Jump to content

Масонский след в истории новых религиозных течений


Recommended Posts

Прошу таки сразу меня простить, если это всем и давно известно, и вообще боян, но лично я об этом ничего до вчерашнего дня не знал. И вот случайно наткнулся в интернете - стало очень любопытно...

Собственно, в качестве "затравки" для большой и интересной темы речь пойдет вот об этом небезызвестном товарище:

4529d26c5efc.jpg

Чарлз Тейз Рассел (1852-1916) - отец-основатель религиозного движения "Свидетели Иеговы".

Давайте взглянем на место его последнего упокоения в Питсбурге, штат Пенсильвания:

f74125eb7f39.jpg

Кстати, здание через дорогу - это, как пишут в интернете, Масонский Храм, что, в принцие, не суть, а, скорее, банальное совпадение. Само же надгробие исполнено в виде внушительной каменной пирамиды. Это может показаться удивительным, если не вникать в раннюю историю "Свидетелей Иеговы", где подобных символов было более, чем достаточно. Вот, например, старые книги "иеговистов" с характерной древнеегипетской символикой:

e5200c785696.jpg

А вот часть фасада Нью-Йоркского Зала Собраний Свидетелей Иеговы:

bd82ae029937.jpg

Сам Чарлз Рассел в своих теологических рассуждениях часто прибегал к символике Великой Пирамиды, что хорошо видно на представленной ниже схеме из ранних "иеговистских" раздаточных материалов:

e527710ee20e.jpg

Вот, например, одно из характерных высказываний Рассела: "Вы знаете, что Верхушка Пирамиды является совершенной сама по себе, и все камни ниже просто проходят вдоль линии, идущей от верхнего камня; и верхний камень – это то, что Библия называет Иисусом – главным краеугольным камнем".

Одним словом, Рассел был помешан на египетской символике, которую активно внедрял в построение своей новой библейской теологии. Его надгробие в виде пирамиды выглядит, таким образом, вполне логично. Однако символы на этой пирамиде вновь ставят меня в тупик:

b320d1d445cc.jpg

Sic! Да, это же масонская эмблема, используемая, если я не ошибаюсь, в высших тамплиеровских степенях Йоркского Устава (York Rite):

1437443e0525.jpg

И что самое интересное, этот масонский символ красуется не только на гробнице основателя "Свидетелей Иеговы", но и на стерых изданиях религиозной печатной продукции "иеговистов". В частности, на журнале "Сторожевая Башня Сиона", ставшем впоследствии просто "Сторожевой Башней":

47e61ba74008.jpg

(здесь символ из Йоркского Устава вверху, прямо по центру)

507448e84e66.jpg

(здесь этот масонский символ находится в левом верхнем углу)

Вот ведь загадка-то :) Однако свет на эту "расселовскую тайну" проливают его собственные высказывания. В одной из своих речей под заглавием "Храм Бога" Чарлз Рассел очень много - местами двусмысленно, а местами и нет - рассуждает о франкмасонстве. Очевидно, он и Вольное Каменщичество, наряду с эзотерикой Древнего Египта, решил вовлечь в дело создания новой теологии "иеговистов". Далее идет нарезка некоторых любопытных цитат из этой речи Чарлза Рассела, произнесенной в собрании созданного им движения Исследователей Библии:

"Я очень рад этой особой возможности сказать слово о вещах, в которых мы согласны с нашими масонскими друзьями, так как мы говорим в здании, посвященном масонству и мы также масоны. Я Свободный масон. Я свободный и признанный масон, если я могу нести свою ношу полный путь, так как это то, что наши масонские братья любят говорить нам, что и значит, что они свободные и признанные масоны. В этом их особый стиль. Итак, и я свободный и признанный масон. Я также думаю, что и мы все. Но не совсем в том стиле, что наши масонские братья. У нас нет с ними раздоров. У меня нет намерений говорить что-либо против масонов, и я даже могу быть признательным, что существуют определенные очень точные истины, разделяемые нашими масонскими друзьями. Я говорил им иногда об этом, а они спрашивали, КАК ты можешь знать обо всем этом? Мы полагали, что никто не мог знать обо всех этих вещах, кроме того, кто имел доступ к нашей высшей логике (или знаниям)".

