Jump to content

Великие Провинциальные Ложи


Recommended Posts

Я тут ищу инфу по Великой Провинциальной Ложи России, читаю В.С. Брачева, по моему в основном всё верно? Какое мнение на эту тему?

Эта ВПЛ была основана в России моей ВЛ, когда точно неизвестно, но между 1778 и 1808, может быть это Ложа Гагарина основанная 1779 году, так она вроде бы курировалась шведами? Какая нибдуь инфа есть?

Значит, так. По имеющимся в моей библиотеке сведениям мнжно составить такую картину по Великим Провинциальным Ложам, существовавшим в России в XVIII-XIX столетиях.

1. Великая (Английская) Провинциальная Ложа. Начала свои работы в 1762 году. Патент на открытие был получен от Великой Ложи Англии 26 февраля 1772 года. До 1783 года собиралась в собственном доме Ивана Перфильевича Елагина на Елагином острове в Петербурге. После 1783-го - в Аничковом дворце. Работала по "елагинской" и циннендорфской системам. В 1777 году, когда две эти системы были объединены, инсталирована вновь как Провинциальная Ложа.

2. Провинциальная Великая Ложа, открытая 22 мая 1770 года русскими масонами по сношению с берлинской ложей Royal York.

3. Провинциальная (Национальная) Великая Ложа. Основана 25 мая 1779 года. Работала по шведской системе на правах IX провинции. Система включала в себя капитулы обеих столиц и целый ряд лож виднейших представителей русского масонства той эпохи.

Кроме того, в XIX веке в России существовала Директоральная (Великая) Ложа Астрея (с 20 августа 1815 года) и Великая (Директоральная в 1815 г.) Провинциальная Ложа, восстановленная в 1810 году. Но обе они были созданы уже после 1808 года, коим ты ограничил меня в поиске. Последняя, кстати, была исторической правоприемницей номера 3-го и тоже работала по шведской системе.

Источник: Серков А.И. Русское масонство. 1731-2000. Энциклопедический словарь. - М.: Росспэн, 2001. - 1224 с.

В принципе, по каждой из этих Великих Провинциальных Лож информации достаточно много, и я с удовольствием ею поделюсь. Давай только точнее определимся с тем, какая именно из этих Великих Провинциальных Лож тебя, Любезный Брат Ramzaj, интересует? :)

Link to post
Share on other sites
В принципе, по каждой из этих Великих Провинциальных Лож информации достаточно много, и я с удовольствием ею поделюсь. Давай только точнее определимся с тем, какая именно из этих Великих Провинциальных Лож тебя, Любезный Брат Ramzaj, интересует? :)

Брата Рамзая интересует номер 3 :).

А мне, пожалуйста, по 2-му пункту по-подробнее. ВЛ Royal York была основана Фесслером 4-го января 1798-го года. Как же она сумела застолбить свой филиал в России за три десятилетия до того? Вот ведь маркетинг был, - не чита нынешнему.

Link to post
Share on other sites
Брата Рамзая интересует номер 3 :).

Любезный Брат,

спасибо за столь развёрнутый ответ! Я тут в отпуске поэтому комп через мобилку, на коленке ...

В моей ВЛ в истории указано, что в данные годы у нашей ВЛ была даже Великая Провинциальная Ложа России, Große Provinzialloge von Rußland, причём в Петербурге, вот я решил этот вопрос прояснить детально. Кто и когда основал, как додумались до этого и вообще по возможности по больше деталей. Немецкая литература на эту тему есть, но пока не удалось получить, думаю к осени. Поэтому собственно и вопрос, а что известно об этом в России?

Значит номер 3, думает Генрих .... ???

Link to post
Share on other sites
А мне, пожалуйста, по 2-му пункту по-подробнее. ВЛ Royal York была основана Фесслером 4-го января 1798-го года. Как же она сумела застолбить свой филиал в России за три десятилетия до того?

Ну, откуда ж я знаю, Любезный Брат Генрих? Я ведь не являюсь непосредственным исследователем этого вопроса и в своем изложении материала в этой теме опираюсь на исследования крупных российских масоноведов. И всего-то... Замечание весьма интересное. Будем разбираться. В фундаментальном словаре А.И. Серкова написано: "Провинциальная Великая Ложа. Открыта 22.5.1770 русскими масонами по сношению с берлинской ложей Ройял Йорк" (С. 970). Но что-то какая-то загадочная была эта ВЛ. Среди ее членов известен только один человек: "Батурлин Петр-Иона Александрович. Чиновник (офицер) ложи" (см. там же). Я еще подниму разную другую литературу, чтобы в этом разобраться, но пока это все, что есть...

В моей ВЛ в истории указано, что в данные годы у нашей ВЛ была даже Великая Провинциальная Ложа России, Große Provinzialloge von Rußland, причём в Петербурге, вот я решил этот вопрос прояснить детально. Кто и когда основал, как додумались до этого и вообще по возможности по больше деталей. Немецкая литература на эту тему есть, но пока не удалось получить, думаю к осени. Поэтому собственно и вопрос, а что известно об этом в России?

В России известно об этом очень много. Главным образом, по исследованиям дореволюционных масоноведов.

Значит номер 3, думает Генрих .... ???

Вот и я тоже почему-то подумал именно на №3-ий. Ok. В самое ближайшее время постораюсь подобрать литературу и выдать в прямой эфир :)

Link to post
Share on other sites
  • 2 weeks later...
ВЛ Royal York была основана Фесслером 4-го января 1798-го года. Как же она сумела застолбить свой филиал в России за три десятилетия до того?

