Зодческие работы

Что такое масонское общество? — Ответ масона

Масонское общество, его девизы, философия, история и этика

Отвечая на самый простой вопрос — «А что есть масонство вообще?» — трудно дать однозначный ответ. Важно отметить, что масонство — это прежде всего современное духовно-этическое и братское движение, составляют которое люди,то есть сообщество.

На протяжении веков завеса тайны порождала бесчисленные мифы. Из-за таинственности в масонстве видят то тайное правительство мира, то сатанинское собрание. На самом деле масонство — одно из старейших и, пожалуй, наиболее известных братских объединений, чья история тесно переплетена с эпохой Просвещения, формированием гражданского общества и развитием гуманистических идей. Эта статья приоткроет лёгкую завесу над его не слишком скрытой сутью, историей и современностью, отделяя факты от вымысла.

Не религия, а моральная система

Масонство (или франкмасонство, от фр. franc-maçon — «вольный каменщик») — это прежде всего философско-этическое и братское движение, возникшее в начале XVIII века в Англии на базе более древних традиций. Масонство можно назвать особой системой нравственности, скрытой под покровом аллегорий и проиллюстрированной символами.

Масонство — не религия. Оно не имеет собственной догматики, культа или священнослужителей. Его основа — вера в Высшее Начало, которое именуется «Великим Архитектором Вселенной» (ВАВ).

Этот термин, уходящий корнями в деизм, при некоторых допущениях является нейтральным и позволяет масонам самых разных конфессий — христианам, иудеям, мусульманам и другим монотеистам — собираться под одной крышей, не вступая в религиозные споры. ВАВ — это не личностный Бог конкретной религии, а универсальный символ Творца и космического порядка, в который каждый брат вправе верить по-своему.

Впрочем, многие масоны, включая и того, кто готовил этот ответ, скептически считают чистую деистическую идею проверяемо ошибочной. И в некоторых традициях или случаях они именуют ВАВ не только Великим Архитектором, а ещё и Г******** или С********* Вселенной, вкладывая в эти термины в том числе и религиозно-философский подтекст. И создавая из ВАВ по-настоящему универсальный символ Живого Творца.

Мост от оперативного к спекулятивному

Наиболее обоснованная и общепринятая версия происхождения масонства связывает его со средневековыми гильдиями оперативных (ремесленных) каменщиков, возводивших величественные готические соборы Европы. Эти мастера обладали сложными профессиональными знаниями и секретами, которые тщательно охранялись и передавались из поколения в поколение. Их братства имели собственные уставы, знаки узнавания и систему взаимопомощи.

С окончанием эпохи масштабного соборного строительства в XVII веке гильдии начали приходить в упадок. В это время в них стали принимать «принятых» или «спекулятивных» (умозрительных) масонов — людей, не связанных с ремеслом, но увлечённых философией, этикой и символизмом строительного искусства. Это были представители аристократии, интеллигенции и финансовой элиты, искавшие духовное братство вне рамок церкви и двора.

1717 год и Конституции Андерсона

24 июня 1717 года четыре лондонские ложи объединились в первую Великую ложу Англии. Эта дата считается официальным рождением современного, спекулятивного масонства.

В 1723 году пастор Джеймс Андерсон разработал «Конституции вольных каменщиков» — документ, ставший основополагающим для большинства масонских юрисдикций мира. В нём были сформулированы ключевые принципы братства: вера в Бога, соблюдение законов страны, запрет на обсуждение религии и политики в ложе, а также обязанность помогать братьям и их семьям.

Именно «Конституции Андерсона» заложили основы масонской этики и организационной структуры и впервые официально закрепили запрет на политические и религиозные споры внутри ложи — чтобы сохранить гармонию между братьями разных взглядов.

Иерархия роя, братство без единого центра

Масонство не является централизованной организацией и не имеет мирового руководства. Его структура основана на принципе автономии:

  • Ложа — первичная и основная ячейка масонства. Именно в ней проходят собрания, проводятся ритуалы и рождается братская связь.
  • Великая ложа (или Великий Восток) — управляющий орган, курирующий деятельность лож в пределах своей юрисдикции (обычно это страна или регион). Великие ложи независимы и признают друг друга на основе общих принципов, в первую очередь — веры в ВАВ и использования «Книги Священного Закона» (Библии, Торы, Корана и т.д.) на алтаре ложи.