"Я говорил, что у меня было общение с Великим Мастером, Рабочим, самим Господом, и я обладаю от Святого Духа тайной информацией и руководством, касающееся того, о чем говорит Библия, и вся она истинна! Я верю всему этому. И, когда мы говорили нашим масонским друзьям о Храме и о его значении, о том, что такое настоящий масон, и о Великой Пирамиде, эмблему которой они часто используют, и что Великая Пирамида означает, то они изумлялись. . . Мы собираемся обсудить свободное и признанное масонство – Библейское Масонство, мои дорогие друзья".

"Не видел того глаз, не слышало ухо. Это только те, кто пришел в это божественное масонство, кто имеет духовный взгляд и это духовное руководство, и может знать вещи, которые свободно даются нам. Это то, что свободно дается одному классу и не предназначено для кого-либо еще".

Из всех этих высказываний Рассела, а также из факта наличия характерной символики на его журналах и даже самом его надгробии может сложиться впечатление, что основатель "Свидетелей Иеговы" был масоном. Но, оказывается, что это не так. Приведу еще несколько характерных высказываний Рассела вот отсюда:

"Наши масонские друзья с успехом одерживают верх над ней [своей плотью]. Я не знаю, откуда у них такая твердость в этом! Я часто удивлялся, каким образом они нашли так много тайн нашего Высшего и Признанного Ордена Масонства. Когда вы приходите, чтобы стать членами Царственного Священства, живыми камнями, участниками Масонского ремесла, с точки зрения Господа, чтобы изменить себя [буквально обработать зубилом] и помочь изменится другим, помочь подготовить друг друга для царства, для места в Королевском Храме, - с этого момента необходимо для вас идти [буквально втиснуть себя] узким, трудным путем. Иисус описал это, говоря: если кто-либо будет моим последователем, т.е, если кто-либо будет живым камнем в Храме, если кто либо будет членом этого Высшего, Свободного и Признанного Масонства – тот пусть отвергнет себя, возьмет свой крест и следует за мною".

"Храм не будет завершен до того, пока каждый живой камень не будет там. И что потом? Дальше будет то, что наши масонские друзья делают так много, и то что, мы делаем так много, а именно: прославление храма. Это важная вещь в масонстве. Это подобно тому, как мудрый Соломон – прообраз Иисуса – предложил жертву, и как Бог принял ее, и как слава Господа вошла в Храм. Точно также и наш Храм, Церковь в славе, не будет Храмом Бога, пока Небесный Отец сам не признает его".

"Вы знаете, что наш орден настолько тайный, что мы не всегда можем даже знать друг друга. Не удивительно ли? Я обнаружил, что это так также и с масонами. Многие масоны пожимают мне руку и дают мне то, что узнаю их рукопожатие, но они не знают меня от масонов. Нечто подобное, как мне кажется, испытывают и масоны, я не знаю что это, но мы часто обмениваемся различными рукопожатиями и затем я говорю им, что я не знаю ничего, кроме просто нескольких рукопожатий, которые совершаются для меня естественным образом".

"Имеете ли вы в виду, что Церковь Господа есть секретный орден? Да, конечно, это так. . . Знал ли мир великого Масона, когда он был здесь? Нет. Убил ли мир великого Масона? Да".

"Итак, вы и я, как под-масоны, ожидаем возвращения нашего Мастера Масона, который отдал свою жизнь как настоящую плату в связи этой тайной построения Храма, Церкви".

И вот тут до нас начинает доходить, что Рассел использует понятие "масонство" не в буквальном и общепринятом смысле, а в каком-то другом иносказательном, переносном значении... Что же касается своего действительного членства в Ордене Вольных Каменщиков, то Рассел это полностью отрицает:

"Хотя я никогда не был масоном, но я слышал, что в масонстве имеется кое-что, что очень близко иллюстрирует все это".

Вот и ответ на вопрос, поставленный в заголовке темы. Основатель религиозного течения "Свидетель Иеговы" Чарлз Рассел масоном не был, но относился к масонству с большим интересом и активно использовал его символику в построении своей новой библейской теологии. Возникает вопрос: по какому праву? И как реагировали на это американские масоны того времени - современники Рассела на заре "иеговизма"? Все это очень, как мне кажется, интересно...

Хочется заметить, что сам Чарлз Рассел не запрещал своим последователям вступать в масонские ложи, что ясно видно из следующего его высказывания:

"Если вы чувствуете, что хотите стать членами Свободного и Признанного Ордена Масонства, но вы не чувствуете себя достаточно свободными и достаточно масонами, как последователи Христа, то пусть Бог благословит вас, выносите сами свое суждение; это ваше решение, не мое. Но я сейчас говорю об этом великом ордене масонства, в котором Иисус – Великий Мастер. Этот Орден должен начать действовать особенным путем. Есть определенные условия – низкие врата, узкий путь, трудная дорога".

