. Императрица Елизавета Петровна «терпимо» относилась к масонству. Помимо доминировавшего в Петербурге в те времена «французского» масонства, негласным главой которого (как и определенной придворной группировки) был один из фаворитов царицы И.И. Шувалов, существовало в России и другое направление (прогерманское), виднейшими представителями которого были К.Г. Разумовский, З. и И.Г. Чернышевы, вступившие в прусские ложи еще в начале 1740-х годов.

По мнению русских правящих кругов для укрепления позиций в Восточной Пруссии можно было использовать и масонство. Для этого в Берлин было направлено прошение об открытии в Кёнигсберге ложи высших степеней – Святого Андрея, формальными руководителями которой были объявлены даже прусские офицеры (это в условиях войны и оккупации!). Подобное разрешение было получено, и в С.-Петербург из Берлина был направлен специальный посланник (Ф.Э. Баден), который привез официальное разрешение на открытие ложи. Несомненно, что контакты масонские в XVIII веке были одной из форм контактов дипломатических, и взаимное прусско-русское согласие на масонские работы должно было предоставлять арену для подготовки будущих мирных соглашений. Берлин дал разрешение на масонские работы уже русских подданных в Кёнигсберге, взамен этого в ложе Святого Андрея были введены две степени масонства «французского», доминировавшего в России. Помимо этого для своего рода контроля над бывшими прусскими подданными и масонами был поставлен номинальный «гроссмейстер», которым стал немец по происхождению, военный инженер на службе у Елизаветы Петровны Иоганн Фридрих Эттингер (1714 – 1767), активный участник боевых действий Семилетней войны. Эттингер фактически в ложе Святого Андрея не появлялся, так как ко времени открытия работ ложи уже был отозван в С.-Петербург, где получил чин генерал-майора и назначение в Оренбург.

В июне 1760 года из Берлина (незадолго до взятия города русскими войсками) был получен патент на открытие ложи «высших степеней» (именно эти протоколы дошли до нас). Была своего рода обновлена и кенигсбергская «иоанновская» ложа (работавшая в первых трёх степенях масонства), получившая новое название: К трем коронам. Даже в названии ложи содержался намек на возможное единство «трёх корон»: прусской, русской и французской. 

Возвращаясь собственно к документу, отметим его важность, в первую очередь для изучения состава ложи и активности отдельных её членов на заседаниях. 

Понять научную важность и значимость протоколов лож Святого Андрея и Трёх корон возможно лишь при сравнении рассматриваемого документа с другими аналогичными. Большинство протоколов и списков прусских лож в настоящее время хранится в так называемом Тайном государственном архиве прусского культурного наследия (Берлин). Долгое время масонские документы фактически не были доступны исследователям, так как по окончании Второй мировой войны хранились в Москве, а с 1949 года – в ГДР. Лишь в 1994 году, после объединения Германии, была создана специальная научная комиссия по изучению масонства (Инсбрук / Байройт), издававшая специализированный журнал, посвященный международным масонским исследованиям (Инсбрук). Ключевой фигурой указанной комиссии и редактором упомянутого журнала был Карл-Хайнц Герлах (род. 1935), который помимо многочисленных научных статей, в 2007-2012 годах издал трехтомное фундаментальное исследование «Масонство в старой Пруссии 1738-1806». Данное сочинение посвящено преимущественно именно анализу состава масонских лож. К сожалению, 3-й том, изданный в 2012 году и посвященный берлинским ложам, оказался не доступен. Тем не менее, во 2-м томе, К.-Х. Герлах приводит все ставшие известными на основании берлинского архива данные о ложах Трех корон и Святого Андрея в Кёнигсберге.

Сравнение опубликованных К.-Х. Герлахом списков и протоколов лож Святого Андрея и Трёх корон позволяет внести значительные уточнения. Большинство имен – членов кенигсбергских лож малоизвестны. Однако следует отметить, что исследование личных масонских связей между Кенисбергом, Ригой и С.-Петербургом (затем Москвой) представляют значительный интерес для изучения своеобразного «передачи опыта» в области книгоиздания и книготорговли в частности и взаимообмена культур в целом (влияние новаторских идей балтийских издателей Я. Кантора, И.Ф. Гарткноха и Я.Ф. Гинце на будущую Типографическую компанию Н.И. Новикова).

