Текст следующей статьи за авторством Зелота ранее был опубликован на нашем сайте. Статья представлена в её исходном виде и является частью книги Евгения Щукина “Коса и камень. Зелот о масонстве”.
Зелот
КТО И ПОЧЕМУ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИНЯТ В ОРДЕН ВОЛЬНЫХ КАМЕНЩИКОВ
Политика регулирования членства в Ордене Вольных Каменщиков определяется положениями его нормативных документов, а именно Конституций Андерсона 1723 г. и «Поэмой о нравственном долге», более известной под названием «Манускрипта Regius» 1390 г. Также существует несколько редакций так называемых «ландмарок», т.е. «веховых столбов» Ордена, в которых в сжатом виде содержится его основное законодательство. Ландмарки являются неизменными и обязательными для соблюдения всеми регулярными Вольными Каменщиками. Определенные дополнительные требования, в частности, к кандидатам могут выдвигаться различными масонскими юрисдикциями, например, Великими Ложами стран или отдельными символическими ложами, принимающими кандидатов, и в таком случае эти нормы закрепляются в их Общем или Внутреннем регламенте и также приобретают силу закона.
Орден Вольных Каменщиков является древнейшим из существующих на настоящий момент посвятительных обществ. Он гордится своими традициями, неизменно хранит им верность и отлично осознает, что именно за счет следования своим традициям существует ныне в форме, минимально удаленной от древнейших и лучших образцов Царственного Искусства. Невключение в число потенциальных кандидатов тех или иных групп лиц определяется и мотивируется, в основном, древними традициями Ордена и необходимостью хранить их в неизменном виде, несмотря на то, что, с точки зрения современности, некоторые из данных требований несомненно устарели. Однако в случае если Орден изменил бы свои древние ландмарки в угоду времени, он просто перестал бы быть самим собой, а стал бы чем-то, пусть даже, может быть, и более совершенным, но иным, то есть перестал бы быть Орденом Вольных Каменщиков.
В общем и целом, согласно древним законам Ордена, со временем подвергнувшихся лишь незначительным изменениям, в регулярный Орден принимаются совершеннолетние свободные верующие мужчины добрых нравов, способные учиться, повиноваться, заниматься благотворительностью и имеющие склонность к наукам и искусствам.
Под «регулярным Орденом» в данном случае понимается собственно Орден Вольных Каменщиков, стоящий на позициях веры в Бога, Великого Строителя Вселенной, и соблюдающий неизменные ландмарки Ордена в полном объеме. Кроме регулярной ветви, существует так называемое «либеральное» масонство, в частности, допускающее членство атеистов и женщин (в форме отдельных женских лож или смешанных организаций), однако данная статья относится только в регулярным послушаниям.
Прием в регулярный Орден осуществляется по следующей схеме: после подачи прошения о приеме кандидат проходит ряд собеседований – 1) с братом-мастером ложи, в которую подано прошение; 2) с братом-офицером этой ложи; 3) (часто) с Досточтимым Мастером этой ложи. Затем кандидата приглашают на общее собрание данной ложи, и он с завязанными глазами вводится в зал собраний после открытия работ и должен ответить на вопросы любого из присутствующих братьев. По результатам опроса ложа проводит голосование, о результатах которого кандидат уведомляется впоследствии. В случае положительного результата голосования кандидат получает наименование аспиранта, приглашается на следующее собрание ложи, и там проходит его посвящение в Орден. Таким образом, процесс приема предельно субъективен, потому что братья ложи должны сами решить, смогут ли они назвать кандидата братом и принять его как равного в свою ложу. Следовательно, все неясности в соответствии кандидата критериям отбора разрешаются в процессе бесед с ним и опроса в открытой ложе. Приведенные ниже критерии отказа в членстве носят абсолютный характер и во время бесед и опроса рассматриваться, уточняться и оспариваться не могут. Наиболее важный в данном контексте вопрос религиозной принадлежности рассматривается, за исключением случаев явного атеизма, братьями ложи.
Итак, по древним законам Ордена, его членами, а, соответственно, и кандидатами на членство в нем, не могут стать лица, не отвечающие требованиям, изложенным выше.
1. Женщины
Орден Вольных Каменщиков первым требованием, предъявляемым к кандидату, называет требование от него быть человеком свободным. В исторический период становления Ордена в середине XVII в. говорить о свободе женщин не приходилось, до всеобщего избирательного права, узаконившего равенство полов, оставалось еще два с половиной века. Женщина считалась зависимой от своего отца, потом мужа, потом сына. Свободна она не была.