Однако себя и своих последователей "иеговистов" он считал масонами более высокого порядка (уж, куда нам, горемычным), из чего следует, что "Свидетелям Иеговы" вступать в масонскую ложу нет никакого смысла. Рассел убеждал их в том, что в его организации они получат гораздо больше, чем в традиционном масонстве. Вот что, например, говорил он на сей счет адептам своей новой религии:

“Мы помним, что мы имели очень похожие с ними [масонами] мысли и не так уж давно; однако не находя их несостоятельными, мы рады, что мы приходим к пониманию более разумного и гармоничного пути".

И совсем уже откровенное заявление Рассела о якобы духовном превосходстве "иеговистов" над традиционными франкмасонами: "Не обладают ли наши масонские друзья некоторым пониманием вопроса о Храме и о тех, кто является Рыцарями Храма (Тамплиерами)? А мы больше!"

Ну, кто бы сомневался... Такая вот удивительная история со "Свидетелями Иеговы" и их основателем Чарлзом Расселом. Юзали, короче, нас и нашу символику все, кому не лень. Обидно, досадно, но ладно. Все равно очень интересно...

Хотелось бы узнать, как относятся к масонству современные "Свидетели Иеговы"? Как относились тогда и относятся теперь настоящие франкмасоны (особенно работающие в Йоркском Уставе) к подобному использованию масонской символики г-ном Расселом?

P.S. И вообще, тема "масонского следа" в истории современных религиозных течений может быть весьма полезной и многодатной. Тут уместно снова вспомнить и о мормонах, которые на данном Форуме были уже не единожды нами обсуждены, и всех, всех, всех... Что же так привлекает в масонстве столь многих создателей современых религиозных течений? Все так и норовят то символ наш какой-нибудь "спионерить", то кусок эзотерической доктрины отковырять, то каким-либо иным образом "заделаться" под масонов. Прямо-таки тема для основательного обсуждения...

Link to comment
Share on other sites

Везде и всегда писалось, что Рассел был масоном... и это как-то настораживало... хотя так же говорилось, что его созданная религия не была уж такая сектантская и что в дальнейшем она была "обработана" и "экстримированна" в ту проповедческую форму, которую мы знаем на сегодняшний день...

Замечательное открытие, Дорогой Брат... Это даже успокоивает... А вот еще интересно (честно говоря, не увлекалась этим вопросом) действительно ли и чем же отличается "религия" Рассела от совремных идей Свидетелей Иеговы...

А твои слова о "Все так и норовят то символ наш какой-нибудь "спионерить", то кусок эзотерической доктрины отковырять, то каким-либо иным образом "заделаться" под масонов." мне очень напоминают высказывания Оперативной Гильдии Compagnons de France (Подмастерья Франции), которые считают, что мы у них все "сперли" и шибко нас за Это не любят... :):D:D

Link to comment
Share on other sites

А интересно, что это за изображение на самой верхушке пирамиды (снимок, который en face)? Логичнее, кажется, было бы Всевидящее Око (но напоминает тщательно сбитое изображения черепа с перекрещенными большеберцовыми костями. :) )

Link to comment
Share on other sites

А вот еще интересно (честно говоря, не увлекалась этим вопросом) действительно ли и чем же отличается "религия" Рассела от совремных идей Свидетелей Иеговы...

Да, ты права. Отличий много. Во-первых, Свидетелями Иеговы они тогда не назывались. Рассел создал сперва Общество Исследователей Библии, ядро которого стало называться Обществом Сторожевой Башни. После смерти Рассела в 1916 году это Общество возглавил Джозеф Франклин Рутерфорд, который и произвел в нем значительные перемены. С 1931 года Общество Сторожевой Башни стало называться "Свидетелями Иеговы". В Википедии пишут, что не все последователи Рассела стали "Свидетелями Иеговы". Некоторые из них отказались признавать Рутерфорда своим новым пастором. Они продолжают существовать и сегодня под разными названиями. Подробнее об этом смотри в статье "Исследователи Библии".