Особо следует остановиться на двух членах кенисбергских лож в начале 1760-х годов, внесшими вклад в российскую историю.

Во-первых, это данные о кенисбергском масонстве Тимофея Ивановича Клингштедта, одного из основателей Вольного экономического общества в России (его председатель с 1775 года) и инициатора изданий «Трудов» данного общества. Попутно отметим, что другие инициаторы создания ВЭО: Р.Л. Воронцов и И.Г. Чернышев были также масонами и что с 1765 года практически все ключевые посты в указанной организации занимали вольные каменщики. 

Во-вторых, это сведения о масонстве А.В. Суворова.

Несколько подробнее остановимся на этой теме. Известно, что так называемая «военно-походная» ложа в русских войсках в период Семилетней войны была создана масонской петербургской организацией только что упоминавшегося Р.Л. Воронцова и в 1760 г. работала в Мальбурге (Мальборке, Мариенбурге). На основании данных К.-Х. Герлаха и протоколов ложи Святого Андрея известно об активном участии в 1761-1763 годах в работе кенигсбергских лож русских военных. Часть из них уже прошли масонское посвящение ранее (вероятно, в том числе и в походной ложе), часть проходили церемонию посвящения уже в Кёнигсберге. В числе наиболее активных русских членов кенигсбергской ложи (он рекомендовал к посвящению не менее 6 новых членов) был подполковник Александр Суворов.

Еще в 1884 году Александр Фомич Петрушевский (1826 – 1904), военный историк в своем капитальном трехтомнике «Генералиссимус князь Суворов» (1884) сообщал со ссылкой на Московский архив главного штаба: «Есть также известие, что Суворов посещал прусские масонские ложи». 

Уже в 1935 году Татьяна Алексеевна Бакунина (Осоргина) (1904 – 1995) в книге «Знаменитые русские масоны», одна глава которой была посвящена генералиссимусу Суворову сообщала со слов «лица, имевшего доступ в архив ложи „Три глобуса“ в Берлине», что в списке членов кенигсбергской ложи «Zu den Drei Kronen» («К трем коронам»), представленных 16 марта 1761 года в ложу «Три глобуса», под № 6 значится «Oberleutnant Alexander von Suworow». Бакунина утверждает, что это был А. В. Суворов. Согласно Бакуниной, Суворов был посвящен и возведен в третью степень — мастера — в Петербурге в ложе «Aux Trois Etoiles» («Три звезды»), а 27 января 1761 года он был произведен в шотландские мастера в ложе «Zu den Drei Kronen» («К трем коронам») в Кенигсберге (где он навещал своего отца) и числился членом этой ложи до отъезда из Кенигсберга в начале 1762 года. 

Сценарист и режиссёр Вячеслав Сергеевич Лопатин (род. 1936) в ряде работ (в том числе в статье «Был ли генералиссимус А.Суворов масоном?» (2003)) вначале утверждал, что А.В. Суворов посещал ложу с мифическими "разведывательными целями", а затем, используя опечатку в работе Т.А. Бакуниной (oberleutenant вместо oberstleutennt), подверг вообще сомнению сведения  о масонстве полководца. Анализируя ряд сомнительных свидетельств о высказываниях Суворова, Лопатин пришел к выводу, что генералиссимус отрицательно относился к масонам и масонству и не мог быть членом ложи. 

Ошибка была допущена и в указанной работе К.-Х. Герлаха, который идентифицировал подполковника Суворова с отцом военноначальника - Василием Ивановичем.

Документальное свидетельство протоколов ложи Святого Андрея об активном участии в работе масонской мастерской Александра Суворова окончательно закрывает вопрос о принадлежности А.В. Суворова к Ордену вольных каменщиков.