Орден Вольных Каменщиков в начале своей деятельности являлся гильдией ремесленников-строителей. Присутствие в гильдии женщин-каменщиц не наблюдалось. Существует и неявная социальная причина недопущения женщин на масонские собрания в качестве членов. После превращения оперативного (деятельного) масонства в спекулятивный (умозрительный) Орден на его родине, в Англии, он приобрел форму, наиболее привычную для английских аристократов того времени, а именно форму клуба. В клубы английского образца женщины не допускались вплоть до конца II Мировой войны. Предназначены же подобные клубы и были тогда, и ныне, для отвлечения мужчин от повседневных забот, в частности, семейных, объединение их для отдыха, привычного в мужской компании (исключая разврат), обеспечения общения на привычные им темы, в то время как в семьях мужчины обычно лишены общества себе подобных и общение их на «мужские» темы ограниченно.
Женщины – жены, невесты, подруги, сестры, дочери, матери и иные родственницы Вольных Каменщиков – могут посещать ежегодные или ежеполугодичные общие собрания-банкеты, специально предназначенные для семейного отдыха братьев, а также иные назначаемые ложами с той же целью мероприятия, от бесед философско-этического характера в стенах ложи до совместных выездов братьев на экскурсии и на природу.
2. Атеисты
Во время бесед и опроса, а также подавая прошение о вступлении, кандидат обязан подтвердить свою веру в Единого Бога-Творца, бессмертие души и (часто) явленное Откровение Бога человеку.
Согласно Конституциям 1723 г., Вольный Каменщик не может быть атеистом, поскольку работы ложах ведутся во Имя Великого Строителя Вселенной, то есть Единого Бога- Творца, в различных конфессиях именуемого по-разному. Ритуальные собрания лож открываются и закрываются молитвой, торжественные обязательства приносятся на Книге Священного Закона (в зависимости от вероисповедания кандидата это может быть практически любая священная книга – Библия, Тора, Коран, Трипитака и т.д.). Поэтому как бы кандидат ни называл Бога, он имеет право на вступление в Орден, если верует в Его бытие и считает ту или иную книгу настолько священной, что обязательство, принесенное на ней, будет для него свято.
3. Политеисты
Согласно п. 2, для кандидата необходима вера в Единого Бога. Большинство современных так называемых языческих исповеданий являются подвидами течения «нью-эйдж», испытавшего на себе немалое влияние теософии, что заставляет их признавать наличие Единого Творца (например, Рода). В таком случае, по результатам собеседования, после уточнения вопросов исповедания веры, такой кандидат может быть принят в братство при условии его согласия назвать священную для него книгу или приносить торжественное обязательство на иной священной книге. В случае же упорной веры кандидата в многочисленных языческих богов и иные формы примитивного языческого культа принятие кандидата исключается.
4. Некоторые официальные исповедания и секты
Единственным критерием отказа в приеме в данном случае является положение учения некоторых исповеданий и сект (например, анабаптисты, квакеры, субботники) о запрете на любые клятвы и обязательства. Вступление в Орден и продвижение по его иерархической лестнице требует принесения на каждом этапе торжественного обязательства не разглашать сообщенные тайны и таинства посторонним и соблюдать определенные положения нравственного кодекса. Согласно законам Ордена, обязательства перед ним следуют за обязательствами человека перед Богом, своей страной и своей семьей, поэтому если у человека возникает противоречие между его обязательствами перед Богом (в его собственном понимании и понимании его религиозной конфессии) и его обязательствами в случае вступления в Орден, ему лучше вообще в Орден не вступать.
5. Порочные люди
Данный термин является чрезмерно общим, однако масонский закон требует, чтобы кандидат был человеком «добрых нравов». Если кандидат достаточно хорошо известен проводящим с ним беседу братьям как человек безнравственный, преступный или порочный в силу каких-либо иных причин, он отвергается. В более конкретном смысле исключается прием кандидатов, подвергавшихся суду или следствию по уголовным делам (на Западе без исключений) или только находившихся под стражей (в России). В основном, нравственный критерий рассматривается братьями ложи и оценивается ими же.
Далее следуют официально не оговоренные, но рекомендуемые для рассмотрения ограничения членства, логически вытекающие из характера Ордена и его деятельности. Итак, не рекомендуется прием следующих групп:
1. Инвалиды
Данный пункт касается только инвалидов 1-й группы или иных групп, в случае если кандидат не в состоянии сам себя обслуживать, когда он, например, парализован, слабоумен или слепоглухонем. Кроме того, что для такого кандидата становится невозможным собственно посвящение, включающее в себя ритуал, требующий передвижений и восприятия слуховых и зрительных символов, также нарушается положение о свободе кандидата, ибо такого кандидата, полностью зависящего от обслуживающих его лиц, свободным назвать нельзя.
