Символизм огня в масонстве

12 posts in this topic

Posted

Эта небольшая зодческая работа была написана мной некоторое время назад, сегодня решил выложить её в открытую часть (немного сократив B) ), возможно она будет интересна не только братьям.

Огонь – единственная из четырех стихий, которая физически присутствует в Ложе во время проведения каждых работ и которой уделяется особое внимание. В своих символических значениях огонь объединяет крайности – он символизирует смерть и уничтожение старого настолько же, насколько и очищение, возрождение в новом качестве. Во время работ огонь становится символом их открытия. Когда в Храме зажигаются свечи, он, таким образом, открывается для Света. Огонь сопровождает человека с глубокой древности и, думаю, не ошибусь, если скажу, что любая мистерия придает пламени особое значение. Это означает, что за долгие века существования цивилизации, символика огня приобрела множество значений, объединить которые я попробую в своей скромной работе.

Огонь был первым богом человека, он собирал вокруг себя сообщества холодными ночами и казался людям настоящим чудом. Стоит помнить, что огонь – стихия, устремленная в Небо, таким образом, уже своим направлением он символизирует проводника между землей и небом. Тепло огня ассоциировалось с теплом солнца, и благодаря ритуальным мистериям солнечных культов огонь обрел свою символику, используемую в современных тайных традициях. Солнечный Бог давал человеку жизнь, даруя ему тепло небесного светила, человек подражал богу, зажигая огонь на алтаре и передавая божественный свет от посвященного к посвященному.

Все значения Огня в масонстве можно упорядочить, разделив их на два качественных уровня. Первый из них иерархичен и представляет собой разделение огня на физический, ментальный и духовный. Физический огонь – это пламя свечей на столах, освещающие наши труды. Более тонкий, ментальный огонь, это наш внутренний свет, чувство вдохновения, ощущение новых открытий и познание прежде неведомого. Это те внутренние процессы, происходящие в нашей душе, которые позволяют нам двигаться вперед, трансформируя неблагородные металлы души в благородное золото, в тот самый Occultum Lapidem, о котором нам говорили в самом начале путешествия, в комнате размышлений. Огонь духовный – божественное влияние, символ вечной связи души со своим источником. То, что дает нам жизнь и надежду на возрождение в чертогах Всеотца. В пламени трех свечей мы можем одновременно увидеть все три «уровня» огня, таким образом горящая свеча становится символом, описывающим три уровня бытия, символом единения внешнего с внутренним.

Второй уровень значений – символический. В ритуале посвящения древних мистерий очищение Огнем символизирует смерть старого и рождение нового. Также, огонь свечей символизирует масонский Свет, который освещает Ложу в глазах новопосвященного. Огонь, как символ, имеет множество внутренних значений, размышлять о которых предстоит каждому из Братьев.

