Jump to content

Символизм огня в масонстве


ulver
 Share

Recommended Posts

Эта небольшая зодческая работа была написана мной некоторое время назад, сегодня решил выложить её в открытую часть (немного сократив B) ), возможно она будет интересна не только братьям.

Огонь – единственная из четырех стихий, которая физически присутствует в Ложе во время проведения каждых работ и которой уделяется особое внимание. В своих символических значениях огонь объединяет крайности – он символизирует смерть и уничтожение старого настолько же, насколько и очищение, возрождение в новом качестве. Во время работ огонь становится символом их открытия. Когда в Храме зажигаются свечи, он, таким образом, открывается для Света. Огонь сопровождает человека с глубокой древности и, думаю, не ошибусь, если скажу, что любая мистерия придает пламени особое значение. Это означает, что за долгие века существования цивилизации, символика огня приобрела множество значений, объединить которые я попробую в своей скромной работе.

Огонь был первым богом человека, он собирал вокруг себя сообщества холодными ночами и казался людям настоящим чудом. Стоит помнить, что огонь – стихия, устремленная в Небо, таким образом, уже своим направлением он символизирует проводника между землей и небом. Тепло огня ассоциировалось с теплом солнца, и благодаря ритуальным мистериям солнечных культов огонь обрел свою символику, используемую в современных тайных традициях. Солнечный Бог давал человеку жизнь, даруя ему тепло небесного светила, человек подражал богу, зажигая огонь на алтаре и передавая божественный свет от посвященного к посвященному.

Все значения Огня в масонстве можно упорядочить, разделив их на два качественных уровня. Первый из них иерархичен и представляет собой разделение огня на физический, ментальный и духовный. Физический огонь – это пламя свечей на столах, освещающие наши труды. Более тонкий, ментальный огонь, это наш внутренний свет, чувство вдохновения, ощущение новых открытий и познание прежде неведомого. Это те внутренние процессы, происходящие в нашей душе, которые позволяют нам двигаться вперед, трансформируя неблагородные металлы души в благородное золото, в тот самый Occultum Lapidem, о котором нам говорили в самом начале путешествия, в комнате размышлений. Огонь духовный – божественное влияние, символ вечной связи души со своим источником. То, что дает нам жизнь и надежду на возрождение в чертогах Всеотца. В пламени трех свечей мы можем одновременно увидеть все три «уровня» огня, таким образом горящая свеча становится символом, описывающим три уровня бытия, символом единения внешнего с внутренним.

Второй уровень значений – символический. В ритуале посвящения древних мистерий очищение Огнем символизирует смерть старого и рождение нового. Также, огонь свечей символизирует масонский Свет, который освещает Ложу в глазах новопосвященного. Огонь, как символ, имеет множество внутренних значений, размышлять о которых предстоит каждому из Братьев.