Что касается этого движения при Расселе и после него, то это действительно небо и земля. Во-первых, религиозное движение Рассела носило ярко выраженный эсхатологический характер. Он и его последователи совершенно серьезно ожидали Конца Света в 1914 году. Кстати, сам Рассел как-то сказал о том, что к откровению этой даты он пришел в процессе исследования размеров и конфигураций Великой Пирамиды в Гизе. Во-вторых, Рассел был близок к сионистским позициям. Он всюду пророчествовал о скором возвращении избранного народа в Палестину и очень тепло воспринимался лидерами еврейского мира в Старом и Новом Свете. В-третьих, учение Рассела было более эклектично. Подобно мормонам, он не стеснялся обращаться к тайнам древних цивилизаций и откровенно теософскому стилю изложения своего теологического учения. Ты права в том, что при Расселе все было по-другому. Я думаю, он пытался выстроить в Соединенных Штатах некий местный вариант Церкви Эммануэля Сваденборга - эдакую христианско-теософскую конфессию. Сегодня "Свидетели Иеговы" - это нечто уже совсем другое. Они не признают расселовской теософской эклектики, пытаясь соответствовать созданному уже после Рассела иммиджу солидной и благопристойной христианской конфессии. В отличие от Рассела, поздние "иеговисты" дистанцируются от сионизма (даже слово "сионский" убрано из названия организации и с обложки их главного журнала). Теперь они уже не занимаются каббалистическими исчислениями даты Конца Света, а просто, как и все, предсказывают его неизбежное наступление "когда нибудь скоро". Одним словом, Рассел был оккультно-христианским романтиком, добившимся за счет своего колоссального организаторского таланта самого широкого общественного признания, а люди, пришедшие вслед за ним, вовремя сориентировались и превратили его дело в религиозный бизнес глобального масштаба.

А твои слова о "Все так и норовят то символ наш какой-нибудь "спионерить", то кусок эзотерической доктрины отковырять, то каким-либо иным образом "заделаться" под масонов." мне очень напоминают высказывания Оперативной Гильдии Compagnons de France (Подмастерья Франции), которые считают, что мы у них все "сперли" и шибко нас за Это не любят... :):D:D

:D Это то, что называется "компаньонажем"? К сожалению, практически ничего о них не знаю. А было бы очень интересно узнать...

Link to comment
Share on other sites

Сидела в wikipedia, читала, выбрала интересные куски, пыхтела переводила с французского (русский вариант почему-то не открывался...) :) ... собралась ответить, а ты уже все написал !... :D ну и замечательно... :D:D:D

:D Это то, что называется "компаньонажем"? К сожалению, практически ничего о них не знаю. А было бы очень интересно узнать...

Да, это Компаньонаж... что-нибудь поддыщу... только дай мне время на перевод... :D

Link to comment
Share on other sites

А интересно, что это за изображение на самой верхушке пирамиды (снимок, который en face)? Логичнее, кажется, было бы Всевидящее Око (но напоминает тщательно сбитое изображения черепа с перекрещенными большеберцовыми костями. :D )

Да, нет. На пирамидионе (съемное навершие пирамиды) как раз таки Всевидящее Око и есть. Вот здесь, на другой фотографии, его лучше видно:

bb64c5232e81.jpg

1f534117a396.jpg

Так что изображение Пирамидиона со Всевидящим Оком на надгробии Чарлза Рассела в точности такое же, как на оборотной стороне Большой Печати США и на знаменитой банкноте достоинством в один доллар:

0831ddf88427.jpg

Да, это Компаньонаж... что-нибудь поддыщу... только дай мне время на перевод... :D

Да, был бы благодарен тебе за такую тему. Если материал на английском, то можно ссыли и без перевода, если что. С французским, правда, совсем у меня туго. Кроме "мерси" и "оревуар" ни единого слова не бельмейс :)

Link to comment
Share on other sites

Да, был бы благодарен тебе за такую тему. Если материал на английском, то можно ссыли и без перевода, если что. С французским, правда, совсем у меня туго. Кроме "мерси" и "оревуар" ни единого слова не бельмейс :)

Это из Вики (на фр.) :

"Les Compagnons du Devoir это общее название нескольких французских ассоциаций, наследников движения "Компаньонаж", родившегося в момент строительства соборов (примерно в двенадцатом веке), которые гарантируют молодым людям от 16 лет обучение традиционным профессиям, основанное на ученичестве, общественной жизни и путешествие называемое Турне по Франции. В последнее время они также приветствуют девушек для обучения. Известная легенда рассказывает о Мастере Жаке, о царе Соломоне и об отце Субиз как об обоснователях Компаньонажа."

На английском только это : http://en.wikipedia.org/wiki/Compagnons_du_Tour_de_France

На французском нашла хорошую статью, но большую... буду переводить потихоньку...