Бесспорно, символика огня активно используется в масонстве. Огонь – это символ очищения, «тонкая» стихия, символизирующая Свет и Силу Божества, явленную в нашем мире. Профан проходит сквозь эту Силу и становится Посвященным: завеса огня пропускает лишь достойное и уничтожает все тяжелое и лишнее. Внутренний огонь средневековых алхимиков – лучшая иллюстрация символического значения Огня, как принципа трансформации и изменения внутреннего Я человека. Как самая легкая из четырех стихий, Огонь разрушает Плотное, обращая его в Тонкое, сливаясь с ним в единое целое, делая подобным самому себе. Это хорошая аллегория, описывающая единение Души со своим источником, Богом, принцип обретения Света, возрождения во Всевышнем. Неспроста огонь играет важную роль в ритуале посвящения профана, превращая его в Посвященного. Процесс масонской инициации представляет собой обратный порядок человеческой жизни, путь из чрева земли к высочайшему свету, представленному «творческим огнем» или «огнем любви», благодаря которому человек рождается в физическом мире. Этот порядок стихий, составляющих все сущее в физическом мире, совпадает с вертикалью стихий Аристотеля, говорившего о земле как о самом тяжелом из элементов, а об огне – как о самом легком. При этом Гераклит Эфесский считал огонь началом всех вещей, а Гермес Трисмегист называл его «проявлением высших миров». Выше огня располагается лишь Эфир, пятый луч Пентакля, совершенная и всеобъемлющая субстанция, соприкосновение с которой происходит в момент снятия повязки, когда для новопосвященного творится новый мир и сквозь тьму слышатся слова «Да будет свет!», дарующие начало новому Творению. Это подлинное описание пути, карта восхождения от плотного к тонкому, и ключом к последней двери становится именно огонь, ставший здесь синонимом движущей силы внутреннего изменения, пламенем тигля средневекового алхимика, духом Бога, проявленным в физическом мире для того, чтобы непосвященные могли прикоснуться к нему и не утратить разум. Недаром в ритуале Великий Строитель Вселенной именуется «священным огнем, оплодотворяющим все, что живет». Таким образом, огонь становится не только символом самого Творца, но и силой его Любви, силой Жизни, нисходящей к его Творению и в свой срок возвращающейся в Дельту великой реки жизни. Душа человека также иногда сравнивается с искрой, эманацией божественного огня, явленной миру. Анаграмму I.N.R.I. иногда расшифровывают, как Igne Natura Renovatur Integra («благодаря огню возрождается вся природа»), и это воистину так: благодаря взаимосвязи с Великим Строителем Вселенной, нашему внутреннему, душевному огню, мы можем изменять и обновлять себя, совершенствуя свой внутренний мир, а значит совершенствуя свой внутренний храм. Подобно Фениксу мы стряхиваем со своих душ пепел отживших эмоций, чувств, мыслей, открывая дорогу новой личности, очищенной божественным пламенем Творца.

Библиография:

Морамарко М. «Масонство в прошлом и Настоящем»

ГУБЕРТ С. БОКС «ПРИРОДА ФРАНКМАСОНСТВА»

Витрувий «10 книг об Архитектуре»

У. Л. Уилмхерст «Масонское посвящение»

6

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Анаграмму I.N.R.I. иногда расшифровывают, как Igne Natura Renovatur Integra («благодаря огню возрождается вся природа»), и это воистину так

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

«Вода, — думал Лэнгдон, — последняя веха. И эта веха — само совершенство». Кроме того, шедевр Бернини украшал высокий обелиск подобно тому как вишенка украшает пышный сливочный торт. — А эти фразы насчет ЦЕРНа? — продолжала зудеть Макри. — Завтра у твоих дверей будет толпиться целая банда адвокатов. — ЦЕРН? Но это же совершенно очевидно! Пораскинь мозгами. Иллюминаты исчезли с лица земли в пятидесятых годах. Примерно в то время, когда был основан ЦЕРН. ЦЕРН — прекрасное место, за вывеской которого они могли спрятаться. Я не утверждаю, что все сотрудники этой организации иллюминаты. Она похожа на крупную масонскую ложу, большинство членов которой абсолютно невинные люди. Но что касается ее верхних эшелонов… (Ден Браун "АНГЕЛЫ И ДЕМОНЫ")

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Про Талмуд в контексте зодческой я явно зря вспомнил...)

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Все значения Огня в масонстве можно упорядочить, разделив их на два качественных уровня.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Данное разделение следует из каких-либо древних текстов? насколько понимаю любое волюнтаристское разделение весьма условно...Почему, например, не на три, семь, десять, одиннадцать?)

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Это творческая попытка диференциации... Тема наитруднейшая, реализация Айн Софа.. нужна конструктивная критика... Скажем, воды верхние и нижние, какого дьявола имеют отношение к Огню? 

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Куда уж более конструктивно? Например, чисто теоретически, можно, согласно каббале, ввести 10(11)(10+ Даат) "дифференциалов" соответствующих сфиротам или "22 огней", соответствующих 22 орот.

Или же, согласно теории суперструн(М-теории), ввести 10(11)(10 суперсимметрии + 1 в М-теории) квантов света, соответствующих колебаниям в 10(11) измерений или 63 переносчиками взаимодействия в суперсимметричных теориях либо 12 переносчиков взаимодействия в стандартной модели (8 глюонов 3 W,Z бозона, 1 фотон) + 1 гравитон.)

Или же, согласно современной науке иерархической логике, ввести 3(10) уровней познания огня)

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Я думаю что огонь, электричество, это проявление одной и той же энергии в различных средах. ИМХО

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Я думаю что огонь, электричество, это проявление одной и той же энергии в различных средах. ИМХО

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Евгений Пермяк.