Бесспорно, символика огня активно используется в масонстве. Огонь – это символ очищения, «тонкая» стихия, символизирующая Свет и Силу Божества, явленную в нашем мире. Профан проходит сквозь эту Силу и становится Посвященным: завеса огня пропускает лишь достойное и уничтожает все тяжелое и лишнее. Внутренний огонь средневековых алхимиков – лучшая иллюстрация символического значения Огня, как принципа трансформации и изменения внутреннего Я человека. Как самая легкая из четырех стихий, Огонь разрушает Плотное, обращая его в Тонкое, сливаясь с ним в единое целое, делая подобным самому себе. Это хорошая аллегория, описывающая единение Души со своим источником, Богом, принцип обретения Света, возрождения во Всевышнем. Неспроста огонь играет важную роль в ритуале посвящения профана, превращая его в Посвященного. Процесс масонской инициации представляет собой обратный порядок человеческой жизни, путь из чрева земли к высочайшему свету, представленному «творческим огнем» или «огнем любви», благодаря которому человек рождается в физическом мире. Этот порядок стихий, составляющих все сущее в физическом мире, совпадает с вертикалью стихий Аристотеля, говорившего о земле как о самом тяжелом из элементов, а об огне – как о самом легком. При этом Гераклит Эфесский считал огонь началом всех вещей, а Гермес Трисмегист называл его «проявлением высших миров». Выше огня располагается лишь Эфир, пятый луч Пентакля, совершенная и всеобъемлющая субстанция, соприкосновение с которой происходит в момент снятия повязки, когда для новопосвященного творится новый мир и сквозь тьму слышатся слова «Да будет свет!», дарующие начало новому Творению. Это подлинное описание пути, карта восхождения от плотного к тонкому, и ключом к последней двери становится именно огонь, ставший здесь синонимом движущей силы внутреннего изменения, пламенем тигля средневекового алхимика, духом Бога, проявленным в физическом мире для того, чтобы непосвященные могли прикоснуться к нему и не утратить разум. Недаром в ритуале Великий Строитель Вселенной именуется «священным огнем, оплодотворяющим все, что живет». Таким образом, огонь становится не только символом самого Творца, но и силой его Любви, силой Жизни, нисходящей к его Творению и в свой срок возвращающейся в Дельту великой реки жизни. Душа человека также иногда сравнивается с искрой, эманацией божественного огня, явленной миру. Анаграмму I.N.R.I. иногда расшифровывают, как Igne Natura Renovatur Integra («благодаря огню возрождается вся природа»), и это воистину так: благодаря взаимосвязи с Великим Строителем Вселенной, нашему внутреннему, душевному огню, мы можем изменять и обновлять себя, совершенствуя свой внутренний мир, а значит совершенствуя свой внутренний храм. Подобно Фениксу мы стряхиваем со своих душ пепел отживших эмоций, чувств, мыслей, открывая дорогу новой личности, очищенной божественным пламенем Творца.

Библиография:

Морамарко М. «Масонство в прошлом и Настоящем»

ГУБЕРТ С. БОКС «ПРИРОДА ФРАНКМАСОНСТВА»

Витрувий «10 книг об Архитектуре»

У. Л. Уилмхерст «Масонское посвящение»

  • Upvote 6
Link to comment
Share on other sites

  • 2 years later...

«Вода, — думал Лэнгдон, — последняя веха. И эта веха — само совершенство». Кроме того, шедевр Бернини украшал высокий обелиск подобно тому как вишенка украшает пышный сливочный торт. — А эти фразы насчет ЦЕРНа? — продолжала зудеть Макри. — Завтра у твоих дверей будет толпиться целая банда адвокатов. — ЦЕРН? Но это же совершенно очевидно! Пораскинь мозгами. Иллюминаты исчезли с лица земли в пятидесятых годах. Примерно в то время, когда был основан ЦЕРН. ЦЕРН — прекрасное место, за вывеской которого они могли спрятаться. Я не утверждаю, что все сотрудники этой организации иллюминаты. Она похожа на крупную масонскую ложу, большинство членов которой абсолютно невинные люди. Но что касается ее верхних эшелонов… (Ден Браун "АНГЕЛЫ И ДЕМОНЫ")

Link to comment
Share on other sites

  • 2 weeks later...

Все значения Огня в масонстве можно упорядочить, разделив их на два качественных уровня.

Link to comment
Share on other sites

Данное разделение следует из каких-либо древних текстов? насколько понимаю любое волюнтаристское разделение весьма условно...Почему, например, не на три, семь, десять, одиннадцать?)

Link to comment
Share on other sites

Это творческая попытка диференциации... Тема наитруднейшая, реализация Айн Софа.. нужна конструктивная критика... Скажем, воды верхние и нижние, какого дьявола имеют отношение к Огню? 

Link to comment
Share on other sites

Куда уж более конструктивно? Например, чисто теоретически, можно, согласно каббале, ввести 10(11)(10+ Даат) "дифференциалов" соответствующих сфиротам или "22 огней", соответствующих 22 орот.

Или же, согласно теории суперструн(М-теории), ввести 10(11)(10 суперсимметрии + 1 в М-теории) квантов света, соответствующих колебаниям в 10(11) измерений или 63 переносчиками взаимодействия в суперсимметричных теориях либо 12 переносчиков взаимодействия в стандартной модели (8 глюонов 3 W,Z бозона, 1 фотон) + 1 гравитон.)