 
  • Upvote 5
Link to comment
Share on other sites

  • 2 weeks later...
  • 3 years later...

 

Документальное свидетельство протоколов ложи Святого Андрея об активном участии в работе масонской мастерской Александра Суворова окончательно закрывает вопрос о принадлежности А.В. Суворова к Ордену вольных каменщиков.

 

Лопатин, в частности, приводит "географический" аргумент: мол, Суворов был в Полтаве, следовательно, "не мог" быть в Берлине. Почему не мог? Видимо, потому что потому — Лопатин этого не объясняет. 

Собственно, от Полтавы до Берлина — максимум 1650 километров. Конному скакать неделю, если не меньше. Пешему — две недели похода. 

Очевидно, Лопатин плохо знает Географию и оценивает временные затраты на преодоления расстояний с позиций современника XX-XXI веков. 

Но для XVIII века неделя конного путешествия — вообще не срок. 

Эффект тут чисто психологический: назвать два разных города — "Берлин" и "Полтава" и только лишь на основании самого факта разницы топонимов опровергать свидетельство Тьебо. 

Для сравнения, от Полтавы до Санкт-Петербурга 1400 километров (см. "затем на короткое время приезжал в Петербург и Москву"). 

Т.е., до Санкт-Петербурга из Полтавы добраться не проблема, а до Берлина уже "проблема". 

 

Link to comment
Share on other sites

 

Собственно, от Полтавы до Берлина — максимум 1650 километров. Конному скакать неделю, если не меньше. Пешему — две недели похода. 

 

Даж если на пути будет "почтовая" служба уровня Монгольской Империи, то  1500км. "скакать" не меньше месяца.

Link to comment
Share on other sites

Сами хоть пораскинули бы мозгами.. средняя скорость лошади 35 км/ч (средняя на дыхалку в 80 км)

1650 км / 20 км/ч = 82 ч 30 мин ~ 4 дня Плюс два-три дня на остановки и ночлег. 

Итого, неделя. При скорости 35 км/ч: 1650 км / 35 км/ч = 47 ч 8 мин ~ 2 (два) дня.

Минимальная скорость почтовой кареты 11 км/ч . 

1650 км / 11 км/ч = 150 ч ~ 6 дней. +2-3 дня "туда-сюда" (остановки, смена карет, поломка кареты и пр.). Девять дней максимум при поездке на карете. 

И да, расстояние 1650 километров завышенное — с учетом вероятности выбора неоптимальных маршрутов, объездов и т.п.

Идите к чорту.

 

Edited by Max MT
Link to comment
Share on other sites

Кстати, письмо Суворова Г.А. Потемкину из Полтавы датировано 25-м июля. Следующее письмо Суворова И.Д. Канищеву — 15 сентября. Следующее письмо Потемкину -- 25 октября, и потом опять письмо Потемкину из Полтавы — ноябрь того же года (дата неразборчива).

Так что, наиболее вероятно, что в Берлин Суворов отлучался в промежуток между 25-м июля и 15-м сентября, это самый большой промежуток между письмами, нарушающий частоту корреспонденции (одно письмо в месяц).

То есть, со свидетельством Тьебо вполне совпадает.  

Итак, наиболее вероятно присутствие Суворова в Берлине — август 1779 года. Интересно, совпадает ли это с архивами немецких лож?

Кстати, расстояние от Полтавы до Кенигсберга по прямой 1111 км, а по дорогам 1200 км. Т.е., то Кенигсберга Суворову было еще ближе, чем до Берлина. 

Edited by Max MT
  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

можно у немцев-масонов спросить, интернет на дворе )

Уже спросил. 

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

  • 2 weeks later...

Кстати, в 11-м номере журнала "Российская Федерация сегодня" за 2016 год есть статья "Русский Архистратиг Александр Суворов", фактически, повторяющая мифы Лопатина. 

 

Link to comment
Share on other sites

  • 1 month later...

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

 Share

×
×
  • Create New...