Link to comment
Share on other sites

Ну вот пожалуй по теме,кое-что из былого. :D

http://kuraev.ru/index.php?option=com_smf&...6145#msg3756145

http://www.jwforum.ru/viewtopic.php?p=59176#p59176

Как же мне там мозг вынесли. :D:)

У меня тоже мозги сьехали... :D:D:D

Link to comment
Share on other sites

Еще один интересный исторический факт... Недавно взор мой пал на личность крупнейшего англиканского богосова и проповедника второй половины XIX столетия Чарлза Гаддона Сперджена (1834-1892) и вот почему: оказывается, основанный им евангелический журнал назывался "МЕЧ И МАСТЕРОК". Вот здесь немного информации о самом журнале и о личности его основателя.

Если мне не изменяет память и моя скромная религиоведческая компетенция, нигде в Библии или общеизвестной христианской теологии словосочетание "меч и мастерок" особо не употребляется. Зато оно еще как употребляется в масонстве - в легендах и наставлениях высших степеней Шотландского Устава, в которых идет речь о строительстве Второго Храма под руководством израильского царя Зоровавеля.

Кажется, впервые словосочетание "меч и мастерок" употребил в своей речи "дедушка" Шотландского Устава кавалер Рамзай. В первой книге знаменитого мельгуновского двухтомника "Масонство в его прошлом и настоящем" (с. 170) сказано: "Один из видных шотландских масонов Михаил Рамсэй, в 1737 г. выступая с речью перед собранием парижских якобитов, рассказал о происхождении масонства. «Масонский орден, - говорил он, - возник в Палестине в эпоху Крестовых походов, когда под сводами Иерусалимского храма были найдены тайные символы древней священной науки. Тогда рыцари Иоанна Иерусалимского вступили в масонские ложи и передали им свое имя. Масоны должны, так же как и евреи, строители второго Храма, в одной руке держать мастерок, а в другой меч и щит»".

Ну, и после Рамзая словосочетание "меч и мастерок" употреблялось в масонстве с завидной регулярностью...

Альберт Пайк на страницах своей "Морали и Догмы", в наставлениях для 15-ой степени Рыцарь Востока или Меча, пишет: "Трудитесь, трудитесь неустанно, удерживая одной рукой меч, а другой - мастерок!"

В известной книге Гарольда Вуриса "Кладезь масонских знаний в доступной форме вопросов и ответов" о 16-ой степени Шотландского Устава (Князь Иерусалимский) сказано, что она повествует "об испытаниях, обрушившихся на строителей Второго Храма, о завершении их трудов с помощью царя Дария. Зерубабель приказал, чтобы рабочие трудились с мастерком в одной руке и мечом — в другой. Темой градуса является торжество Истины".

Вот меня и поставил в тупик тот факт, что один из крупнейших английских евангелических журналов второй половины XIX века тоже назывался "Меч и мастерок". В этой связи возникает, как минимум, два закономерных вопроса: был ли знаменитый англиканский "златоуст" Чарлз Сперджен масоном? Существует ли какая-либо устойчивая традиция употребления словосочетания "меч и мастерок" вне масонского контекста?

Link to comment
Share on other sites

В данной теме трудно удержаться , чтобы не пробаянить про Джозефа Смита, который списал некоторые ритуалы масонов для своей храмовой церемонии.

220px-Joseph_Smith,_Jr._portrait_owned_by_Joseph_Smith_III.jpg

В нете много об этом написано включая легенду убийства Смита:

Джозеф Смит - магистр масонской ложи и сын вдовы - подошел к окну и с поднятыми вверх руками начал произносить масонский призыв к помощи, обращаясь к своим братьям-масонам, присутствовавшим в толпе: "О, Господь мой Бог!.." Он не смог закончить свои слова и упал из окна, сраженный насмерть.
.
Link to comment
Share on other sites

Еще один любопытный исторический факт... Известно, что в настоящее время "Свидетели Иеговы" распространяют в России альтернативные переводы Библии, в той или иной степени отличающиеся от привычного нам т.н. "синодального". Помимо собственного "корпоративного", распространяемого ими в черной обложке под заглавием "Священное Писание. Перевод нового мира", "Свидетели Иеговы" издали в России еще и альтернативные библейские переводы, принадлежащие перу дореволюционных православных богословов - в таком же черном переплете под заглавием просто "Священное Писание", без слов "перевод нового мира". Так в чем фишка... Ветхозаветная часть этого библейского перевода, изданного "Свидетелями Иеговы" в России, выполнена в XIX веке архимандритом Макарием, о чем и сообщается на титульном листе этого иеговистского издания.

