Sign in to follow this  
Followers 0

Фридрих Людвиг Шрёдер

1 post in this topic

Posted (edited)

                                               275px-Friedrich_Ludwig_Schr%C3%B6der_%28

 

Фридрих Людвиг Шрёдер (3 ноября 1744Шверин — 3 сентября 1816Реллинген вблизи Пиннеберга) — немецкий актёр, театральный директор, драматург, великий мастер Великой ложи Гамбурга. Как реформатор масонства известен созданием масонского ритуала, впоследствии названного в его честь. Этот ритуал до сих пор используют масонские ложи в Германии, Бразилии, Австрии, Швейцарии, Болгарии, а также старейшая немецкая ложа «Авессалом к трём крапивам».

Его мать — София Шарлотта Шрёдер (урождённая Бирейхль и вдова органиста Шрёдера) вышла в 1749 году в Москве замуж за актёра Конрада Эрнста Акерманна. Фридриху пришлось переехать в Курляндию, а затем в Пруссию и Польшу, где он неоднократно выступал в детских ролях в спектаклях.

В 1756 году родители всё же оставляют его в «колледже Фридриха» в Кёнигсберге, во время учёбы в котором он проживает у сапожника, а затем у канатоходца.

В 1759 году он возвращается к родителям, в Швейцарию, где и получает образование, как актёр и танцор. Проехав потом через Швейцарию и земли Рейна (Рейнланд), в 1764 году он вступает в «Акермановское общество» в Гамбурге, где в начале проявил себя как замечательный балетмейстер и комик, затем сменив амплуа на трагические роли, где и был признан, как один из лучших мастеров.

Шрёдер знакомится с просветителем Готхольдом Эфраимом Лессингом, когда тот в 1767 годупосещает Гамбург и работает в Гамбургском национальном театре, драматургом и критиком. Из-за экономических причин театр был вынужден закрыться в 1769 году. После смерти Акермана в 1771 годуШрёдер с матерью берут на себя руководство Гамбургской сценой. После постановки комедии «Коварный» он делает себе имя, как драматург. Вскоре следует целый ряд постановок, параллельно Шрёдер активно занимается улучшением и модернизацией немецких театров.

Особенно известным его делает постановка трагедий Уильяма Шекспира в переводе Кристофа Мартина Виланда. В 1776 году (впервые в городе Гамбурге) им была представлена трагедия «Гамлет»; главную роль блестяще исполнил его ученик Франц Брокман.

В 1780 году Шрёдер отправляется в поездку по Германии, затем едет в Париж и в 1781 году в Вену, где возглавляет Венский дворцовый театр. Однако вскоре вновь возвращается в Гамбург, где и возглавляет театр до 1798 года. Приобретает в этом же году поместье Реллинген, переезжает туда, где посвящает себя литературной деятельности.

В 1811 году он принимает вновь на себя руководство сценой. В последующие годы прославился, как исполнитель ролей короля Лира, Филиппа II в шиллеровском «Дон Карлосе».

 

В 1774 году, по предложению Йоханна Кристофа Бодеса, без баллотировки был принят в гамбургскую ложу «Эммануэль к ландышу», в которой в 1775 году получил степень мастера масона. В 1787 годустановится мастером стула в той же ложе.

В 1792-93 году он становится членом ложи «Единство и толерантность». В 1795 году по его инициативе открывается вольнокаменщический госпиталь в Гамбурге. С подачи Шрёдера «Великая ложа Гамбурга», в 1811 году, становится независимой самоуправляемой великой ложей. С 1814 года он становится её великим мастером и возглавляет её до своей смерти в 1816 году. Параллельно к своей работе в ложе «Эммануель к ландышу», он основывает дикую ложу «Элиза к тёплому сердцу», которая была задумана для актёров, и где в основном актёры и работали. Ложа распалась в 1777 году. Шрёдер был сооснователем «Узкого союза» и сотрудником «Союза германских вольных каменщиков», позже и «Союза согласных». В начале 1800 года он становится решительным реформатором масонского ритуала в сотрудничестве с Йоханном Готтфридом Хердером, Иоганном Вольфгангом фон Гёте, Карлом Леонардом Райнхольдом и Кристофом Вильгельмом Хуфеландом.

Во второй половине 18-го века система этаблировалась в т. н. «строгое соблюдение» — систему иерархическую, опирающуюся на английскую систему дополнительных степеней.

200px-Althamburgischer_Ged%C3%A4chtnisfr
 
Надгробная плита на могиле Ф. Л. Шрёдера

К началу 1780-х годов возникает движение по возвращению к старому ритуалу трёх градусов (ученик-подмастерье-мастер), в этом процессе реформ Георг Хайнрих Зивекинг требует ликвидации «иероглифов и символов» и называет их и обычаи — фарсом. Шрёдер отвечает речью «Нравственность и услужливость, как первичная материя дружбы, равно как о наших символах и тайнах» в своей ложе «Эмануэль». В этой речи он высказывает требование роспуска масонства сразу и показывает его значимость для братской цепи. Это приводит к словесным баталиям между ним и Зевекингом, в результате Зевекинг 10 апреля 1790 года оставляет должность мастера стулагамбургской ложи «Св. Георг к зелёной ели» и прекращает активную масонскую деятельность.

Так как старые английские тексты оказались утеряны, предпринимается попытка их реконструировать. На этом поприще Шрёдер особенно проявил себя. Он собирает «Материалы о истории масонства с дня его основания в 1723 году» и в 1815 году издаёт их. На основании данной работы он создаёт немецкие ритуалы для трёх первых градусов, которые по сегодняшний день называются ритуалами Шрёдера и используются благодаря своей простой ясности и ритуальной динамике так же как и признание «идеи республиканства». Масонский исследователь Игнац Аврелий Фесслер в Берлине работал над подобными же реформами, и в конце предложил всё же другой путь (Ритуал Фесслера).

Шрёдер был похоронен в Гамбурге на Ольсдорфском кладбище.

Edited by ДМ
1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0