Ф.М. Гемгольт Тайна творения по видимым и невидимым чудесам его

1 post in this topic

Posted

93

Книга "Тайна творения по видимым и невидимым чудесам его, из божественнаго магическаго центральнаго света, показанная чадам премудрости от неких просвещенных магов" (с семью рисунками) была издана в Москве в 1785 году в типографии И. Лопухина.

Книга содержит четыре варианта толкования на первую главу Книги Бытия Библии. Первое из них – ортодоксальное, три другие – неордотоксальные, представляющие скрытую или явную полемику с первым толкованием. Вероятно, именно неортодоксальные толкования Библии и стали причиной уничтожения этой книги.

Именно эта книга была признана одной из самых опасных масонских работ и сожжена как вредная.

Автор книги - Франциск Меркурий ван Гельмонт (1614 — 1699) — бельгийский теософ, каббалист и алхимик; развил своеобразное учение о материальных и духовных «минимах», предвосхитившее монадологию Лейбница.

Публикую предисловие

Столь кругло и кратко описывает Моисей в Первой Главе своей началъность и происхождение всех вещей, шестидневным делом творения, что вовсе ничего не пропускает, ни о невидимых, ни о видимых вещах, ни о ангелах, ни о дьяволах. Хотя то незнающее Теологи, по круглым кратким словам его почитают его, яко бы он вовсе ничего не пишет о духах, о сотворении их, о падении их во грех и пр.

Понеже в сей Главе толикое лежит скрыто основание или доказательство о начальности и происхождении всех вещей, и не возможно, вдруг изъяснить сию Главу, то беру я с Божиею помощию на себя, открыть ее Четверояким Толкованием, причем одно всегда будет основательнее и выше другого. Последнее должно быть наиправеднейшее, которое будет заключать основание. Сие же для того учинено будет , чтобы привести простодушных от малых вещей к большим, и от телесных видимых возвести к духовным невидимым, произшедшим прежде телесных. Ежели бы захотеть, тотчас с начала писать для неискусившегося грешнаго человека о свете ангелов, о падении Люцифера, о водах, то он бы истинно не разумел.

Ежели долго сидел пленник в темном узилище, и ежели бы скоро приведен был он на ясное солнце, то неотменно ослепилися бы очи его. Так кто пятью чувствами только своими учился, как скотина, и не упражнял себя в невидимых духовных размышлениях, тот не может с охотою читать или понимать последнее Четвертое Толкование, ибо оно осияло бы его лице и его ослепило.

Буквальные Теологи думают и почитают, что не возможно человеку, разуметь сию Первую Главу о творении особливо понеже читают они , что учители их признавают себя не разумеющими ее, и для того хотят сберечь до вечной Академии, где они ее выучат. Ах, нет, в оной жизни нет Академии, нет Профессора, ни толкователя писания, ни книги, ибо все твари сожжены с книгами. Для сей жизни написал Моисей сию Главу; здесь должны мы учиться, разуметь ее, в сем времени нужно изъяснять и толковать, там ничего из того не будет; другие , кои почитают за возможное, разуметь ее, суть столь ленивы, что довольствуются теми писаниями, которые принимают за светила мира, не хотят далее учиться, оставляют там, где, мнимый их Пифагор оставил, сказывают, что он. имел Духа Святого, столь и столь долго и столько лет толковал сию Главу; он хорошо потрафил, никто не может далее дойти, никто не может лучше сделать. Они привязывают термины теологическая к человекам, и думают, что никто не смеет и не может далее учиться, и что то невозможно. Сие сказывают они для лености своей потому, что они одержимы человеческою славою хуже, нежели диаволом.

Уповающее так на принятых учителей своих, ничего не знают и не ведают, и не хотят далее учиться, и другим также запрещают. Отвлекают юношество назад, сказывая; что ты хочешь делать, ежели у такого-то мужа находишь основание истины. А что они ничего не знают, то видно, когда великие выдают в печать комментарии на целую Книгу Бытия; жалко невинной бумаги! Смышленые видят, что никакой не можно сыскать известности в таком толковании; однако высокопочитается от равных им, кои также слепы. А что они также далее не учатся, то открывают они себя тем, что сказывают, я придерживаюсь сего мужа, никто не может выше его прийти, и никто не может лучше его сделать.

Что возбраняют они и другим далее искать и учиться, того никто не может отрицать. Ибо указывают они юношеству не прямых школьных учителей , но только человека, не прямые книги, но только бумагу у наполненную ложью. И хотя кто доброе пишет наставление, как в краткое время можно дойти к основанию истины, однако суть такие фарисеи которые называют то ересью, запрещают печатать , дабы их ложь открыта не была. Ибо ежели бы добрые основательных книги печатаны были, скоро бы познало юношество, куда его ведут, что есть праведно или ложно во всех членах целой религии.

Ныне хочу я взять Первое Толкование, и представить по мнению знатнейшего учителя их, и не для того поставляю оное в начале, что оно праведно, но чтобы сравнивали такое грубое нескладное толкование с другими последующими изъяснениями, и восчувствовали бы, сколь далеко отступили от основания такие комментаторы, познали бы, сколь не невозможно есть разуметь тому, который только не прилепляется к человеческим книгам и уважению или славе. Се будут стоять ложь и истина друг против друга, столько до Первой Главы Моисеевой ныне принадлежит, и из чего можно приметить, что ежели комментатор в начале погрешил, то верно и в толковании других Библейских книг не найдется праведным.

СКАЧАТЬ МОЖНО ЗДЕСЬ

93 93/93

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now