2. Материально несостоятельные
Имущественного ценза в Ордене не существует, однако существуют вступительный и ежегодные взносы, сборы за облачение, литературу, благотворительные сборы и прочие материальные сборы на нужды Ордена. Орден нуждается в членах, способных поддерживать его благотворительную деятельность и его существование. Для малоимущих братьев существует многоуровневая система рассрочки платежей, снижения размера взносов и пр. Однако Орден не является кассой взаимопомощи, и извлекать из него материальную выгоду его членам нельзя. В случае утраты трудоспособности, болезни, травмы и иных жизненных обстоятельств брат Ордена может рассчитывать на единовременную или многоразовую материальную помощь, на которую также имеют право вдова, дети или иные иждивенцы умершего брата.
Далее, существуют некие рудиментарные, официально оформленные, в частности, в “Поэме о нравственном долге”, положения, которые в настоящее время не соблюдаются. Они относятся к членству инвалидов любого рода и вида, незаконнорожденных, имеющих “дьяволовы пятна” на теле и пр. Естественно, в современном масонстве подобные ограничения были бы настолько явным анахронизмом, что в обыденной практике не соблюдаются.
Традиционно с подозрением относится Орден к кандидатам из числа членов иных посвятительных объединений. В некоторых масонских юрисдикциях членство в иных обществах, братствах или орденах становится препятствием на пути приема кандидата. В настоящее время в России, Израиле, Франции, США и некоторых других странах подобные ограничения законодательно не закреплены. Однако регулярный Орден Вольных Каменщиков традиционно полагает себя древнейшим эзотерическим братством, сохранившим посвятительную традицию с наиболее раннего периода человеческой истории, поэтому относится с прочим посвятительным обществам с некоторым недоверием и предубеждением.
Как в последнем случае, так и в остальных, необходимо повторить, что право окончательного суждения по всем вопросам, кроме наиболее очевидных, принадлежит братьям ложи, в которую кандидатом подано прошение, и результат голосования братьев ложи является окончательным.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Выдержка из последней редакции Общего Регламента Великой Ложи России:
«72.2. В соответствии с древними обычаями допустим прием только мужчин старше 21 года, свободных и добрых нравов. Сыновья Масонов могут быть посвящены в Орден по достижении 18 лет.
72.3. Представление кандидата к посвящению или регуляризации осуществляется не менее чем двумя рекомендателями, Мастерами Масонами.
72.5. По итогам опроса под повязкой принимается решение о посвящении… Кандидат не может быть допущен к посвящению в Достопочтенной Ложе или регуляризован или восстановлен в Ложе, если при голосовании он получил более двух отрицательных голосов Мастеров Масонов, имеющих право голоса в данном собрании: то есть, в случае двух отрицательных голосов он принимается, а в случае трех отрицательных голосов - отвергается».
Выдержка из Внутреннего регламента одной из Достопочтенных Лож под юрисдикцией Великой Ложи России:
«11.1 Любой кандидат к посвящению должен быть представлен одним из поручителей - мастером Великой Ложи России.
11.2 Поручитель свидетельствует что кандидат:
- не участвует в каких-либо организациях, цели или действия которых противоречат принципам Ордена вольных каменщиков;
- обладает высокими моральными качествами, достаточным интеллектом, терпимостью к чужому мнению, внутренней добротой и вниманием к людям, чувством долга и чести, стремлением к Свету Истины и самосовершенствованию – то есть свободен и добрых нравов;
- искренне, а не по тайному умыслу желает включиться в братскую цепь.
11.3 Обсуждение происходит на торжественном регулярном собрании ложи в градусе ученическом во время которого зачитывается заявление кандидата и характеристики на него.
11.4. После опроса и удаления кандидата, которому сообщают, что о решении братьев он будет извещен, Досточтимый Мастер приступает к тайному голосованию о допущении просителя к посвящению. В голосовании принимают участие все братья, кроме учеников. Кандидатура просителя отклоняется, если против допущения к посвящению проголосовали хотя бы трое из присутствующих братьев.
11.5. Если решение положительно, Досточтимый Мастер назначает дату посвящения и поручает брату Секретарю сообщить кандидату решение братьев, место и дату посвящения и напомнить, что до церемонии он должен будет уплатить вступительный взнос и часть обязательного годового взноса, пропорциональную числу, оставшихся до годового закрытия счетов, месяцев.
11.6 Размер вступительного взноса устанавливаются Досточтимым Мастером и Казначеем ложи в индивидуальном порядке».