Важно понимать, что не все масонские организации признаются друг другом. Существует понятие «регулярных» и «непризнанных» («нерегулярных») лож, что создаёт определённую фрагментацию в масонском мире.

Степени посвящения: путь самопознания

Основа масонской системы — три символические степени, представляющие собой ступени духовного и нравственного развития:

  • Ученик — символизирует духовное рождение и начало пути. Масон учится основам этики и символизма.
  • Подмастерье — степень роста и самопознания, где брат углубляет свои знания и учится применять их на практике.
  • Мастер — высшая степень в символической ложе, символизирующая мудрость, зрелость и готовность помогать другим на их пути.

Каждая степень сопровождается особым ритуалом инициации, в ходе которого кандидату открываются новые аспекты масонства. Тайные знаки, слова и рукопожатия служат не для скрытности ради неё самой, а как инструменты для узнавания братьев и проверки их знаний.

Существуют также так называемые «высшие степени» (например, в Древнем и Принятом Шотландском Уставе), но они представляют собой продолжение философского и исторического изучения, а не иерархию власти над символическими ложами.

Язык архитекторов души — символика

Символы — это язык масонства, заимствованный из строительного ремесла и наполненный философским смыслом:

  • Циркуль и Наугольник — главные эмблемы. Циркуль, описывающий круг, символизирует Небо, духовное, ограничение своих страстей. Наугольник, создающий прямой угол, символизирует Землю, материальное, справедливость и праведные поступки. Вместе они учат масона уравновешивать духовное и материальное в своей жизни.
  • Фартук — белый кожаный передник, унаследованный от оперативных каменщиков. Он является величайшим знаком отличия, знаком чести, символизирует чистоту помыслов и труд над собой. Цвет и украшения фартука меняются в зависимости от степени масона. Масонский фартук является для многих братьев личной и священной вещью.
  • Великий Архитектор Вселенной — абстрактное понятие, часто символически изображаемое как «Всевидящее Око» в треугольнике. Этот символ заимствован масонами как древний образ, использовавшийся ещё в христианской иконографии как «Око Божие».

Чем занимаются современные масоны?

Современная деятельность масонов далека от конспирологических фантазий о мировых заговорах. Она сосредоточена на четырёх столпах:

  1. Самосовершенствование: главная цель — работа над собой, стремление к нравственному очищению и развитию добродетелей.
  2. Просвещение: на собраниях обсуждаются «зодческие работы» — доклады на темы философии, истории, науки и искусства, что продолжает традиции Просвещения.
  3. Благотворительность: одна из важнейших добродетелей. Зарубежные масонские организации — одни из крупнейших благотворителей в мире.
  4. Братское общение: создание сообщества взаимной поддержки, дружбы и доверия.

Масонские девизы: этика, символизм и историческая эволюция

Но есть нечто, выражающее саму суть масонства и находящееся обычно на виду. Это — знамя, то, что масоны заявляют о себе внешнему миру. То, что они пишут на гербах, щитах, обложках книг и официальных документах. Не скрытые символы, а вполне доступные непосвящённым слова. Это своего рода «этикетка», которую масоны предлагают миру. Масонские девизы отражают как духовно-этическую основу масонства, так и его историческое развитие через символику и многоязычные изречения — преимущественно латинские, но также ивритские и французские.

Можно долго обсуждать истинные цели масонов и скрытые значения таких внешних проявлений. Их действительно много. Можно также задаться вопросом: не вынуждено ли было масонство в разные эпохи принимать облик, соответствующий повестке дня? Однако одно можно утверждать с уверенностью: на своё знамя, на символ масонства, никогда не могла бы быть помещена информация, противоречащая духу и принципам Ордена. Предлагаемый ниже перечень масонских девизов, сгруппированный в хронологическом порядке, призван не только продемонстрировать их красоту и глубину, но и помочь читателю составить собственное мнение об их значении и использовании.