Или же, согласно современной науке иерархической логике, ввести 3(10) уровней познания огня)

Link to comment
Share on other sites

  • 4 months later...

Евгений Пермяк.

   Как Огонь Воду замуж взял.

   Рыжий разбойник Огонь пламенно полюбил холодную красавицу Воду. Полюбил и задумал на ней жениться. Только как Огню Воду замуж взять, чтобы себя не погасить и её не высушить? Спрашивать стал. И у всех один ответ:

   – Да что ты задумал, рыжий? Какая она тебе пара? Зачем тебе холодная Вода, бездетная семья? Затосковал Огонь, загоревал. По лесам, по деревням пожарами загулял. Так и носится, только рыжая грива по ветру развевается. Гулял Огонь, горевал Огонь да встретился с толковым мастеровым человеком. Иваном его звали. Пал ему Огонь в ноги. Низким дымом стелется. Из последних сил синими языками тлеет. И жалобно-жалобно говорит:

   – Ты мастеровой человек, ты всё можешь. Хочу я разбой бросить, хочу своим домом жить. Воду замуж взять хочу, да так, чтобы она меня не погасила и я её не высушил.

   – Не горюй, Огонь. Сосватаю. Поженю. Сказал так мастеровой человек и терем стал строить. Построил терем и велел гостей звать. Пришла с жениховой стороны огневая родня: тётка Молния да двоюродный брат Вулкан. С невестиной стороны пришли старший братец Густой Туман, средний брат Косой Дождь и младшая сестра Ясноглазая Роса. Пришли они и заспорили.

   – Неслыханное дело ты, Иван, задумал, – говорит Вулкан и пламенем попыхивает. – Не бывало ещё такого, чтобы наш огневой род из водяной породы невесту выбирал. А мастеровой человек отвечает:

   – Как же не бывало! Косой Дождь с огневой Молнией в одной туче живут и друг на дружку не жалуются.

   – Это всё так, – молвил Густой Туман, – только я по себе знаю: где Огонь, где тепло, там я редеть начинаю.

   – И я, и я от тепла высыхаю! – пожаловалась Роса. – Боюсь, как бы Огонь мою сестру Воду не высушил!

   – Я такой терем построил, что они будут в нём жить да радоваться. На то я и мастеровой человек. Поверили. Свадьбу стали играть. Пошли плясать Молния с Косым Дождём. Закурился Вулкан, засверкал ярким пламенем, в ясных глазах Росы огневыми бликами заиграл. Густой Туман набражничался, на покой в овраг уполз. Отгуляли гости на свадьбе и восвояси подались. А мастеровой человек жениха с невестой в терем ввёл. Показал каждому свои хоромы, поздравил молодых и пожелал им нескончаемой жизни да сына-богатыря. Много ли, мало ли прошло времени, только родила мать Вода от отца Огня сына-богатыря. Хорошим сын богатырём вырос. Горяч, как родимый батюшка Огонь. А облик дядин – густ и белес, как Туман. Важен и влажен, как родимая матушка Вода. Силён, как Вулкан, как тётушка Молния. Вся родня в нём кровного узнаёт. Даже Дождь с Росой в нём себя видят, когда тот, остывая, капельками на землю оседает.

Хорошее имя дали богатырю: Пар. На телегу сядет Пар-богатырь – телега сама собой покатится да ещё сто других за собой повезёт. На корабль ступит Пар-чудодей – убирай паруса. Без ветра корабль катится, волну рассекает, паровой голос подаёт, корабельщиков паровым теплом греет. На завод пожалует – колёса завертит. Муку мелет, хлеб молотит, ситец ткёт, людей и. кладь возит – народу помогает, мать-отца радует. И по наши дни живут Огонь с Водой в одном железном котле-тереме. Ни она его не гасит, ни он её высушить не может. Счастливо живут. Нескончаемо. Широко. Год от году растёт сила их сына-богатыря, и слава о русском мастеровом человеке не меркнет. Весь свет теперь знает, что он холодную Воду за жаркий Огонь выйти замуж заставил, а их сына-богатыря нам, внукам-правнукам, на службу поставил.

  • Upvote 3
Link to comment
Share on other sites

  • 4 years later...
Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

 Share

×
×
  • Create New...