Зодческие работы

Масонство — не доктрина, а метод

масонство не доктрина, а метод

Зодческая работа

«Масонство — не доктрина, а метод»

бр. И. Ш. в степени Мастера

Москва 2019

 

«Вы не думайте, что масонство какая-то религия, какое-то тайное общество… масонство – это метод!»

Владимир Леонидович Вяземский(1)

Если бы меня спросили: «что есть масонство?» до моего посвящения в вольные каменщики, я бы коротко ответил: «это тайная организация».

Если бы меня спросили: «что есть масонство?» в мою бытность Учеником, я бы ответил: «масонство — это всемирная братская цепь».

Если бы меня спросили: «что есть масонство?» после моего посвящения в Подмастерья, я бы сказал: «это непрестанная работа над собой».

А если задать мне этот вопрос сейчас, то я, конечно же, постараюсь сходу на него ответить, но при этом буду уверенным в том, что я не ответил так полно и правильно, как я это чувствую. Ведь Мастер понимает лучше Ученика и Подмастерья, насколько его знания и умения еще далеки от совершенства. Это, конечно, не означает, что мои предыдущие ответы на такой простой вопрос неправильные. Ведь каждый из них отражает какую-то одну из сторон понимания Ордена вольных каменщиков.

Так, в профанском мире вульгарное понимание масонства и его методов традиционно простирается от примитивного понимания его как просто «тайного общества» до построений теорий «мирового масонского заговора» с методами «разлагай, оглупляй и властвуй» и вариациями от «еврейского» до «сатанинского».

Но для тех пытливых личностей, кто не привык доверять мнению толпы, кто принял посвящение и продолжил свои поиски в лоне Ордена, понятие и смысл масонства постепенно, в процессе работы над собой, предстают все в более глубоких и интересных красках.

Так как же понимаю сущность масонства я после прохождения уже нескольких ступеней посвящения?

Конечно же, эта моя работа вовсе не претендует на полноту или хотя бы на утверждение даже не всей, а только части Истины, она – лишь размышления над одним, но важным вопросом, который волнует каждого Брата. Ведь этот простой вопрос сродни вопросу о смысле жизни. Недаром величайший русский вольный каменщик Новиков неоднократно задавал себе вопрос: «Что такое масонство?» – и не чувствовал себя в силах на него ответить(1).

«Масонство» традиционно определяется как «нравственно-этическая система, скрытая в аллегориях и иллюстрируемая символами»(2). В таком узком понимании масонство подходит под определение «доктрина» (лат. doctrina «учение, наука, обучение, образованность») — то есть философская, политическая либо правовая теория, религиозная концепция, учение, система воззрений.

Но с самого начала пути ученика в Ложе ему постепенно, не непрестанно старшие Братья помогают осознать цели и все многогранное содержание масонской работы – это «самосовершенствование и просвещение человеков для их улучшения»(2) и основные ее принципы.

И на этом пути Ученик доверяет словам старших Братьев, Подмастерье – начинает осознавать, а Мастер – уже твердо знает, что сам этот путь к Свету бесконечен так же, как бесконечен путь к Совершенству, и строительство Храма внутри себя — непрестанно. Тут важно выбрать правильный путь и не сворачивать с него. Для этого Братство сохранило в традиции и предоставляет каждому своему члену специальные методы проведения масонской работы. Какие это методы и как ими овладеть?

В 1960 году Брат Михаил Васильевич Гардер в своем докладе дал такое прекрасное описание масонского метода: «Посвятительный метод, основанный на идее универсальности и прибегающий к символике ввиду самосовершенства человека через самопознание в тесной и братской связи с ему подобными людьми и имеющий идеальной целью познание истины и приобщение к ней всего человечества.»(1).

Это прекрасное определение можно дополнить такой мыслью Хатченса о самосовершенствовании: «Мы же стремимся учить людей не Истине, а скорее пути к Истине. Каждый должен найти свою Истину сам. Мы стремимся стать всего лишь проводниками на этом пути, обучая общим корням разнообразных философских и религиозных учений и подходов к понятию Веры, чтобы у людей появилось больше общего в понимании Добра и Зла, а также природы бытия Божьего…»(3)

А Брат Евгений Щ. справедливо указывает, что «тайный» метод масонства — уникальный способ нравственного совершенствования: старинный способ развития души и ума — узнать можно только в процессе масонской работы, эту тайну невозможно «выкрасть», ее можно только прожить.(4)

Эти глубокие мысли Братьев о масонском методе, который и составляет одну из тайн Ордена, явно перекликаются с легендой о Мастере Хираме, у которого нечестивые подмастерья пытались получить заветное слово, но услышали вместо него намного более важную и сокровенную истину: масонская тайна не сообщается, но сама открывается ищущему ее только после завершения срока обучения, настойчивой, упорной работы и овладения достаточным числом навыков и умений.

Я не могу дать определение сути масонского метода лучше этих высоко посвященных Братьев, но все-таки мне бы хотелось дополнительно подчеркнуть такие важные аспекты масонского метода работы, как сочетание эзотерического и символического подходов, свободомыслие и антидогматизм, совместная братская созидательная работа, ее ясная нравственно-этическая направленность — к Свету Истины, к добру, мудрости, гармонии и, самое важное — проведение работ во славу В∴А∴В∴: «Non Nobis Domine, Non Nobis, Sed Nomini Tuo Da Gloriam».

И теперь уже само Братство в сознании посвященного трансформируется из общества или системы в путь, другими словами, в метод, ведь понятие «метод» происходит от древнегреческого слова «μέθοδος» — путь исследования или познания. И это преображение прекрасно: теперь посвященный Брат не ограничен какой-то одной системой или учением или концепцией, у него в руках гораздо более сильное орудие – масонский «ключ» — метод познания, понимания и отношения к жизни. Он даже более сильный, чем чисто научный метод, поскольку непротиворечиво соединяет в себе и науку, и религию, и эзотерику, и экзотерику, изначально гуманистичен и направлен к Свету Истины. Движение по такому пути бесконечно.

Вот теперь я намного лучше стал понимать смысл многократно слышанных мною от старших братьев слов: «Масонство — это образ жизни»!

Какой же вывод можно сделать из этих моих размышлений? Для меня он кажется простым и очевидным: всё богатство масонских методов работы в Братстве по мере становления и возрастания каждого истинного Брата превращаются для него в один универсальный масонский образ жизни, масонское отношение к жизни и цельное масонское мировоззрение и в цель — Стремись к Свету и Истине сам, неси Свет Братьям и в профанский мир во славу В∴А∴В∴!

Я сказал.

______________________________________

(1) О масонском методе — Доклад Брата М.В. Гардера, 1960. — текст на интернет-сайте astrea.spb.ru.

(2) Общие принципы масонства. – текст на интернет-сайте www.mason.ru.

(3) Бр. Зелот. Тезисы к лекции по масонcтву в Колледже Телема-93. Лекция 2 «Масонство: форма и содержание, учение и ритуал.» — текст на интернет-сайте fr-hiram.blogspot.com/2009/03/c-93.html.

(4) Евгений Щукин. Как (и зачем) можно стать масоном в современной России. – текст на интернет-сайте knife.media/freemasonry.