Эти девизы выражают сущность и цели либо всего Ордена в целом, либо конкретной ветви, к которой они относятся. Многие из них заимствованы из классического источника — «Энциклопедии масонства» Альберта Маккея (Mackey’s Encyclopedia of Freemasonry).

Истоки: от цехов к Великим ложам

Несмотря на символическое значение 1717 года для современного масонства, корни масонства уходят гораздо глубже — в средневековые собрания оперативных каменщиков. Наше путешествие в мир масонских девизов начинается с 1472 года, когда Лондонская компания вольных каменщиков (London Company of Freemasons) выбрала девиз:
«God is our Guide»«Бог — наш Проводник».
Этот девиз утверждает не только единство Бога, но и живую связь между Ним и человеком. Бог здесь — не абстракция, а активный Проводник, чей промысел проявляется в течение жизни души и человека.

Спустя два столетия, в 1677 году, Лондонская компания каменщиков (London Company of Masons) использует девиз:
«In Deo fiducia vinces»«В Боге — вся наша надежда» (буквально: «В Боге упование — и ты победишь»).
Акцент здесь смещается: человек свободен в своих действиях, но обретает уверенность и силу в вере. Этот девиз ближе к деистической философии, где Бог — Творец, но Его прямое вмешательство в повседневную жизнь не предполагается.

Эпоха формирования: Великие ложи и их символы

В 1717 году, с основанием Первой Великой ложи вольных каменщиков (Premier Grand Lodge of Freemasons), был принят тот же девиз:
«In Deo fiducia vinces»«В Боге — вся наша надежда и упование» (англ. “In the Lord is all our Trust”).
Здесь Бог представлен как Источник и Создатель, а также как Истина и Цель, однако вопрос о Его промысле в конкретной человеческой судьбе остаётся открытым.

В 1751 году «Древняя» Великая ложа (Ancient Grand Lodge) выбирает девиз:
«Holiness to the Lord»«Святыня Господня» (Исход 39:30).
Этот призыв «спускает» нас с философских высот в сферу повседневной духовной практики. Он подчёркивает, что святость принадлежит только Богу, и тем самым противопоставляет истинное поклонение языческому многобожию или идолопоклонству.

Интересный девиз появляется в 1740-е годы в степени Знакового мастера (Mark Master):
«Lapis reprobatus caput anguli»«Камень, который отвергли, стал главою угла» (Деяния 4:11).
Этот девиз носит глубоко личный и мотивирующий характер. Он говорит о надежде, предназначении и ценности Бога, даже если он был отвергнут. Это призыв к поиску истинного пути в рамках и во имя божественного замысла. И к спасению Именем Его.

Эпоха Просвещения и символизм высших степеней

В 1780 году храмовское масонство (Templar Masonry) принимает девиз:
«In hoc signo vinces»«Сим знамением победишь».
Это — призыв к вере в правоту своего дела и уверенность в конечной победе света над тьмой.

В 1783 году Капитулярное масонство вновь обращается к формуле:
«Kodesh LaYehovah»: {קֹ֖דֶשׁ לַֽיהוָֽה}«Святость Господу», подтверждая преемственность духовных ценностей, но на иврите, подчёркивая особое значение книги Исход (28:36-37) для иудеев и человечества.

1802 год становится временем двух ключевых формулировок. Граф де Грасс (Count de Grasse) провозглашает:
«Ordo ab Chao»«Порядок из хаоса» (англ. Order out of Chaos).
Этот девиз символизирует не только космогонический акт Творения, но и участие человека в этом божественном деле — превращении хаоса собственной души и мира в гармоничный порядок.

В том же году Шотландский устав (Scottish Rite) формулирует:
«Lux e tenebris»«Свет из тьмы» (англ. “Light out of darkness”).
Это — метафора инициации и просвещения, где свет истины рождается в глубине незнания и символизирует бесконечный путь познания.

В 1815 году на гербе Объединённой великой ложи Англии (UGLE) снова появляется исторический девиз:
«Kodesh la Adonai» (Исход 28:36) — «Святость Господу», что ещё раз подчёркивает центральную роль божественной святости в масонской этике, теперь без отсылки к ивриту. Эти золотые слова — для всех.

