Николай Михайлович Никольский (1877–1959) — советский историк, религиовед, представитель марксистской школы. Книга «История русской Церкви» его авторства была впервые опубликована в 1930 г. в серии «Атеистическая библиотека» с предисловием, критикующим «религиозные пережитки». И позже, в 2020 г. — в репринте с комментариями историков (издательства «Академический проект»), анализирующее идеологический контекст эпохи. Представляет собой научно-атеистическое исследование, написанное в рамках марксистско-ленинской парадигмы. Где русская Церковь представлена как инструмент эксплуататорских классов, использовавшийся для укрепления самодержавия и подавления народных масс. Книга предназначена для историков, изучающих советскую историографию и её подход к религии. Тех, кто интересуется критическим взглядом на церковь как социальный институт. Сегодня скорее будет интересна исследователям методов и размаха идеологической борьбы во время становления СССР.
Автор рассматривает симфонию, совместную деятельность Церкви и государства, власти как союза эксплуататоров (князья, цари, помещики) и духовенства. Он описывает экономическую роль монастырей, критикуя церковное землевладение, ростовщичество, эксплуатацию крестьян. Объясняет роль религии как «опиум народа», приводят анализ обрядов, догматов и проповедей как средств отвлечения от классовой борьбы. И презентует революцию 1917 года как «Освобождение трудящихся от религиозного дурмана». Книга охватывает период от Крещения Руси до начала XX века, разделённый на этапы, соответствующие формациям:
- Церковь в феодальном обществе (X–XVII вв.). Крещение Руси как политический акт княжеской власти. Роль монастырей в колонизации земель (например, Троице-Сергиева лавра). Раскол XVII века: борьба за контроль над ресурсами, а не «спор о вере».
- Церковь в имперский период (XVIII–XIX вв.). Синодальный период: превращение духовенства в госслужащих. Секуляризация Екатерины II — изъятие земель как удар по экономической мощи Церкви. Миссионерство и русификация: религия как инструмент подавления национальных меньшинств.
- Кризис и падение (конец XIX — начало XX вв.). Революция 1905 г.: требования свободы совести и отделения Церкви от государства. Поддержка Церковью самодержавия в 1917 г. как «агония эксплуататорского института».
Никольский детально исследует материальную базу Церкви — земельные владения, налоги, отношения с крестьянством. Автор вскрывает тенденциозность летописей и житий, созданных «в угоду власть имущим». Книга — ценный документ советской антирелигиозной пропаганды, показывающий, как марксизм интерпретировал историю. Наример, в главе о монастырских тюрьмах (например, Соловки), Церковь представлена как инструмент подавления инакомыслия. Сегодня нам очевидна идеологическая предвзятость, тезисы о «реакционной сущности» религии довлеют над объективностью. Духовные аспекты (вера, богословие) игнорируются или сводятся к «обману». Церковный раскол XVII века представлен упрощенно, только как борьба за ресурсы, без учёта догматических и культурных причин. Многие выводы опровергнуты позднейшими исследованиями (например, о роли Церкви в образовании XIX века). И главное, книга представляет собой пропаганду факта отделения прихожан от Церкви, объясняя деятельность Церкви в её понимании при написании со строчной буквы. Рекомендую вам «Историю Русской Церкви» автора митрополита Макария (Булгакова) — апологетический труд, где Церковь — хранительница духовных ценностей. Никольский — антипод этой традиции. И «Историю русской Церкви» Льва Регельсона — постсоветский взгляд, пытающийся объединить духовный и социальный аспекты. А также книгу «Русское православие: вехи истории» (коллективная монография РАН, 1989) — более сбалансированный подход, свободный от марксистской риторики.
Книга создавалась в эпоху «воинствующего атеизма» (1920–30-е гг.), когда историческая наука была подчинена задачам антирелигиозной пропаганды. Никольский, как учёный старой школы (дореволюционный профессор), пытался адаптироваться к новой идеологии, но его работа всё равно подверглась критике за «недостаточную боевитость». Сегодня его труд сохранил значение как историографический памятник, для понимания советского взгляда на религию. Многие тезисы (например, о связи Церкви с крепостным правом) стимулируют дискуссии. Современным исследователям важно отделять факты от идеологических клише. Читатель получит понимание марксистской интерпретации роли Церкви в истории России, инсайты о социально-экономических механизмах церковной власти. И главное, получить пример влияния идеологии на научные исследования.
Главные мысли: «Религия — надстройка над экономическим базисом». «Церковь всегда служила угнетателям, освящая их власть». «Октябрьская революция освободила народ от тысячелетнего рабства». Книга Никольского — важный, но спорный источник. Её стоит читать в паре с работами альтернативных направлений, чтобы составить объёмную картину. «История русской Церкви» Никольского — продукт своей эпохи. Как писал сам автор: «Историк должен быть беспристрастен, но беспристрастность не означает равнодушия к классовой борьбе». Сегодня эта фраза звучит как ключ к пониманию всей его методологии. Для современных исследователей книга — напоминание о том, как идеология может исказить даже серьёзное научное исследование.