Это моя любимая книга. «Добротолюбие» – лучший труд для понимания православной культуры, её особенного пути, она позволит вам найти истинное спокойствие и сосредоточение. На своём уме, на своём сердце, на своих чувствах, на своих мыслях, на Боге. Читая эту книгу, труд совершает читатель. Это Великая Книга. Я пока что ознакомился с фрагментами.
Составителем «Добротолюбия» является в первую очередь святитель Паисий Величковский (XVIII в., перевод и компиляция текстов IV–XV вв.). «Добротолюбие в русском переводе» можно найти в магазинах в 5 томах, дополненое святителем Феофаном Затворником. Но для понимания любви, пути и православия, для всех мирян подойдёт и сокращенная версия. Я держал в руках первый том оригинального «Добротолюбия», но пока что не созрел до чтения оригинала. Первое полное русское издание — 1793 г., современные переиздания — 2010, 2017, 2022 гг. Книги издаются «Сретенским монастырём» и «Сибирской Благозвонницей».
Это книга о духовном совершенствовании через аскезу, молитву и борьбу со страстями. Она о исихазме – практике умно-сердечной молитвы («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя»). О трезвении – бдительности над помыслами как основе духовной жизни. И о смирении – «Кто не имеет смирения, все дела его тщетны» (авва Дорофей). Книга в первую очередь для монашествующих, духовных наставников, мирянн, ищущих углублённой молитвенной практики. И для исследователей православной аскетики и патристики. В книге содержится учение о страстях и добродетелях и описание мистического опыта единения с Богом (обожение).
Сборник включает тексты святых отцов Восточной Церкви:
- Тома 1–2. Авва Исаия, Евагрий Понтийский — основы борьбы с помыслами. Иоанн Лествичник («Лествица») — 30 ступеней восхождения к Богу.
- Тома 3–4. Симон Новый Богослов, Григорий Синаит — мистика света и умной молитвы. Григорий Палама — защита исихазма как учения о нетварном Фаворском свете.
- Том 5. Дополнения Феофана Затворника — адаптация аскетических практик для мирян.
Примеры глав: «О хранении ума» (Никита Стифат): «Ум, очищенный молитвой, становится зеркалом Божественного света»; «О слезах» (Иоанн Карпафский): «Слёзы покаяния — второе крещение».
Эти книги – сокровищница многовекового монашеского опыта, духовная глубина их непостижима. Книги повлияли на возрождение исихазма в России, влияние на оптинских старцев и Серафима Саровского. Книги старые и не адаптированные. Архаичная лексика и специфические термины (например, «мысленные брани», «прелесть») – затрудняют чтение. Без наставника тексты могут быть неверно истолкованы, высокий риск буквализма (предупреждение Феофана Затворника). Для новичков, можно начать с «Лествицы» Иоанна Лествичника (более структурированный текст). Для контраста – «Откровенные рассказы странника» (практика Иисусовой молитвы в народной традиции).
«Путь к Богу лежит через очищение сердца и непрестанную молитву». Читатель получит понимание основ православной аскетики и её связи с мистическим богословием, практические советы для духовной борьбы и молитвенного делания.
«Ум, соединённый с сердцем в молитве, становится обителью Святого Духа» (Григорий Палама).
«Добротолюбие» — фундаментальный текст православной духовности.