Девизы Шотландского устава (с 1855 г.)

С 1855 года формируются устойчивые девизы для высших степеней Шотландского устава:

  • 14°: «Virtus junxit, mors non separabit»«Что добродетель соединила, то смерть не разлучит».
    Этот девиз говорит о вечности моральных связей и о том, что истинное братство преодолевает даже смерть.
  • 30°: «Ne plus ultra»«Ничего сверх этого» (англ. Nothing more beyond).
    Хотя буквально это означает «предела выше нет», в масонском контексте это не финал, а признание высшей ценности Великого Дела. Этот девиз традиционно ассоциируется со степенью Рыцаря Кадоша, которая долгое время считалась вершиной системы дополнительных степеней масонства.
  • 32°: «Spes mea in Deo est»«Надежда моя — в Боге» (My hope is in God).
    Здесь подчёркивается личная зависимость от Бога как источника силы и надежды в настоящем, равно как и в цели жизни.
  • 33°: «Deus meumque Jus»«Бог и моё право» (God and my right).
    В Южной юрисдикции США используется французская форма: «Dieu et mon Droit». Этот девиз отражает двойственность: с одной стороны, абсолютное признание Бога как источника, проводника и цели, с другой — осознание собственного нравственного права и достоинства, что перекликается с идеями Канта о моральном законе внутри человека.

Этические и универсальные девизы

Особое место занимает этический девиз:
«Audi, vide, tace», или в полной форме: «Audi, vide, tace, si vis vivere in pace»«Слушай, смотри, молчи, если хочешь жить в мире» (англ. Hear, see, be silent, if you would live in peace).
Этот принцип предостерегает от поспешных суждений и призывает к мудрости молчания, особенно в том, что касается тайн и внутренней жизни Ложи.

В 1865 году Орден Красного Креста (Order of the Red Cross) принимает девиз:
«Magna est Veritas, et praevalabit»«Велика истина, и она восторжествует» (“Great is truth, and it will prevail”).
Это — выражение непоколебимой веры в конечную победу истины, несмотря на все временные трудности.

Широко известен также девиз:
«Pulsanti operietur»«Тому, кто стучит, отворится» (to him who knocks it shall be opened).
Он подчёркивает, что путь в масонство начинается с личной инициативы искателя. И то, что источник рождает действие.

Не менее знаменит акроним G.O.D., составленный из ивритских слов:
«Gomer, Oz, Dabar»«Мудрость, Сила, Красота» (Wisdom, Strength and Beauty).
Эти три столпа составляют основу масонского храма и символизируют гармонию интеллекта, воли и эстетики в человеке.

Ещё один вдохновляющий призыв:
«Bene agere et laetari»«Твори добро с радостью» (“Do good cheerfully”).
Это — напоминание, что служение должно быть не тяжким долгом, а радостным выражением внутренней добродетели.

«Свобода, Равенство, Братство!»

Пожалуй, самым известным из всех масонских слоганов является:
«Liberté, Égalité, Fraternité!»«Свобода, Равенство, Братство!».
Хотя этот лозунг стал позже символом Французской революции, его корни глубоко уходят в масонскую философию Просвещения. Он выражает идеал общества, построенного на уважении к личности, справедливости и братской любви — ценностях, которые остаются в центре масонского учения и по сей день.

Таким образом, масонские девизы — это не просто красивые фразы. Это видимая часть масонской философии, исторической памяти и этический компас, направляющий масонов на протяжении веков.

Что такое масонство?

Современное масонство — это живая философская традиция, предлагающая человеку путь к самопознанию, нравственному совершенству и служению обществу. Его сила — во внутренней работе, в многовековой традиции братства, основанной на принципах истины, благотворительности и братской любви.

В мире, раздираемом конфликтами и идеологическими противоречиями, идеалы масонства — терпимость, уважение к чужому мнению и стремление к общему благу — приобретают особую актуальность. Масонское общество — уникальная социальная структура, сохранившая и объединившая традиции от средневековых гильдий до философии Просвещения. Оно создаёт пространство для братской связи и наполняет смыслом каждое собрание.