«Дхаммапада» — одно из важнейших произведений буддийской литературы, составленное, как говорит традиция, из стихотворных изречений Будды Шакьямуни, произносившихся им по поводу того или иного случая. В Дхаммападе изложены основные этические принципы раннего буддизма.
На русском языке «Дхаммапада: Стихи о дхарме» доступно от издательства «София», 2022 г., Москва. Перевод выполнен с пали, включает комментарии буддийского учителя Валполы Рахулы и введение, объясняющее исторический контекст текста. «Дхаммапада» также есть от издательства «Эксмо», 2019 г., Москва — адаптированный перевод с иллюстрациями и пояснениями ключевых терминов. И «Дхаммапада: Путь Будды» от издательства «Амрита-Русь», 2020 г., Санкт-Петербург — оно включает параллельный текст на пали и русском языке. Есть электронные версии.
Книга представляет собой собрание изречений Будды, раскрывающих суть его учения — преодоление страдания через нравственность, мудрость и медитацию. Что будет полезно для изучающих буддизм, философию и сравнительное религиоведение, практикующих медитацию и тех, кто ищет духовные ориентиры. Ключевые темы книги: Четыре благородные истины, природа страдания, его причина, прекращение и путь к освобождению; Восьмеричный путь, правильное понимание, мышление, речь, действие, образ жизни, усилие, осознанность, сосредоточение; Карма и перерождение, последствия действий и их влияние на будущие жизни; Роль ума: «Ум предшествует всем явлениям; ум — их основа». Текст подчеркивает важность медитации и мистического опыта просветления (нирваны) — выхода за пределы циклов перерождений. Каждая из 26 глав книги посвящена определённому аспекту учения.
- «Ямкавагга» (Глава о парах). Контраст между мудростью и невежеством: «Зло совершается самим собой, рождается самим собой».
- «Аппамадавагга» (Глава о внимательности). Призыв к осознанности: «Бдительные не умирают, невнимательные — словно мертвы».
- «Читтавагга» (Глава об уме). Управление умом как ключ к освобождению: «Ум трудно уловить, он летает за наслаждениями. Укротить его — благо».
- «Пандиттавагга» (Глава о мудрых). Идеал архата (просветлённого): «Мудрый не скорбит — он свободен от желаний».
- «Нирванавагга» (Глава о нирване). Описание конечной цели: «Нет пути выше истины, нет счастья выше покоя».
Афористичность, краткость стихов требует глубокого анализа и комментариев, что может затруднить понимание для новичков. Рекомендуется читать с пояснениями (например, «Сердце буддийского учения» Тхить Нят Ханя). Необходимо обязательно учитывать культурный контекст. Метафоры, связанные с индийской философией (карма, сансара), не всегда очевидны для западного читателя и могут быть восприняты неправильно или, часто, противоположно. Нет единого канонического текста — версии на пали, санскрите и китайском могут расходиться (смотрите «Сравнительную Дхаммапада» В.П. Андросова). Что уж говорить о переводах.
Нужно отметить, что буддизм не статичен, в буддизме не принято возводить «Дхаммападу» в ранг абсолютного идеала. Многое из древних текстов переосмыслены, адаптированы, изменены. Трактовка «не-я» (анатта) некоторыми школами буддизма акцентируется иначе. Роль аскетизма сегодня очень популярна, хоть Будда отвергал крайности. Современные интерпретации иногда преувеличивают аскезу.
В книге изложены древние основы буддийской этики и психологии, практические советы для развития осознанности и сострадания.
Главные мысли: Страдание возникает из привязанностей; прекратить его можно через Восьмеричный путь; Ум — источник как рабства, так и освобождения; Нравственность, медитация и мудрость — три столпа духовного роста.
«Дхаммапада» — священный древний текст, руководство к жизни. Её афоризмы учат, что просветление начинается с малого: контроля над мыслями, словами и поступками. Рекомендую также «Сутта-питаку» — сборник проповедей Будды, «Искусство счастья» Далай-ламы XIV — современное прочтение буддийских принципов и «Осознанность» Энтони де Мелло — межконфессиональный подход к медитации.