Между тем, архимандрит Макарий (Глухаев), прославленный Русской Православной Церковью как Преподобный Макарий Алтайский (день поминовения 18 мая по ст.ст. - 31 мая по н.ст.), был тесно связан с масонством и свой альтернативный перевод книг Ветхого Завета выполнил, благодаря близости к Библейскому Обществу, которое, как известно, находилось под значительным влиянием франкмасонства.

b5d012148f71.jpg

Перевод Библии архимандрита Макария был опубликован в 1860-1867 гг. в журнале "Православное Обозрение", откуда "Свидетели Иеговы" и перепечатали его в свое издание альтернативных переводов Священного Писания. Сам текст этого прекрасного перевода можно скачать отсюда. В издании "Свидетелей Иеговы" сей перевод снабжен предисловием, в котором повествуется о самом Преподобном Макарии и его титаническом труде. О его связях с масонством в этом издании, увы, нет ни слова...

Зато из фундаментального энциклопедического словаря А.И.Серкова "Русское масонство. 1731-2000" (М.: Росспэн, 2001) мы узнаем о том, что Михаил Яковлевич Глухарев (в монашестве Макарий) "посещал собрания московского "теоретического круга" (С. 1032). Напомню, что "теоретическим кругом" назывались собрания посвященных в т.н. "теоретический градус" - предверие высших розенкрейцерских степеней, которые еще в XVIII столетии были привезены в Россию профессором Московского Университета И.Е.Шварцем.

Думаю нелишне будет привести здесь биографию этого близкого к масонству переводчика Библии - архимандрита Макария - из словаря А.И.Серкова "Русское масонство" (С. 244):

"Глухарев Михаил Яковлевич (в монашестве Макарий. 30.10.1792, Вязьма - 18.6.1847, Болховский Троицкий монастырь, Орловская губ.). Из семьи священника. В 1813 окончил Смоленскую духовную семинарию. В 1817 поступил в С.-Петербургскую духовную академию, где пользовался особым вниманием ректора Филарета (дроздова) [который, кстати, тоже был масоном - Bart.]. В 1817-1821 профессор и инспектор Екатеринославской духовной семинарии. В 1816 принял монашество. В 1821-1824 ректор Костромской духовной семинарии. В 1824 удалился в Киево-Печерскую лавру, затем в Глинскую Оптину пустынь (Курская губ.), где вел аскетический образ жизни. В 1830-1844 руководитель Алтайской церковной миссии в Бийске, миссионер среди народов Сибири. Был знаком со ссыльными декабристами, особенно сблизился с М.А.Фонвизиным [тоже масоном - Bart.]. С 1844 настоятель Болховского Троицкого монастыря. Переводчик Библии (перевод отклонен Синодом, а на него самого наложена епитимья), духовный поэт, мемуарист".

Вот такие интересные исторические взаимосвязи. Масон, без пяти минут розенкрейцер, а после монах, выдающийся алтайский миссионер, прославленный в православных церковных святцах как Преподобный... Думается, что факт издания его перевода Библии "Свидетелями Иеговы" - религиозной организацией, тесно связанной с масонством у своих истоков - факт абсолютно случайный. Но нет ничего удивительнее, чем такая вот неожиданная случайность, которая, если верить мудрым, есть "непознанная закономерность" :rolleyes:

Link to comment
Share on other sites

  • 3 weeks later...
Известно, что в настоящее время "Свидетели Иеговы" распространяют в России альтернативные переводы Библии, в той или иной степени отличающиеся от привычного нам т.н. "синодального". Помимо собственного "корпоративного", распространяемого ими в черной обложке под заглавием "Священное Писание. Перевод нового мира", "Свидетели Иеговы" издали в России еще и альтернативные библейские переводы, принадлежащие перу дореволюционных православных богословов - в таком же черном переплете под заглавием просто "Священное Писание", без слов "перевод нового мира". Так в чем фишка... Ветхозаветная часть этого библейского перевода, изданного "Свидетелями Иеговы" в России, выполнена в XIX веке архимандритом Макарием, о чем и сообщается на титульном листе этого иеговистского издания.

Первую книгу видел и сравнивал с синодальным переводом, и был немного в шоке от разночтений.

второй вариант о котором ты пишешь ещё не видел.

Link to comment
Share on other sites

  • 3 years later...

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

 Share

×
×
  • Create New...