   Как Огонь Воду замуж взял.

   Рыжий разбойник Огонь пламенно полюбил холодную красавицу Воду. Полюбил и задумал на ней жениться. Только как Огню Воду замуж взять, чтобы себя не погасить и её не высушить? Спрашивать стал. И у всех один ответ:

   – Да что ты задумал, рыжий? Какая она тебе пара? Зачем тебе холодная Вода, бездетная семья? Затосковал Огонь, загоревал. По лесам, по деревням пожарами загулял. Так и носится, только рыжая грива по ветру развевается. Гулял Огонь, горевал Огонь да встретился с толковым мастеровым человеком. Иваном его звали. Пал ему Огонь в ноги. Низким дымом стелется. Из последних сил синими языками тлеет. И жалобно-жалобно говорит:

   – Ты мастеровой человек, ты всё можешь. Хочу я разбой бросить, хочу своим домом жить. Воду замуж взять хочу, да так, чтобы она меня не погасила и я её не высушил.

   – Не горюй, Огонь. Сосватаю. Поженю. Сказал так мастеровой человек и терем стал строить. Построил терем и велел гостей звать. Пришла с жениховой стороны огневая родня: тётка Молния да двоюродный брат Вулкан. С невестиной стороны пришли старший братец Густой Туман, средний брат Косой Дождь и младшая сестра Ясноглазая Роса. Пришли они и заспорили.

   – Неслыханное дело ты, Иван, задумал, – говорит Вулкан и пламенем попыхивает. – Не бывало ещё такого, чтобы наш огневой род из водяной породы невесту выбирал. А мастеровой человек отвечает:

   – Как же не бывало! Косой Дождь с огневой Молнией в одной туче живут и друг на дружку не жалуются.

   – Это всё так, – молвил Густой Туман, – только я по себе знаю: где Огонь, где тепло, там я редеть начинаю.

   – И я, и я от тепла высыхаю! – пожаловалась Роса. – Боюсь, как бы Огонь мою сестру Воду не высушил!

   – Я такой терем построил, что они будут в нём жить да радоваться. На то я и мастеровой человек. Поверили. Свадьбу стали играть. Пошли плясать Молния с Косым Дождём. Закурился Вулкан, засверкал ярким пламенем, в ясных глазах Росы огневыми бликами заиграл. Густой Туман набражничался, на покой в овраг уполз. Отгуляли гости на свадьбе и восвояси подались. А мастеровой человек жениха с невестой в терем ввёл. Показал каждому свои хоромы, поздравил молодых и пожелал им нескончаемой жизни да сына-богатыря. Много ли, мало ли прошло времени, только родила мать Вода от отца Огня сына-богатыря. Хорошим сын богатырём вырос. Горяч, как родимый батюшка Огонь. А облик дядин – густ и белес, как Туман. Важен и влажен, как родимая матушка Вода. Силён, как Вулкан, как тётушка Молния. Вся родня в нём кровного узнаёт. Даже Дождь с Росой в нём себя видят, когда тот, остывая, капельками на землю оседает.

Хорошее имя дали богатырю: Пар. На телегу сядет Пар-богатырь – телега сама собой покатится да ещё сто других за собой повезёт. На корабль ступит Пар-чудодей – убирай паруса. Без ветра корабль катится, волну рассекает, паровой голос подаёт, корабельщиков паровым теплом греет. На завод пожалует – колёса завертит. Муку мелет, хлеб молотит, ситец ткёт, людей и. кладь возит – народу помогает, мать-отца радует. И по наши дни живут Огонь с Водой в одном железном котле-тереме. Ни она его не гасит, ни он её высушить не может. Счастливо живут. Нескончаемо. Широко. Год от году растёт сила их сына-богатыря, и слава о русском мастеровом человеке не меркнет. Весь свет теперь знает, что он холодную Воду за жаркий Огонь выйти замуж заставил, а их сына-богатыря нам, внукам-правнукам, на службу поставил.

3

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Очень красиво и энергетика заложена , трогает за душу . автору похвала  .

1

Share this post


Link to post
Share on other sites
You are commenting as a guest. If you have an account, please sign in.