Увы, но я в вопросах мировых масонских послушаний откровенно "плаваю" и потому, если сейчас глупость скажу, ты уж сильно не ругайся, плиз. Но вот мне почему-то, после изучения ряда материалов, кажется, что в 1798-ом Фесслер Royal York не создал, а, быть может, только реформировал. Потому что Royal York упоминается задого до 90-х годов XVIII столетия не только у А.И. Серкова. Вот, например, интересный материал о системе франкмасонских послушаний в Германии той эпохи:

"В течение лет сорока Германия так наполнилась ложами и свободными каменщиками, что напечатана целая уже книга, содержащая в себе названия сих лож. Известно, что они разделяются на две главные отрасли, из которых одна называлась доныне Стрик Обсерванц, начальником же своим избрала достойного Герцога Фердинанда Брауншвейгского, а другая называется по имени учредителя своего, как то фон-Циннендорф, который есть врач в Берлине и бывший, но за несколько лет изверженный из Стрик Обсерванц тамошнею ложею Трех Глобусов член.

Еще третья, но гораздо малочисленная ветвь происходит от ложи Royale Jork de l'Amitie (так в тексте - Bart.), в Берлине, получившая первоначальное бытие от вышеупомянутой ложи Трех Глобусов, и которая потом отторгнулась от оной, испросив себе патент из Лондона. Достойно примечания, что Ложа Трех Глобусов, посредством Циннендорфа и ложи Royale Yorc de l'Amitie (так в тексте - Bart.) - учинилась, противу воли своей, плодоносным источником многих каменщических лож в Германии и вне оныя. Число прочих в Германии лож, не принадлежащих к сим трем отравлям, весьма невелико.

<...>

Малочисленнейшая ветвь ложи Royale York (так в тексте - Bart.) работает во всем согласно с изобретенною во Франции многостепенною системой, украшая братьев своих множеством титлов, степеней, лент и игрушек, которых пустыми именами не намерен я наполнять бумагу".

P.S. ;)

Это цитата из книги "Должности Братьев Злато-Розового Креста древния системы, говоренныя Хризофироном в собраниях юниоратских с присовокуплением некоторых речей других Братьев", изданной в Москве Лопухиным в 1784 году. Германский оригинал этой книги, как утверждает академик Ешевский, был опубликован за два года до этого - в 1782 году. Так что, как видишь, Royal York упоминается до 1798 года, а, значит, он действительно появился несколько раньше. Хотя, повторюсь, могу и ошибаться, так как это не совсем моя тема :)

Link to post
Share on other sites
а другая называется по имени учредителя своего, как то фон-Циннендорф, который есть врач в Берлине и бывший, но за несколько лет изверженный из Стрик Обсерванц тамошнею ложею Трех Глобусов член.

Филиал вот этой Ложи и был в Петербурге, она называется GLL FvD/FO

Link to post
Share on other sites
Это цитата из книги "Должности Братьев Злато-Розового Креста древния системы, говоренныя Хризофироном в собраниях юниоратских с присовокуплением некоторых речей других Братьев", изданной в Москве Лопухиным в 1784 году. Германский оригинал этой книги, как утверждает академик Ешевский, был опубликован за два года до этого - в 1782 году. Так что, как видишь, Royal York упоминается до 1798 года, а, значит, он действительно появился несколько раньше. Хотя, повторюсь, могу и ошибаться, так как это не совсем моя тема ;)

Всё верно. Ложу "Aux trois Colombes" основали потомки французских гугенотов аж в 1760-м. В 1765 ложу переименовали в "Royale d'York de l'Amitie". В 1767-1774, т.е. в период основания Провинциальной Великой Ложи, работала под сенью ВЛА. Но раздавать патенты, плодиться и размножаться имеет право только суверенная юрисдикция, коей она и стала стараниями Фесслера в 1798-м. Т.е. до этого события дочерние образования были бы нелегальны, а сама попытка таковых грозила бы для неё серьёзными последствиями.

Link to post
Share on other sites
Всё верно. Ложу "Aux trois Colombes" основали потомки французских гугенотов аж в 1760-м. В 1765 ложу переименовали в "Royale d'York de l'Amitie". В 1767-1774, т.е. в период основания Провинциальной Великой Ложи, работала под сенью ВЛА. Но раздавать патенты, плодиться и размножаться имеет право только суверенная юрисдикция, коей она и стала стараниями Фесслера в 1798-м. Т.е. до этого события дочерние образования были бы нелегальны, а сама попытка таковых грозила бы для неё серьёзными последствиями.

Ну, я тут не при делах. Не я давал им патент, не с меня и спрос :) Кто его знает, был ли там вообще какой-нибудь патент, и что там вообще было. С этой Великой Провинциальной Ложей вообще какая-то темная история. Материала о ней очень мало. В фундаментальном Словаре А.И. Серкова о ней ровно шесть коротеньких строчек столбиком. Вот, собственно, и они:

"Петербург. Провинциальная Великая ложа. Открыта 25.5.1770 русскими масонами по сношению с берлинской ложей Ройял Йорк. 1) Батурлин Петр-Иона Александрович. Чиновник (офицер) ложи".

И всё ;) Как мы понимаем, Великая Ложа, даже Провинциальная, и даже вообще всякая масонская Ложа в принципе из одного человека состоять не может (общеизвестные извращения в расчет не берем). Стало быть, либо от этой Великой Провинциальной Ложи по какой-то причине не осталось бумаг, и потому мы о ней почти ничего не знаем, либо она существовала только на бумагах, привезенных из Германии, и за неимением достаточного количества людей так никогда полноценно здесь и не заработала. Одно из двух, третьего не дано. А как уж оно было там на самом деле, надобно изучать, копаться и выяснять, что и постараюсь сделать в недалеком будущем по мере появления свободного времени и в меру своих скромных сил :)

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

×
×
  • Create New...